К вопросу о составлении сети высших начальных училищ

Название публикации: К вопросу о составлении сети высших начальных училищ
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 12.07.1915.
Номер выпуска: 27.
Страница(ы): 2, 3
Автор: Ф. Носов.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Генри Бессемер, Маршаль, Ф. Носов.
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: высшие начальные училища, первый всероссийский съезд по народному образованию, просветительное дело, просвещение, система народного образования, школьная сеть, школьное образование.

Текст публикации

К вопросу о составленіи сѣти высшихъ начальныхъ училищъ.

П о п редложенію министра народнаго просвѣщенія, въ теченіе текущаго лѣта назначаются сначала при уѣздныхъ управахъ, а затѣмъ при губернской, особыя
совѣщанія изъ представителей земства и свѣдущихъ лицъ, по указанію земскихъ управъ, для составленія сѣти высшихъ начальныхъ училищъ.
Земская дѣятельность давно уже направляется къ осуществленію планомѣрнаго распространенія повышеннаго образованія среди крестьянскаго населенія
путемъ открытія не только высшихъ начальныхъ учи­лищъ, но и профессіональныхъ и среднихъ учебныхъ заведеній.
Такое направленіе дѣятельности земства въ особенности замѣтно въ нашей крестьянской губерніи, гдѣ вопросъ о повышенномъ начальномъ, а также и о
среднемъ образованіи разрѣшенъ довольно широко и повидимому безповоротно . Покрайней мѣрѣ такъ было заявлено на первомъ всероссійскомъ съѣздѣ по народному образованію делегатами Пермской губерніи.
„Земства Пермской губ., говорится въ заявленіи делегатовъ, нынѣ отводятъ въ своей дѣятельности весьма почетное мѣсто заботамъ объ обезпеченіи дѣтямъ крестьянскаго населенія средняго образованія и не о станавливаются для этого передъ открытіемъ сѣти
содержимыхъ въ значительной степени насчетъ земства среднихъ учебныхъ заведеній.
По этому пути наше земство пойдетъ безостановочно.
Обращаясь къ земской литературѣ Пермскаго края, мы видимъ тоже самое— черезъ всю дѣятельность по народному образованію красной нитью проходитъ одна мысль: создать во что бы то ни стало единую школу для всѣхъ безъразличія.
Съ точки зрѣнія нашихъ земствъ Система народнаго образованія представляется въ такомъ видѣ: на­чальная школа— первая ступень, средняя— вторая , высшая— третья. Каждая изъ нихъ служитъ продолженіемъ одна другой.
Въ  тѣхъ же районахъ, гдѣ непосредственный переходъ изъ начальной школы въ среднюю затрудняется экономическими и географическими условіями, создаются, въ качествѣ связующихъ звеньевъ, вспомогательныя школы, каковыми являются:
2-хклассныя сельскія и высшія начальныя училища.
Такимъ образомъ, по мнѣнію земства, начальная школа должна быть общедоступной, двери средней школы должны быть открыты прежде всего для наиболѣе способныхъ учащихся, а двери высшей— для наиболѣе талантливыхъ и даровитыхъ.
Талантъ человѣка, его дарованія— это своего рода золото. Никому неизвѣстно, въ чьихъ головахъ вложены природой зародыши талантовъ и дарованій, какъ неизвѣстно золото промышленникамъ, гдѣ скрыто золото.
Приходится по необходимости рисковать, приносить жертвы будущему.
Однако жизненный опытъ достаточно убѣдилъ людей, что тотъ,  который захватываетъ своей работой по добыванію золота большій районъ, рискуетъ меньше, чѣмъ тотъ, который, боясь риска и экономя въ средствахъ, ограничивается небольшимъ пространствомъ.
Нѣчто подобное наблюдается и въ дѣлѣ народ­наго образованія.
Самымъ выгоднымъ помѣщеніемъ національнаго богатства является народная школа, которая, по словамъ англійскаго экономиста Маршаля, дастъ возможность проявляться дарованіямъ многихъ людей, которые теперь умираютъ въ совершенной неизвѣстности.
Экономическая чинность одного промышленнаго генія съ избыткомъ покроетъ издержки по воспитанію щилю юрода.
Одно изобрѣтеніе Бессемера увеличиваетъ производительность труда Англіи въ большей мѣрѣ, чѣмъ работа сотенъ тысячъ рабочихъ. Поэтому ничто не наноситъ такого ущерба національному богатству, какъ небрежная расточительность, ведущая къ тому, что геніальные люди изъ низшихъ классовъ общества тратятъ свои силы на самой
простой работѣ. Съ другой стороны, ничто не можеть такъ быстро подвинуть в передъ матеріальное благосостояніе народа, какъ улучшеніе школы.
Поэтому самая правильная и наиболѣе выгодная съ экономической точки зрѣнія та организація, при которой высшая наука становится общедоступной.
Правда, такая организація не вездѣ и не всегда возможна, но зато вполнѣ возможно и зыскать способъ, при помощи котораго и наименьшія затраты могутъ достигнуть наибольшихъ результатовъ.
Земство такого именно способа и доискивается.
Многія изъ нашихъ земствъ стремятся къ тому, чтобы въ каждой волости было свое
2-хклассное училище и чтобы учащіеся его по окончаніи курса имѣли право поступать въ
3-й классъ высшаго начальнаго училища, безъ экзамена, а окончившіе курсъ высшаго
начальнаго училища — въ 5-й классъ средней школы.
Такая преемственность особенно выгодна и необходима для крестьянскаго населенія.
Къ сожалѣнію, не всѣ ход атайства земства, касающіяся народнаго образованія, удовлетворяются, и далеко еще не установлена полная согласованность въ
программахъ низшей, средней и высшей школы.
Напримѣръ, высшее начальное училище стоитъ особнякомъ отъ двухкласснаго училища.
Это послѣднее не есть часть высшаго начальнаго училища, какъ слѣдовало бы съ точки зрѣнія земства, а представляетъ изъ себя вполнѣ самостоятельное учебное заведеніе. Это своего рода тоже высшее начальное училище, но только второго разряда. Одно какъ будто бы назначается для болѣе состоятельныхъ, другое для менѣе состоятельныхъ.
Но слѣдуетъ думать, что такая система долго не просуществуетъ.
Запросы на просвѣщеніе въ Россіи огромны, и поле дѣйствія въ этомъ отношеніи прямо необозримо.
Просвѣтительное дѣло у насъ теперь представляется особенно гр ан д іо зн ы м ъ по своем у о б ъ ем у и важ ны м ъ
по свои м ъ зад ач ам ъ . В сѣ о тр асл и это го д ѣ л а т р е б у ­
ю тъ к ъ с е б ѣ сам аго п р и стал ьн аго вним анія и сам ой
энергичной р аб о ты . У частія м ѣ стн ы х ъ об щ ествен н ы х ъ
орган и зац ій и зб ѣ ж а ть т у т ъ н и к ак ъ невозм ож но, и к а ­
ж ется, что обы чн ы я п р ед у бѣ ж ден ія в ъ это м ъ см ы слѣ
начинаю тъ т е р я т ь свою силу и значен іе.
Н овы й ц и р к у л я р ъ м и н и стр а н ар о д н аго п р о св ѣ щ е­
нія к асается, к а к ъ мы видим ъ, одной и зъ н асу щ н ѣ й ­
ш ихъ с т о р о н ъ н ар о д н аго о б р а зо в а н ія — насаж денія
на­
родныхъ школъ повышенна
«о
типа
,— м
подходъ къ этому
діълу обнаруживаетъ все то же благожелательное отно­
шеніе
к ъ м ѣ стн ой об щ ествен н о сти , к ак о е бы ло зам ѣ тн о
и въ р а н ѣ е и зд ан н ы х ъ р а с п о р я ж ен ія х ъ н оваго р у к о ­
водителя вѣ дом ства.
Е сли д ѣ й ств и тел ьн о новы й п о р я д о к ъ б у д етъ о с у ­
щ ествленъ, и весь п л ан ъ н овой ш кольной сѣ ти б у д етъ
п о д вер гн у тъ , т а к и м ъ о б р а зо м ъ , всесторон н ем у о б су ж ­
денію к о м п етен тн ы х ъ л и ц ъ , то это б у д етъ , конечно,
лучш ей гар ан тіе й его ж и зн есп о со б н о сти и со о твѣ тствія
дѣ йстви тельны м ъ и н тер е сам ъ н арод а, во всей глуб и н ѣ
ихъ…
Ѳ. Носовъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003