Почемe так долго не начинается революция в Германии?

Название публикации: Почемe так долго не начинается революция в Германии?
Газета: Известия Осинского исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
Дата: 13.07.1918.
Номер выпуска: 30.
Страница(ы): 1, 2
Автор: Крафт.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Международные отношения.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: генерал-майор Кесель, фон Ягов.
Топонимы: Берлин, Германия, Либкнехт.
Ключевые слова: война, германская революция, главнокомандующий, пролетариат.

Текст публикации

Почемe так долго не начинается револю* ция в Германии? *)

Чудовищны все жертвы, которых требует современная война от па- родов всех стран.
Продолжительность, ужасное напряжение сил всех участников бойни и тот песпоримый факт, что ни одной извоюющих сторон пока еще не удалось нанести противнику действительно решающего удара, открывают перспективу заключения мира лии^ в далеком будущем.
ФакгоА является далее и то обстоятельно, что английский,—а а за последнее время и североамериканский крупный капитализм,— с одной сторонд и германский крупный капитализм^ другой поставилипоставили
на карту все. Все они будут бороться за свои интересы на манер хищных зверей, т. е. никто из них не уйдет с поля битвы до тех пор, пока противник еще не обезврежен. Пролетариат ate осужден в этой борьбе на то, чтобы приносить тягчайщие жертвы жизнью и здоровьем, кровью и имуществом, без каких либо выгод для себя.Напротив того: победа того или другого крупного капитализма в этой гигантской ‘ борьбе означает поражение пролетариата, ибо таким путем значительно усиливается капитализм победителей, а всякое усиление последнего тождественно ослаблению пролетариата.
Русский пролетариат понял это, и ему удалось во время октябрьской революции повергнуть во прах свою буржуазию. Нельзя не восторгаться той безиримерной энергией и смелостью, с какой русский пролетариат взялся за дело, чтобы воспользоваться в полном объеме плодами своей революции. Знаменательным фактом является то обстоятельство, что именно русский пролетариат, слывший наиболее отсталым,— идет в переди расчищая революци- оннный путь, в то время, к^к пролетариат германский, считавшейся вождем на этом пути, стоит теперь критикуя, в стороне… Мало того: он приносит и должен приносить своему капитализму все болшия и болыпия жертвы. Глаза веего мира обращены теперь на германский пролетариат.
Каковы ate причины замедления революции в Германии? Почему немецкий парод до сих пор еще не поднялся на решительную революционную борьбу.Прежде всего сдедует иметь в виду весь психический облик немецкого народа. По темпераменту— немец тяжеловесен и медлителен. Говорят, что немцы—народ поэтов и мыслителей. От слишком долгого размышления немец зачастую упускает момент наиболее удобный для решающих действий.
Немец далее по природе консервативен: он всосал патриотизм с
молоком матери. Вся учебная программа народных школ построена на строго патриотическом воспитании. Прибавьте сюда еще строгое деление общества на классы. „Лучший” рабочий, т. е. такой, который занимает наилучшим образом оплачиваемое место, в качестве надсмотрщика, старшего монтера и т. д., чиновники, также, как и все среднее сословие, в общем не имеют никакого отношения к социал-демократии. Для людей этих категорий самое слово „социал-демократ” уже является оскорблением.
Дальнейшими характерными чертами этих классов является то, что они вечно гнут спину перед начальначальством.
проявляя в то же время невыносимое властолюбие и грубость к подчиненным. В германце очень сильно развито честолюбие. Он чувствителен к признанию его „заслуг” свыше и в погоне за этим признанием он готов подвергаться многочисленным унижениям. Этот последний факт является краегольным камнем германской „железной дисциплины”. Рядовому хочется получить повышение. Для этого необходимо понравиться начальству. Это заискивание вызывает унизительное подчинение во всех отношениях, совершенное самосконление, ярко выраженную мягкотельиость. Имеются тысячи примеров того, что очень дельных по службе людей засаживают в крепости лишь потому, что их невзлюбило начальство и что им не по нутру было вилять по собачьи хвостом.
Это вечное 1 сгибание спины перед „начальством” продолжается и в высших офицерских кругах. Как уничтожающе действует малейшее порицание со стороны „господина главнокомандующего “I И какой на оборот, подъем овладевает всеми этими одетыми в мундиры подлизы- вателями плевков, если „господин главнокомандующий соблаговолит выразить одобрение”! В таких случаях рота получает ведь нередко даже безплатно пиво!В общем, средний германец продает охотно первородство своих убеждений за чечевичную похлебку— похвалы начальства.
Дальнейшим важным пунктом в вопросе о возникновении революции является железный кулак военной диктатуры в Германии.
Кто мало знаком с сущностью германского милитаризма, тот даже не в состоянии получить соответствующее действительности представление о могуществе этой дисциплины.
Сила ея основывается на хорошо организованной, точно рассчитанной системе. ‘
Военные и полицейские силы в германии все время стоят на готове для подавления рабочего возстания —хотя бы и самого незначительного, —кровавое подавление совершается немедленно. Генерал-майор Кесель,—берлинский главнокомандующий,—выработал еще в мирное время законченный тайный план подавления революции. Согласно этому плану, в конце широких главныхулиц должна появляться артиллерия н начать обстрел их: это сделает пребывание народа на этих улицах невозможным. Далее: пехота должна врываться в дома и разбивать смежные стены, чтобы проникнуть таким образом из дома в дом.
Но одно подавления революции не достаточно. Пользуясь этими случаями, в Германии стараются истребить как можно больше лиц, принадлежащих к пролетарскому классу.
Напомним о моабитской забастовке 1910 года, ознаменованной кровавым вмешательством полиции. Провокаторы вмешались в толпу, чтобы сначала возбудить ее, а потом подвести ее под шашки и браунинги полицейских.
В достаточной степени известный начальник берлинской полиции фон Ягов издал пт поводу одной из берлинских забастовок распоряжение, запрещавшее взякое скопление парода на улицах. Одновременно был издан также тайный приказ, повелевавший полицейским вытеснять рабочее население с главных улиц в маленькие соседние переулки. Таким путем волей-неволей образовывались „сборища“ народа, так как человеческим массам некуда было отхлынуть, а у полиции был великолепнейший предлог, чтобы прибегнуть к оружию.
Прибавьте к тому же многолетнюю каторгу, которую влечет за собой всякое сопротивление по отношению к государственной власти. Соединение всего этого действует на население обезкуражпвающим образом.Пресловутое „геройство- германских солдат достигается искусственным образом, путем „железной дисциплины “. Германца надо сначала настоящим образом раздражить, дать ему толчек извне, чтобы вырвать его из флегматического состояния и сделать из него „хищного 1
U
зверя .
В итоге получается то, что железный кулак военщины может быть побежден лишь стальным кулаком нужды.
Третьим фактором—и далеко немаловажным—является гнусное предательство народных интересов со стороны германской социал- демократии.
Германский рабочий гордится своей партией. Он слепо следовал за вождями. Когда свершилось 4-е августа 1914 года историческое предательство со стороны всей демократической фракции рейхстага, германск. рабочий последовал без- прекословно за данным ему паролем: „защита угрожаемого отечества“.
При вторичном голосовании кредитов в декабре 1914 года один лишь Либкнехт мужественно стоял в оппозиции. Он подвергся со всех сторон тяжелым нападениям п ужасной травле. От него отвернулась даже большая часть германского пролетариата: она тоже начала видеть в нем „изменника отчизны14.
Дальнейший переход некоторых социал-демократических депутатов на точку зрения Либкнехта, отделение „ независимых “ от социал-демократической фракции наступили слишком поздно.
Война была уже в нолном ходу; ядро рабочих находилось уже под оружием и под ярмом милитаризма. Остаток пролетариата раскололся. Все истинные, искренние вожди германского пролетариата, т. е. при надлежащие к партии Либкнехта, томятся в настоящее время в тюрьмах и исправительных домах. Таким образом, у германского пролетариата пет в настоящее время вождей. Раздираемый внутренней распрей, он является игрушкой в руках жалких предателей!
Возможна ли нрп таких обстоятельствах вообще революция в Германии? На этот вопрос, мы можем решительно ответить: У нас
есть верный союзник—ужасная нужда вместе с растущим отчаянием народа.
Насильнической диктатуре милитаризма, быть может, еще удастся на короткое время сдержать взрыв революцип, но чем дальше и сильнее задерживают ее, тем сильнее вспыхнот она потом, будущая германская революция подобна тяжеловесной повозке с грузом: для приведения ея в движение требуется большая затрата сил, двинувшись, она покатится с неопределимой силой, дробя колесами все что встретится па пути. Стоит германской революции разразиться—и она начнет шагать вперед, не опасаясь никаких жертв.[
В задачу данной статьн не входит наследование* вопроса о том, будет ли предшествовать пролетарской революции буржуазная. Можно лишь определенно утверждать, что в таком случае пролетарская революция последует за буржуазной тотчас же. Для германск. рабочего класса социальная революция—это вопрос существования; требуется j лишь толчек,—н с потемневшего,
| покрывшегося тучами неба разразится над всеми ныне господствующими классами страшная и уничтожающая гроза революции.
Крафт.

*) Настоящая статья немецкого социал-демократа тов. Крафта написана им специально для „Правды”. В своей статье тов. Крафт рас- матривая вопрос о причинах задержки революции в Германии, ограничивается причинами, так сказать „психологического характера” Но помимо таковых имеется ряд еще более глубоких экономических и политических причип действующих в том же направлении. К сожалению тов. Крафт в своей статье о них не упоминает.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003