Очерк состояния начальных училищ Пермской дирекции в 1914 году.

Название публикации: Очерк состояния начальных училищ Пермской дирекции в 1914 году.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 15.11.1915.
Номер выпуска: 45.
Страница(ы): 14, 15
Автор: А. Раменский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Официальные объявления и документы органов власти и местного самоуправления, Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: А. Раменский.
Топонимы: Верхотурский уезд, Екатеринбургский уезд, Ирбитский уезд, Камышловский уезд, Красноуфимский уезд, Кунгурский уезд, Осинский уезд, Оханский уезд, Пермская губерния, Пермский уезд, Соликамский уезд, Чердынский уезд, Шадринский уезд.
Ключевые слова: Инородческие школы, Школьная деятельность, всеобщее обучение, количество учащихся, количество школ, образование, школьная сеть, школьное образование.

Текст публикации

Очеркъ состоянія начальныхъ училищъ Пермской дирекціи въ 1914 году.

Число училищъ. Отчетный годъ, какъ и минувшій, характеризуется нормальнымъ развитіемъ школьной сѣти всеобщаго обученія, разработанной Пермской дирекціей въ 1908 году.
Къ 1 января 1914 года Пермская дирекція насчитывала всего 2261 училище, въ томъ числѣ: 2-хъ классныіъ—171 и однокласныхъ—2090.
Къ 1 января 1915 года общее число училищъ выражается суммой 2387, изъ коихъ на долю 2-хъ классныхъ падаетъ—182, а одноклассныіъ—2205. Такимъ образомъ, приростъ школъ въ 1914 году противъ 1913 года опредѣляется числомъ 126,—прибыло 2-хъ классныхъ 11 и одноклассныіъ—115.
Въ частности слѣдуетъ отмѣтить слѣдующія измѣненія въ составѣ училищъ за отчетный годъ.
Вновь открыто по школьной сѣти 131 одноклассныхъ училищъ. Сравнивая это число съ соотвѣтствующимъ въ минувшемъ гражданскомъ году, гдѣ число открытыхъ одноклассныіъ училищъ 177, обнаруживаемъ уменьшеніе на 46 училищъ, что объясняется постановленіемъ нѣкоторыхъ земствъ—открывать по сѣти въ меньшемъ количествѣ училищъ, въ виду финансовыхъ соображеній. Въ общемъ числѣ вновь открытыхъ одноклассныіъ училищъ значатся 15 инородческихъ, магометанскихъ и языческихъ: 9 русско-башкирскихъ, 2 русско-татарскихъ, 2 русско-черемисскихъ и 2 русско-мордовскиіъ. Наибольшее число вновь открытыхъ инородческихъ училищъ падаетъ на Красноуфимскій уѣздъ (8 уч.). Въ г. Ирбитѣ мектебе преобразовано въ русско-татарское училище.
Случаевъ закрытія училищъ въ отчетномъ году наблюдалось 5, изъ нихъ 4 падаетъ на Пермскій уѣздъ, гдѣ случаи закрытія мотивируются недостаткомъ учащихся въ одномъ изъ училищъ, а остальныя три училища вошли въ составъ другихъ училищъ. Въ Екатеринбургскомъ уѣздѣ закрыто одно пріисковое за прекращеніемъ работъ на пріискѣ.
11 одноклассныіъ училищъ преобразованы въ 2-хъ классныя училища.
По уѣздамъ училища распредѣляются слѣдующимъ образомъ:
Пермскій уѣздъ…………………………………..24 двукл. и 200 однокл.
Чердынскій………………………                       10                  146
Соликамскій ………………………………………18                  121
Оханскій……………………….                            30                 250
Осинскій…………………………..                       21                  217
Красноуфимскій……………….     …………….19                  210
Кунгурскій………………………………………….. 6                  137
Верхотурскій……………………………………….24                 191
Екатеринбургскій…. ………………………….. 8                   265
Ирбитскій………………………        ……………. 7                  100
Камышловскій…………………………………..10                  174
Шадринскій……………………………………… 5                    194
А всего въ губерніи…………….182 двукл. и 2205 однокл.
Изъ общаго количества училищъ дирекціи на долю инородческихъ падаетъ по уѣздамъ:
На Чердынскій русско-пермяцкихъ………………………….46
„ Соликамскій русско-пермяцкихъ………………………….37
„ Осинскій русско-татарск. и русско-башкирскихъ 12
„ „ русско-вотскихъ . . ………………………. 9
„ Красноуфимскій русско-татарск. и русско-башк. 29
„ „ русско-черемисскихъ………………..14
„ „ русско-мордовскахъ……………. 2
„ Кунгурскій русско-татарскихъ …………………….. 5
„ „ русско-черемисскихъ…………………… і
„ Пермскій русско-татарскихъ . . . 2
„ Верхотурскій русско-татарскихъ…………………… 6
„ Екатеринбургскій русско-башкирскихъ …. 4
„ Шадринскій русско-башкирскихъ………………………16
„ Ирбитскій русско-татарскихъ…………………………. 1
А всего въ губерніи………………………….184
Не считая конфессіональныхъ (вѣроисповѣдныхъ), коихъ въ губерніи 213 (мектебовъ 190 и медрессовъ 23).
Наибольшее количество инородческихъ: магометанскихъ и языческихъ училищъ падаетъ на Красноуфнмскій уѣздъ (45 училищъ), Осинскій (21) и Шадринскій (16). Въ остальныхъ уѣздахъ число означенныіъ школъ не превышаетъ 6 въ каждомъ; въ нихъ и инородческаго населенія незначительное количество.
Какъ видно изъ итоговъ первой всеобщей переписи населенія Имперіи 1897 года, значительное число инородцевъ пермяковъ населяетъ Соликамскій уѣздъ, по переписи ихъ значится обоего пола 65,079, а пермяцкихъ школъ уѣздъ насчитываетъ 37. Не считаясь съ приростомъ, одна школа приходится на 1385 душъ обоего пола. По даннымъ той же переписи Красноуфимскій уѣздъ имѣлъ 41.907 душъ инородцевъ (черемисъ, татаръ и башкиръ), что даетъ на одну школу до 1100 душъ населенія.
До 2000 человѣкъ приходится на школу и въ Осинскомъ у.
Въ наилучшніъ условіяхъ находится инородческое населеніе въ Чердынскомъ уѣздѣ, гдѣ 1 школа приходится на 600 душъ, чего еще нѣтъ и въ русскихъ школахъ.

Если же принять во вниманіе, что дѣти инородцевъ учатся и въ чисто русскихъ школахъ, то можно признать, что число инородческихъ училищъ въ Пермской губерніи близко къ нормальному, что въ свою очередь свидѣтельствуетъ объ удовлетворительномъ положеніи русскаго образованія среди инородцевъ губерніи, а открытіе вновь 15 русско-инородческихъ училищъ, принимая во вниманіе слабый приростъ инородческаго населенія, говоритъ о прогрессѣ образованія среди инородцевъ.
Школьная сѣть по введенію всеобщаго обученія въ Пермской дирекціи разработана въ 1908 году и съ 1 сентября того же года нѣкоторыя изъ уѣздныхъ земствъ воспользовались пособіемъ изъ казны на введеніе всеобщаго обученія, а въ послѣдующіе годы стали получать это пособіе и остальныя земства, такъ что къ отчетному году уже во всѣхъ уѣздахъ проводится школьная сѣть всеобщаго обученія.
Изъ городовъ не получаютъ пособій изъ казны: Соликамскъ, Оханскъ, Красноуфомскъ и Верхотурье, такъ какъ школы этихъ городовъ вполнѣ или отчасти вошля въ земскія школьныя сѣти. Собственныя школьныя сѣти имѣютъ, а потому получаютъ и пособіе на всеобщее обученіе изъ казны, города: Пермь, Екатеренбургъ, Шадринскъ, Ирбитъ, Оса, Камышловъ, Кунгуръ и Чердынь.
Изъ городовъ лишь Екатеринбургъ отсталъ по проведенію школьной сѣти, по которой необходимо открыть еще 8 начальныхъ училищъ, хотя таковыхъ въ Екатеринбургѣ имѣется 25, включая сюда 10-ть церковно-приходскихъ, но существующія училища не въ состояніи вмѣстить всѣхъ желающихъ обучаться. Въ г. Камышловѣ для заполненія сѣти требуется открыть одно училище, въ коемъ въ настоящее время нужды пока не ощущается. Въ остальныхъ городахъ школьная сѣть уже заполнена. Такимъ образомъ, города Пермской губерніи, въ среднемъ, слѣдуетъ признать обезпеченными начальными школами, о чемъ свидѣтельствуетъ и статистика: населеніе городовъ въ настоящее время достигаетъ 220 тыс. обоего пола, изъ коихъ число дѣтей школьнаго возраста до 16 тыс., а учащихся въ школахъ министерства народнаго просвѣщенія и духовнаго вѣдомства къ 1 января 1915 года числилось 12.541 чол., а окончившихъ и выбывшихъ въ 1914 году до 5000 человѣкъ. Отсюда видно, что города находятся въ нормальныхъ условіяхъ въ смыслѣ начальнаго образованія.
Нельзя того же сказать относительно сельскихъ мѣстностей, гдѣ еще значительный процентъ дѣтей остается безъ обученія по двумъ причинамъ: во 1-хъ—по недостатку училищъ, а во 2-хъ—и по темнотѣ населенія, еще не проникнувшагося мыслью о необходимости обученія дѣтей. Много школъ малолюдныхъ не по отсутствію дѣтей школьнаго возраста въ данной мѣстности, но по нежеланію, или инымъ причинамъ, родителей отдавать дѣтей вь школу.
Въ селеніяхъ Пермской губерніи въ настоящее время приблизительно 3540 тыс. душъ обоего пола, а дѣтей школьнаго возраста 333 тыс. Означенныя цифры получены путемъ прибавленія прироста по 1 1/2% къ цифрѣ населенія по даннымъ 1908 года составленія сѣти. Кь 1 января 1915 года учащиіся въ сельскихъ школахъ дирекціи состоитъ 156.220 челов. и въ школахъ духовнаго вѣдомства 32 225 челов., а всего 188.445 учащихся. Прибавивъ сюда выбывшихъ и окончившихъ курсъ въ школахъ министерства народнаго просвѣщенія (до 65.000) и въ духовныхъ (до 13.000), получимъ всѣхъ учащихся 266.445. Такимъ образомъ, очевидно безъ обученія остается еще до 66 тыс. челов., что составитъ приблизительно 19% всего количества дѣтей школьнаго возраста. Разумѣется этотъ % лишь средній общій показатель, но въ отдѣльныхъ случаяхъ относительно, напримѣръ, уѣзда или селенія % этотъ колеблется: въ пунктахъ центральныхъ онъ будетъ понижаться, а въ отдаленныхъ, глухнхъ—повышаться. Во всякомъ случаѣ, % дѣтей, остающихся безъ обученія, нельзя считать слишкомь большимъ, такъ какъ школьная сѣть далеко еще не закончена, а помимо этого и само населеніе грѣшитъ, не отдавая часто дѣтей въ школу по разнымъ причинамъ и лѣмъ самымъ участвуя, такъ сказать, въ повышеніи % дѣтей, остающихся за бортомъ школы.
Для достиженія общедоступности обученія по школьной сѣти 1908 года проектировалось открыть 1590 новыхъ школъ, изъ этого числа къ 1 января 1915 года уже открыто свыше 1000 школъ, остается, слѣдовательно, открыть менѣе 600, открытіе коихъ нѣсколько отодвинется отъ 1918 года, коимъ проектировалось закончить осуществленіе сѣти, такъ какъ нѣкоторыя земства по финансовымъ затрудненіямъ уменьшили число ежегодно открываемыхъ школъ.
Къ 1 января 1915 г. общее число народныхъ школъ дирекціи 2387, да школъ духовнаго вѣдомства—712, а всего въ губерніи 2999 школъ. Принимая пространство губерніи въ 290.168 квадр. верстъ, количество населенія въ 3540 тыс., а дѣтей школьнаго возраста 323 тыс., найдемъ, что одна школа приходится на площадь въ 97 кв. верстъ, на 1180 жителей обоего пола и на 111 дѣтей школьнаго возраста. Сейчасъ на школу обоихъ вѣдомствъ въ среднемъ приходится 67 учащихся. Послѣднія двѣ цифры свпдѣтѳльствують объ успѣшномъ проведеніи школьной сѣти въ жизнь, а первая не должна пугать своей величиной, такъ какъ въ Пермской губерніи населеніе рѣдкое, громадныя пространства заняты горами н лѣсами, а потому многія мѣстности населены слабо, слѣдовательно, дѣйствительный радіусъ школы значительно меньше и въ отдѣльныхъ мѣстностяхъ ужо является нормальнымъ—трохворстнымь, такъ какъ во многихъ волостяхъ уѣздовъ сѣть школъ ужо заполнена.
Вся губернія распредѣляется на 22 инспекторскихъ района, при чемъ Ирбитскій и Кунгурскій уѣзды, какъ имѣющіе наименьшее количество школъ, имѣютъ по одному району, а остальные ІО уѣздовъ имѣютъ по два инспекторскихъ района. Въ отчетомъ году открыта лишь одна новая инспекторская должность для 2-го района Чердынскаго уѣзда, хотя на возбужденное ходатайство объ открытіи новыхъ районовъ департаментъ народнаго просвѣщенія (6 іюня 1914 года № 28.587) предполагалъ учредить новыя должности инспекторовъ Оханскаго уѣзда (3-го), Екатеринбургскаго (3-го) и Кунгурскаго (2-го). Вѣроятно, обстоятельства военнаго времени задержали открытіе упомянутыхъ должностей. Просмотрѣвъ вышеприведенный списокъ училищъ по уѣздамъ, увидимъ, что въ первую очередь Оханскій, затѣмъ Екатеринбургскій и Осинскій нуждаются бъ учрежденіи 3-й должности инспекторовъ народныхъ училищъ, а Кунгурскій—во 2-й. Въ первыхъ трехъ уѣздахъ въ средномъ приходится на инспектора по 135 училищъ и болѣе, что, естоствоино, затрудпя- етъ выполнять самую важпую сторону дѣятельности инспектора народныхъ училищъ—объѣздъ и ревизія школъ; кь тому же каждый инспекторъ обремененъ обширной канцелярской работой и отчетам».
Директоръ А. Раменскій.
(Окончаніе слѣдуетъ)

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003