Название публикации: Земские общеобразовательные курсы для учащих в Екатеринбурге.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 24.07.1914.
Номер выпуска: 30.
Страница(ы): 16, 17
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: По Пермскому краю (Урал и Прикамье).
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: Е. А. Елачич, И.В. Воробьев, И.И. Лапшин, И.И. Люблинский, Лоблинский, М.О. Клер, М.П. Тихонов, М.С. Уваров, П.Л. Мальчевский, П.С. Коган, П.Ф. Лесгафт.
Топонимы: Екатеринбург, Пермская губерния, Пермь, Санкт-Петербург.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, Курсы для взрослых, Учитель, методика преподавания, образование, обучение взрослых.
Текст публикации
Земскіе общеобразовательные курсы для учащихъ въ Екатеринбургѣ.
Вторые общеобразовательные курсы, организованные Пермскимъ губернскимъ земствомъ для народныхъ учителей въ гор. Екатеринбургѣ, продолжались съ 4 іюня по 6 іюля. Занятія шли днемъ съ 9⅓ до 2 час. и вечеромъ съ 7 до 9 часовъ. Аудиторіей служило обширное помѣщеніе Верхъ-Исетскаго театра.
Изъ числа приглашенныхъ лекторовъ двое (по физикѣ и библіотековѣдѣнію) не были утверждены администраціей, и эти два предмета остались внѣ программы. За время курсоваго періода прочитаны слѣдующія лекціи: гигіена — лекторъ М.С. Уваровъ, редакторъ „Вѣстника обществ. гигіены”, докторъ медицины, 14 часовъ; біологія — лекторъ Е.А. Елачичъ, 22 часа; право — лекторъ И.И. Люблинскій, профессоръ высшихъ женскихъ курсовъ, магистръ уголовнаго права, 16 час.; психологія — лекторъ И.И. Лапшинъ, профессоръ С-Петербургскаго университета, докторъ философіи, 18 час.; химія — лекторъ П.Л. Мальчевскій, профессоръ на курсахъ Лесгафта, 20 час.; геологія— лекторъ М.О. Клеръ, докторъ естественныхъ наукъ, 14 часовъ; русская литература — лекторъ П.С. Коганъ, приватъ доцентъ С.-Петербургскаго университета, 20 часовъ. Затѣмъ прочитано 2 лекціи о кинематографѣ М.П. Тихоновымъ, редакторомъ журнала „Разумный кинематографъ”. Итого 126 часовъ.
Вторые общеобразовательные курсы, какъ и первые, организованные въ 1913 году въ г. Перми, предполагалось устроить для 600 комплектныхъ слушателей. Но еще задолго до открытія курсовъ выяснилось, что, кромѣ комплектныхъ, горячо желаютъ быть зачисленными на курсы почти такое же количество сверхъ комплектныхъ. Такъ какъ помѣщеніе Верхъ-Исетскаго театра оказалось весьма обширнымъ, то губернская управа зачислила вольнослушателями всѣхъ желающихъ, изъ числа учащихъ въ школахъ Пермской губерніи. Комплектныхъ слушателей явилось 590 и сверхъ комплектныхъ 655, а всего 1245 участниковъ, изъ числа которыхъ на долю учительницъ падаетъ 72%. Такимъ образомъ, на Екатеринбургскихъ курсахъ участниковъ было на 559 человѣкъ болѣе, чѣмъ на Пермскихъ.
Огромный % (около 82%) комплектныхъ слушателей размѣстился на готовыхъ квартирахъ, которыя были оборудованы губернскимъ земствомъ въ четырехъ мѣстныхъ городскихъ начальныхъ училищахъ.
Несмотря на огромный численный составъ курсистовъ, между ними наблюдались нынѣ полное единеніе и сплоченность. Особенно проявлялось это въ аудиторіи, куда вся масса слушателей являлась дружной семьей, объединенной однимъ стремленіемъ, однимъ желаніемъ: учиться и учиться. Объ екатеринбургской аудитор’и всѣ лекторы отзывались съ самой лучшей стороны. Отношеніе къ лекціямъ было самое серьезное, самое вдумчивое и профессора не успѣвали удовлетворять всѣмъ запросамъ слушателей. Удачный подборъ лекторскаго персонала сдѣлалъ единеніе между лекторами и слушателями еще болѣе тѣснымъ. При окончаніи лекцій почти каждому лектору подносились адреса, гдѣ слушатели оттѣняли значеніе для нихъ лекцій по каждому предмету. Со своей стороны и лекторы съ грустью разставались съ такой чуткой аудиторіей.
Параллельно курсамъ были организованы экскурсіи. Почти всѣ слушатели посѣтили: музей, обсерваторію, гранильную фабрику, спичечную фабрику и др. Здѣсь вездѣ имъ оказывали самый любезный пріемъ и давались соотвѣтствующія объясненія.
Было обращено вниманіе и на развлеченія. Такъ, напримѣръ, въ аудиторію былъ приглашенъ артистъ Императорской сцены г. Лоблинскій, пропѣвшій слушателямъ лучшіе свои номера. Пріѣхавшій авіаторъ прочелъ курсистамъ особую лекцію объ авіаціи. Устраивались прогулки за городъ, вечеринки въ зданіи театра и общежитіи. Все это еще болѣе объединяло огромную учительскую семью.
Какъ и въ прошломъ году, — настоящіе курсы были дополнены педагогической выставкой наглядныхъ учебныхъ пособій. Выставка была открыта 16 іюля и функціонировала до конца курсовъ. На выставку было представлено экспонатовъ разными фирмами на сумму 18.000 руб. Вся выставка была тщательно систематизирована на отдѣлы. На выставкѣ зарегистрировано до 4,000 посѣщеній и продано экспонатовъ на 2 000 рублей. Отзывы курсистовъ о выставкѣ самые благопріятные.
Въ концѣ курсовъ была роздана анкета и въ настоящее время возвращено 300 заполненныхъ анкетныхъ листовъ. До сводки анкетныхъ данныхъ трудно сдѣлать полный учетъ курсамъ. Можно только, на основаніи отзывовъ курсистовъ, констатировать, что вторые общеобразовательные курсы сказали огромное воспитательное вліяніе на учительскую массу.
Откладывая до будущаго полное освѣщеніе продуктивности курсовъ, даемъ пока описаніе дня 6 іюля, т. е. закрытія курсовъ.
6 іюля въ 12 часовъ дня состоялась послѣдняя лекція по литературѣ П.С. Когана. Переполненная и оживленная аудиторія встрѣтила популярнаго профессора шумными аплодисментами. Свою прощальную лекцiю г. Коганъ закончилъ добрымъ призывомъ къ творческой работѣ: ,3наніе, единеніе и вѣра въ свою одухотворенную идеей работу, — заключилъ г. Коганъ, — вотъ то, что нужно каждому изъ насъ на своемъ посту, и если мнѣ удалось укрѣпитъ въ васъ эту вѣру, то это сознаніе дастъ мнѣ высшее счастье”. Это заключеніе чуткая аудиторія выслушала стоя и подъ громъ аплодисментовъ профессору былъ поднесенъ адресъ отъ слушателей.
Въ адресѣ указывалось, что лекціи г. Когана, увлекательныя по формѣ и богатыя по содержанію, явятся однимъ изъ самыхъ свѣтлыхъ воспоминаній въ будничной жизни учителей и учительницъ и внесутъ руковод-щія начала въ ихъ дальнѣйшую работу.
Столь же восторженно былъ встрѣченъ представитель губернскаго земства, членъ губернской земской управы, И. В. Воробьевъ. Онъ въ своей рѣчи указалъ на тѣ чувства, какія пробуждаетъ въ немъ закрытіе учительскихъ курсовъ и, думаетъ онъ, въ каждомъ изъ участниковъ курсовъ, — это два противуположныхъ чувства: грусть разставанія съ дружной учительской семьей и курсами, давшими слушателямъ цѣнныя знанія, и съ другой стороны— моральное удовлетвореніе — радостное сознаніе исполненнаго долга.
Общеобразовательные курсы даютъ могучую силу — научное знанiе, которое является залогомъ успѣха каждаго культурнаго начинанія и остается пожелать, чтобы учительскіе курсы губ. земства стали учрежденіемъ не временнымъ, а постоянным; за это говоритъ глубоко-внимательное отношеніе къ курсамъ г.г. слушателей. Отъ лица губернскаго земства благодарилъ ихъ г. Воробьевъ за трудъ, отданный дѣлу народной школы во время вакаціоннаго отдыха, и выразилъ полную увѣренность, что, возвратившись въ свои далекія мѣста, земскіе учителя и учительницы примѣнятъ вынесенныя съ курсовъ знанія въ своемъ живомъ дѣлѣ и не устанутъ сѣять „разумное, доброе, вѣчное”, за что народъ отвѣтитъ имъ „сердечнымъ спасибо” и запишетъ ихъ имена на свѣтлыхъ скрижаляхъ своей исторіи.
Глубокую признательность отъ лица губерн. земства выразилъ также И.В. Воробьевъ „старшимъ товарищамъ” народныхъ учителей — лекторамъ курсовъ въ лицѣ П.С. Когана и закончилъ пожеланіемъ курсистамъ бодрости и вѣры въ великое дѣло народнаго просвѣщенія.
Послѣ рѣчи г. Воробьева однимъ изъ курсистовъ былъ прочитанъ адресъ губернскому земству, напечатанный въ предыдущемъ №—рѣ „Земская Недѣля”. „Спасибо, сердечное спасибо”, таковы заключительныя слова этого адреса.
(Окончаніе слѣдуетъ).
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003