Пермская губернская периодическая печать о чтении и читателях

Магистрантка программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ – Пермь Екатерина Немцева подготовила корпус публикаций на тему чтения и провела его разведочный анализ. Цель проекта — исследование практик чтения в Пермской губернии в начале XX века.

Публикации о книгах, библиотеках, народных домах, избах-читальнях, пользе чтения для населения регулярно встречаются на страницах пермских газет. Даже среди публикаций на тему Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны, опубликованных на сайте исследовательским коллективом под руководством Сергея Ивановича Корниенко, более 100 прямо посвящены книгам и библиотекам. Так, например, авторы статей прошлого столетия учили, «что читать и как читать» (Пермская земская неделя. 10.04.1914. № 15), составляли и продвигали списки книг, рекомендованных для «удовлетворения интереса о войне посредством живого слова» (Пермская земская неделя. 20.09.1915. № 37).

В рамках исследования Екатерина Немцева собрала корпус публикаций о чтении в газетах «Власть народа» и «Кунгурский вестник», а также сравнила его с полным корпусом статей, ранее введенных в систему. Для разведочного анализа текстов использовались библиотеки NLTK и mystem. После препроцессинга (токенизации, лемматизации текста, удаления стоп-слов) были  проанализированы n-граммы, составлены облака слов. В корпусе из более чем 7000 статей, связанных с событиями преимущественно политической истории, доля публикаций о чтении не превышает 1 %. Посмотрим на распределение слов «библиотека», «чтение» и «книга»:

photo_2023-03-28_12-59-01

Согласно выполненным подсчетам, 5357 раз упоминаются книги, брошюры, журналы, библиотеки, чтение в основном корпусе публикаций проекта за 1914-1922 гг.

photo_2023-03-28_12-59-04

Как видно из облака слов выше, подготовленный ранее корпус публикаций слабо отражает вопросы культуры, образования, народного просвещения. В отличие от него, новый корпус публикаций о чтении, собранный Екатериной Немцевой, позволил выявить основные носители знания — книги и брошюры, места для чтения — библиотеки и народные дома, а также подчеркнул роль земства в распространении грамотности и популяризации чтения.

photo_2023-03-28_12-59-06

Выбранные публикации станут отправной точкой для дальнейших исследований «читающего общества» Пермской губернии. Работа по поиску и анализу статей продолжится в пермском кампусе НИУ ВШЭ.

 

Исследование выполнено в рамках учебного проекта магистранткой 2 курса Немцевой Екатериной Юрьевной. Научный руководитель – Сенина Анна Васильевна, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь.