Название публикации: Знание— сила народная.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 13.09.1915.
Номер выпуска: 36.
Страница(ы): 3, 4
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: Образование и война, Учитель, всеобщее обучение, культурно-просветительная работа, свет и тьма, школьное образование.
Текст публикации
Знаніе— сила народная.
Опять въ деревнѣ, порой совсѣмъ отрѣзанной отъ культурнаго міра, — какъ, напримѣръ, на сѣ верѣ нашей губерніи,–свѣтитъ тихій огонекъ знанія— свѣта въ общемъ мракѣ народной жизни…
Въ ненастные осенніе дни раскрылись двери ^ежегодно отмѣчается печальное явленіе— прежде народныхъ земскихъ училищъ бѣгутъ туда изъ богатыхъ и бѣдныхъ крестьянскихъ домовъ «дѣти земли», дѣти пахарей, трудомъ курса, которыхъ создается наше народное общественное богатство и благосостояніе.
Наше время,— великая таній родины,— говоритъ какъ справедлива народная пословица, что «ученіе свѣтъ, неученіе тьма».
Одинъ изъ ратниковъ пишетъ намъ: «много помогла мнѣ на военной службѣ грамота. Если бы не было у меня грамоты, то лучше было бы мнѣ надѣть петлю на шею п повиснуть… А съ грамотой я теперь все изучилъ, а тѣ, что безъ грамоты—бьются, бьются, чтобы запомнить хотя бы №№ винтовокъ, — по какому №-ру насколько шаговъ стрѣлять, – и жалко бываетъ смотрѣть на нихъ… Ихъ наказываютъ за незнаціе, но они всетаки выучить
скоро не могутъ… Совсѣмъ другое дѣло—грамотный»… Это пишетъ ратникъ изъ крестьянъ нашей губерніи (Осинскаго уѣзда); онъ оцѣнилъ грамоту цѣною своей жизни… Грамота принесла ему невыразимое для него облегченіе на военной службѣ и онъ благословляетъ тотъ день, когда отецъ и мать отвели его въ школу…
Другой крестьянинъ-отецъ пишетъ: «въ прошломъ году онъ пожалѣлъ денегъ на сапоги сыну и не отдалъ его въ двухклассное училище, гдѣ учитель постоянно ходитъ въ экскурсіи и сапоги очень носятся. Но нынѣ онъ понялъ, что знаніе дороже 1о руб. и отдалъ сына въ двухклассную земскую школу. Пусть учится, пойдетъ въ солдаты, пригодится»…
Такъ война наглядно говоритъ о пользѣ грамоты. Но война говоритъ больше, она говоритъ:—«ученіе— сила».
Въ просвѣщеніи— сила народная.
Для сильнаго государства въ настоящее время мало того, чтобы въ немъ было много народа, необходимо еще, чтобы народъ этотъ былъ просвѣщенъ, образованъ. Война нашей родины съ нѣм цами тѣмъ и тяжела, что на сторонѣ нѣмцевъ больше образованности, чѣмъ у пасъ. Поэтому долгъ каждаго изъ насъ передъ родиной не закрывать для дѣтей двери школы.
И большое преступленіе, если кто небрежно будетъ выполнять этотъ долгъ: не отдастъ дѣтей въ школу или несвоевременно представитъ ихъ туда; будетъ отрывать среди учебнаго года отъ занятій для домашнихъ надобностей и т. п.
Въ другихъ государствахъ давно уже сознали всю важность и необходимость ученья и закономъ обязываютъ родителей посылать дѣтей въ школы.
Если мы запоздали съ такимъ закономъ, то теперь надо поправлять это и самимъ взяться за дѣло, устроить такъ, чтобы у насъ было всеобщее обученіе. Къ сожалѣнію, мы очень грѣшимъ противъ школы: на страницахъ «Земской Недѣли», въ от четахъ земскихъ управъ, предъ земскими собраніями, о состояніи народнаго образованія въ уѣздахъ
выходъ изъ народной школы почти учениковъ до окончанія полнаго т. е. оканчиваютъ курсъ ученія лишь одинъ изъ 3-хъ поступившихъ. Начало занятій во многихъ школахъ вслѣдствіе непредставленія своевременно въ школу учениковъ запаздываетъ до половины октября, а въ тѣхъ школахъ, гдѣ и раньше начались занятія, не представляется возможнымъ вести ихъ правильно, тахъ какъ не всѣ ученики одновременно собираются. Съ марта мѣсяца уже начинаютъ ученики оставлять школу, да и въ этотъ короткій промежутокъ времени отъ октября до марта наблюдаются частые случаи пропусковъ за
нятій. Печальнѣе всего то, что очень часты случаи, когда дѣти неисправно посѣщаютъ школу или совершенно ее оставляютъ по безразличному, а иногда и недоброжелательному отношенію родителей къ школѣ. Съ этимъ явленіемъ необходимо бороться обществу и школѣ, такъ какъ неправильное посѣщеніе школы учениками вредитъ не одному только ученику, но всей школѣ, заставляетъ весь классъ подолгу оставаться на одномъ мѣстѣ
въ ученьи или же даже возвращаться назадъ, чтобы подогнать отставшаго изъ-за пропусковъ товарища. У школы въ борьбѣ противъ этого зла имѣется, конечно, одно средство: вліять на сознаніе населенія, чтобы оно цѣнило школу и всячески содѣйствовало ея успѣху. Средствомъ для этого является сближеніе школы съ мѣстнымъ населеніемъ: устройство народныхъ чтеній, школьныхъ праздниковъ, спектаклей, выставокъ учебныхъ пособій и проч. Правда, есть причины, по которымъ дѣти при всемъ желаніи родителей къ тому, не могутъ исправно посѣщать школу. При бѣдности дѣти сельскихъ пахарей рано начинаютъ помогать взрослымъ въ работѣ и часто слз’чается, что и одежды нѣтъ, не въ чемъ въ школу ходить.
Особенно велико въ этомъ отношеніи несчастье нашихъ крестьянскихъ дѣвочекъ: ихъ надо
одѣть почище, понаряднѣе, а дома въ люлькѣ кричатъ маленькіе братишки, сестренки, племянники и племянницы.. Матерямъ некогда съ ними возиться, и дѣвочки—ученицы, порой крайне любознательныя и смышленыя, вмѣсто школы— сидятъ дома у люльки…
Въ такихъ случаяхъ нужна, конечно, помощь семьѣ и дѣтямъ, чтобы дать возможность послѣднимъ посѣщать школу. Помощь эта должна исходить, конечно, главнымъ образомъ, отъ того общества, гдѣ имѣется школа; для этого учреждаются обществами школьныя попечительства (правила 1907 г.), застраиваются общества вспомоществованія учащимся (прав. 27 октября 1S97 г.) и -другія различныя организаціи, служащія для цѣлей оказанія
матеріальной помощи нуждающимся учащимся. Эти организаціи изыскиваютъ средства для обезпеченія бѣдныхъ учениковъ одеждой, устраиваютъ при школахъ горячіе завтраки, ночлежный пріютъ, подвозъ учениковъ въ школу, если школа далеко отъ селенія и проч.
Чтобы избавить дѣвочекъ-ученицъ отъ роли нянекъ, школьное попечительство можетъ открыть дневной пріютъ-ясли.
Деревня наша умѣетъ помогать и сильна въ помощи. Когда постигаетъ деревню несчастье, пожаръ пли другое бѣдствіе, пострадавшимъ помогаютъ. находятся средства. Такъ въ настоящее время должно дѣло обстоять и со школой. Отцы и братья кладутъ жизнь свою и проливаютъ кровь тамъ— на ратномъ полѣ. Дѣти— наша надежда и наше— будущее. Пусть они вырастутъ просвѣщенныя въ великомъ государствѣ, великимъ сильнымъ народомъ, чтобы дерзкій врагъ не посмѣлъ снова поднять на нихъ руку, чтобы тяжкая кровавая
жертва отцовъ ихъ не была напрасна. Будущая исторія человѣчества еще полна тяжелыхъ испытаній, нынѣшняя война, конечно, не послѣдняя битва народовъ изъ-за земныхъ благъ, и дѣтямъ Россіи нужно быть достойными сынами своей великой родины…
Ихъ будущая сила— въ знаніи!
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003