Большевичий Шемякин суд

Название публикации: Большевичий Шемякин суд
Газета: Сибирские стрелки
Дата: 25.03.1919.
Номер выпуска: 52.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Художественно-публицистические публикации.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Советская Россия, большевики, суды.

Текст публикации

Большевичій Шемякин суд.

29-го октября 1918 г. ааѣ пришлось присутствовать при разборѣ дѣл в Военно-Революціонной Полевой судѣ Штаба 3-ьей Красной Арміи. В этот день разбиралось дѣло двух моих знакомых, преданны! полевому суду за разговоры, компрометирующіе совѣтскую власть. Их участь меия очень интересовала, а также нптсре- ювал и самый „большевистскій** суд.

В Воспном Комиссаріатѣ, попроспв на •то разрѣшеніе предсѣдателя суда, я прошла в зал суда. На скамьѣ подсудимых была очень разнообразная публика: тут были и солдаты, и офицеры, в „буржуи”, и крестьяне и рабочіе. За столом, покрытым зеленый сук- пом сидѣли; предсѣдатель—натрое Демидов, и двое судей.

Первый из подсудимых подошел к столу бѣлогвардеец, па вид совсѣм мальчпк.

—- „Огойдп па четыре шага от стола”—з&крпчад па него Демидов.

Тот испуганно попятился назад.

— “Ты мобилизованный’?*

— Так точно!

— „Как ты попал к нам?“

— Да ивѣ воеватп надоѣло. Дай, думаю, возьму ввнтовку с патровамп, да іі пойду к свонм братьям—рабочиы… Вот п перешел.

— „А ты—что, думая у нао нѳ вою- ют?“

— Нѣт так но думал, а слышал, чт* у васне так строго.

— „Мы тебѣ покажом—„нѳ так етро-

г«“… Иди*.

Взялись за другое дѣло.

К столу подошли четыре етарнчка— крестьянина.

— „Ты—Петр Б’атаев? — обращается предсѣдатель к крайнему.

— Нѣт, не я.

— „Ты“—к слѣдующему, а потом к двум остальным, но между вызванными не оказалось Петра, а также не было п Павла, Андрея и Михаила, упомянутых в обвинительно!! актѣ. Тогда предсѣдатель взял ручку и красные чернпла, спросил у подсудимых имена, которые оказались Афана- сій, Иваи, Александр и Василій и. не долго думая, пѳреправил акт.

— „Вы—Катаевы?”

— Так точно, у нас в деревнѣ всѣ Катаовы.

— „Это вы убила комиссара?”

— Никак нѣт, мы в это время были в полѣ на работѣ. Возвращаемся домой, а Петр с Павлом встрѣтились на дорогѣ да и говорят, что будто комиссара на деревнѣ убили. А мы работали на полях цѣ- дый день нечего а нѳ видала а нѳ сдыхали*…

— „Ладно, врите больше“ —перебил нх предсѣдатель, „идите”.

Старички ушли, а их мѣсто іанял крас- ноармеец, который был предай суду за то, что в пьяной видѣ Еыаул замки у орудій.

— „Для чего-же ты это сдѣлал?,,— заинтересовался один нз судей,—„или думал, что „бѣлые” близко, пм хотѣл услужить что-ли?”

— Я не пенпю, что думал, товарищ Судья…

— „Какой я тебѣ—„товарищ*—закри- чад на него зло судья.—-„тм—арестант, а я честный человѣк, Судья—подсудимому но товарищ”.

— Извиняюсь…—замялся красноарг?«ц.

— „Ну, продолжай*.

— Так вѳт, не помню я ничего. Потом уж товарищи маѣ разсказали, что я взял, да и еложнл замки посреди двора у всѣх на виду. Даже в прятать пѳ дтыал. А для чего это сдѣлал—сам нѳ знаю. Пьян был, больше ничего.

Суд устроил перерыв, а послѣ перерыва прочитали приговор: мальчик-бѣлогвардеец и четыре крестьянина были приговорены к разстрѣлу в 24 часа, а краспоармеец—к каторжным работай.

Послѣ перерыва у стола оказался пожилой крееѵьянин, который разсказал, что „бѣлая** развѣдка задержала его, когда он вез иэ своего исполкома деньги в город, „бѣлые* отобрали будто-бы у пего деньга, а его отпустили п вот ое пріѣхал з город заявить о случившемся, его неожиданно арестовали, а за что-—он не знает. Нѳ смотря па увѣренную рѣчь, подробные обстоятельные отвѣты и явную невиновность этого крестьянина, он тоже был црнговорен к растрѣлу.

Послѣднее дѣло было о двух моих эпа- комых, из которых один’был студент, другой офицер.

Когда опи подошли к столу, на них посыпались насмѣшки, их назвали саботажниками, дармоѣдами, и т. п. Предсѣдатель обращался к вим не иначе, как „на ты*. Когда же судьи узпали, что подсудимый офицер-кавалерист занимается в Ииженер- ком отдѣлѣ Штаба Особых Формированій, они обратили на него особенное вниманіе и предложили ему или командовать кавале-. рійекыт полком, или возвращаться обратно в тюрьму и быть преданный суду ужо по всѣм строгостям революціонны! законов.

Жалко было смотрѣть на всѣх подсуди- мых. Опп буквально трепетали перед су. дом. Несмотря па их общій приниженный, заискивающій тон, по вѣкоторым вырвавшимся выражепіям, по взглядам, бросаемый на судей, можно было судить, какую сильную злобу пигают они в судьям—больше- викам.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003