Пермь, 25 Ноября.

Название публикации: Пермь, 25 Ноября.
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 25.11.1915.
Номер выпуска: 307.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Козельский.
Топонимы: .
Ключевые слова: Россия, война, писатель.

Текст публикации

Пермь, 25 Ноября.

Бытописатель войны

Как известно, не совсем ладно с войною в нашей литературе. Мы знаемъ, что ивъ ея ‘Прогулокъ на поля Орали не выходитъ ничего, кромѣ потугъ, тѣмъ болѣе жалкихъ, что ужъ слишкомъ очевидна въ нихъ измьтшшостъ. Или если даже и встрѣчается .въ ней подлинное впечатлѣніе, то и отъ него мало радости—такъ вое блѣдно, мелко и смутно въ лштфатушшхъ отраженіяхъ войны-
Нѣсколько лучше съ литературой участниковъ войны—у этихъ есть хотя убѣдительность, опи даютъ пережитое. Но этого рода литература еще критически иеуло вим?а, она еще въ ежедневной текучести, она выбрасываетъ всякія впечатлѣнія, и ей нужно еще отстояться, чтобы выдѣлилось изъ нея наиболѣе типическое въ прочныя литературныя формы.
Задача б.ѵдунщго—объективное сопряжете художественныхъ впечатлѣній -войны въ панорамѣ національной эпопеи- Но это нѳ только дѣло временъ грядущихъ, это также вопросъ таланта, то, что рано или поздно будетъ рѣшено силою геніальнаго дарованія.
Передъ современностью же открывается задача болѣе скромная, но отъ того не менѣе івашгаь>-гоистаматшироваініе подлинныхъ впечатлѣній войны- За ѳту работу пора приняться въ цѣляхъ тсго же будущаго творческаго синтеза.
Грандіозность настоящей войны, ея возникновеніе въ вѣкъ колоссальной литературности, вт, вѣкъ «ротаціоннаго дастуилшія» настоятельно ставитъ вопросъ объ отборѣ впечатлѣній. Именно въ эту сторону преимущественно должна направиться теперь работа беллетриста- Меньше всего потребности въ. измышленіи. Мы захлебываемся заь потопѣ реальныхъ наблюденій п ощущеній и только въ этомъ дай Боп, разобраться, это мало малъеки распредѣлить. Писателю вообще сейчасъ нечего выдумывать, его дѣло быть лишь хорошо отцѣживающимъ ситомъ. Отобрать, привести въ порядокъ, придать литературный строй, и больше никакихъ лукавствъ ни отъ себя, ни отъ натуры.
Отъ бытописателя войны кромѣ чувства мѣры, что еще требовать? Ибо все, что _ нужно, даетъ благодарная и столъ богатая ‘ натурой тема, умѣй только скомпоновать ея детали, приладить впечатлѣнія вт, элементарныхъ условіяхъ мѣста и времени. Заданія простыя, нетрудныя, и, если бы наша литература ста,вила ихъ, результаты получались бы гораздо большіе, чѣмъ отъ -ея вавилонскаго строительства комнатныхъ выдумокъ.
Къ выгодѣ для литературы въ ней нѣтъ —нѣть, да и промелькнетъ попытка къ отбору- Укажу на «Записки батарейнаго командира» 0. Козельскаго, составленныя имъ «по письмамъ, замѣткамъ и разсказамъ участника войны».
Тутъ ничего сочиненнаго, тутъ всѣ мелочи выхвачены изъ дѣйствительности, но туръ фактическій матеріалъ подвергся тщательному отбору, и изъ него взято самое характерное.
Хотя ‘въ «Запискахъ» показывается только уголокъ войны, но ві немъ Козельскій съумѣлъ соівмѢстить разнообразныя проявленія войны. Наряду съ личными переживаніями! командира раскрывается также психологія солдатской массы. Изо- і бражая походный быть, Козельскій очер- “штеаетъ н самую технику войнк:. Волшебный фонарь войаіъг поворачивается въ «За- пискахъ» всѣми оводши- цвѣтыми- стекла- мтг. позиціи. атаЩГъозоуждё’ніе къ бою, впечатлѣнія смертей и ‘раненій, рукопашная схватка, артиллерійскій поединокъ, картины и ощущенія воздушнаго боя- тылъ, полевой госпиталь, поимка шпіона… И среди’Всего этого «военнаго шума»—’ журчащая мелодія ліич’пыхъ чувстШг— письма, воспоминанія, встрѣчи и размышленія.
Все это просто, кратко, торопливо, какъ только и бываетъ въ дѣйствительности- Главное, что просто, а отъ простоты воѣ качества — подлинность, испіосіредстее®- ность, то что было, бываетъ, будетъ.
Но такъ только и можно ’ооилитъ слож:; постъ военныхъ впечатлѣній—не мудр- ‘ ствуя, глядя прямо, пользуясь простыми словами,—это то, что первыми, дѣдомъ и нужно бытописателю. Передъ Козельскимъ безусловно открывается благородное призваніе бытописателя войны. На это у него главныя данныя—простота и спокойствіе. Свойства лѣтописца намѣчались у него и въ первой вещи—въ романѣ «Призраки». гдѣ есть нелицепріятныя картины изъ поры 1905 года. Теперь Козельскій всецѣло сосредоточилъ овои силы на прямомъ и натуральномъ изображеніи дѣйствительности. И яе ошибся—«тутъ ему и перо въ руки».—«Записки батарейніаго ксмавдира» сдѣланы мастерски.
Козельскій на правильномъ пути, въ сто «Запискахъ» топъ трезвый ш здоровый реализмъ, который развивается въ нашей литературѣ съ легкой руки С- Фонвизина, Молодымъ починомъ Козельскаго реализмъ этотъ обратился на дѣло войны, а тутъ особливо нужна его работа—тутъ уже многое заволокліось фальшью, многое ьподверглось искаженію, и опошленію.
И тѣмъ болѣе важенъ почиць Козельскаго, что его реализмъ согрѣтъ патріотическимъ воодушевленіемъ. Патріотизмъ—основная черта въ психологіи его «батарейнаго командира», но патріотизмъ безъ позъ и Фразъ, а какъ моральный подъемъ, какъ бодрость душевная,, какъ живая правда нашей арміи. Любовь къ родинѣ Козельскій сочеталъ съ .нелицепріятіемъ, и эта гармонія чувства и разсудка создаетъ очень жизненное впечатлѣніе.
Передъ нами офицеръ, какихъ много— скромный, дѣловитый, .но съ большимъ сердцемь и съ большою трезвостью- «Сѣрый герой»! Но развѣ не въ сѣрыхъ герояхъ правда Россіи, правда^ войны? Эта правда есть у Козельскаго и за нее пок лоііъ ему и спасибо!

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003