О детских и школьных библиотеках

Название публикации: О детских и школьных библиотеках
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 10.04.1914.
Номер выпуска: 15.
Страница(ы): 33, 34
Автор: А.  Локтинъ.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Сельско-хозяйственный отдѣлъ.
Тип публикации: Корреспонденция.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: библиотека, книги, народное просвещение, школа.

Текст публикации

О  дѣтскихъ  и  школьныхъ  библіотекахъ

Всероссійскій  съѣздъ  по  народному  образованію   удѣлилъ  достаточно  вниманія  вопросамъ  организаціи  и  постановки   дѣтскихъ   библіотекъ   и   учническихъ   библіотекъ. 31  декабря  утреннее  и  дневное   засѣданіе  ІІ-ой   наиболѣе многолюдной  секціи  (общіе   вопросы   образованія)   были посвящены  этимъ  вопросамъ. Большой  интересъ  представляли  два  доклада   Эм.  О. Вахтеревой  и  Е.  Е.  Соловьевой  («Школьныя  библіотеки   и читальни  въ  деревенской  школѣ»   и   «Подборъ   книгъ   въ дѣтской  библіотекѣ»).  Кромѣ  этого  заслушаны   были   еще слѣдующіе  доклады:  В.  А.  Зеленко   „Дѣтскія   библіотеки», Е.  Ф.  Проскурякова  „Внѣшняя  организація  школьныхъ  би­бліотекъ”,  В.  В.  Каррикъ  „Часы  разсказовъ”   и   г.  Шулеповъ  „Дѣтская  библіотека  и  читальный  залъ”.

По  докладу  г-жи  Вахтеревой  приняты  слѣдующіе  тезисы.  Каждая  школа  должна  быть  снабжена  школьной  библіотекой.  Школьныя  бибkіотеки  должны   ежегодно   пополняться.  Долженъ  быть   отмѣненъ  ограничительный   ката­логъ  школьныхъ  библіотекъ.  Въ  программы   учительскихъ семинарій,   учительскихъ   институтовъ   и   8  хъ   классовъ женскихъ  гимназій  желательно  включить  изученіе  дѣтской литературы,  такъ  и  основы  библіотечной  техники.  На  библіотечные   курсы   желательно   командировать   народныхъ учителей.  Школьная  библіотека  можетъ   служить  для  нѣсколькихъ  цѣлей:  а)  она  можетъ  быть  непосредственнымъ дополненіемъ  школьныхъ  занятій,  б)  она  будетъ  играть   и роль  клуба  съ  общими  чтеніями  и  другими  связанными  съ книгой  занятіями  (рисованіе,  драматизированіе,  устройство литературныхъ   утръ).   Роль   учителя   въ   библіотечномъ дѣлѣ— научить  дѣтей  сознательному  чтенію,  любви  къ  книгѣ,  умѣнью  обращаться  къ  ней  за  справками.

Е.  Е.  Соловьева  говорила  рѣчь   о  подборѣ  книгъ  въ Дѣтской  библіотекѣ.  Ея  рѣчь  отличалась  яркостью,   живостью,  и  докладчица   произвела   на  членовъ   съѣзда   самое благопріятное  впечатлѣніе.  Собраніе   приняло   слѣдующіе тезисы  по  ея  докладу:   1)   Книги  по  содержанію   должнысоотвѣтствовать  интересамъ  и  запросамъ  каждаго  возраста установленнымъ  технологіей.  2)  По  настроенію  должны  нести  доброе,  жизнердостное  и  дѣйственное  начало.   3)   По формѣ должны  быть  изложены  языкомъ  литературнымъ,  въ полномъ  соотвѣтствіи  съ  содержаніемъ:  должны   освѣщать явленія  и  факты  въ  должной   переспективѣ   (безъ  тенденцій),  если  это  книги  научно-дѣлового  характера,  то  въ  полномъ  соотвѣтствіи  съ  завоеваніями  науки.  4)   По  внѣшности  должны  быть  съ  ясной  печатью,   графически   грамотными  рисунками  и  художественными  красками;  иллюстраціи въ  строгомъ  соотвѣтствіи  съ  текстомъ  и  по  содержанію,  и по  стилю.  5)  Книги  въ  библіотекѣ  должны  быть  подобраны согласно:   1)  индивидуальнымъ   запросамъ  дѣтей  и  2)  согласно  съ  вопросами,  практикуемыми  въ  школѣ,  и  всѣ  распредѣлены  по  градаціямъ  для  оріентировки  читателей.Всѣ  доклады  (ихъ  шесть),  названія  которыхъ  мы  привели  въ  началѣ  наш ей  статьи,  вызвали   въ  секціи   оживленный  обмѣнъ  мнѣній.   И  въ  связи   съ  ними   вынесены слѣдующія  резолюціи:  1)  Покрыть  страну   сѣтью   безплатныхъ  для  дѣтей  и  юныхъ  читателей  библіотекъ.   2)   Дѣтскія  библіотеки  не  должны  быть  стѣснены  никакими  ограничительными  каталогами,  какъ  губительно  вліяющими  на развитіе  библіотечнаго   дѣла,  и  спеціальными   распоряженіями  отдѣльныхъ  лицъ.  3)  Открытіе  дѣтскихъ   и   школьныхъ  библіотекъ  и  ихъ  функціонированіе  должно  быть  предусмотрѣно  спеціальнымъ  законодательствомъ.  4)  Эги   библіотеки  должны  открываться  явочнымъ  порядкомъ.  5)  Извѣстный  циркуляръ  министра  народнаго  просвѣщенія  о  народныхъ  библіотекахъ,  нанося  существенный   вредъ   внѣiкольному  образованію  дѣтей  школьнаго  возраста  и  взрослаго  населенія,  въ  то  же  время  наноситъ  вредъ  задачамъ образованія  дѣтей  въ  начальныхъ  школахъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003