Название публикации: Кинематограф – орудие внешкольного образования.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 06.11.1914.
Номер выпуска: 45.
Страница(ы): 8, 9, 10
Автор: Коляко.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Мамадышский уезд, Россия, Русь, Харьковский уезд.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, кинематограф, методика преподавания, образование.
Текст публикации
Кинематографъ – орудіе внѣшкольнаго образованія.
Передъ земствами возникаетъ новая обширная дѣятельность въ области внѣшкольнаго образованія.
Отрезвѣвшая деревня скорѣе пробудится для культурной, сознательной жизни, если во время и въ достаточной степени земствами будетъ обращено вниманіе на удовлетвореніе освобождающихся отъ пьянаго угара духовныхъ потребностей деревни.
Удовлетворить эти потребности, громко призвать деревню къ культурѣ и знанію, — вотъ огромная задача молодого земскаго дѣла внѣшкольнаго образованія.
Народные дома, библіотеки, передвижные музеи и выставки, народныя чтенія и пр.,— вотъ орудія для выполненія этой задачи.
Но кромѣ этихъ, есть еще одно орудіе, на которое только въ рѣдкихъ случаяхъ и при томъ въ недостаточной степени обращалось вниманіе.
Мы говоримъ о кинематографѣ.
Этотъ печальный герой нашихъ безцвѣтныхъ дней, такъ покорившій городского жителя, что заслонилъ передъ нимъ даже театръ, долженъ быть взятъ въ честныя, благородныя руки земства, очищенъ отъ пошлаго кафе-шантаннаго репертуара, приближенъ къ народнымъ интересамъ, привлеченъ на службу великому дѣлу просвѣщенія темной Руси.
Народныхъ чтеній и лекцій, да и библіотекъ, также еще недостаточно, чтобы во всей полнотѣ пробудить мысль и волю темной массы. Нужны еще наглядныя пособія. Нашъ крестьянинъ вѣритъ на слово плохо: ему нужно увидѣть, пощупать то, о чемъ ему говорятъ, къ чему его зовутъ.
Подвижныя выставки и музеи, организованные нѣкоторыми земствами, служатъ эту службу наглядныхъ пособій. Но и они не могутъ выполнить въ полной мѣрѣ своей задачи: неподвижные предметы этихъ музеевъ и выставокъ еще мало шевелятъ мысль крестьянина. Ему нужно видѣть дѣйствіе, — примѣненіе на практикѣ тѣхъ знаній и предметовъ, обзавестись которыми ему совѣтуютъ. Ему нужно видѣть также и результаты того или иного мѣропріятія, нововведенія.
Все это онъ можетъ увидѣть въ кинематографѣ. Въ немъ онъ увидитъ, сравнитъ и пойметъ обильные плоды культуры и свою отсталость, свою гнетущую темноту.
Въ немъ онъ увидитъ въ дѣйствіи жизнь любой исторической эпохи и жизнь современную; въ немъ онъ увидитъ всѣ страны, всѣ народы, всю природу во всѣхъ ея многообразныхъ проявленіяхъ, какъ нѣчто движущееся, совершающееся, совершенствующееся, и мысль его взыграетъ, въ немъ пробудится воля къ прогрессу, къ достиженію благихъ результатовъ знанія и культуры.
Наряду съ народными чтеніями, лекціями, библіотеками, музеями, кинематографъ долженъ стать необходимымъ образовательнымъ пособіемъ.
Эту роль кинематографа уже начинаютъ сознавать нѣкоторыя земства, и они дѣлаютъ первыя попытки въ привлеченіи его на службу просвѣтительному дѣлу.
Такъ, Мамадышское земство уже обзавелось дешевымъ и удобнымъ для передвиженія кинематографическимъ аппаратомъ «Кокъ» бр. Пате (стоющимъ 275 руб.) и пока употребляетъ его для обслуживанія земскихъ училищъ цѣлаго района. Еще дальше по этому пути пошло Харьковское уѣздное земство. Оно въ прошломъ году ассигновало 8000 руб. на устройство подвижного кинематографа въ деревнѣ, какъ пособія для внѣшкольнаго образованія, и, кромѣ того, для подбора картинъ, годныхъ для задачъ земства, предполагаетъ организовать союзъ городовъ и земствъ спеціально для закупки, «а въ будущемъ, быть можетъ, и для производства кинематографическихъ картинъ».
Надо желать, чтобы починъ, сдѣланный этими двумя земствами, встрѣтилъ откликъ во всѣхъ нашихъ земствахъ, и привлеченіе кинематографа на службу внѣшкольному образованію получило широкое распространеніе.
(-3..). Коляко.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003