Об организации Народных Домов в Пермской губернии

Название публикации: Об организации Народных Домов в Пермской губернии
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 10.04.1914.
Номер выпуска: 15.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6, 7
Автор: Н.  Белдыцкій.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Экономика, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Объ организаціи Народныхъ Домовъвъ Пермской губерніи.
Тип публикации: Корреспонденция.
Персоналии: г. Гермоніус, г. Медынскій, г. Чарполусскій.
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: народное просвещение, народный дом, общественно-просветительские учреждения, пермский проект.

Текст публикации

 Объ организаціи Народныхъ Домовъвъ Пермской губерніи.

 

Губернская  управа   на  разсмотрѣніе  губернскаго  собранія   72-й   очередной   сессіи   представила   докладъ,—  „Образовательно-воспитательныя   учрежденія   въ  борьбѣ   съ  алкоголизмомъ”.   Основными  тезисами   итого   доклада   являлись слѣдующіе:

1)  признать,  что  правильно  организованныя,  на основахъ  свободнаго  развитія,  образовательно-воспитательныя учрежденія  имѣютъ  громадное  значеніе   для  всѣхъ   классовъ населенія  въ  дѣлѣ  борьбы  съ  пьянствомъ,

2)  признать  желательнымъ  устройство  „Народныхъ  Домовъ”,   какъ  учрежденій  образовательно-воспитательнаго  характера  въ  наиболѣе населенныхъ  пунктахъ  губерніи.

3)   желательно,  чтобы   собраніе  высказалось  за  ежегодное  ассигнованіе  для  этого  дѣла, положивъ  ему  начало  внесеніемъ  въ  смѣту  1 9 1 2 г.  1 0 .0 0 0   р. Докладъ  этотъ  встрѣтилъ   сочувственное   отношеніе   со стороны  губернскаго  собранія,  которое,  санкціонировавъ  основные  его  тезисы,  нашло  необходимымъ,  несмотря  на  тяжелыя экономическія  условія  того  года,  внести  въ  смѣту  10  т.  р. и  выразило  пожеланія:  1)  чтобы  уѣздныя  земства  взяли  на себя  обязанность  выработать  сѣть  Народныхъ  Домовъ,  2)  чтобы  Народные  Дома  въ  селеніяхъ   строились  тамъ,   гдѣ  мѣстныя  сельскія  общества  или  кооперативы  примутъ  на  себя участіе  въ  расходахъ  па  постройку   и  3)  чтобы   доля  участія  губернскаго  земства  въ  расходахъ   на  постройку  зданій простиралась  до  1/з   стоимости   постройки.   Кромѣ   того  собраніе  поручило  губернской  управѣ  выработать   уставъ   Народнаго  Дома  и  условія  выдачи  ссудъ  на  постройку. Проектъ  губернской  управы, намѣчалъ   лишь   наиболѣе существенныя,  основныя  черты  организаціи,   не  касаясь  деталей.

Въ  сжатомъ  изложеніи  сущность  проекта  можетъ  быть изложепа  такъ. Докладъ   останавливается   на   современномъ   положеніи деревни,   совершенно   лишенной   какихъ   либо   учрежденій, преслѣдующихъ   культурныя   начинанія;   населеніе   деревни, лишенное  руководящаго,  культурнаго  воздѣйствія,  досугъ  свой поневолѣ   отдаетъ   пьянству  или  дикимъ  развлеченіямъ,  что, конечно,  способствуетъ  лишь  огрубенію  нравовъ   и  развитію того  зла,  которое  получило   столь   широкую   извѣстность  и опредѣляется,  сдѣлавшимся  теперь  уже  нарицательнымъ,  словомъ— хулиганство.

Между  тѣмъ  стремленіе   наиболѣе   сознательной   части населенія  къ  культурнымъ   запросамъ,   жажда   просвѣщенія и  желаніе  внести  хоть   лучъ  свѣта   въ  непроглядную   тьму современной   деревни, — все   это  несомнѣнно   существуетъ  н сознательный  элементъ  деревни  уже  объединяется  около  тѣхъ кооперативныхъ  учрежденій,   которыя   ростутъ   съ  каждымъ годомъ  численно   и  покрываютъ   густой   сѣтью   населенные пункты  нашей  обширной  губерніи.  На  почвѣ  экономических запросовъ  происходитъ  объединеніе   деревни   въ  стройныя  и  устойчивыя  организаціи.  За  послѣдніе  годы   эти организаціи (въ  большинствѣ  случаевъ  кредитныя   товарищества   и  наиболѣе  крупныя  производительныя  артели)  стремятся  развить и  просвѣтительную  дѣятельность. Отмѣчая  это  стремленіе  населенія  къ  культурнымъ  запросамъ,  на  ряду  съ  экономическими,   губернская  управа  и пришла  къ  мысли  создать  для  дѣятельности   общественныхъ организацій  въ  деревнѣ  такую   обстановку,   при  наличности которой  возможно  было  бы  объединить  интересы  экономическіе  съ  просвѣтительными.

Цѣль   эта,   но  мнѣнію   управы, можетъ  быть  достигнута  устройствомъ  въ  извѣстныхъ  пунктахъ  „Народныхъ  Домовъ”.Переходя  къ  роли  Народнаго  Дома,  управа рисуетъ  такую  схему. Необходимой  принадлежностью  каждаго  Народнаго  Дома должна  являться  библіотека-читальня,   находящаяся   въ  вѣдѣніи  уѣзднаго  земства.  Затѣмъ — аудиторія,  приспособленная для  театральныхъ  представленій.  Аудиторія  должна  служить для  народныхъ   чтеній,   лекцій,   бесѣдъ,   демонстрируемыхъ волшебными  фонарями   и  кинематографомъ,   для   танцевальныхъ  и  музыкальныхъ  вечеровъ  н  другихъ,  доступныхъ  деревнѣ,  развлеченій.

„Вообще, — говорится   въ  докладѣ  управы ,— двери  Народнаго  Дома  должны   быть   всегда   открыты и для  молодежи,   желающей   повеселиться   и  отдохнуть   въ праздничный  день,  и  для  взрослыхъ,  солидныхъ  домохозяевъ, имѣющихъ  возможность  въ  часъ  досуга  дочитать  газету,  обмѣняться  мыслями  по  поводу  дошедшей   до  деревни  новости и  вообще  побесѣдовать  объ  общественныхъ   дѣлахъ”.  Кромѣ того  аудиторія  Народнаго  Дома  должна  быть   широко  предо­ставлена  для  собраній  всѣхъ  общественныхъ  организацій  деревни:  пожарныхъ  дружинъ,  кредитныхъ  товариществъ,  сел.- хознйственныхъ  и  потребительныхъ   обществъ. Такова  схема.

Намѣчая  ее,  проектъ,  конечно,   не  могъ установить  конкретныхъ  формъ  жизни  и  дѣятельности   этой организаціи,  еще  не  облекшейся   въ  плоть  и  кровь. Касаясь  кадра  лицъ,  на  который,  могло  бы  быть  возложено  проведеніе  въ  жизнь  образовательно-воспитательныхъ мѣропріятій,  или  иначе  говоря  тѣхъ  лицъ,  которыя  активно повели  бы  дѣло  Народнаго  Дома,  управа  въ  своемъ  докладѣ отмѣчаетъ,  что  съ  этой  цѣлью  должны   быть   мобилизованы всѣ  наличиыя  культурныя   силы  деревни,   каковыми   являются  священникъ,  врачъ,  учитель  и  др.  Кромѣ  того  управа  указываетъ,  что  за  послѣднее  время  изъ  среды  мѣстнаго  насе­ленія  выдвигается  сознательный  элементъ,  принимающій  самое  широкое  участіе  въ  общественной  жизни  деревни,  и  этотъ элементъ  можетъ  служить  прекраснымъ  проводникомъ   куль­турно-просвѣтительныхъ  идей  въ  массу  населенія.

Касаясь  финансовой  стороны  проекта,  управа  разсматриваетъ  расходы  по  постройкѣ  зданія  и  по  содержанію  его. Прежде  всего  въ  докладѣ  устанавливается  необходимость мѣстной  иниціативы,  при  наличности  которой  и  можетъ  быть призванъ  къ  жизни  Народный  Домъ.  Докладъ  отмѣчаетъ,  что нѣкоторыя  кредитныя  и  сельско-хозяйственныя  общества  уже обзаводятся  собственными  помѣщеніями,   и  почти  всякій  разъ въ  такомъ  общественномъ  зданіи   предусматривается  библіоитека  и  залъ,  для  народныхъ   развлеченій.  Такимъ   образомъ, въ  цѣляхъ  экономіи,  всѣ  деревенскія   общественныя  организаціи  могутъ  объединиться  въ  стремленіи  имѣть  для  развитія  своей  дѣятельности  и  удовлетворенія   культурныхъ   за­просовъ  своихъ  членовъ  собственныя  благоустроенныя  помѣ­щенія  и  совмѣстными  усиліями  изыскивать  средства  на  ихъ постройку.  Отъ  такого  соединенія  экономическихъ  цѣлей   съ цѣлями  культурными  н  просвѣтительными   лишь   выиграетъ жизнеспособность  всего  учрежденія,  такъ  какъ  населеніе,  бу­дучи  связано  съ  Народнымъ  Домомъ  какой   либо  экономической  связью,  будетъ  сильнѣе   чувствовать   и  тяготѣніе   къ нему,  какъ  къ  своему  культурному  центру.

При  такой  постановкѣ  вопроса  матеріальное  участіе  губернскаго  земства  въ  дѣлѣ  постройки  зданія   можетъ  выразиться  въ  ассигнованіи 1/3  его стоимости. Другая  треть  намѣчалась  изъ  средствъ  казны,  которыя   отпускаются   комитетомъ  попечительства  о  народной   трезвости, иостающаяся треть  должна  ложиться   на   мѣстное   общество,   по  почину котораго  организуется  Народный  Домъ.

Такимъ  образомъ,   докладъ   намѣчалъ   три   основныхъ источника,  откуда  могутъ  черпаться   средства   на  постройку зданій  Народныхъ  Домовъ,  причемъ  на  мѣстную  организацію возлагалась  1/з  расходовъ. Что  же  касается  дальнѣйшихъ  расходовъ   по  содержанію  зданія  н  дѣятельности  общества,  то  въ  докладѣ  управы проектировалось  такъ:   „Народный   Домъ,   выстроенный  на совмѣстныя  средства,  долженъ   быть   переданъ   или  въ  вѣдѣніе  соотвѣтствующаго  сельскаго   общества   или  въ  совмѣстное  завѣдываніе  всѣхъ  мѣстныхъ  общественныхъ   организацій,  которыя  приняли  матеріальное   участіе  въ  постройкѣ зданія.  Эти  же  организаціи  должны  нести  и  расходы  но  хозяйственному  содержанію  зданія”.

Проектъ  Народныхъ  Домовъ  на  основаніяхъ,  выработанныхъ  Пермскимъ  губерн.  земствомъ,  обратилъ   па  себя  вниманіе   спеціальной   печати   и  вызвалъ  оживленный   обмѣнъ мнѣній. Насколько   можно  прослѣдить,  отрицательныя   стороны проекта  отмѣчены  пока  однимъ  г.  Гермоніусомъ,   въ   статьѣ „Районный  Народный  Домъ,  какъ   объединяющій   и организующій   центръ   внѣшкольнаго   образованія”.  Г.  Гермоніусъ пишетъ: „Въ  симпатичномъ,  вообще,  пермскомъ  проектѣ  имѣется требованіе  мѣстной   иниціативы   для   устройства   Народнаго Дома.  Не  значитъ  ли  это— уже  впередъ   и  заранѣе   провалить  и   похоронить   весь  проектъ?  Мы   здѣсь,   въ   центрѣ, еще   не  можемъ   и   не  умѣемъ   установить   цѣли,   задачъ, средствъ  и  содержанія  этихъ  учрежденій,  опредѣлить  близко нхъ   конфигурацію іі  значеніе,  какъ  же   можно   требовать этого  отъ  мѣстной  иниціативы,  отъ  какого  нибудь  сельскаго и  даже  мѣстнаго  просвѣтительнаго  общества? Сельскому  обывателю,  прежде  чѣмъ  онъ   могъ  бы   потребовать   для   себя устройства  Народнаго  Дома,  вѣдь,  надо  не  только  разсказать, что  такое  Народный  Домъ  (а  мы  и  этого  еще  пока  не  умѣемъ),   но  и  показать   ему   воочію,   въ  дѣйствіи,   и  только когда  онъ  убѣдится  въ  томъ,  что  это  штука  дѣйствительно полезная   и  желательная,   онъ  можетъ   проявить   въ  этомъ отношеніи  иниціативу.  И  прекрасный  самъ  по  себѣ  проектъ Пермскаго  земства  или,  но  крайней  мѣрѣ,  оригинальная  его черта    сдѣлать.  Народный  Домъ   центромъ   не  только   просвѣтительной,  но  и  экономической  дѣятельности  среди  населенія—  останется   втуне,   если   не   будетъ   сдѣлано — и   въ достаточно   широкихъ   размѣрахъ— опыта   внѣ   такой   иниціативы”.

Не  вдаваясь  пока  въ  разсмотрѣніе   настоящихъ   положеній  г.  Гермоніуса,  здѣсь   необходимо   отмѣтить,   что  если деревня  будетъ   ждать,   несмотря   на  иниціативу,   отъ   нея исходящую,  „достаточно  широкихъ  опытовъ  внѣ  такой  ини­ціативы “,  то  деревнѣ,   уже   опредѣленно   выразившей   свое стремленіе,  едва  ли  придется   въ  скоромъ  времени   увидѣть реальное  воплощеніе  своихъ  стремленій.  И  если  центръ  „еще не  можетъ  и  не  умѣетъ  установить   цѣли,  задачи,  средствъ н  содержаніе  этихъ   учрежденій”,   то  этого   нельзя   сказать о  деревнѣ,  которая  на  эти  задачи   смотритъ  гораздо   проще и  практичнѣе.  Что  это  такъ— это  можно  усмотрѣть  изъ  дѣятельности  нашей  молодой  коопераціи,   вполнѣ   осмысленно  и настойчиво  въ  программу  своихъ  работъ   проводящей   также іі  воспитательно-просвѣтительныя   организаціи.   Во   многихъ случаяхъ,  какъ  будетъ  указано  ниже,   иниціатива   о  созда­ніи  Народныхъ  Домовъ  идетъ  не  инъ  центра,  а  изъ  перефиріи. Изъ  многочисленныхъ  сочувственныхъ  отзывовъ  наиболѣе  исчерпывающимъ  являются  два:  г.  Медынскаго  п  г.  Чар- нолусскаго.   Г.  Медынскій   въ  своемъ   капитальномъ   трудѣ „Внѣшкольное  образованіе,  его  значеніе,  организація  и  техника”,  отмѣчая  оригинальность   пермскаго   проекта,   но  которому  Народный  Домъ  долженъ   быть   признанъ   къ  жизни иниціативой  самого  населеніи  н  является  учрежденіемъ  объединяющимъ  въ  себѣ   не  только   культурно-просвѣтительныя цѣли,  но  и  цѣли  экономическія,  говоритъ:  „Эта  сторона  пермскаго  проекта— стремленіе  сдѣлать   Народный   Домъ   притягивающимъ  центромъ  для  всего  мѣстнаго   населенія,  притягательнымъ  н  въ  мысли  духовной  культуры  п  въ  отношеніи экономическомъ— въ   высшей   степени   цѣнна  и,   надо  надѣяться.,  будетъ   принята   во  вниманіе   другими   земствами, городами  и  просвѣтительными   обществами   при   организаціи Народныхъ  Домовъ.  Тогда  Народный  Домъ   явится,  въ  полномъ  смыслѣ  слова,  универсальнымъ   учрежденіемъ,   въ  которомъ  каждый  найдетъ  удовлетвореніе  всѣхъ   своихъ  культурныхъ  потребностей,   при  помощи   которыхъ   быстро  разовьется  духовная  культура  народа  и  неразрывно  связанная съ  нею  экономическая  сила  его”. Такое  авторитетное  лицо,  какимъ   является  въ  вопросахъ  народнаго  образованія  г.  Чарполусскій,  въ  статьѣ,  помѣщенной  въ  „Юбилейномъ  земскомъ  сборникѣ”  и  озаглавленной  „Земство  и  внѣшкольное  образованіе”,   развиваетъ  слѣдующій  взглядъ  па  организацію  Народныхъ   Домовъ   вообще и  на  пермскій  проектъ  въ  частности:…„Въ  формѣ  Народныхъ  Домовъ  мы  присутствуемъ  при быстромъ  нарожденіи  новаго,  чрезвычайно   интереснаго,   обществеппо-просвѣтителыіаго  учрежденія,  открывающаго  самое широкое  поле  для  жизненнаго  творчества,  ііока   эти  учрежденія  развиваются,  главнымъ  образомъ,   въ  видѣ  учрежденій районныхъ,   но  имѣются   уже   и  Народные   Дома   мѣстные, въ  ближайшемъ  же  будущемъ,  по-виднмому,   развитіе   этихъ двухъ  формъ  Народныхъ  Домовъ  пойдетъ  двумя   параллельными  теченіями:  съ  одной  стороны,  главнымъ   образомъ,  по иниціативѣ  земствъ,  будутъ  создаваться Народные  Дома  уѣзднаго  и  районнаго  типа,  играющіе  роль  земскихъ   просвѣтительныхъ  административныхъ  центровъ,   съ  другой  стороны, по  иниціативѣ  передовыхъ  культурныхъ  селеній,  будутъ  расти  сельскіе  Народные  Дома   мѣстнаго   типа.  Въ  настоящее время  уже   вполнѣ   выяснилось,  что   вгь  этомъ   послѣднемъ отношеніи  выдающуюся  роль  будутъ  играть   различный  мѣстныя  общественныя  организаціи  и  въ  особенности  коопера­тивы.  Въ  Пермской,  Полтавской  и  друг.  губерніяхъ   кооперативы  являются  самыми  горячими  и  самыми  живыми  проводниками  идеи  Народныхъ   Домовъ.  Широкое   развитіе   по слѣднихъ  на  основѣ  органическаго  взаимодѣйствія   земства и коопераціи,  несомнѣнно,  обезпечиваетъ  дѣлу  чрезвычайно  жиз­ненную  постановку”.

(Продолженіе  слѣдуетъ)

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003