Знание— сила народная.

Название публикации: Знание— сила народная.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 13.09.1915.
Номер выпуска: 36.
Страница(ы): 3, 4
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: Образование и война, Учитель, всеобщее обучение, культурно-просветительная работа, свет и тьма, школьное образование.

Текст публикации

Знаніе— сила народная.

Опять въ деревнѣ, порой совсѣмъ отрѣзанной отъ культурнаго міра, — какъ, напримѣръ, на сѣ­ верѣ нашей губерніи,–свѣтитъ тихій огонекъ зна­нія— свѣта въ общемъ мракѣ народной жизни…
Въ ненастные осенніе дни раскрылись двери ^ежегодно отмѣчается печальное явленіе— прежде народныхъ земскихъ училищъ бѣгутъ туда изъ богатыхъ и бѣдныхъ крестьянскихъ домовъ «дѣти земли», дѣти пахарей, трудомъ курса, которыхъ создается наше народное общественное богатство и благосостояніе.
Наше время,— великая таній родины,— говоритъ какъ справедлива народная пословица, что «ученіе свѣтъ, неученіе тьма».
Одинъ изъ ратниковъ пишетъ намъ: «много помогла мнѣ на военной службѣ грамота. Если бы не было у меня грамоты, то лучше было бы мнѣ надѣть петлю на шею п повиснуть… А съ грамо­той я теперь все изучилъ, а тѣ, что безъ грамоты—бьются, бьются, чтобы запомнить хотя бы №№ винтовокъ, — по какому №-ру насколько шаговъ стрѣ­лять, – и жалко бываетъ смотрѣть на нихъ… Ихъ наказываютъ за незнаціе, но они всетаки выучить
скоро не могутъ… Совсѣмъ другое дѣло—грамот­ный»… Это пишетъ ратникъ изъ крестьянъ нашей губерніи (Осинскаго уѣзда); онъ оцѣнилъ грамоту цѣною своей жизни… Грамота принесла ему невы­разимое для него облегченіе на военной службѣ и онъ благословляетъ тотъ день, когда отецъ и мать отвели его въ школу…
Другой крестьянинъ-отецъ пишетъ: «въ прош­ломъ году онъ пожалѣлъ денегъ на сапоги сыну и не отдалъ его въ двухклассное училище, гдѣ учитель постоянно ходитъ въ экскурсіи и сапоги очень носятся. Но нынѣ онъ понялъ, что знаніе дороже 1о руб. и отдалъ сына въ двухклассную земскую школу. Пусть учится, пойдетъ въ солдаты, пригодится»…
Такъ война наглядно говоритъ о пользѣ гра­моты. Но война говоритъ больше, она говоритъ:—«ученіе— сила».
Въ просвѣщеніи— сила народная.
Для сильнаго государства въ настоящее время мало того, чтобы въ немъ было много народа, не­обходимо еще, чтобы народъ этотъ былъ просвѣ­щенъ, образованъ. Война нашей родины съ нѣм­ цами тѣмъ и тяжела, что на сторонѣ нѣмцевъ больше образованности, чѣмъ у пасъ. Поэтому долгъ каждаго изъ насъ передъ родиной не закрывать для дѣтей двери школы.
И большое преступленіе, если кто небрежно будетъ выполнять этотъ долгъ: не отдастъ дѣтей въ школу или несвоевременно представитъ ихъ туда; будетъ отрывать среди учебнаго года отъ занятій для домашнихъ надобностей и т. п.
Въ другихъ государствахъ давно уже сознали всю важность и необходимость ученья и закономъ обязываютъ родителей посылать дѣтей въ школы.
Если мы запоздали съ такимъ закономъ, то теперь надо поправлять это и самимъ взяться за дѣло, устроить такъ, чтобы у насъ было всеобщее обу­ченіе. Къ сожалѣнію, мы очень грѣшимъ противъ школы: на страницахъ «Земской Недѣли», въ от­ четахъ земскихъ управъ, предъ земскими собранія­ми, о состояніи народнаго образованія въ уѣздахъ
выходъ изъ народной школы почти учениковъ до окончанія полнаго т. е. оканчиваютъ курсъ ученія лишь одинъ изъ 3-хъ поступившихъ. Начало занятій во многихъ школахъ вслѣдствіе непредставленія своевременно въ школу учениковъ запаздываетъ до половины октября, а въ тѣхъ школахъ, гдѣ и раньше начались занятія, не представляется возможнымъ вести ихъ правильно, тахъ какъ не всѣ ученики одновременно собираются. Съ марта мѣсяца уже начинаютъ ученики оставлять школу, да и въ этотъ короткій промежутокъ времени отъ октября до марта наблюдаются частые случаи пропусковъ за­
нятій. Печальнѣе всего то, что очень часты слу­чаи, когда дѣти неисправно посѣщаютъ школу или совершенно ее оставляютъ по безразличному, а иногда и недоброжелательному отношенію родите­лей къ школѣ. Съ этимъ явленіемъ необходимо бо­роться обществу и школѣ, такъ какъ неправиль­ное посѣщеніе школы учениками вредитъ не одно­му только ученику, но всей школѣ, заставляетъ весь классъ подолгу оставаться на одномъ мѣстѣ
въ ученьи или же даже возвращаться назадъ, что­бы подогнать отставшаго изъ-за пропусковъ това­рища. У школы въ борьбѣ противъ этого зла имѣ­ется, конечно, одно средство: вліять на сознаніе населенія, чтобы оно цѣнило школу и всячески со­дѣйствовало ея успѣху. Средствомъ для этого является сближеніе школы съ мѣстнымъ населе­ніемъ: устройство народныхъ чтеній, школьныхъ праздниковъ, спектаклей, выставокъ учебныхъ по­собій и проч. Правда, есть причины, по которымъ дѣти при всемъ желаніи родителей къ тому, не могутъ исправно посѣщать школу. При бѣдности дѣти сельскихъ пахарей рано начинаютъ помогать взрослымъ въ работѣ и часто слз’чается, что и одежды нѣтъ, не въ чемъ въ школу ходить.
Особенно велико въ этомъ отношеніи не­счастье нашихъ крестьянскихъ дѣвочекъ: ихъ надо
одѣть почище, понаряднѣе, а дома въ люлькѣ кри­чатъ маленькіе братишки, сестренки, племянники и племянницы.. Матерямъ некогда съ ними возиться, и дѣвочки—ученицы, порой крайне любознатель­ныя и смышленыя, вмѣсто школы— сидятъ дома у люльки…
Въ такихъ случаяхъ нужна, конечно, помощь семьѣ и дѣтямъ, чтобы дать возможность послѣд­нимъ посѣщать школу. Помощь эта должна исхо­дить, конечно, главнымъ образомъ, отъ того обще­ства, гдѣ имѣется школа; для этого учреждаются обществами школьныя попечительства (правила 1907 г.), застраиваются общества вспомоществованія учащимся (прав. 27 октября 1S97 г.) и -другія раз­личныя организаціи, служащія для цѣлей оказанія

матеріальной помощи нуждающимся учащимся. Эти организаціи изыскиваютъ средства для обезпеченія бѣдныхъ учениковъ одеждой, устраиваютъ при школахъ горячіе завтраки, ночлежный пріютъ, под­возъ учениковъ въ школу, если школа далеко отъ селенія и проч.
Чтобы избавить дѣвочекъ-ученицъ отъ роли нянекъ, школьное попечительство можетъ открыть дневной пріютъ-ясли.
Деревня наша умѣетъ помогать и сильна въ помощи. Когда постигаетъ деревню несчастье, по­жаръ пли другое бѣдствіе, пострадавшимъ помо­гаютъ. находятся средства. Такъ въ настоящее вре­мя должно дѣло обстоять и со школой. Отцы и братья кладутъ жизнь свою и проливаютъ кровь тамъ— на ратномъ полѣ. Дѣти— наша надежда и наше— будущее. Пусть они вырастутъ просвѣщен­ныя въ великомъ государствѣ, великимъ сильнымъ народомъ, чтобы дерзкій врагъ не посмѣлъ снова поднять на нихъ руку, чтобы тяжкая кровавая
жертва отцовъ ихъ не была напрасна. Будущая исторія человѣчества еще полна тяжелыхъ испы­таній, нынѣшняя война, конечно, не послѣдняя битва народовъ изъ-за земныхъ благъ, и дѣтямъ Россіи нужно быть достойными сынами своей ве­ликой родины…
Ихъ будущая сила— въ знаніи!

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003