Война и дети

Название публикации: Война и дети
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 12.02.1915.
Номер выпуска: 6.
Страница(ы): 6, 7, 8
Автор: Е. Иорданская.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Научно-популярная публикация.
Персоналии: А. М. Калмыкова, Е. А. Елачич, П. Б. Шаскольский, С. А. Золотарев, С. Ф. Знаменский.
Топонимы: Англия, Бельгия, Германия, Петроград, Россия, Франция, Япония.
Ключевые слова: война, война и дети, дети.

Текст публикации

Война и дѣти.
Въ Петроградѣ недавно былъ устроенъ въ пользу общества „Трудъ и Отдыхъ** интересный вечеръ съ докладами на тему „Война и дѣти**. Въ качествѣ докладчиковъ выступили: предсѣдательница Петроградскаго общества содѣйствія дошкольному воспитанію дѣтей А. М. Калмыкова, сдѣлавшая сообщеніе на тему: „Какъ отразилась война въ жнзни дѣтей и какія задачи поставила намъ взрослымъ, родителямъ и воспитателямъ”; затѣмъ предсѣдатель педагогическаго общества взаимной помощи имени Ушинскаго—С. А. Золотаревъ—сказалъ на тему: „Война и вопросы воспитанія**, издатель журнала „Что и какъ читать дѣтямъ** Е. А. Елачичъ—о „Войнѣ и дѣтскомъ чтеніи”; С. Ф. Знаменскій сдѣлалъ докладъ на тему „Дѣти на войнѣ** и П. Б. Шаскольскій—о „Развитіи интереса къ культурѣ другихъ народовъ**.
А. М. Калмыкова въ своемъ докладѣ дала богатый фактическій матеріалъ, ярко иллюстрирующій переживанія настоящаго момента н отношеніе къ войнѣ дѣтей младшаго и старшаго возраста. Война всѣхъ застала врасплохъ. Намъ казалось, говоритъ докладчица, что война есть пережитокъ прошлаго; для XX вѣка она представлялась несовмѣстимой съ понятіемъ культуры. II когда войну пришлось признать, какъ совершившійся фактъ, мы взрослые—родители, педагоги и воспитатели переживали нѣкоторую растерянность: всѣ чувствовали необходимость оградить дѣтей отъ войны, но скоро должны были убѣдиться, что это невозможно. Войной были захвачены всѣ возрасты; малыши ничего не зная, не разбираясь въ вопросахъ войны, все же чувствуютъ ее. Рядомъ примѣровъ докладчица указала, какъ отразилась война въ жизни маленькихъ дѣтей и какъ они реагируютъ на ея явленія. Дѣти школьнаго возраста переживаютъ войну такъ же, какъ и взрослые; объ этомъ краснорѣчиво говоритъ собранный докладчицей матеріалъ въ видѣ писемъ юношей. „Въ жизни много препятствій**—пишетъ въ оставленной запискѣ мальчикъ, который окончилъ жизнь самоубійствомъ. О какихъ препятствіяхъ говоритъ юноша—мы никогда не узнаемъ. Не- слишкомъ ли много у насъ препятствій для дѣтскаго возраста?—задаетъ вопросъ докладчица. Необходимо ближе стать сейчасъ къ дѣтямъ и помочь пережитъ имъ настоящій моментъ. Надо дать исходъ дѣтскому стремленію дѣйствовать, жертвовать собой для войны, чтобы не было уходовъ на войну. Для этого у насъ имѣется могучее средство: пробудить въ дѣтяхъ чувство общественной отвѣтственности, внушить желаніе работать для всѣхъ, дтя будущаго. Но въ этомъ вопросѣ намъ, взрослымъ, нужно зорко слѣдить за собой, чтобы и самимъ не оплошать.
Относясь отрицательно къ уходу дѣтей на войну, мы должны понять это явленіе.
До войны мы были равнодушны къ жизни дѣтей и не удивлялись ихъ апатіи, но война показала намъ, что чувствуютъ и переживаютъ дѣти, и какія великія силы таятся въ нихъ.
Литература и разные общественные кружки уже учли это переживаніе и посвятили обсужденію этихъ вопросовъ цѣлыя статьи и спеціальныя собранія, но какъ много и серьезно еще надо подумать надъ ними и пересмотрѣть ихъ. Мы должны подумать и надъ вопросомъ—съ чѣмъ мы вернемся къ жизни послѣ войны.
Женщины,—говоритъ докладчица,—должны занять въ вопросахъ воспитанія сейчасъ первенствующее мѣсто, потому что матерямъ принадлежатъ дѣти, съ ними у матерей больше связи и пониманія. Воспитывая своихъ сыновей, мы должны заглянуть въ себя глубже и отвѣтить: убила ли настоящая жизнь дорогую намъ мечту объ идеѣ вѣчнаго мира? Надо стоять на исторической правдѣ и нельзя утверждать, что войны въ близкомъ будущемъ не будетъ, но весь путь культуры идетъ къ воцаренію мира. Надо думать, что эта война будетъ основой для прочнаго мира.
Ставя такіе вопросы, мы, взрослые, должны умѣть и отвѣчать на нихъ. Всѣ мы, живущіе въ настоящій моментъ, попадемъ въ исторію, какъ поколѣніе міровой войны, н нашъ долгъ—войти въ нее не „лукавыми рабами**.
С. А. Золотаревъ, говоря о вопросахъ воспитанія въ связи съ войной, прежде всего обращаетъ вниманіе на то, что воспитаніе одинъ изъ коренныхъ вопросовъ. Намъ надо остановиться сейчасъ на подготовкѣ будущаго поколѣнія, но отнюдь не исходя изъ необходимости ускоренія воспитанія къ войнѣ. Германія, въ которой
*) „Заур. Край”.
7 fft tP U P frA g « у і Г У А Д j| б 8
такъ рано юноши воспитываются для войны, намъ не должна быть примѣромъ. На одна страза такъ не нуждается въ интеллектуальномъ воспитаніи, какъ наша.
Школу войны—„все дозволено4″—мы сейчасъ должны
были пройти въ нѣсколько мѣсяцевъ. Какая же громадная тревога должна обуять насъ, взрослыхъ, если въ эту
школу вовлечены теиерь н дѣти! Бго ношеніе смерти
въ своей рукѣ такъ разлагающе, сильно дѣйствуетъ, что сюда никакъ нельзя допустись дѣтей, еще неокрѣпшиіъ нравств нно. Надо употребить всѣ усилія на то, чтобы не ослабляіась, а укрѣплялась духовная организація дѣтей. Стремленіе молодежи и въ войнб и ьъ революціи всегда было направлено къ тому, чтобы захватить передовыя позиціи; въ огонь идутъ больше молодые, подъ огнемъ стоять лучше старые. Нашихъ дѣтей и колошей влечетъ война тЬмъ, что она интересна, красила тамъ, гдѣ разрѣшается мысль—какъ надо поставить орудія, расположить войска н т. д. ідавляеть и восторгаетъ находчивость, умѣніе не пои ртться. Нельзя насильно отвести отъ этого дѣтей; они вправѣ поставить вопросъ: зачЬмь же такъ неинтересна ваша жазнь, что отъ вея уіодншо? Язленія войны стишкомъ содержательны—эттою такъ и манятъ къ себѣ. Надо взять изъ того, что даетъ в .йаа п не даетъ школа, и учесть для школы. Отъ безсилія шшы и безсилія семш надо поучиться у войны. Семья и школа должны теперь идти вмѣстѣ и взчть изъ уроковъ настоящей войны то, что она вызвала, что дала. У насъ воспитываются обыкновенно на то, что легко, а не на то, что въ жнз ш можетъ быть трудно. Надо воспитывать не страхъ, а безстрашіе; мы должны воспитывать не людей покоя и мара, а обратить внамлніе на содержательность и полновѣсіе въ жизни. Ела въ войнѣ есть эстетика, то надо ее показать и въ жизни и обратить вниманіе ва красоту человѣческаго замысла, направленнаго не на разрушеніе,—каяъ мы это видимъ въ войнѣ,—а ва созиданіе.
С. Ф. Знаменскій въ своемъ докладѣ укззываеіъ на то, что мы, взрослые, виноваты въ томъ, что дѣти уіодять на войну. Прежде мы знали трудящагося ребенка, теперь мы видимъ в юющіго ребенка. Докладчику во время войны приходилось въ Германіи встрѣчаться съ дружинами, набранными исключительно изъ дѣтей; ихъ чествовала офицеры, н въ такомь фактѣ тамъ не было нечего страшнаго. Но у насъ это явленіе такое, съ которымъ надо считаться. Вдумываясь, какъ же дѣти попали на войну,— вилвшь, что большинство изъ нихъ попадало случайно, въ угарѣ войяы просто брали дѣтей, не размышляя, что они тамъ будутъ дѣлать. Докладчикъ привелъ нѣсколько біографій ушедшахъ на войну дѣтей, въ которыхъ разсказывается, при как ііъ обстоятельствахъ она попадала туді. По газетамъ, по письмамъ и разсказімъ видно, что дѣти принимаютъ въ еойиѢ такое же дѣятельное участіе, какое принимаютъ и взрослые. Видя возвращающихся юныхъ героевъ, мы забываемъ, какъ много дѣтей осгаюгея или въ братскихъ могялаіъ, ала съ* искалѣчевюй на всю жиівь душой. II) мы не протесгуемь противъ этого явленія, іотя и сочувствуемъ несчастью дѣтей. Занимая ь настоящей войной, мы должны думать о будущемъ и щадпгь нашихъ дѣтей для этого будущаго. До сихъ поръ ни ваша жураалнстнка, ни газ.ты, ни наши общественныя организаціи ничего не сдѣлали въ борьбѣ съ уходомъ дѣтей на войну. Приводя выдери; си изъ газетъ и журналовъ, въ которыхъ рисуется лишь положительная сторона війны, докладчикъ замѣчаетъ, что такого рода статьями мы только толкаемъ дѣтей на войну. Кь сожалѣнію, у насъ соасѣмъ еще не развиты организаціи ни родителей, ни педагоговъ, петому всѣ и молчать о вопросѣ, сь которымь слѣдовало бы настойчиво выступать. Пока еще не поздно, мы всѣ должны выстуаить въ защиту будущего нашихъ дѣтей и признать, что современная война— это война взр’слыхъ *).
Прогрямма доклада Е. А Еіачича слѣдующія:
Особые, вызванные войной интересы дѣтей и удовлетвореніе ихъ помощью книги. Значеніе и обязанности руководителя дѣтскимъ чтеніемъ. Выборъ книгъ. Возможность использовать повышенный интересъ дѣтей для ознакомленія ихъ съ географіей, исто*)
Подобное заявленіе сдѣлано было на Екатеринбург ковъ зехскогь собраніи. Гласный Соловьевъ начодяп. что дѣтей не слѣдуетъ «на о-ить съ ужасами войны. „Война—величайшее соціалъ ов зло, а нѣжную дѣтскую душу нужно сохранять для будущаго добра*. Потоку онъ рѣшительно вмеяазалгл противъ предложенія инспектора нар училищъ г. Крылова о пріобрѣтеніи для народныхъ з искихь училищъ васихъ либо книгъ и брошюръ, касающнх я описаніи военныхъ событій настоящаго момента. Но собраніе не согласилось съ таимъ взглядомъ.
ріей, а также съ культурой и общимъ строемъ жизни воюющихъ странъ. Отношеніе къ специфической военной литературѣ. Нежелательность односторонняго чтенія. Литература ужасовъ войны. Чтеніе дѣтьми общихъ газетъ и журналовъ. Использованіе худо жественной литературы. Основныя задачи дѣтскаго чтенія.
Въ программѣ доклада И. Б. Шаскольскаго выставлены слѣдующія положенія:
Интересъ къ культурѣ другихъ странъ, его повышеяіо по время войны въ сторону чисто-военныхъ событій. Необходимость заинтересовать дѣтей жизнью, бытомь, искусствомъ другихъ странъ. Интересъ къ жазни союзныхъ странъ. Иностранные классики литературы. Искусство и чтеніе съ тумапзыан картинами (Франци, Бельгія, Англія, Паонія и др.). Расширеніе кругозора, познаніе широты культурнаго міра, путей, ебшждющнхь народовъ, облегченіе сношеній ихъ (пути сообщенія, каналы, телеграф*, коловіа). Необходимость изученія и враждующихъ странъ. Бредъ отъ незнанія врага или пренебреженія къ нему. Подчеркиваніе въ ребенкѣ н внутри своей страны любви ко всему народу. Необходимость учить его на памятникахъ литературы (нхпримѣръ, „Война и миръ”), уважать человѣка вообще, имѣть дѣйственвую любовь къ народу. Блин тересованіе дѣтей ненечерпаемымь разаообразіемь культуръ населяющихъ Россію наргдиосгей внушеніемъ нигере’а къ грандіозной культурной миссіи спайки всѣхъ народовъ Россіи. Роль родителей и школы въ этомъ направленіи.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003