Уроки войны

Название публикации: Уроки войны
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 19.02.1915.
Номер выпуска: 7.
Страница(ы): 36, 37, 38
Автор: П. Черкасов.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: .
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Письмо.
Персоналии: .
Топонимы: Германия.
Ключевые слова: Германия, грамота, ученый.

Текст публикации

Уроки войны (Бссіъды со старичка.ш о полыѣ /кі .ѵошы). Войва всегда служить хоротвмъ учителемъ. 60 годовъ тому назадъ была у васъ война съ турками въ Крыму. За турокъ тогда еще французы и англичане заступались. В Дна кончилась не въ нашу пользу. Мы отдала туркамъ часть своей земли, и намъ запретили строить военные корабли ва Черною морѣ. Но эта неудачная войва мвоггму научила русскихъ людей. По игей Россіи послѣ войны начались перестройки: крестьянъ выпустили на вольный трудъ; ввели непродолжительную, короткую и для всѣхъ обязательную солдатчину, дали голссъ въ управленіи мѣстными дѣлами самому васелеаію—именно устроили земство и открыли новые суды. Послѣ того черезъ 23 года мы опить воевали съ туу камя. II топа ужь мы побѣдили. Взяла обратно евом земли. Освободили румынъ, болгаръ, сербовъ оіъ власти турокъ. Значитъ, всѣ внутреннія ваши перемѣвы пошли намъ ва пользу.
Но вотъ 10 лѣтъ Тому назадъ мы воевали съ японцами. II опять у насъ вышіа неудача. Мы отдали яиоьцімъ полъ-Сахалина и арендованную Корею, да нѣмцамъ гдѣлалн раним льготы въ торговлѣ съ памп. Война съ японцами о’ятъ послужила урокомъ. Опять начались перестройки. Открыта ь Государственная Дума. Начала мѣняться законы. Б липе стало работать я з мство. Проснулась а сама деревея. Но деревнямъ стало нояніяться много кооперативовъ. А самое главное—шняли русскіе люди, что надо учиться. К-ли мы не будемъ учатыя, то всяііі образованный народъ побѣдятъ васъ. Повсемѣстно стали строиться школы. На школы начали тратить большія деньги и казна, н земство, и города. По со времеав войны прошло всего 10 годокъ. Еще очень мало перемѣнилась жизнь. Еще немного появилось новыхъ грамотеевъ. Да н школъ еще вастрсено мало. Хотя поняли всѣ, что надо учиться. Но подеялись споры о томъ, какую надо грамоту: большую вла маленькую, церковную или нецерковную; чему больше учить въ шюлѣ: грамотѣ нлн ремеслу. Есть н такіе люди, что боятся большей народной грамоты. Да в среди крестьянъ можно услыхать: .Будеть мвого грамотеевъ н всѣ пойдутъ на вакансію, некому будетъ пахать землю1*.
Донегъ на школы требуется много, ну н объ этомъ было много разговора.
Но сдѣлать многое за 10 лѣтъ, конечно, не успѣли. А подождать бы еще лѣтъ пять, н Россія стала бы имѣть большой голосъ во всѣмъ мірѣ. По наши сосѣда нѣмцы зорко слѣдили за культурнымъ развитіемъ и ростомъ Россіи. Мы сами, русскіе люди, понимали, что воевать не надо. Понимали, что съ германцами тяжело воевать, потому что овн ученые и хнтрые. Но нѣмцы Германіи и Австріи всячески вызывали Россію на эту войну и готовились къ ней обстоятельно. И вотъ пришло время, мы должны воевать съ ними, какъ говорится не на жизнь, а на смерть. Французы давно были съ нами въ союзѣ, но дѣло подошло такъ хорошо, что противъ германцевъ выступили и англичане, и японцы, и другіе народы.
Ясно, что мы побѣдимъ нѣмцевъ. Вѣдь въ Германіи народу всего 80 милліоновъ, а на напей сторонѣ только въ Россія одной 171 милліонъ. Но войва съ учевыми и хитрыми нѣмцами нелегкое дѣло и можетъ она протянуться долго. И, конечно, спрашиваютъ неграмотные люди, откуда у нѣмцевъ такая сила, а отвѣть простой: у нѣмцевъ сила въ нхъ грамотѣ. У нѣмцевъ на Ю тысячъ народутолько 4 человѣка неграмотныхъ приходится. Л у пасъ изъ каждаго десятка солдатъ грамотныхъ всего 4 человѣка, меньше половины. Воевать безъ грамоты плохо. Вь старину, когда воевали ружьями, штыками и шашками, грамота не такъ была нужна. Л теперь воюютъ машинами. Машинами стрѣляютъ, на машинахъ переѣзжаютъ и перевозятъ все, а про германцевъ пишутъ, что о ш машинами даже землю роютъ. Тутъ ужъ грамоту надо. Надо знать, какъ построить машину, умѣть поправить ее в знать какъ обращаться съ ней. Въ нынѣшнюю войву непріятели часто не видятъ другъ дружку. Солдаты прячутся подъ землей, стрѣляютъ за десятки верстъ. При стрѣльбѣ надо хорошо знать мѣсто, чтобы попадать въ непріятеля. А то можно стрѣлять въ какой нибудь уіоръ или болото совсѣмъ напрасно. II надо имѣть въ рукахъ хорошій планъ. Планы составляютъ опятъ же люди грамотные*).
Вь Гермаьін ученыхъ людей много. Тамъ самыхъ большихъ школъ-университетовъ 21, а у насъ на всю нашу большую Россію иіъ всей 10. Тамъ и ученый человѣкъ но сразу наАдчтъ мѣсто. Человѣкъ, кончившій университетъ, жд ть мѣсто учителя въ простой школѣ. Значитъ, тамъ мпого ученыхъ лютей безъ мѣста. А всѣ они хотятъ пить-ѣсть. Вотъ и выдумываютъ они сами для себя работу. Напримѣръ, увидитъ ученый человѣкъ, что планъ нелвдао нарисованъ. О.іъ исправить его и отпечатаетъ. Планы всѣмъ надо. Люди станутъ хорошій иланъ искупать и станутъ илатнть за него деньги. Значитъ, ученый человѣкъ и себѣ и людямъ помощь сдѣлаетъ. Если жо ученый человѣкъ знаетъ миг го и умѣетъ хорошо писать, онъ напечатаетъ хорошую книгу. Опять же продастъ ее. И себѣ и людямъ помощь оказываетъ: себѣ деньгами, а людямъ добрымъ словомъ. А то, можетъ, ученый умѣетъ машины дѣлать. Займетъ денегъ не надолго, одинъ или товаришоствомъ поставитъ мастерскую. Машину умѣющій человѣкъ сдѣлаетъ скоро. Машины у него станутъ покупать люди. Онъ и долгъ выплатить и самому себѣ пропитаніе достанетъ.
И въ Германіи много ученыхъ и ремесленныхъ людей, которые нигдѣ ве служатъ и землей не занимаются. Тамъ изъ сотни только 28 человѣкъ земно пашутъ. Остальные покупнымъ добромъ живутъ, такъ какъ зігя-ц тбнб’ткой того, что даетъ земля хлѣборобу или что можно выгодно купить тамъ, гдѣ хорошаго ремесла не зчаюгъ. У насъ же три четверти народа живутъ земледѣліемъ. Только одна четверть народа живетъ покупнымъ. И русскимъ землеробамъ приходится продавать св’й хлѣбъ, масло, янці и скотину на сторону другимъ народамъ. Но если и у насъ разовьется разное ученье, особенно если научатся люди въ разныхъ школахъ и университетахъ да институтахъ дѣлать тѣ же товары, что дѣлаютъ нѣмцы, то и въ Россіи будутъ другіе порядки. Если ученыхъ людей будетъ много, то она и землю научатъ пахать по другому, да и сами ок’лз земли займутся прибыльнымъ дѣломъ. Только работать они будутъ машинами. Олять же тогда одинъ ученый машинами сработаетъ больше, чѣмъ одинъ мужикъ на худой конягѣ (клячѣ) съ сохой „курашимкой” или вятской „косулей”.
Значитъ, большая грамота намъ не повредитъ. Наоборотъ, намъ надо боліше ученыхъ в ремесленныхъ людей. Тогда мы не станемъ ѣздить къ нѣмцамъ на поклонъ за добрымъ совѣтомъ и за машинами. И не станемъ дешевить своего хлѣба, а повеземъ его по всему міру. Не будемъ нуждаться и въ тѣхъ товарахъ и машинахъ, котірые теперь во время войиы вздорожали почти взвое, такъ какъ привозили ихъ большею частью нѣмцы.
И во время войны не нужно забычать хорошую старую русскую пссловицу: „За грамотнаго двухъ неграмотныхъ даютъ, да и то не берутъ”.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003