Пролетарская революция и интеллигенция

Название публикации: Пролетарская революция и интеллигенция
Газета: Известия Осинского исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
Дата: 02.10.1918.
Номер выпуска: 53.
Страница(ы): 1
Автор: Сильва.
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Революционное движение в России и за границей.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Дутов, Краснов.
Топонимы: .
Ключевые слова: интеллигенция, революция, чехословаки.

Текст публикации

Пролетарская революция и интеллигенция.
Когда свершилось великое дело, тогда лучшие рабочие, солдаты и матросы свергли власть буржуазии и ее сторонников, что тогда делала интеллигенция? Где она была, в чьих рядах?
Юнкера всех военных училищ как Петрограда и Москвы, так и других крупных центров России, с оружием в руках пошли против Советов. Потоками полилась кровь. Ожесточенно дрались,; обе стороны. Но правда восторжествовала, и Советы победили, а юнкера и огромное большинство офицерства ушли в подполье и мало по малу сгруппи¬ровывались на окраинах вокруг контрреволюционных гнезд, откуда в наши дни вновь выявились бело- гвардейские банды, залившие поля России пролетарскою кровью.
Чиновничество всех родов повсеместно и даже служащие части земских и городских управ объявили забастовку в „знак протеста» против Советской власти. Самыми упор¬ными забастовщиками явились слу¬жащие Петроградской городской управы. Благодаря своевременно принятый мерам со стороны Советов, в большинстве случаев, саботаж этот быстро был погашен. Тогда все профессиональные союзы, при поддержке правых политических организаций, с организовали „союз защиты учредительного собрания”. При чем, во многих таких союзах не обошлось и без курьезов: из этих союзов стали выкидывать кадетов, как официальных предста-вителей этой партии. Это мертво¬рожденное дитя оппозиции Советов долго не просуществовало и само собой умерло. Большевики в боль¬шинстве случаев почти не обращали внимания на эту организацию. Ра¬бота ее сводилась к организации митингов, выпуску довольно слабой литературы, организации общегород¬ские забастовочных комитетов, агитации в уезде и только. Не хва¬тило смелости выступить с оружием г руках за свои идеи. И так покричали, покричали эти союзы и умерли. Собачья старость пришла. Этот новый дебют, не инея успеха, тожественно провалился и канул в вечность.
Студенчество, десять лет назад бывшее застрельщиком революции, теперь или спало или шло в „Союзы”.
Подчеркиваю, что революционный когда то дух студенчества погас при первом клике октябрьской ре¬волюции.
Так дело „шло в первую поло¬вину великой годины.
Затем вспыхнули контрреволюционные восстания: Краснов, Дутов, чехословаки и т. н. гнус заявил о своем существовании. В этот период служилая интеллигенция не пошла в белогвардейские банды. Не хватило решительности к смелости, по пословице: „И хочется, и колется”… Эта группа интеллигенции предпочла изъявить свою покорность и пошла на службу к „проклятым и ненавистным ибольшевикам”
Замечательно, что некоторые из этих „гусей” служили и служат даже в Чрезвычайных Комитетах по борьбе с контрреволюцией. По¬чему это случилось? А очень просто большевики надолго засели. Живо¬тики подвело. Кушать . захотели. И вот в угоду своей самоей, про¬дали свои идеи, а .в большинстве случаев „и идей то не было: как бараны, шли за своими,, вожаками. Иначе „себя повело офицерство и юнкерство. Эта „милая братия” отправилась в ряды белой гвардии и по сейчас благоденствует там.
Белое и черное духовенство, в большинстве случаев ограничивалось только агитацией.
За последнее время, в разгар чехословацкого и прочих контрреволюционных движений, картина мало изменилась. Только служилая интеллигенция больше повалила в Советы. Приходится учитывать , ее настроение. Она безопасна. Но дру¬гой н союзником считать ее нельзя.
Хочется вдуматься в психологию интеллигенции и причины ее поведения во всех «периодах нашей .про¬летарской революции. По своей экономике служилая интеллигенция в большинстве . случаев оставляет общую семью с рабочим пролетариатом, но только—умственно™ труда. Казалось бы в силу своего экономического положения и интел¬лигенция должна была примкнуть к октябрьской революции. Но видите- ли воспитание другое, да и атмо¬сфера бюрократической службы не давала, возможности выковать из себя революционера до конца. Наконец буржуазная обстановка высших квалифицированных слоев интеллигенции к капиталу. Чины и привилегии заели многих. Эта буржуазность и привилегированность передается с молоком матери и ввелась в плоть и кровь, нет сильного и смелого духа.
Пусть же интеллигенция служит народу под неусыпный контролем революционного пролетариата, в тесном союзе с ним, и тогда дух борьбы вселится и в ее робкое сердце.
Сильва.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003