Война и дети

Название публикации: Война и дети
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 19.02.1915.
Номер выпуска: 7.
Страница(ы): 3, 4, 5
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Научно-популярная публикация.
Персоналии: Е. А. Звягинцев.
Топонимы: Карпаты, Москва.
Ключевые слова: война и дети.

Текст публикации

Война и дѣти.
Въ .Москвѣ состоялась въ родительскомъ клубѣ ожнв- ленвая бесѣда, иосвящениал больному вопросу нашихъ дней — о вліяніи войны на мысли и чувства дѣтей*). Нзвѣстпый дѣятель по народному образованію Е. А. Звягинцевъ познакомилъ собравшихся съ отвѣтами родителей на извѣстное письмо докладчика, помѣщенное въ газетахъ (въ ихъ числѣ и наша „Зем. Недѣля*) и съ сообщеніями учителей въ отвѣтъ на анкету (опросъ), напечатанную въ журналѣ „Школьный Учитель”. Матеріалъ этотъ, требующій еще дальнѣйшей разработки, далъ возможность докладчику подчеркнуть яркіе примѣры современныхъ дѣтскихъ переживаній.
Звягинцевъ закончилъ докладъ шестью тезисами или пожеланіями: 1) семья и школа но должны замалчивать войну передъ дѣтьми, но нельзя останавливать ихъ вниманіе па отдѣльпыхъ событіяхъ; 2) нужпо использовать это ознакомленіе дѣтей съ войной въ цѣляхъ гумапитарныхъ (человѣколюбія); 3) слѣдуетъ усилить сообщеніе дѣтямъ данныхъ этнографіи, географіи и исторіи, т. е. ознакомить съ жизнью земли и ея пародовъ; 4) необходимо ознакомленіе дѣтей съ формами международнаго сотрудничества и единенія (кооперація, торговля); 5) слѣ дуетъ знакомвть дѣтей съ технической и экономической с тороной войны, и, наконецъ, 6) нужно привлечь дѣтей къ трудовой помощи раненымъ и пострадавшимъ отъ войпн.
Докладъ вызвалъ оживленныя пренія. Одни пожеланія докладчика, напримѣръ, 5 й, оспаривались, другія горячо поддерживались и добавлялись новыми наблюденіями и чтеніемъ дѣтскихъ писемъ.
Указывалось па необходимость изданія для дѣтей особой газеты, посвященной войнѣ, и книгъ ^гуманитарнаго направленія. Всѣ ораторы въ общемъ защищали одну мысль:нужно воспитывать въ дѣтяхъ здоровое гражданское чувство.
— Въ Москвѣ же, въ Строгановскомъ училищѣ, была устроена иптересная выставка дѣтскихъ рисунковъ .Война и дѣти*. Эта выставка, на которой было собрано нѣсколько тысячъ рисунковъ, главнымъ образомъ классныхъ работъ дѣтей начальныхъ сельскихъ и городскихъ школъ, даоіъ наглядный отвѣтъ па вопросъ, какъ относятся дѣти къ воПиѣ, какъ въ дѣтскомъ умѣ отражается грандіозная историческая борьба народовъ нашего времени. Особенно иоказателыіы въ этомъ отношеніи именно классные рисунки: дома ребенокъ могъ имѣть предъ глазами картинки и иллюстраціи, которыя случайно и опредѣлили содержаі іе его рогуокп; когда же въ классѣ предлагалось парисонать .войну0, то здѣсь ребенокъ* и обнаруживалъ, что больше всего запечатлѣлось въ его умѣ изъ того, что онъ слышалъ л ивдѣлъ раньше, —что больше всего его поразило въ войнѣ.
И вотъ тысячи дѣтскихъ рисунковъ убѣждаютъ пасъ въ томъ, что больше всего поражаетъ дѣтское воображеніе техника современной войны. Илъ нсѣхі боевъ больше всего ихъ интересуетъ »война въ воздухѣа, и почти нѣтъ рвсупка (въ отдѣлевіп младшаго возраста), ва которомъ не было бы аэроплана. Далѣе идутъ морскія сраженія в затѣмъ уже штыковые боя и конныя атаки. Дѣтей 6 — S лѣтъ въ войнѣ интересуетъ почти исключительпо героическое начало, борьба и удаль, и такъ какъ борьба нъ воздухѣ требуеп наибольшей удали, то ее они охотнѣе всего в воспроизводятъ. Ребенокъ этого возраста сяотртъ на войиу глазамя древияго, закаленнаго въ войнѣ грека, и ужасъ войны для него отсутствуетъ. Среди рисунковъ мплышой можио было замѣтить только одипъ рисунокъ, изображающій ужасъ иойвы. Эта довольно интересная картина вязынаетея .бой подъ Варшавой”, по ии Варшавы, ни сражепія не видно, одпо только поле битвы, пддъ которымъ рѣетъ аэропланъ, поле все затушевано краснымъ кярандашемъ, а по краевому еще надпись чернымъ кара идя гаемъ: .кровъ*.
.Кровь*, кровопролитіе, вотъ что больше всего поразило этого маленькаго художвика въ сраженій подъ Варшавой, по этотъ рисунокъ—исключеніе, вообще же крови по- разительпо мало въ этихъ дѣтскихъ рисункахъ, иоспящеп- выхъ кровопролитнѣйшей изъ войнъ. Эта сторона войвы не привлекаетъ ввиванія малышей.
Ужаса войны ови не замѣчаютъ, и даже тамъ, гдѣ изображены раненые и убитые, не эти послѣдніе владѣютъ вниманіемъ малепькихъ художниковъ.
Возьмемъ другой рисунокъ, па которомъ изображены сапитары, несущіе на посплкахъ раненаго, поднятаго съ поля сраженія: самъ раненый изображепъ небрежно, п мало привлекаетъ онъ къ себѣ вниманія зрителей, по зато фигуры двухъ солдатъ, несущихъ раненаго, невольно останавливаютъ на себѣ впимапіе, головы у иихъ закинуты вверхъ и ови браво шагаютъ, высоко вскидывая ноги. Несомпѣвно, что малыгаа-художника запинали опи, а не раненый, ооъ хотѣлъ изобразить работу п дѣйствіе, а не кровь и страданіе.
Дѣйствіе, борьба, удаль, тохивка, — вотъ что привлекаетъ почти исключительно вниманіе художниковъ войны— въ возрастѣ отъ 6—8 лѣтъ; въ изображеніи войны—наивный схематизмъ и символизмъ*). Нѣкоторые рисунки это, по- встипѣ, прелестные по простотѣ и дѣтской наивности.Вотъ, напримѣръ, какъ па одномъ рисункѣ изображена борьба на Карпатахъ: гора въ видѣ правильнаго треугольника; съ одной стороны лѣзутъ на эту гору три русскихъ солдата, размѣровъ немного меньшихъ, чѣмъ сама гора, съ другой сторопы—три такихъ же большихъ австрійскихъ солдата. Несомнѣпно, чго эти большія фигуры солдатъ изображаютъ огромныя борющіяся арміи, а равное число этихъ фигуръ показываетъ, что силы противниковъ равны.
Сь переходомъ къ рисункамъ дѣтей старшаго возраста (9 — 11 лѣтъ) общая картина рѣзко мѣняется: символизмъ и схематизмъ смѣняется реализмомъ, мѣпяется и содержаніе картинъ (опо болѣе реалыю, болѣо согласно съ дѣйствительностью).
Художникъ-бытописатель изображаетъ то, что онъ видѣлъ своими глазами, а такъ какъ самой войны эти юные художники-реалисты не видѣли, то изображаютъ они но столько сраженія, сколько разные случаи изъ жизни и событія въ связи съ пойиой. Вы впдитс здѣсь саиитарныо поѣзда, трамваи съ раиоными солдатами, обстановку госпиталей* сестеръ милосердія, сборщиковъ съ кружками и т. д. Здѣсь также много павѣяниаго иллюстраціями журналовъ и литературы, вы видите здѣсь рисунки, о содержаніи которыхъ красиорѣчиьо говорятъ уже названія ихі: „уснулъ навѣки „за чтеніемъ инсьма*, „письмо съ войны”, „вѣсти изъ дону“ и т. д. Но наряду съ этимъ и здѣсь еще много и аэроплановъ, и броненосцевъ, только гораздо лучше нарисованныхъ, порой, быть можетъ, прямо срисованныхъ.
Снова мѣняется картина, когда вы переходите къ еще старшей группѣ, къ художникамъ среднихъ классовъ реальныхъ училищъ и гимназій. Здѣсь уже яспо выступаетъ забота о художественной формѣ, точности и правильности рисунка, и, соразмѣряя своп силы съ матеріаломъ, эти художники отказываются отъ гордыхъ замысловъ своихъ младшихъ братишекъ, вы увидите здѣсь не широкіе по замыслу и наивные по исполненію, а болѣе скромные этюды: окопы въ разрѣзѣ, орудіе, фигуру казака или лошади, увѣчнаго на костыляхъ, портретъ какого-нибудь генерала и т. д. Здѣсь также вы встрѣчаете каррикатуры, которыя совершенно отсутствуютъ у малышей.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003