Название публикации: Воздушные силы Европы
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 04.09.1914.
Номер выпуска: 36.
Страница(ы): 7, 9, 10
Автор: Р. В..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: За границей.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Аахен, Авиано, Авор, Австро-Венгрия, Алленштейн, Англия, Асперн, Бавария, Баден-Баден, Бельфор, Бенгази, Берлин, Биккендорф, Бисдорф, Биттерфельд, Боскомантино, Брауншвейг, Ванн, Вена, Венер-Нейштадт, Верден, Версаль, Винья-ди-Валле, Галларате, Гамбург, Ганновер, Германия, Герц, Грауденц, Дрезден, Дуэ, Дюссельдорф, Иеза, Иоганнисталь, Ирландия, Италия, Кельн, Кенинсберг, Киль, Компальто, Краков, Кугсгафен, Лайхлинген, Лар, Лейпциг, Лигниц, Лион, Маннгейм, Мец, Милан, Мобеж, Мостар, Нейзац, По, Познань, Порденоне, Постдам, Райнау, Рейм, Рим, Саксония, Сан-Франческо-аль-Кампо, Северная Африка, Сен-Сир, Страсбург, Тегель, Торн, Триполи, Трир, Туле, Тулон, Турин, Феррара, Франкфурт-на-Майне, Франция, Фридрихсгафен, Фульсбюттель, Шалон, Шнайдемюль, Эпиналь, Этамп.
Ключевые слова: авиация, военная промышленность, воздушная разведка, воздушные силы, война, война в воздухе, кадры, развитие, соотношение сил.
Текст публикации
Воздушныя силы Европы.
Развертывающіяся въ настоящее время міровыя событія дадутъ возможность впервые провѣрить и выяснить все значеніе воздушнаго военнаго флота въ современной войнѣ. Отдѣльныя попытки примѣненія воздушнаго флота уже были сдѣланы въ италіано-турецкой и въ славяне-турецкой войнахъ. Но эти опыты ограничивалась незначительнымъ количествомъ воздухоплавательныхъ аппаратовъ и къ тому же мало приспособленныхъ для военныхъ цѣлей. Создавшееся въ настоящее время положеніе вещей отврыло большое поле дѣйствія для воздухоплаванія и авіаціи; та страна, которая въ технически авіаціонномъ отношеніи окажется впереди, сумѣетъ извлечь огромную пользу для успѣшнаго осуществленія стоящихъ передъ нею задачъ.
Главное значеніе въ дѣлѣ воздухоплаванія имѣетъ личный составь воздушнаго флота; его значеніе настолько велико, что всѣ государства съ невѣроятной настойчивостью и поспѣшностью стремятся подготовить наибольшее количество летчиковъ, умѣющихъ управлять летательными и воздухоплавательными аппаратами и производить наблюденія съ нихъ. Помимо того, воздухоплавательные аппараты могутъ успѣшно работать, главнымъ образомъ, на спеціально подготовленномъ для нихъ пространствѣ (территоріи). II эта подготовка площади для воздухоплавателя должна идти попутно съ развитіемъ воздухоплаванія въ странѣ. Обладая достаточнымъ количествомъ этапныхъ остановочныхъ пунктовъ съ запасами бензина и масла, ангарами, и т. п., каждая страна позволяетъ летчикамъ совершать перелеты на значительныя разстоянія. Правильно расположенныя сѣти воздушныхъ маяковъ позволяютъ совершать полеты ночью и подъ покровомъ темноты приближаться незамѣтно къ опредѣленному пункту. Широко развитая сѣть безпроволочно телеграфныхъ станцій, даетъ возможность передавать съ воздухоплавательныхъ аппаратовъ всѣ необходимыя свѣдѣнія, не спускаясь на землю, и все время безостановочно наблюдать за всѣмъ происходящимъ.
Понятно, что для успѣшной работы воздушнаго флота необходимо присутствіе въ странѣ достаточнаго количества воздухоплавательныхъ и авіаціонныхъ заводовъ, и заводовъ легкихъ двигателей, такъ какъ въ военное время особенно сильно будетъ чувствоваться необходимость въ летательныхъ аппаратахъ, и эта нужда должна быть немедленно удовлетворяема.
Наконецъ, каждая страна должна обладать достаточнымъ авіаціоннымъ запасомъ, который по мѣрѣ надобности могъ бы пополнять штатъ военныхъ летчиковъ.
Вотъ почти всѣ тѣ основныя задачи, которыя “стоятъ^пе- редъ каждымъ государствомъ, стремящимся обезпечить себя вполнѣ надежнымъ и сильнымъ воздушнымъ флотомъ.
Говорить о эначевіи воздухоплаванія въ военномъ дѣлѣ, намъ кажется, нечего. Всѣмъ извѣстна та огромная роль, которую должны сыграть воздухоплавательные аппараты въ разрѣшеніи цѣлаго ряда основныхъ военныхъ задачъ. Достаточно указать на нѣкоторыя главныя задачи, какъ дальняя и ближняя развѣдка, бросаніе бомбъ и стрѣльба съ воздушнаго флота, служба связной линіи въ походѣ и въ бою, служба сторожевая и, наконецъ, служба санитарная.
Благодаря значительной быстротѣ полета воздухоплавательные аппараты позволяютъ своевременно получать необходимыя свѣдѣнія, а потому данныя, добытыя воздушной развѣдкой, могутъ достигнуть штаба значительно быстрѣе, чѣмъ при многихъ изъ остальныхъ способовъ полученія этихъ данныхъ. Воздушная развѣдка даетъ возможность немедленно провѣрить многія свѣдѣнія, добытыя обыкновенной развѣдкой. Провѣркой этихъ донесеній, а также провѣркой предположеній начальствующихъ лицъ, воздушные развѣдчики даютъ послѣднимъ больше увѣренности въ своихъ планахъ и дѣйствіяхъ.
Кромѣ того въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ кавалерійская развѣдка въ силу неблапшріяныхъ условій мѣстности не принесла замѣтной пользы, воздушные развѣдчики могутъ успѣшно выполнить эту часть развѣдки и благодаря этому восполнить получившіеся пробѣлы.
Правильно поста1 ленная служба аэроплановъ въ артиллеріи значительно увеличиваетъ мѣткость стрѣльбы изъ орудій.
Интересевъ вопросъ о примѣненіи аэроплановъ въ военно- санитарномъ д ‘.лѣ на полѣ битвы. Эти аэропланы, находясь въ вѣдѣніи врачей, смогутъ доставлять ихъ на любой пунктъ, гдѣ въ нихъ почувствуется нужда во время битвы. Точно также съ аэроплана можно заачвтельно лучше оріентироваться въ условіяхъ мѣстности, положеніи перевязочныхъ пунктовъ и раненыхъ и споссб твовать быстрому перебрасыванію санитарнаго персонала. А большіе аэропланы (типа нашего «Ильи Муромца») позволятъ во время боя перевозить въ любой пунктъ цѣлую операціонную съ врачами, хирургами и всѣми необходимыми приспособленіями.
Но цѣлесообразное использованіе авіаціонной части обезпечивается, главнымъ образомъ, правильнымъ обслуживаніемъ летательныхъ аппаратовъ. Съ этой цѣлью авіаціонные отряды снабжаются буксирными автомобилями для перевозки аппаратовъ, складочными автомобилями съ запасами смѣнныхъ честей, топлива и автомобилями мастерскими для исправленія аварій, происшедшихъ съ аппаратами въ походѣ.
Вотъ тѣ основныя задачи, которыя могутъ быть возложены въ настоящее время на ледательные и воздухоплавательные аппараты. И, разсматривая съ этой Точки зрѣвія состояніе авіаціи и воздухоплаванія въ отдѣльныхъ государствахъ, мы сможемъ выяснить, насколько кажд е государство обезпечило себя въ воен- но авіаціонномъ и воевно воздухоплавательномъ отношеніи.
На первомъ мѣ тѣ мы разсмотримъ Германію
Ея воздушный флотъ насчитываетъ 32 воздушныхъ корабля; изъ нихъ 12 «Цеппелиновъ». Віѣ эти «Цеппелины» имѣютъ емкость каждый въ 20 ООО и болѣе кубическихъ метровъ и могутъ поднимать грузъ въ 500—700 пуд. Большая часть этихъ воздушныхъ кораблей снабжена пулеметами и скоро<трѣдьными орудіями, расположенными на верхней площадкѣ дирижабля и въ гондолахъ. Для подступа къ верхней боевой площадкѣ и для подачи снарядовъ внутри дирижабля устроена вертикальная шахта съ лѣстницей и съ подъемникомъ. Благодаря значительной мощности двигателей (диіигающей 720-ти лошадиныхъ силъ) „Цеппелины” могутъ развивать скорость до 82 хъ километрьвъ въ часъ и пролегать разстоянія безъ спуска до 3.200—-1500 километровъ. Всѣ они снабжены станціями безпргволочнаго телеграфа и прожекторами.
Кромѣ «Цеппелиновъ», изъ которыхъ нѣкоторые уже погибли, въ германскомъ воздушномъ флотѣ находятся одинъ воздушный крейсеръ I класса Шютте Ланцъ емкостью въ 24.000 кубическихъ метровъ, девять воздушныхъ крейсеровъ II класса, два развѣдочныхъ воздушныхъ корабля и девять сторожевыхъ и учебныхъ воздушныхъ кораблей.
Но боевое значеніе имѣютъ, главнымъ образомъ, воздушные крейсеры I класса, къ числу которыхъ принадлежатъ геѣ «Цеппелины». Произведенные недавно опыты съ этими «Цеппелинами» показали, что они могутъ вполнѣ свободно сбрасывать грузъ въ 600 килограммовъ (около 40 пудовъ), нисколько не нарушая своего равновѣсія и правильнаго хода своего полета.
Для обслуживанія столь значительнаго воздушнаго флота Германія имѣетъ 44 воздушныхъ эллинга: въ Аахенѣ, Ллленштей- нѣ, Биккендорфѣ (около Кельна), Бисдорфѣ (около (Берлина), Биттерфельдѣ. Брауншвейгѣ, Кельнѣ, Кугсгафенѣ, Дрезденѣ, Дюссельдорфѣ, Франкфуртѣ на-Майнѣ, Фридризсгафенѣ, Фудьсбюттелѣ (около Гамбурга), Гютѣ, Грауденцѣ, Ганноверѣ, I іганнисталѣ (около Берлина), Килѣ, Кенисберіѣ, Ларѣ, Лайхлингенѣ, Лейпцигѣ, Лигнидѣ, Манделѣ, Медѣ, Баденъ-Баденѣ, Потсдамѣ, Познани, І’айнау (ск’ло Маннгейма), Шнайдемюлѣ, Страсбургѣ, ‘Гегелѣ (около Берлина), Торнѣ, Трирѣ, Ваннѣ. Кромѣ того въ 30 ти пунктахъ устроены спеціальныя якорныя стоянки.
Для ночныхъ перелетовъ въ Германіи имѣется 21 воздушный маякъ. Эти маяки представляютъ собио либо высокія металлическія башни, либо прожекторы, у<тановленные на высокихъ сооруженіяхъ. Вблизи главныхъ воздушнахъ гаваней находятся водородные заводы, доставляющіе дирижаблямъ водородъ.
Согласно послѣднимъ даннымъ, въ Германіи имѣется теперь около 1.500 летчиковъ, въ томъ числѣ около 500 военныхъ. Что касается количества аппаратовъ, то число іпъ превышаетъ 1000. Заводовъ, строящихъ аэропланы и двигатели для нихт, въ Германіи насчитывается около 40—50-ти.
Понятно, что такой значительный ростъ авіаціи требуетъ соотвѣтствующей авіаціонной подготовки германской территоріи. Благодаря широкой дѣятельности общественныхъ и правительственныхъ организацій. Германія обладаетъ въ настоянще врімя очень развитой сѣтью аэродромовъ и авіаціонныхъ станцій. Однихъ аэродромовъ имѣется въ Германіи болѣе 30-ти; кромѣ того тамъ устроено около 15-ти военно-авіаціонныхъ аэродромовъ. Наконецъ, для перелетовъ вся Германія оборудована 70 ю этапными авіаціонными станціями. На всѣхъ аэродромахъ и авіаціонныхъ поляхъ имѣется санитарная служба съ санитарными автомобилями, а на многихъ изъ нихъ—пріемные покои. Всѣ перелетныя станціи снабжены телефонами и связаны другъ съ другомъ непрерывной телефонной связной линіей. Военно-авіаціонныя и воздухоплавательныя войска состоятъ иэъ пяти воздухоплавательныхъ батальоновъ трехротааго состава (эа исключеніемъ второго батальона, у котораго двѣ роты и четвертаго батальона, у котораго четыре роты) и четырехъ авіаціонныхъ батальоновъ трехротнаго состава. Баварія имѣетъ также одинъ воздухоглэвателъный батальонъ двух- ротнаго состава и одинъ авіаціонный батальонъ. Саксонія получила одну воздухоплавательную и одну авіаціонную роту.
Типы военныхъ аэроплановъ въ Германіи однообразны, германской арміей приняты два главныхъ тира: бипланъ съ двигателемъ въ передней части и монопланъ «Голубь» деревянный или стальной. В;ѣ авіаціонныя войска снабжены спеціальными автомобильными обозами. Кромѣ того въ германской арміи имѣются спеціальныя орудія для борьбы съ в здушнымъ врагомъ. Мн-гія изъ этихъ орудій установлены на автомобиляхъ.
Въ АвстроВінгріи составъ воздушнаго флота дирижаблей д( вольно жалкій. Онъ насчитываетъ всего три дирижабля, и всѣ они не имѣютъ никакого б еваго значенія. Самый большой изъ нихъ «Военный 2» емкостью не болѣе 5000 куб. метровъ. Воздушныхъ гаваней въ Азстрз-Венгріи имѣет-‘Я всего двѣ.
Воздухоплавате. ьная часть состоитъ у австрійцевъ изъ штаба и 10 ти воздухоплавательныхъ парковъ; изъ нихъ два находятся въ Венеръ Непнтадзѣ, 2—въ Мостарѣ, 2—въ Аспервѣ,— 1 около Кракова, 1—около Вѣны. 1—въ Герцѣ иі—на югѣ, въ Нейэгцѣ.
Въ теченіе текущаго и будущаго года предполагалось создать еще 12 парковъ, но удалось ли это Австро Венгріи, неизвѣстно. По слухамъ, имѣлось въ виду преобразовать корпусъ воздухоплавателей въ отдѣльный батальонъ летчиковъ иэъ четырехъ ротъ, съ 26-ю аэропланами въ каждой ротѣ, а немного времени спустя сформировать такой же батальонъ воздухоплавателей и всѣ эти части свести въ одинъ полкъ.
Эги роты должны состоять изъ четырехъ взводовъ, и въ каждомъ взводѣ,—пять аэроплановъ, изъ коихъ одинъ запасный. Въ концѣ текущаго года предполагалось подготовить 250 сфяце- ровъ-летчиковъ: кромѣ того въ началѣ текущаго года въ Австро- Венгріи насчитывалось 80 военныхъ летчиковъ и въ Ф.ншмендѣ былъ открытъ курсъ для подготовки въ летчики 50 ти нижнихъ чиновъ. Въ общемъ можно предполагать, что въ Австро-Венгріи въ настоящее время имѣется около 200 военныхъ летчиковъ. Что касается количества аппаратовъ то ихъ насчитывается въ арміи немного болѣе 100.
Авіаціонныхъ заводовъ и заводовъ двигателей въ Австро- Венгріи имѣется меньше іОти.
Частная авіація въ Австро Венгріи развита с.або. Количество частныхъ летчиковъ въ Австро-Венгріи составляетъ не Со- лѣе ЮО. Подобная отсталость объясняется главнымъ образомъ отсутствіемъ широкаго поощренія со стороны общественныхъ и правительственныхъ круговъ.
Въ противоположность Австріи Италія являетъ блестящую картину авіаціонныхъ и воздухоплавательныхъ успѣховъ. Столь широкому росту воздухоплаванія Италія обязана италіано турецкой войнѣ, когда со всей очевидностью обнаружилось огромное значеніе авіаціи и воздухоплаванія въ военномъ дѣдѣ Дирижаблей въ Италіи насчитывается теперь 10; изъ нихъ пять малыхъ в енныхъ дирижаблей, емкостью по 4.000—5 000 куб. метровъ, и три большихъ, относящихся къ категоріи воздушныхъ крейсеровъ II го класса, по 10.000—12.000 куб. метровъ.
О нованіе итальянскі й военной авіаціи было положено на добровольныя пожертвованія, собранныя въ размѣрѣ З,1/* нилліон. франковъ. На эти средства было сформировано 12 отрядовъ лет чиковъ, по одному на корпусъ, съ 7 ю аэропланами въ каждомъ. Въ на тоящее время въ распоряженіи военнаго вѣдомства находится 150 аэроплановъ, распредѣленныхъ по эскадрилямъ, съ 6 ю аппаратами въ каждой. Въ общемъ должно быть сформировано 30 отрядовъ, и тогда число аэроплановъ вмѣстѣ съ учебными будетъ составлять около ЗСО. Кромѣ того рѣшено учредить спеціальный авіаціонный запасъ изъ частныхъ летчиковъ, число кето;ыхъ составляетъ въ настоящее время въ Италіи болѣе 200.
Авіаціонныя школы находятся въ Авіано, Порденонѣ, Гал- ларате и Санъ Франческо-аль-Кампо. Всѣ онѣ подготовили до сею времени болѣе 200 военныхъ летчиковъ. Воздушныя гавани—въ Винія ди-Валле (около Рима), К^мпальто, Бсскомантино, Іезѣ, Феррарѣ, Миланѣ, Туринѣ, Триполи и Бенгази. Вся сѣверная Италія великолѣпно оборудована авіаціонными станціями, военными и частными, этапными пррелетными пунктами и воздушными гаванями.
Авіаціонная и воздухоплавательная промышленность въ Италіи находится въ прекрасныхъ условіяхъ. Однихъ только авіаціонныхъ эаводозъ около 15, и это количество вполнѣ достаточно для снабженія Италіи необходимымъ количествомъ аппаратовъ. Заводовъ двигателей имѣется меньше.
Франція, колыбель авіаціи, продолжаетъ еще до настояща го времени занимать первое мѣсто въ области авіаціи.
Успѣху авіаціи во Франціи много помогло и само общество, собравшее добровольныхъ пожертвованій на дѣло поощренія французской авіаціи 6 милліоновъ 200 тысячъ франковъ. На эти средства было куплено для французскаго правительства 208 аэроплановъ и обучено 75 частныхъ летчиковъ, которые обязаны въ случаѣ вс’йеы поступить въ распоряженіе французской арміи. Кромѣ того часть этихъ средствъ была израсходована на устройство во всей Франціи этапныхъ авіаціонныхъ станцій. Въ насто ящее время этихъ станцій во Фрапціи имѣется около ЮО, и всѣ онѣ главнымъ образомъ расположены въ сѣверо-восточной части, въ районѣ, примыкающемъ къ Германіи и Бельгіи.
По количеству аэроплановъ Франція превосходитъ Германію; она имѣетъ приблизительно около 2.500 летчиковъ и въ числѣ ихъ не менѣе 700-800 воевныхъ. Понятно, что и количество аппаратовъ также должно составлять значительную цифру. Однихъ только боевыхъ аэроплановъ въ концѣ 1913 года во Франціи имѣлось 450, а теперь количество ихъ достигло до 1.000. Трудно установить число частныхъ летательныхъ аппаратовъ, такъ какъ въ впду значительнаго количества авіаціонныхъ заводовъ (болѣе 30) число аппаратовъ должно составлять значительную цифру, не менѣе 1.000. Заводовъ двигателей во Франціи насчитывается около 25.
Съ 1-го января текущаго года французская военная аві ація получила новую организацію. Ея воздухоплавательная часть раздѣлена на три единицы: 1) корпусъ воздухоплавателей, вь составъ котораго вошли всѣ аэростаты во Франціи, воздухоплава
тельный отрядъ въ Шале-Недонѣ и воздухоплавательные центры въ Версалѣ, въ Сень Сирѣ, Мобежѣ, Верденѣ, Тулѣ, Эниналѣ и Бзльф>рѣ. 2) 1-й авіаціонный корпусъ съ авіаціонными центрами: въ Ліонѣ, Тулонѣ, Эпвнатѣ, Этампѣ, Аворѣ, По и Сѣверной Африкѣ. 3) 2 й авіаціонный корпусъ: для районовъ парижскаго округа съ авіаціонными центрами въ Реймсѣ, Сенъ Сирѣ, талонѣ, Мобежѣ, Дуэ и Вердспѣ Эги воздухоплавательные и авіаціонные центры снабжены военными аэродромами. Всѣ аэропланы и двигатели строятся во Франціи и по системамъ и конструкціямъ своимъ принадлежатъ къ наилучлимъ въ мірѣ.
Совершенго иную картину представляетъ французское управляемое воздухоплаваніе. Въ этой области Франція далеко осталась позади Гермавіи. Въ составъ французскаго воздушнаго флота входитъ всего 18 дирижаблей, и ни одинъ иэъ нихъ не можетъ соперничать съ «Цеппелинами». Самый большой французскій воздушный корабль имѣетъ емкость въ 16.000 куб метровъ, а 8а нимъ идутъ шесть воздушныхъ крейсеровъ 2-го класса емкостью меньше 10.000 куб мегровь. Вчзіушныхъ эллинговъ для дирижаблей во Франціи имѣется 22, но большинство ивъ нихъ по своимъ размѣрамъ слишкомъ малы и непригодны для крейсеровъ не только 1-го, но и 2 го класса.
Намъ остается еще познакомиться съ авіаціей въ Аніліи. Англійская авіащя начала развиваться сравнительно поздно, всего только съ начала прошлаго года, но благодаря широкому содѣйствію общественныхъ круговъ и подготовленности англійской техники и промышленности англійская авіація, особенно морская, пошла такими гигантскими шагами впередъ, что въ нѣкоторыхъ областяхъ превзошла и Францію, и Германію.
Главныя свои усилія англійское правительство обратило на морскую авіацію и морское, воздухоплаваніе. Британское адмиралтейство насчитываетъ теперь болѣе 100 аэроплановъ, изъ кото- рыхъ большая часть—гидро-аэропланы.
Что касается арміи, то она должна имѣть 250 аэроплановъ. Въ общемъ можно считать, что въ Англіи имѣется болѣе 300 военныхъ летчиковъ, а число частныхъ летчиковъ доходитъ до 500.
Весь берегъ Англіи и Ирландіи долженъ быть покрытъ морскими авіаціонными станціями въ количествѣ свыше 35 ти. П ка же. такихъ станцій имѣется восемь, и изъ нихъ двѣ приспособлены для дирижаблей. Дирижаблей въ Англіи имѣется семь, но изъ нихъ только два военнопригодные, а остальные по своимъ размѣрамъ слишкомъ малы. Въ настоящее время Англія строитъ для своего флота болѣе 10 ти дирижаблей, по пока ни одинъ изъ нихъ не готовъ. Для дирижаблей въ Англіи устроены около ІО ти воздушныхъ эллинговъ.
Главное свое вниманіе Англія обратила на гидро аэропланы, причемъ основными типами выработала она слѣдующія два: большой боевой аэропланъ съ 250-ти-сильнымъ двигателемъ и малый быстроходный аэропланъ со ЮО-сильнымъ двигателемъ.
Уже теперь Англія строитъ самостоятельно почти всѣ свои аппараты и снабжаетъ ихъ почти всѣ собственными двигателями.
Такова въ общихъ чертахъ сравнительная картина современнаго состоянія воздухоплаванія во всѣхъ главныхъ государствахъ Европы, которымъ приходится въ данный моментъ доказать свою подготовку на дѣлѣ. (Р. В.).
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003