Пермь, 10 декабря

Название публикации: Пермь, 10 декабря
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 10.12.1915.
Номер выпуска: 320.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, Китай, война.

Текст публикации

Пермь, ІО Декабря.

Китайскіе Фаусты и нѣмецкіе Мефистофели

Подъ грохотъ чудовИЩНЫХЪ ОРУДІЙ, подъ грозные звуки всесвѣтной брани начинаетъ
пробуждаться неподвижно – сонный Китай. Даже «китайскіе болванчики», ,без толково доселѣ болтавшіе головой на по добіе маятника, и тѣ какъ будто бы стали внимательно и дѣловито осматриваться по сторонахъ, любопытно наблюдая за суетой «бѣлыхъ чертей».
Но напрасно китайцы не приглядятся поближе. Среди разныхъ породъ .бѣлыхъ дьяволовъ” они безъ труда замѣтили бы и .бѣлыхъ ангеловъ”, тѣхъ незлобивыхъ, безвредныхъ людей, которыхъ всѣ называютъ .русскими дипломатами”. Смѣемъ завѣрить китайское общественное мнѣніе, что »то самая безобидная, самая скромная по рода россійскихъ „непротивленцевъ”.. Впрочемъ, боюсь, что моя рекомендація и и моя горячая апологія нашихъ дипломатовъ—совершенно излишни. Врядъ ли и само китайское общественное мнѣніе хоть сколько нибудь заблуждается на этотъ счетъ. Уже одно то, что китайскіе „браздоправители* такъ любезно и такъ систематично игнорируютъ ихъ, служитъ вѣрнымъ показателемъ истиннаго ихъ пониманія и знанія нашихъ „непротивленцевъ*.
Итакъ, защитивъ нашихъ дипломатовъ отъ огульнаго смѣшенія ихъ со всѣми другими, перейдемъ отъ „праведниковъ” къ „дьяволамъ”. Къ втимъ послѣднимъ, съ большей или меньшей справедливостью, ки тайцы могли бы отнести, значитъ, англичанъ н нѣмцевъ. По нашему же мнѣнію— нужно бы имѣть въ виду только послѣднихъ.
О, нѣмецъ—хитрый „дьяволъ”.
Онъ, какъ истинный сынъ лукаваго .князя тьмы”, идя на соблазнъ .единаго отъ малыхъ сихъ”, старается и облику своему придать схожій видъ со своей жертвой. Говорятъ, будто Вильгельмъ даже тайно принялъ мусульманство, чтобы имѣть большій успѣхъ среди турокъ, и дома носитъ феску, а его соотечественники въ Персія записались „въ персы” со всѣми сопряженными съ этимъ поспѣдстніямя.
Въ Китай явился Михель—тоже не фран тпмъ съ .Унтеръ-денъ Линденъ*,—а явип ся онъ въ своемъ ночномъ колпакѣ, а кт колпану пришилъ (такой хитрецъ!) вмѣст традиціонной всенѣмецкой кисточки — чуть ли не мандаринскій шарикъ.
Этотъ шарикъ и сдѣлалъ свое дѣло. Извѣстно раболѣпіе китайцевъ и всевла- атіе мандариновъ. Китайцы кланяются шарику, а обладатель его лишь .реализуетъ во внѣ” свою привиллегироЕакную еолю.
„Дьяволъ”—страшенъ широкимъ необразованнымъ массамъ, а „дьяволъ съ шарз ксмъ”—на воображеніе невѣжественныхъ китайскихъ массъ дѣйствуетъ еще болѣі- сильно.
Къ тому же этотъ .дьяволъ”, какъ г всѣ появляющіеся среди людей „черти”, имѣетъ, по словакъ одного изъ своихъ со родичей, всегда при себѣ „кошель, полный злата”.
Колпакъ съ шарикомъ (а можетъ быті даже просто съ кисточкой) и туго набитый „кешель*—средства сильныя, особенно, ду мается, послѣднее изъ нихъ.
„Металла звонъ” влечетъ не только невѣжественную массу. Къ нему охотно у даже очень охотно прислушиваются у власть имущіе классы, обладающіе, какі извѣстно, болѣе сильно развитыми способностями, и въ темъ числѣ—слухомъ.
„Бѣлый дьяволъ въ колпакѣ”—страшенъ… Но онъ вѣдь такой добрый и обходительный. Пересиливъ страхъ, берутъ ки тайцы дьявольское „злато” и, какъ Фаустъ, продаютъ ему свою душу.
А наши добродѣтельные .праведники”, вакрывши свои кроткія лица шіащемъ не винности,—скромно отходятъ въ сторону.
Совсѣмъ, какъ въ оперѣ, когда .печальный демонъ, духъ, изгнанья”, затѣявъ ро манъ съ Тамарой, врывается въ святую обитель, повергнувъ тѣмъ лучезарнаго а;- гела въ безмѣрную грусть и уныніе.
Но ангелъ—хранитель Тамву, въ кон цѣ концовъ, восторжествовала. Вѣдь дсбр всегда торжествуетъ надъ зломъ. Это всѣ знаютъ, слыхали объ этомъ вѣрно’ и наши „праведники” и потому считаютъ, что не нужно мѣшать осуществленію хода естественныхъ событій. Добро, Колъ, и безъ
нашего содѣйствія в сторжествуетъ…
Это ужъ ивъ области вѣры.
Аргументы здѣсь не нужны,..
А пока что, китайскіе Фаусты наперерывъ записываются въ книгу .проданныхъ ‘ душъ”. И теперь „дьяволъ въ колпакѣ съ неточной” уже не „дьяволъ”, а „капи- ; танъ” (у нихъ всѣ—.капитаны”). „Капи- ! такъ* хочетъ, чтобы мандарины не мѣша- | ли другу нѣмцевъ—Юзншикаю. Давно бы I уже нѣмцы въ Китаѣ сдѣлали бы хорошій гешефтъ, да бѣда въ темъ, что у Юанши- кая не было .полноты власти”. Теперь
I
I „проданныя души” объявили его императо-! ромъ и за одно уже освободили его отъ присяги своей „поднебесной” странѣ.
Тетерь у Юачшикая будетъ .полнота , власти*, а у Михеля прибавится 2 или 3 кисточки на его колпакѣ. Э-д одно онъ вер нетъ себѣ (и навѣрно съ лихвою!) и то золото, которое онъ расточалъ китайскимъ Фаустамъ.
Итакъ, добрый Михель торжествуетъ и значитъ съ нимъ торжествуетъ добро.
Наши же .праведники” все еще стоятъ съ закрытыми лицами, ожидая конечнаго торжества справедливости.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003