Кинематограф – орудие внешкольного образования.

Название публикации: Кинематограф – орудие внешкольного образования.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 06.11.1914.
Номер выпуска: 45.
Страница(ы): 8, 9, 10
Автор: Коляко.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Мамадышский уезд, Россия, Русь, Харьковский уезд.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, кинематограф, методика преподавания, образование.

Текст публикации

Кинематографъ – орудіе внѣшкольнаго образованія.

Передъ земствами возникаетъ новая обширная дѣятельность въ области внѣшкольнаго образованія.

Отрезвѣвшая деревня скорѣе пробудится для культурной, со­знательной жизни, если во время и въ достаточной степени зем­ствами будетъ обращено вниманіе на удовлетвореніе освобождаю­щихся отъ пьянаго угара духовныхъ потребностей деревни.

Удовлетворить эти потребности, громко призвать деревню къ культурѣ и знанію, — вотъ огромная задача молодого земскаго дѣла внѣшкольнаго образованія.

Народные дома, библіотеки, передвижные музеи и выставки, народныя чтенія и пр.,— вотъ орудія для выполненія этой задачи.

Но кромѣ этихъ, есть еще одно орудіе, на которое только въ рѣдкихъ случаяхъ и при томъ въ недостаточной степени об­ращалось вниманіе.

Мы говоримъ о кинематографѣ.

Этотъ печальный герой нашихъ безцвѣтныхъ дней, такъ по­корившій городского жителя, что заслонилъ передъ нимъ даже театръ, долженъ быть взятъ въ честныя, благородныя руки зем­ства, очищенъ отъ пошлаго кафе-шантаннаго репертуара, прибли­женъ къ народнымъ интересамъ, привлеченъ на службу великому дѣлу просвѣщенія темной Руси.

Народныхъ чтеній и лекцій, да и библіотекъ, также еще недостаточно, чтобы во всей полнотѣ пробудить мысль и волю темной массы. Нужны еще наглядныя пособія. Нашъ крестьянинъ вѣритъ на слово плохо: ему нужно увидѣть, пощупать то, о чемъ ему говорятъ, къ чему его зовутъ.

Подвижныя выставки и музеи, организованные нѣкоторыми земствами, служатъ эту службу наглядныхъ пособій. Но и они не могутъ выполнить въ полной мѣрѣ своей задачи: неподвижные предметы этихъ музеевъ и выставокъ еще мало шевелятъ мысль крестьянина. Ему нужно видѣть дѣйствіе, — примѣненіе на прак­тикѣ тѣхъ знаній и предметовъ, обзавестись которыми ему совѣ­туютъ. Ему нужно видѣть также и результаты того или иного мѣропріятія, нововведенія.

Все это онъ можетъ увидѣть въ кинематографѣ. Въ немъ онъ увидитъ, сравнитъ и пойметъ обильные плоды культуры и свою отсталость, свою гнетущую темноту.

Въ немъ онъ увидитъ въ дѣйствіи жизнь любой историче­ской эпохи и жизнь современную; въ немъ онъ увидитъ всѣ страны, всѣ народы, всю природу во всѣхъ ея многообразныхъ проявле­ніяхъ, какъ нѣчто движущееся, совершающееся, совершенствую­щееся, и мысль его взыграетъ, въ немъ пробудится воля къ про­грессу, къ достиженію благихъ результатовъ знанія и культуры.

Наряду съ народными чтеніями, лекціями, библіотеками, музеями, кинематографъ долженъ стать необходимымъ образова­тельнымъ пособіемъ.

Эту роль кинематографа уже начинаютъ сознавать нѣкото­рыя земства, и они дѣлаютъ первыя попытки въ привлеченіи его на службу просвѣтительному дѣлу.

Такъ, Мамадышское земство уже обзавелось дешевымъ и удоб­нымъ для передвиженія кинематографическимъ аппаратомъ «Кокъ» бр. Пате (стоющимъ 275 руб.) и пока употребляетъ его для об­служиванія земскихъ училищъ цѣлаго района. Еще дальше по этому пути пошло Харьковское уѣздное земство. Оно въ прошломъ году ассигновало 8000 руб. на устройство подвижного кинемато­графа въ деревнѣ, какъ пособія для внѣшкольнаго образованія, и, кромѣ того, для подбора картинъ, годныхъ для задачъ земства, предполагаетъ организовать союзъ городовъ и земствъ спеціально для закупки, «а въ будущемъ, быть можетъ, и для производства кинематографическихъ картинъ».

Надо желать, чтобы починъ, сдѣланный этими двумя зем­ствами, встрѣтилъ откликъ во всѣхъ нашихъ земствахъ, и при­влеченіе кинематографа на службу внѣшкольному образованію по­лучило широкое распространеніе.

(-3..).                                                                                                                                            Коляко.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003