Война под водой

Название публикации: Война под водой
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 17.05.1915.
Номер выпуска: 19.
Страница(ы): 8, 9, 10, 11
Автор: К. В. Г..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Уайдхед.
Топонимы: Северное море.
Ключевые слова: морские сражения, подводная война.

Текст публикации

Война подъ водой.
(Подводныя лодки и мины).
Нынѣшняя европейская война своими техническими приспособленіями эатмила все, что мы внали до сихъ норъ въ втсмь дѣдѣ, выдвинула такія смертоносныя орудія, которыя приводятъ въ ужасъ человѣчество. Мѣстомъ вооруженвыхъ столкновеній народовъ до сихъ поръ всегда были эемля и вода. Теперь же окавалогь, что можно сражаться надъ землею, въ воздухѣ и подъ водой. Это мы, носители современной культуры, придумали новую войну: подводную и воздушную, нерѣдко болѣе страшную по своимъ послѣдствіямъ, чѣмъ война иа сушѣ.
Теперь, спустя 10 мѣс. послѣ начала войны, можно скаэать, что подводнымъ лодкамъ пришлось сыграть роль болѣе важную, чѣмъ это предполагалось вначалѣ. Посмотримъ же, что представляютъ собой подводныя лодки. Подводныя лодки раздѣляются аа «подводныя» ■ «полуподводныя». Первыя могутъ погруяьаться въ воду на 100 и болѣе футовъ и находиться подъ водой до 12-ти часовъ; вторыя же могутъ только „нырять11 неглубоко в ва короткое время. Всѣ подводныя лодки (рис. 1) имѣютъ форму евгары съ небольшимъ выступомъ,—рубкой; отъ рубки вдутъ «откосы», біагодяря которымъ лодка легче разрѣзаетъ воду; овв заполняются пробкой или легкимъ деревомъ, в это придаетъ лодкѣ большую плавучесть ■ не позволяетъ ей быть раадавлеииой па глубвнѣ тяжестью воды. Корпусъ лодки дѣлается массивнымъ в тяжелымъ, такъ какъ онъ долженъ выдерживать сильное давленіе воды. Подводныя лодки бываютъ длиной болѣе 200 футовъ (30 саж.), при шврииѣ 25—30 фун. (3*/а—41,в саж.), и водоизмѣщеніемъ*) отъ 600 до 1600 тоннъ (тонна 61 пул), т. е. отъ 36000 до 90000 пудовъ. Лодка иа поверхноств воды можетъ дѣлать до 35 верстъ въ часъ, а подъ водой—21 в. въ часъ.
Конечно, такая сравнительно небольшая скорость является большимъ недостаткомъ подводныхъ лодокъ. Овѣ ве въ состояніи догнать ня броненосца, ии миноносца, такъ какъ скорость перваго достигаетъ 43 в. въ часъ, а второго— 60 в. Подводная лодка, кромѣ машины, приводящей ее въ движеніе, снабжена различными механизмами, необходимыми для подводнаго плаванія: резервуарами (чанами) со сжатымъ воздухемъ, электрическвми аппаратами, ивсо- сами и др. Для спуска лодки подъ воду существуетъ два епособа: первый,—во время хода,—посредстве мъ рулей, находящихся
съ боковъ лодки; это способъ довольно быстрый; второй второй,—
во время стоянки лодки,—при помощи впусканія воды вь цистерны (стальные баки); такой способъ требуетъ 15 ми* вутъ и болѣе. Предъ спускомъ плотно закрываются всѣ люки, чтобы, при погруженіи въ воду, въ лодку не проникла вда. Малѣйшая оплошность,—осталась незакрытой какая-либо щель,— и лодка гибнетъ. На воріу рубки помѣщается, такъ навиваемый, «перископъ», представляющій изъ себя бронвовую трубку, длиной 16—25 фут. съ особыми стеклами, вредѣ какъ въ фотографическомъ аппаратѣ. Черевъ ѳту трубку, которая торчитъ надъ водой, командиръ подводной лодки получаетъ изображенія предметовъ, находящихся на поверхности воды. Перископъ—глазъ подводной лодки. Благодаря ему въ лодкѣ, когда она находится подъ водой на глубинѣ нѣсколькихъ футовъ, можно видѣть все, что происходитъ на поверхности воды на разстояніи до 2 верстъ. Подводвыя лодки вооружены особыми минами (Уайтхеда), выпускаемыми при помощи минныхъ аппаратовъ, дѣйствующихъ сжатымъ воздухомъ. Мина Уайтхеда представляетъ изъ себя какъ бы маленькую подводную лодку безъ людей. Это очень хрупкій, но въ то же время и очень разрушительный снарядъ. Мина Уайтхеда (см. рис. 2) устроена такъ: въ носовой части помѣщается пироксилинъ (сильное взрывчатое вещество); на самомъ носу находится, такъ называемая, запальная трубка, въ которой, въ стеклянной оболочкѣ (капсулѣ) заключается гремучая ртуть (тоже взрывчатое вещество). Когда мина съ чѣмъ-нибудь сталкивается, въ вапальной трубкѣ разбивается капсуль, въ которомъ заключена гремучая ртуть, и отъ соединенія ртути съ пироксилиномъ получается взрывъ. Выпущенная подводной лодкой, мипа сама движется дальше при помощи находящейся въ ней машины, роль пара въ которой исполняетъ сжатый вовдухъ; втоть вовдухъ, вырываясь съ большой силой, вращаетъ винты, а особые регуляторы-рули даютъ возможность придавать минѣ желательное направленіе. Мина Уайтхеда достигаетъ скорости 50 верстъ въ часъ и можетъ проходить (новѣйшихъ образцовъ у нѣмцевъ) до 9 верстъ. Стоимость такой мины, называемой еще торпедой, колеблется отъ 10-ти до 30-ти тыс. руб. Сила взрыва мины очень велика; при взрывѣ вода поднимается въ воздухъ фонтаномъ въ нѣсколько сажшъ. Мина Уайтхеда устроена такъ, что, смотря по желанію, въ случаѣ непопаданія въ назначенную цѣль, она или ватонегь, или будетъ продолжать плавать. Судно, въ которое попадаетъ мина, пдчти всегда гибнетъ, или же получаетъ серьезное поврежденіе, надолго выводящее его изъ строя. Наводчики миннаго аппарата въ подводной лодкѣ обыкновенно выбираются ивъ самыхъ мѣткихъ стрѣлковъ флота. Эквпзжъ (команда) подводной лодки очень не великъ,—всего нѣсколько человѣкъ. Благодаря тяжелымъ условіямъ службы на подводной лодкѣ въ ея команду набираютъ людей вдоропыхъ и сильныхъ.
Обыкновенный способъ нападенія подводной лодки таковъ: увнавъ мѣстонахожденіе непріятельскаго военнаго судна, лодка пыряетъ въ воду к плыветъ къ нему подъ водой, чтобы не быть замѣченной, ватѣмъ, не доходя до судна нѣсколькихъ сотъ саженей (обыкновенно 300—500 саж.), пускаетъ въ него мину. Артиллеріи судна, подвергнувшагося нападенію, трудно причинить вредъ подводной лодкѣ, благодаря ея незначительной величинѣ и подвижности. Единственно, кто болѣе или менѣе находится въ безопасности отъ нападенія подводныхъ лодокъ, вто современный дредноутъ*), съ бортовъ котораго спускаются стальныя сѣти, значительно ослабляющія сиду взрыва мины. Но въ послѣднее время изобрѣтены мины, которымъ и стальныя сѣти не могутъ служить препятствіемъ; вти мины снабжены особыми ножницами, раврѣвы- вающимм стальныя сѣтки.
Подводныя лодки являются до нѣкоторой степени новинкой въ морской войнѣ. Онѣ существуютъ всего 35—40 лѣтъ. Н никогда онѣ не имѣли такого широкаго примѣненія, какъ въ нынѣшнюю войну. Въ подводныхъ лодкахъ дѣлаются все новыя и новыя усовершенствованія. Еще совсѣмъ недавно появились подводныя лодки съ небольшими скорострѣльными пушками. Въ нынѣшнюю войну наибольшую дѣятельность подводныя лодки развиваютъ въ германскомъ флотѣ. Чататель, вѣроятно, помнитъ о гкбели нашего сторожевого крейсера «Паллады», потопленнаго подкравшейся германской подводной лодкой. Англичане потеряли нѣсколько большихъ и малыхъ крейсеровъ, также потопленныхъ германскими подводными лодками. Въ настоящее время нѣмецкія подводныя лодки гоняются 8а торговыми и пассажирскими судами, идущими въ Англію, и безпощадно ихъ истребляютъ, часто безъ предупреждена. Въ этомъ случаѣ нѣмцвъ надо считать просто морскими разбойниками, «пиратами»; это одиьъ изъ яркихъ показателей варврскаго способа веденія войны нѣмцами. Недавно, какъ мы уже сообщали, германской подводной лодкой потопленъ громадный океанскій пароходъ «Лузитанія», шедшій въ Англію съ 2 тыс. пассажировъ, при чемъ спаслись около 600 чел., а почти полторы тысячи погибло.
Нельзя не упомянуть о подвигѣ англійской подводной лодки, которой удалось пройти въ Дарданелльскій проливъ**) подъ 5-ю поягами минныхъ загражденій н потопить турецкій броненосецъ «Мессудіе».
Кстати, о минныхъ загражденіяхъ.Мінное загражденіе состонгь изъ ряда минъ, прикрѣпленныхъ кв діу; онв служитъ для защиты портовъ и береговъ отъ нападенія непріятельскаго флота. Для такого загражденія употребляются два рода мньъ; мины, взрывающіяся отъ прикосновенія въ чему нибудь, и мины, взрываемыя электрическимъ токомъ. Мины второго рода соединены съ берегомъ электрическими проводами. Стоитъ только нажать кнопку на берегу въ наблюдательномъ пунктѣ, гдѣ сходятся исѣ провода отъ минъ, какъ судно, попавшее на минное загражденіе, будетъ взорвано. При взрывѣ мины судно получаетъ страшный ударъ значительнымъ количествомъ воды, выбрасываемымъ вверхъ взрывомъ; отъ такого удара дѣлается пробоина въ суднѣ. Небольшое судно взрывъ мины можетъ только подбросить въ воздухъ, не причинивъ ему значительнаго вреда. Въ настоящее время морскіе берега и порты всѣхъ воюющихъ державъ почти сплошь минированы.
Бромѣ неподвижныхъ минъ, для охраны побережья употребляются еще и плавучія мины. Но такія мины представляютъ значительное неудобство, такъ какъ онѣ опасны не только для вражескаго флота, но и для своего. Въ Сѣверномъ морѣ Германіей разбросана была масса плавучихъ минъ, что дѣлало судоіодство въ этомъ морѣ очень опаснымъ. Много судовъ не только военныіъ, но торговыхъ и пассажирскихъ стали жертвой такихъ минъ. Еще недавно въ Дарданеллаіъ погибли 4 броненэсца оюзваго флота, а на дзяхъ—пятый (.Тріумфъ*), наткнувшись на плавучія мины.
Для разбрасыванія плавучихъ минъ и для установки минныхъ загражденій существуютъ спеціальныя суда и минвые заградители. Мины, однако, съ такимъ же успѣхомъ вылавливаются, какъ и разбрасываются. Для этого употребляются плоскодонныя суда (тралеры), неглубоко сидящія въ водѣ, почему они не могутъ задѣть мину. Способъ вылавливанія минъ очень простъ: закидываютъ большія сѣти, которыя и тянуть подъ водой; мины попадаютъ въ эти сѣти. Но такая ловля требуетъ крайней осторожности; при вытаскиваніи сѣти мины могутъ взорваться.
Нѣтъ надобности говорить объ ‘огромномъ значеніи въ современной войнѣ описанныхъ нами подводныхъ лодокъ и мявъ, истребляющихъ, какъ торговыя, такъ и военныя суд»; объ этомъ читатели могутъ судить по сообщеніямъ газетъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003