Воздушные силы Европы

Название публикации: Воздушные силы Европы
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 04.09.1914.
Номер выпуска: 36.
Страница(ы): 7, 9, 10
Автор: Р. В..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: За границей.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Аахен, Авиано, Авор, Австро-Венгрия, Алленштейн, Англия, Асперн, Бавария, Баден-Баден, Бельфор, Бенгази, Берлин, Биккендорф, Бисдорф, Биттерфельд, Боскомантино, Брауншвейг, Ванн, Вена, Венер-Нейштадт, Верден, Версаль, Винья-ди-Валле, Галларате, Гамбург, Ганновер, Германия, Герц, Грауденц, Дрезден, Дуэ, Дюссельдорф, Иеза, Иоганнисталь, Ирландия, Италия, Кельн, Кенинсберг, Киль, Компальто, Краков, Кугсгафен, Лайхлинген, Лар, Лейпциг, Лигниц, Лион, Маннгейм, Мец, Милан, Мобеж, Мостар, Нейзац, По, Познань, Порденоне, Постдам, Райнау, Рейм, Рим, Саксония, Сан-Франческо-аль-Кампо, Северная Африка, Сен-Сир, Страсбург, Тегель, Торн, Триполи, Трир, Туле, Тулон, Турин, Феррара, Франкфурт-на-Майне, Франция, Фридрихсгафен, Фульсбюттель, Шалон, Шнайдемюль, Эпиналь, Этамп.
Ключевые слова: авиация, военная промышленность, воздушная разведка, воздушные силы, война, война в воздухе, кадры, развитие, соотношение сил.

Текст публикации

Воздушныя силы Европы.

Развертывающіяся въ настоящее время міровыя событія да­дутъ возможность впервые провѣрить и выяснить все значеніе воздушнаго военнаго флота въ современной войнѣ. Отдѣльныя по­пытки примѣненія воздушнаго флота уже были сдѣланы въ италіано-турецкой и въ славяне-турецкой войнахъ. Но эти опыты ограничивалась незначительнымъ количествомъ воздухоплаватель­ныхъ аппаратовъ и къ тому же мало приспособленныхъ для воен­ныхъ цѣлей. Создавшееся въ настоящее время положеніе вещей отврыло большое поле дѣйствія для воздухоплаванія и авіаціи; та страна, которая въ технически авіаціонномъ отношеніи окажется впереди, сумѣетъ извлечь огромную пользу для успѣшнаго осу­ществленія стоящихъ передъ нею задачъ.

Главное значеніе въ дѣлѣ воздухоплаванія имѣетъ личный составь воздушнаго флота; его значеніе настолько велико, что всѣ государства съ невѣроятной настойчивостью и поспѣшностью стре­мятся подготовить наибольшее количество летчиковъ, умѣющихъ управлять летательными и воздухоплавательными аппаратами и производить наблюденія съ нихъ. Помимо того, воздухоплаватель­ные аппараты могутъ успѣшно работать, главнымъ образомъ, на спеціально подготовленномъ для нихъ пространствѣ (территоріи). II эта подготовка площади для воздухоплавателя должна идти по­путно съ развитіемъ воздухоплаванія въ странѣ. Обладая доста­точнымъ количествомъ этапныхъ остановочныхъ пунктовъ съ за­пасами бензина и масла, ангарами, и т. п., каждая страна поз­воляетъ летчикамъ совершать перелеты на значительныя разстоя­нія. Правильно расположенныя сѣти воздушныхъ маяковъ позво­ляютъ совершать полеты ночью и подъ покровомъ темноты при­ближаться незамѣтно къ опредѣленному пункту. Широко разви­тая сѣть безпроволочно телеграфныхъ станцій, даетъ возможность передавать съ воздухоплавательныхъ аппаратовъ всѣ необходимыя свѣдѣнія, не спускаясь на землю, и все время безостановочно на­блюдать за всѣмъ происходящимъ.

Понятно, что для успѣшной работы воздушнаго флота необ­ходимо присутствіе въ странѣ достаточнаго количества воздухо­плавательныхъ и авіаціонныхъ заводовъ, и заводовъ легкихъ дви­гателей, такъ какъ въ военное время особенно сильно будетъ чувствоваться необходимость въ летательныхъ аппаратахъ, и эта нужда должна быть немедленно удовлетворяема.

Наконецъ, каждая страна должна обладать достаточнымъ авіаціоннымъ запасомъ, который по мѣрѣ надобности могъ бы по­полнять штатъ военныхъ летчиковъ.

Вотъ почти всѣ тѣ основныя задачи, которыя “стоятъ^пе- редъ каждымъ государствомъ, стремящимся обезпечить себя вполнѣ надежнымъ и сильнымъ воздушнымъ флотомъ.

Говорить о эначевіи воздухоплаванія въ военномъ дѣлѣ, намъ кажется, нечего. Всѣмъ извѣстна та огромная роль, которую должны сыграть воздухоплавательные аппараты въ разрѣшеніи цѣлаго ряда основныхъ военныхъ задачъ. Достаточно указать на нѣкоторыя главныя задачи, какъ дальняя и ближняя развѣдка, бросаніе бомбъ и стрѣльба съ воздушнаго флота, служба связной линіи въ походѣ и въ бою, служба сторожевая и, наконецъ, служба санитарная.

Благодаря значительной быстротѣ полета воздухоплаватель­ные аппараты позволяютъ своевременно получать необходимыя свѣдѣнія, а потому данныя, добытыя воздушной развѣдкой, мо­гутъ достигнуть штаба значительно быстрѣе, чѣмъ при многихъ изъ остальныхъ способовъ полученія этихъ данныхъ. Воздушная развѣдка даетъ возможность немедленно провѣрить многія свѣдѣ­нія, добытыя обыкновенной развѣдкой. Провѣркой этихъ донесе­ній, а также провѣркой предположеній начальствующихъ лицъ, воздушные развѣдчики даютъ послѣднимъ больше увѣренности въ своихъ планахъ и дѣйствіяхъ.

Кромѣ того въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ кавалерійская развѣдка въ силу неблапшріяныхъ условій мѣстности не принесла замѣт­ной пользы, воздушные развѣдчики могутъ успѣшно выполнить эту часть развѣдки и благодаря этому восполнить получившіеся пробѣлы.

Правильно поста1 ленная служба аэроплановъ въ артиллеріи значительно увеличиваетъ мѣткость стрѣльбы изъ орудій.

Интересевъ вопросъ о примѣненіи аэроплановъ въ военно- санитарномъ д ‘.лѣ на полѣ битвы. Эти аэропланы, находясь въ вѣдѣніи врачей, смогутъ доставлять ихъ на любой пунктъ, гдѣ въ нихъ почувствуется нужда во время битвы. Точно также съ аэроплана можно заачвтельно лучше оріентироваться въ усло­віяхъ мѣстности, положеніи перевязочныхъ пунктовъ и раненыхъ и споссб твовать быстрому перебрасыванію санитарнаго персонала. А большіе аэропланы (типа нашего «Ильи Муромца») позволятъ во время боя перевозить въ любой пунктъ цѣлую операціонную съ врачами, хирургами и всѣми необходимыми приспособленіями.

Но цѣлесообразное использованіе авіаціонной части обезпе­чивается, главнымъ образомъ, правильнымъ обслуживаніемъ ле­тательныхъ аппаратовъ. Съ этой цѣлью авіаціонные отряды снаб­жаются буксирными автомобилями для перевозки аппаратовъ, скла­дочными автомобилями съ запасами смѣнныхъ честей, топлива и автомобилями мастерскими для исправленія аварій, происшедшихъ съ аппаратами въ походѣ.

Вотъ тѣ основныя задачи, которыя могутъ быть возложены въ настоящее время на ледательные и воздухоплавательные ап­параты. И, разсматривая съ этой Точки зрѣвія состояніе авіаціи и воздухоплаванія въ отдѣльныхъ государствахъ, мы сможемъ выяснить, насколько кажд е государство обезпечило себя въ воен- но авіаціонномъ и воевно воздухоплавательномъ отношеніи.

На первомъ мѣ тѣ мы разсмотримъ Германію

Ея воздушный флотъ насчитываетъ 32 воздушныхъ кораб­ля; изъ нихъ 12 «Цеппелиновъ». Віѣ эти «Цеппелины» имѣютъ емкость каждый въ 20 ООО и болѣе кубическихъ метровъ и мо­гутъ поднимать грузъ въ 500—700 пуд. Большая часть этихъ воздушныхъ кораблей снабжена пулеметами и скоро<трѣдьными орудіями, расположенными на верхней площадкѣ дирижабля и въ гондолахъ. Для подступа къ верхней боевой площадкѣ и для по­дачи снарядовъ внутри дирижабля устроена вертикальная шахта съ лѣстницей и съ подъемникомъ. Благодаря значительной мощ­ности двигателей (диіигающей 720-ти лошадиныхъ силъ) „Цеп­пелины” могутъ развивать скорость до 82 хъ километрьвъ въ часъ и пролегать разстоянія безъ спуска до 3.200—-1500 километровъ. Всѣ они снабжены станціями безпргволочнаго телеграфа и про­жекторами.

Кромѣ «Цеппелиновъ», изъ которыхъ нѣкоторые уже по­гибли, въ германскомъ воздушномъ флотѣ находятся одинъ воз­душный крейсеръ I класса Шютте Ланцъ емкостью въ 24.000 ку­бическихъ метровъ, девять воздушныхъ крейсеровъ II класса, два развѣдочныхъ воздушныхъ корабля и девять сторожевыхъ и учеб­ныхъ воздушныхъ кораблей.

Но боевое значеніе имѣютъ, главнымъ образомъ, воздушные крейсеры I класса, къ числу которыхъ принадлежатъ геѣ «Цеп­пелины». Произведенные недавно опыты съ этими «Цеппелинами» показали, что они могутъ вполнѣ свободно сбрасывать грузъ въ 600 килограммовъ (около 40 пудовъ), нисколько не нарушая своего равновѣсія и правильнаго хода своего полета.

Для обслуживанія столь значительнаго воздушнаго флота Германія имѣетъ 44 воздушныхъ эллинга: въ Аахенѣ, Ллленштей- нѣ, Биккендорфѣ (около Кельна), Бисдорфѣ (около (Берлина), Биттерфельдѣ. Брауншвейгѣ, Кельнѣ, Кугсгафенѣ, Дрезденѣ, Дюс­сельдорфѣ, Франкфуртѣ на-Майнѣ, Фридризсгафенѣ, Фудьсбюттелѣ (около Гамбурга), Гютѣ, Грауденцѣ, Ганноверѣ, I іганнисталѣ (око­ло Берлина), Килѣ, Кенисберіѣ, Ларѣ, Лайхлингенѣ, Лейпцигѣ, Лигнидѣ, Манделѣ, Медѣ, Баденъ-Баденѣ, Потсдамѣ, Познани, І’айнау (ск’ло Маннгейма), Шнайдемюлѣ, Страсбургѣ, ‘Гегелѣ (около Берлина), Торнѣ, Трирѣ, Ваннѣ. Кромѣ того въ 30 ти пунк­тахъ устроены спеціальныя якорныя стоянки.

Для ночныхъ перелетовъ въ Германіи имѣется 21 воздуш­ный маякъ. Эти маяки представляютъ собио либо высокія ме­таллическія башни, либо прожекторы, у<тановленные на высокихъ сооруженіяхъ. Вблизи главныхъ воздушнахъ гаваней находятся водородные заводы, доставляющіе дирижаблямъ водородъ.

Согласно послѣднимъ даннымъ, въ Германіи имѣется теперь около 1.500 летчиковъ, въ томъ числѣ около 500 военныхъ. Что касается количества аппаратовъ, то число іпъ превышаетъ 1000. Заводовъ, строящихъ аэропланы и двигатели для нихт, въ Гер­маніи насчитывается около 40—50-ти.

Понятно, что такой значительный ростъ авіаціи требуетъ соотвѣтствующей авіаціонной подготовки германской территоріи. Благодаря широкой дѣятельности общественныхъ и правительствен­ныхъ организацій. Германія обладаетъ въ настоянще врімя очень развитой сѣтью аэродромовъ и авіаціонныхъ станцій. Однихъ аэродромовъ имѣется въ Германіи болѣе 30-ти; кромѣ того тамъ устроено около 15-ти военно-авіаціонныхъ аэродромовъ. Наконецъ, для перелетовъ вся Германія оборудована 70 ю этапными авіаціон­ными станціями. На всѣхъ аэродромахъ и авіаціонныхъ поляхъ имѣется санитарная служба съ санитарными автомобилями, а на многихъ изъ нихъ—пріемные покои. Всѣ перелетныя станціи снабжены телефонами и связаны другъ съ другомъ непрерывной телефонной связной линіей. Военно-авіаціонныя и воздухоплаватель­ныя войска состоятъ иэъ пяти воздухоплавательныхъ батальоновъ трехротааго состава (эа исключеніемъ второго батальона, у кото­раго двѣ роты и четвертаго батальона, у котораго четыре роты) и четырехъ авіаціонныхъ батальоновъ трехротнаго состава. Ба­варія имѣетъ также одинъ воздухоглэвателъный батальонъ двух- ротнаго состава и одинъ авіаціонный батальонъ. Саксонія полу­чила одну воздухоплавательную и одну авіаціонную роту.

Типы военныхъ аэроплановъ въ Германіи однообразны, гер­манской арміей приняты два главныхъ тира: бипланъ съ двига­телемъ въ передней части и монопланъ «Голубь» деревянный или стальной. В;ѣ авіаціонныя войска снабжены спеціальными авто­мобильными обозами. Кромѣ того въ германской арміи имѣются спеціальныя орудія для борьбы съ в здушнымъ врагомъ. Мн-гія изъ этихъ орудій установлены на автомобиляхъ.

Въ АвстроВінгріи составъ воздушнаго флота дирижаблей д( вольно жалкій. Онъ насчитываетъ всего три дирижабля, и всѣ они не имѣютъ никакого б еваго значенія. Самый большой изъ нихъ «Военный 2» емкостью не болѣе 5000 куб. метровъ. Воздушныхъ гаваней въ Азстрз-Венгріи имѣет-‘Я всего двѣ.

Воздухоплавате. ьная часть состоитъ у австрійцевъ изъ штаба и 10 ти воздухоплавательныхъ парковъ; изъ нихъ два находятся въ Венеръ Непнтадзѣ, 2—въ Мостарѣ, 2—въ Аспервѣ,— 1 около Кракова, 1—около Вѣны. 1—въ Герцѣ иі—на югѣ, въ Нейэгцѣ.

Въ теченіе текущаго и будущаго года предполагалось соз­дать еще 12 парковъ, но удалось ли это Австро Венгріи, неиз­вѣстно. По слухамъ, имѣлось въ виду преобразовать корпусъ воздухоплавателей въ отдѣльный батальонъ летчиковъ иэъ четы­рехъ ротъ, съ 26-ю аэропланами въ каждой ротѣ, а немного времени спустя сформировать такой же батальонъ воздухоплава­телей и всѣ эти части свести въ одинъ полкъ.

Эги роты должны состоять изъ четырехъ взводовъ, и въ каждомъ взводѣ,—пять аэроплановъ, изъ коихъ одинъ запасный. Въ концѣ текущаго года предполагалось подготовить 250 сфяце- ровъ-летчиковъ: кромѣ того въ началѣ текущаго года въ Австро- Венгріи насчитывалось 80 военныхъ летчиковъ и въ Ф.ншмендѣ былъ открытъ курсъ для подготовки въ летчики 50 ти нижнихъ чиновъ. Въ общемъ можно предполагать, что въ Австро-Венгріи въ настоящее время имѣется около 200 военныхъ летчиковъ. Что касается количества аппаратовъ то ихъ насчитывается въ арміи немного болѣе 100.

Авіаціонныхъ заводовъ и заводовъ двигателей въ Австро- Венгріи имѣется меньше іОти.

Частная авіація въ Австро Венгріи развита с.або. Количе­ство частныхъ летчиковъ въ Австро-Венгріи составляетъ не Со- лѣе ЮО. Подобная отсталость объясняется главнымъ образомъ отсутствіемъ широкаго поощренія со стороны общественныхъ и правительственныхъ круговъ.

Въ противоположность Австріи Италія являетъ блестящую картину авіаціонныхъ и воздухоплавательныхъ успѣховъ. Столь широкому росту воздухоплаванія Италія обязана италіано турец­кой войнѣ, когда со всей очевидностью обнаружилось огромное значеніе авіаціи и воздухоплаванія въ военномъ дѣдѣ Дирижаб­лей въ Италіи насчитывается теперь 10; изъ нихъ пять малыхъ в енныхъ дирижаблей, емкостью по 4.000—5 000 куб. метровъ, и три большихъ, относящихся къ категоріи воздушныхъ крейсе­ровъ II го класса, по 10.000—12.000 куб. метровъ.

О нованіе итальянскі й военной авіаціи было положено на добровольныя пожертвованія, собранныя въ размѣрѣ З,1/* нилліон. франковъ. На эти средства было сформировано 12 отрядовъ лет чиковъ, по одному на корпусъ, съ 7 ю аэропланами въ каждомъ. Въ на тоящее время въ распоряженіи военнаго вѣдомства нахо­дится 150 аэроплановъ, распредѣленныхъ по эскадрилямъ, съ 6 ю аппаратами въ каждой. Въ общемъ должно быть сформировано 30 отрядовъ, и тогда число аэроплановъ вмѣстѣ съ учебными будетъ составлять около ЗСО. Кромѣ того рѣшено учредить спеціальный авіаціонный запасъ изъ частныхъ летчиковъ, число кето;ыхъ составляетъ въ настоящее время въ Италіи бо­лѣе 200.

Авіаціонныя школы находятся въ Авіано, Порденонѣ, Гал- ларате и Санъ Франческо-аль-Кампо. Всѣ онѣ подготовили до сею времени болѣе 200 военныхъ летчиковъ. Воздушныя гавани—въ Винія ди-Валле (около Рима), К^мпальто, Бсскомантино, Іезѣ, Феррарѣ, Миланѣ, Туринѣ, Триполи и Бенгази. Вся сѣверная Италія великолѣпно оборудована авіаціонными станціями, военны­ми и частными, этапными пррелетными пунктами и воздушными гаванями.

Авіаціонная и воздухоплавательная промышленность въ Италіи находится въ прекрасныхъ условіяхъ. Однихъ только аві­аціонныхъ эаводозъ около 15, и это количество вполнѣ достаточ­но для снабженія Италіи необходимымъ количествомъ аппаратовъ. Заводовъ двигателей имѣется меньше.

Франція, колыбель авіаціи, продолжаетъ еще до настояща го времени занимать первое мѣсто въ области авіаціи.

Успѣху авіаціи во Франціи много помогло и само обще­ство, собравшее добровольныхъ пожертвованій на дѣло поощренія французской авіаціи 6 милліоновъ 200 тысячъ франковъ. На эти средства было куплено для французскаго правительства 208 аэро­плановъ и обучено 75 частныхъ летчиковъ, которые обязаны въ случаѣ вс’йеы поступить въ распоряженіе французской арміи. Кромѣ того часть этихъ средствъ была израсходована на устрой­ство во всей Франціи этапныхъ авіаціонныхъ станцій. Въ насто ящее время этихъ станцій во Фрапціи имѣется около ЮО, и всѣ онѣ главнымъ образомъ расположены въ сѣверо-восточной части, въ районѣ, примыкающемъ къ Германіи и Бельгіи.

По количеству аэроплановъ Франція превосходитъ Герма­нію; она имѣетъ приблизительно около 2.500 летчиковъ и въ числѣ ихъ не менѣе 700-800 воевныхъ. Понятно, что и коли­чество аппаратовъ также должно составлять значительную цифру. Однихъ только боевыхъ аэроплановъ въ концѣ 1913 года во Франціи имѣлось 450, а теперь количество ихъ достигло до 1.000. Трудно установить число частныхъ летательныхъ аппара­товъ, такъ какъ въ впду значительнаго количества авіаціонныхъ заводовъ (болѣе 30) число аппаратовъ должно составлять значи­тельную цифру, не менѣе 1.000. Заводовъ двигателей во Франціи насчитывается около 25.

Съ 1-го января текущаго года французская военная аві ація получила новую организацію. Ея воздухоплавательная часть раздѣлена на три единицы: 1) корпусъ воздухоплавателей, вь составъ котораго вошли всѣ аэростаты во Франціи, воздухоплава­

тельный отрядъ въ Шале-Недонѣ и воздухоплавательные центры въ Версалѣ, въ Сень Сирѣ, Мобежѣ, Верденѣ, Тулѣ, Эниналѣ и Бзльф>рѣ. 2) 1-й авіаціонный корпусъ съ авіаціонными центра­ми: въ Ліонѣ, Тулонѣ, Эпвнатѣ, Этампѣ, Аворѣ, По и Сѣверной Африкѣ. 3) 2 й авіаціонный корпусъ: для районовъ парижскаго округа съ авіаціонными центрами въ Реймсѣ, Сенъ Сирѣ, тало­нѣ, Мобежѣ, Дуэ и Вердспѣ Эги воздухоплавательные и авіаці­онные центры снабжены военными аэродромами. Всѣ аэропланы и двигатели строятся во Франціи и по системамъ и конструкціямъ своимъ принадлежатъ къ наилучлимъ въ мірѣ.

Совершенго иную картину представляетъ французское упра­вляемое воздухоплаваніе. Въ этой области Франція далеко оста­лась позади Гермавіи. Въ составъ французскаго воздушнаго флота входитъ всего 18 дирижаблей, и ни одинъ иэъ нихъ не можетъ соперничать съ «Цеппелинами». Самый большой французскій воздушный корабль имѣетъ емкость въ 16.000 куб метровъ, а 8а нимъ идутъ шесть воздушныхъ крейсеровъ 2-го класса емко­стью меньше 10.000 куб мегровь. Вчзіушныхъ эллинговъ для дирижаблей во Франціи имѣется 22, но большинство ивъ нихъ по своимъ размѣрамъ слишкомъ малы и непригодны для крейсе­ровъ не только 1-го, но и 2 го класса.

Намъ остается еще познакомиться съ авіаціей въ Аніліи. Англійская авіащя начала развиваться сравнительно поздно, все­го только съ начала прошлаго года, но благодаря широкому со­дѣйствію общественныхъ круговъ и подготовленности англійской техники и промышленности англійская авіація, особенно морская, пошла такими гигантскими шагами впередъ, что въ нѣкоторыхъ областяхъ превзошла и Францію, и Германію.

Главныя свои усилія англійское правительство обратило на морскую авіацію и морское, воздухоплаваніе. Британское адмирал­тейство насчитываетъ теперь болѣе 100 аэроплановъ, изъ кото- рыхъ большая часть—гидро-аэропланы.

Что касается арміи, то она должна имѣть 250 аэропла­новъ. Въ общемъ можно считать, что въ Англіи имѣется болѣе 300 военныхъ летчиковъ, а число частныхъ летчиковъ дохо­дитъ до 500.

Весь берегъ Англіи и Ирландіи долженъ быть покрытъ морскими авіаціонными станціями въ количествѣ свыше 35 ти. П ка же. такихъ станцій имѣется восемь, и изъ нихъ двѣ при­способлены для дирижаблей. Дирижаблей въ Англіи имѣется семь, но изъ нихъ только два военнопригодные, а остальные по своимъ размѣрамъ слишкомъ малы. Въ настоящее время Англія строитъ для своего флота болѣе 10 ти дирижаблей, по пока ни одинъ изъ нихъ не готовъ. Для дирижаблей въ Англіи устроены около ІО ти воздушныхъ эллинговъ.

Главное свое вниманіе Англія обратила на гидро аэропланы, причемъ основными типами выработала она слѣдующія два: боль­шой боевой аэропланъ съ 250-ти-сильнымъ двигателемъ и малый быстроходный аэропланъ со ЮО-сильнымъ двигателемъ.

Уже теперь Англія строитъ самостоятельно почти всѣ свои аппараты и снабжаетъ ихъ почти всѣ собственными дви­гателями.

Такова въ общихъ чертахъ сравнительная картина совре­меннаго состоянія воздухоплаванія во всѣхъ главныхъ государ­ствахъ Европы, которымъ приходится въ данный моментъ дока­зать свою подготовку на дѣлѣ. (Р. В.).

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003