Пермь, 11 февраля

Название публикации: Пермь, 11 февраля
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 11.02.1915.
Номер выпуска: 40.
Страница(ы): 1
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: война, повседневность, экономика.

Текст публикации

Пермь, 11 февраля

Хищники и убогие

Если, съ одной стороны, война родит героев, то с другой , она потакает инстинктамъ
человѣчества ж, въ первую очередь, алчности, жаждѣ наживы.
Беѣ войны девятнадцатаго столѣтія извѣстны. тѣмъ, что, пользуясь создаваемыми имя совершенно особыми условіями экономической и финансовой жизни, ні,- – которые люди и трудны людей создавали I не только свое благополучіе, но неемѣт | ныя богатства на несчастій милліоновъ I населенія, испытывавшихъ всѣ тяготы | войны, вплоть до разоренія.
Унамѳштое ротшильдовскоѳ состояніе было создано съ феерической быстротой во время наполеоновскихъ войскъ; богатство одного изъ крупнѣйшихъ землевладѣльцевъ и, сахарозаводчиковъ юга Россіи возникло во время крымской кампаніи; о послѣднихъ войнахъ не будемъ говорить,— преданіе слишкомъ свѣжо.
Настоящая война, небывалая но размѣрамъ, представляетъ блестящую арену для всякой наживы; къ счастью, обогащеніе на солдатскомъ желудкѣ и на обмундированіи н снаряженіи арміи, съ самаго начала кампаніи локализовано, благодаря принятой организаціи доставки въ армгю предметовъ продовольствія, фуража и снаряженія.
Однако, если удалось оградитъ, армію отъ всякой гнили и гадости, то приходится вести упорную борьбу съ спекуляціей, старающейся во что бы то ни стало сорвать съ казны лишнія деньги при продажѣ ей хлѣба и фуража для продовольствія нашихъ солдатъ и лошадей.
Въ теченіе первыхъ четырехъ мѣсяцевъ все, въ общемъ, обходилось Олагодолунно и тихо; вслѣдъ за объявленгемъ воины цѣны на всѣ жизненные продукты сразу поднялись, но потомъ ростъ ихъ остановился и съ возстановленгемъ желѣзнодорожнаго движенія и торгово-промышленныхъ отношеній цѣны на нѣкоторые предметы даже понизились.
Закупки для арміи также не создавали особаго опроса на рынкѣ, такъ какъ вой ска нашн, прежде всего, продовольствовались запасами, пріобрѣтаемыми или реквп- Збванными на театрѣ военныхъ дѣйствій, или въ мѣстностяхъ, къ нему прилегаю щихъ. Съ другей-же стороны, армія не достигала громадна» численнаго состава, до котораго она доведена ко времени нол наго развертыванія.
Пятый и шестой мѣсяцы войны, де кабрь—январь, представляли удобное вре мя для закупокъ зерна и фуража для арміи, такъ какъ къ этому времени, съ закрытіемъ Дарданеллъ и замерзаніемъ архангельскаго порта, совершенно прекратился вывозъ нашего хлѣба за границу, а о соглашеніи, оформленномъ нынѣ союзными министрами финансовъ въ Парижѣ, не было еще разговора.
Однако, съ началомъ заготовокъ хлѣба для дѣйствующихъ войскъ цѣны на него начали безостановочно возрастать и достигли къ началу февраля небывалыхъ размѣровъ. Аппетиты спекуляціи разыгрались во всю и наказанной оказалась не только казна, но и рядовой потребитель, переплачивающій безъ мѣры за все.
Кругомъ поднялся стонъ, въ газетахъ пестрятъ, столбцы съ вновь открытыми отдѣлами «мучной голодъ», «повышеніе цѣнъ» и пр. и щ>., во многихъ мѣстахъ административныя распоряженія, нормирующія цѣны, оказались недѣйствительными, обнаружены укрывателя пищевыхъ продуктовъ, констатированы «забастовкѣ», въ продажѣ муки и всякія другія измышленія.
Мы отнюдь не склонны утверждать, что
существующее поднятіе цѣнъ является исключительно плодомъ спекуляціи; нѣть, здѣсь масса- причинъ; прежде всего, всякій рынокъ, а особенно хлѣбный, управляется своими законами, иногда мало изу чайными; затѣмъ усиленный спросъ и сокращеніе предложенія обязательно заставляютъ крѣпнуть цѣны, наконецъ, разстроенное войной желѣзнодорожное сообщеніе, несомнѣнно, вызываетъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ недостатокъ въ жизненныхъ припасахъ.
Но спекуляціи отрицать нельзя. Какъ на примѣръ ея, укажемъ на Сибирь; вопросъ о вывозѣ сибирскаго хлѣба въ уро- жайные годы всегда былъ больнымъ; при незначительномъ урожаѣ цѣны на «его падали, благодаря отдаленности отъ рынковъ сбыта. А нынѣ, несмотря на небывалый урожай хлѣба 1914 года, который сибиряки не знаютъ какъ вывезти (воз- 1 буждается ходатайство о вывозѣ части его, до 5 милліоновъ пудовъ, сѣвернымъ мор скимъ путемъ), несмотря на запрещеніе вывоза хлѣба и овса изъ района сибирской и омской дорогъ, цѣны продолжаютъ крѣпнуть и достигли небывалыхъ размѣровъ.
Конечно, несмотря на всѣ эти отрица- , тельные для подъема цѣнъ факторы, не одна спекуляція имѣла мѣсто въ Сибири, —и здѣсь были свои причины, наігр., обогащеніе народа за счетъ прекращенія продажи водки,—но все-же львиная доля принадлежитъ спекуляціи.
Къ такимъ же выводамъ пришло совѣщаніе, происходившее на прошлой недѣлѣ въ Петроградѣ подъ предсѣдательствомъ главноуправляющаго землеустройствомъ ж земледѣліемъ при участіи всѣхъ лицъ и вѣдомствъ, работающихъ по снабженію арміи, при участіи членовъ Государственной Думы, ‘земскихъ и другихъ общественныхъ дѣятелей; оно признало, что существующее повсемѣстное повышеніе цѣнъ на предметы продовольствія и фуража не вызывается исключительно условіями рынка, а въ большей мѣрѣ обязано спекуляціи.
Совѣщаніе, вмѣстѣ съ тѣмъ, выработало рядъ мѣръ, направленныхъ кт. борьбѣ съ спекуляціей и, между прочимъ, остановилось. на реквизиціи хлѣбныхъ запасовъ, находящихся у скупщиковъ спекулянтовъ, достигающихъ въ однѣхъ рукахъ, какъ говорятъ столичныя газеты, Ь0 милліоновъ пудовъ!
Если такая реквизиція и будетъ имѣть мѣсто, то она ничего общаго съ германскими реквизиціями предметовъ продовольствія не имѣетъ: тамъ реквизоваяьт всѣ хлѣбные запасы для равномѣрнаго распредѣленія въ уменьшенныхъ дозахъ между арміей и населеніемъ, у насъ же предполагается прибѣгнуть къ отчужденію по справедливой оцѣнкѣ нѣкоторыхъ запасовъ зерна, находящихся въ рукахъ скупщиковъ спекулянтовъ, продолжающихъ взвинчивать цѣны.
Такая реквизиція въ будущемъ, несомнѣнно, умѣритъ аппетиты хищниковъ, строящихъ свое благосостояніе на спилѣ милліоновъ русскихъ гражданъ,- нопьгш- вающихъ безропотно и спокойно неизбѣжныя тяготы войны.
Однако, между этими тяготами а а.лчно- льп г.г. спекулянтовъ лежитъ пропасть. Русскій народъ готовъ и далѣе нести на алтарь отечества жертвы для защиты родины, но грабители и хищники здѣсь не при чемъ.

П.
Война родитъ героевъ, но ояа-же изобличаетъ убогихъ, убогихъ духомъ, конечно; тѣхъ, что ставятъ личные мелкіе интересы выше -всего остального, что не отступятся ни на Іоту отъ своегоА тѣхъ, которые не видятъ, иля не хотятъ видѣть дальше своего носа, кругозоръ коихъ замкнутъ въ узкія рамки, тѣхъ, наконецъ, которые думаютъ, что и для другихъ, какъ для нихъ самихъ, ихъ интересы стоятъ выше всего, что на нихъ смотритъ весь міръ.
Если вѣрить корреспонденціи «Зауральскаго ‘Края» изъ Ирбита (№ 28 отъ 6 февраля), то ирбитское сборище принадлежитъ именно къ этимъ убогимъ духомъ людямъ.
Ярмарочную торговлю «угнетающе парализуетъ отсутствіе нормальнаго товарнаго движенія по желѣзнымъ дорогамъ».
Со скорбью упоминаетъ корреспонденція о томъ, что, благодаря нарушеннымъ перевозкамъ но желѣзнымъ дорогамъ, ‘Привозъ товаровъ сократился на половину’ и даже на три четверти.
— Не увѣренъ, придетъ-ли во время товаръ на ярмарку, вотъ и сократилъ чуть не на половину,—-кряхтитъ одинъ.
— Сдаю ящики съ товаромъ, а самъ думаю: Боже мой, а ну, какъ засядетъ гдѣ вибудь въ пути,—сокрушается другой.
— Запаковалъ было десять ящиковъ, а потомъ два изъ нихъ оставилъ,—.вопитъ третій.
Л тутъ, видите-ли, желѣзныя дорога посмѣли сложить съ оебя отвѣтственность за своевременную доставку грузовъ.
Дѣла плохи, съѣздъ небольшой,—р,ъ такомъ духѣ продолжаются жалобы, въ которыхъ чувствуется какой-то упрекъ но отношенію къ желѣзнымъ дорогамъ, которыя не вняли интересамъ ирбитской ярмарки.
И Дѣйствительно, странное это учрежденіе—русскія правительственныя желѣзныя дороги! Дакъ было не остановить перевозки войскъ, подоспѣвшихъ изъ Сибири на защиту Варшавы въ послѣднюю, можетъ быть, критическую минуту! Какъ не прекратить подвозъ арміи пушекъ, снарядовъ, продовольствія и фуража! Какъ не стянуть съ театра войны подвижного состава для обслуживанія ярмарки, какъ но бросить раненыхъ, чтобы принять и подвезти тѣ восемы-два ящика, которые несчастный Иванъ Иванычъ такъ и но успѣлъ погрузить (изъ десяти, кажется, доставлено въ Ирбитъ только восемь).
Какое преступленіе! іА (что будетъ съ знаменитой ирбитской ярмаркой, на которую смотритъ не только вся Россія, но и Европа, не исключая нѣмецкихъ скупщиковъ пушнины? Вѣдь, на носу лейпцигское торжище мѣховъ!
Нѣтъ, въ самомъ дѣлѣ, довольно шутокъ. Представьте себѣ, что ирбитская ярмарка 1915 года была-бы закрыта, ну, хогя-бы, по соображеніямъ опасности распространенія заразьг. Развѣ сошелся-бы клиномъ свѣтъ- Ну, продалн-бы пушники ыѣховой товаръ, окупленный ими у сибирскихъ инородцевъ за безцѣнокъ, съ .меньшей нажи- ной, а вся «мануфактура» и «бакалея» была бы доставлена постепенно но разнымъ угламъ Сибири но тѣмъ-же желѣзными) дерюгамъ, при чемъ со временемъ црузились-бы всѣ десять ящиковъ несчастнаго Ивана Иваныча, вмѣсто восьми но безъ необходимости прерывать воинскія ‘перевозки. .
Никто не говоритъ о жертвахъ, подобно многочисленнымъ, уже принесеннымъ нѣкоторыми купцами и промышленниками, а также купечествомъ разныхъ городовъ и районовъ- просто, «господа ирбитская ярмарка», смотрите на вещи нѣсколько шн- |>е и вспомните, что выше васъ стоятъ интересы защиты Россіи п благосостоянія широкихъ массъ ея населенія.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003