Военные заметки

Название публикации: Военные заметки
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 16.06.1916.
Номер выпуска: 130.
Страница(ы): 2, 3
Автор: Забельской.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: Военные заметки.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Балтийское море, Рижский залив.
Ключевые слова: Германия, Россия. Голландия, война, сражения на море.

Текст публикации

Военныя замѣтки

ДѢЙСТВІЯ НАШЕГО ФЛОТА ПО ГЕРМАНСКИМЪ СООБЩЕНІЯМЪ ВЪ БАЛТИКѢ.

Начало лѣтней кампаніи въ Балтійскомъ морѣ открыли 5-го мая русскія я британскія подводныя лодки, потопивъ у острова Ландсорта три германскихъ парохода. Вскорѣ ими еще было потоплено три непріятельскихъ парохода, а ігмеппо «Вормсъ» водоизмѣщеніемъ въ 4500 тоннъ. «Пера*—въ 4000 тоннъ н «Геба» въ 2000 тоннъ. Появленіе нашихъ подводныхъ лодокъ н ихъ усиленная дѣятельность па кратчайшихъ морскихъ сообщеніяхъ Германія со Стокгольмомъ, несшая за собою ,угрозу полнаго разстройства этихъ сообщеній, не могла не обезпокоить нѣмцевъ. Онп, кромѣ усиленныхъ розысковъ пашихъ лодокъ, приняли рядъ діредупредителышхъ мѣрч, по охранѣ своихъ торговыхъ судовъ, главнѣйшей пзч> -которыхъ явилось конвоированіе своихъ пароходовъ военными судами.

Такъ какъ придача каждому торгово му судну военнаго конвоя явилась бы своего рода роскошью, требующей крупнаго расхода вспомогательныхъ крей серогъ г миноносцевъ.’ то нѣмцы въ дапномъ случаѣ остановились на такъ называемой караванной системѣ. Она заключается въ томъ. что въ извѣстномъ порту собираются пароходы, идущіе по одному’ и тому’ же направленію, н въ обшей своей совокупности онп совершаютъ морской переходъ подъ охраной конвоирующаго ихъ отряда военныхъ судовъ. И вотъ одинъ изъ такихъ организованныхъ германскихъ каравановъ въ 13 судовъ и сдѣлался объектомъ дѣйствій нашихъ миноносцевъ, напавшихъ па него въ ночь па 1-ое іюня въ западной части Балтійскаго моря, приблизительно вч> миляхъ 10— 15 къ юго-востоку отъ острова Арко. Островъ этотъ находится верстахъ въ 8-ми отъ берега, приблизительно въ широтѣ шведскаго города ІІорчо пинга, соединяющагося желѣзной дорогой съ маленькимъ прибрежнымъ городкомъ Аргесулдомъ, противъ котораго п лежитъ Арко.

Въ происшедшемъ короткомъ бою, продолжавшемся всего трп четверти часа, вспомогательный германскій крейсеръ, носившій имя «Гбрманъ», и два мнпопосца были потоплены. Караванъ же, разсѣянный, бросился искать спасенія въ территоріальныхъ водахъ Швеціи, при чемъ но даннымъ изъ шведскихъ источниковъ изъ ого состава около 5-ти пароходовъ раздѣлили участь своихъ конвоировъ.

О погибшемъ вспомогательномъ крейсерѣ «Германъ» сообщается. что онъ- имѣчъ 90 метровъ (295’/* фута) длины, вмѣстимость его выражалась въ 3.000 тоннахъ и экипажъ ого состоялъ -изъ 60-ти человѣкъ. Просматривая списки германскаго торговаго флота, находимъ два парохода, носящіе это имя, изъ которыхъ первый |о)бладаета вмѣстимостью въ 2.030 рег. тоннъ съ ходомъ въ 9 утзловъ и принадлежитъ обществу «Океапъ» въ Фленсбургѣ, а второй называется «Германъ Заузеръ», вмѣстимостью его 2913 тоннъ, а ходъ—10 -узловъ и принадлежитъ онъ обществу «братья Заузеръ» въ Гамбургѣ. Что же касается миноносцевъ, то въ спискахъ гермаисйаіго( ф^ота, (подъ названіемъ «малые миноносцы», указаны: 4 миноносца подъ нумерами отъ 2 1 до 2 4 въ 320 тоннъ, съ ходомъ 27 узловъ, строившіеся въ началѣ этой войны въ Голландіи на верфи «Вулканъ» въ Ште- чипѣ и реквизированные германскимъ правительствомъ; затѣмъ 2 мипоносца С—88 и С—89 постройки 1897—1898 годовъ въ 160 тоннъ съ ходомъ въ 25 узловъ и 45 миноносцевъ, Т. 42—Т., Т. 49—Т., 57 и 8 58—§ 87, построенные сч> 1889 по 1897 годъ, водоизмѣщеніемъ 170 топнъ и съ ходомъ отъ 22 до 35 узловъ. Далѣе имѣется 25 старыхъ миноносца въ 84 тонны водоизмѣщенія и съ ходомъ 17 узловъ, при чемъ, какъ послѣдніе, такъ и 12 изъ литеры Т. назначены для службы, какъ тралящія суда. Надо полагать, что погибшіе миноносцы принадлежать къ числу луч-* пгихъ изъ вышеперечисленныхъ, такъ какъ на нихъ была возложена охрана торговаго каравана отъ нападеній под водныхъ лодокъ. Но подводныя лодки неожиданно для нѣмцевъ смѣнились отрядами русскихъ контръ-миноносцевъ и германскій, какъ военный, такъ и торговый флотъ принуждены были понести пѣкоторыя потери. Выступленіе напгахъ контръ-мипппосцовъ крайне знаменательпо: оно снова, надо полагать, напомнило нѣмцамъ, что всѣ ихъ разговоры о полномъ господствѣ германскаго флота въ Балтійскомъ морѣ весьма далеки отъ дѣйствительности. А особенно теперь, когда весь флотъ открытаго моря, вся основа морской моти Германіи, оказался разбитымъ англичанами въ сраженіи у береговъ Ютландіи. Смѣлый пабѣгт, наптихъ миноносцевъ па морскія сообщенія Германіи со Швеціей положилъ начало активнымъ выступленіямъ русскаго флота въ Балтикѣ. Остается вѣрить, что удачный исходъ перваго изъ нихъ является добрыми, предзнамеіговапіемъ для будущаго, и что если придется, то русскій флотъ сумѣетъ доблестію выполнить свой долгъ передъ родиной, помпя завѣты адмирала Эссена, которые онъ таки, блестяще выполнилъ въ прошломъ году въ Рижскомъ заливѣ.

Забѣльской.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003