Очищение Армении

Название публикации: Очищение Армении
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 14.08.1916.
Номер выпуска: 177.
Страница(ы): 2, 3
Автор: И. Р..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Армения, Ерзинджан.
Ключевые слова: Армения, Кавказский фронт, Турция, война.

Текст публикации

Очищеніе Арменіи

Взятіемъ Эрзинджаиа русская армія закончила очищеніе Арменіи отъ турецкаго владычества.
Ту-рецкаія Аравия—это ‘обширное кладбище народа, подвергшагося всевозможнымъ мѣрамъ истребленія и все- таки дожившаго до момента, когда надъ нимъ восходитъ заря новой, лучшей живши
Однако, Арменія не всегда была кладбищемъ. Если мы взглянеміъ- вглубь вѣковъ, то увидимъ, что только появленіе кочевниковъ, турокъ и паденіе Византія пріостановили развитіе ‘жизнерадостныхъ пародовъ, населявшихъ эту страну. Бодрость смѣнилась улы- нііемъі свободный трудѣ—пбднёіж ] ь-
ныпмъ, энергія—апатіей. Христіанскіе народы искали утѣшеніе въ своей вѣрѣ и бодро гибли въ борьбѣ съ исламомъ,.
Турки чувствовали свою отсталость въ сравненіи съ побѣжденными ими народами и сдѣлали всо, чтобы подорвать ихъ благосостояніе и тѣмъ пріостановить ихъ движеніе -впередъ. Препятствуя развиваться -другимъ, турки но сдѣлали ничего, чтобы самимъ ѵ подняться до ихъ уровня. і
-Грозные удары свирѣпыхъ, дикарей заставили страну преобразиться. Турки ничего не создали,, а всо свели на нѣтъ.
Еще до прихода армянъ въ эти мѣста здѣсь, въ эпоху ураргійцев’ъ—совре-
мен-п-иковъ Ассиріи—существовала’ высокая культура. Доказательствомъ этому служатъ историческіе памятники, сохранившіеся до сихъ поръ: ор-оен- тольнріѳ каналы, дворцы, языческіе храмы, изумительныя’клинописныя і надписи, высѣч-ен-ныя на неприступныхъ скалахъ, и ироч.

Урартійцевъ •смѣнили армяне, сперва язычники, потомъ христіане. Эпоха армянскаго господства была эпохой пе разрушенія, а торжества иранской н греческой культуры на Араратскомъ плоскогорьѣ. Съ принятіемъ армянами христіанства, вся страна покрылась причудливыми
храмами и надписями, монастырями, уцѣлѣвшими кое-гдѣ и до нашихъ дней. : а-»! мйШІ
Съ момента появленія турокъ все измѣнялось. Жизнь какъ бы застыла, въ этихъ мѣстахъ. Населеніе изъ года въ годъ стало бѣднѣть. Шетупилъ адъ, безъ радостей, бозъ просвѣта, въ особенности для побѣліденныхъ пародовъ. Все, что было создано трудолюбіемъ предшествовавшихъ поколѣній, было разрушено, разграблено и уничтожено кочевниками, которымъ не были понятны, пн вѣрованія населенія, ни бытъ осѣдлыхъ народовъ.
Турки, одержимые пристрастью къ лѣяи, не думали о завтрашнемъ днѣ. потому что не были увѣрены, что онъ наступитъ, Будущее ихъ мало интересовало. Они вѣчно спѣшили насладиться настоящимъ и провести время въ ‘безпечности. .
Оттоманы при несли съ собой разрушеніе.и горе. И нс даромъ ѵ,ке много вѣкоръ армянскій народъ испытываетъ ихъ удары, смотритъ, какъ губятъ его имущество, какъ избиваютъ его женщинъ и дѣтей и глумятся надъ дѣвушками.
Но, кромѣ этого разбойнаго гнета, есть еще глетъ экономическій. И, такъ какъ турки лѣнивы, нерадивы, то и ихъ правительство всегда думаетъ только о томъ, какъ бы побольше «взять» у населенія, не давая себѣ труда шзаботить- ся о его благосостояніи.
Народъ—её только армяне, а и турки и курды, переобременены всякими налогами. Народъ занимается преимущественно земледѣліемъ. Прежде здѣсь существовало своего рода феодальное устройство’ и земля находилась въ рукахъ Соковъ, которые распоряжались ею, ‘какъ нагъ было угодно. Они мало заботились о благополучіи сельскаго населенія, переносившаго отъ- феодаловъ . помѣщиковъ много обидъ и всяческихъ насилій. Пережитки феодализма встрѣчались въ горахъ Курдистана и въ ‘послѣднее время, потому что власть султана туда никогда ие доходила, а была номинальной.
Басиліе бековъ объяснялёсь тѣмъ, что султаны, желая вознаградить своихъ сподвижниковъ и обезпечить династіи вѣрность этихъ феодаловъ, роздали имъ- жалованныя земли. Но эта могущественная земельная аристократія подрывала авторитетъ самихъ султановъ.
Тогда султанъ Махмудъ II рѣшилъ ‘ пололшть конецъ своеволію феодаловъ. Онъ началъ, а его преемникъ Абдулъ- Меджидъ закончилъ начатое дѣло. Одни изъ феодаловъ были казнены, другіе отправлены въ вѣчное изгнаніе, а земли ихъ были конфискованы. Тѣ же изъ землевладѣльцевъ, которые ни въ чемъ не провинились, были такъ или иначе вознаграждены за отнятыя у иихъ земли. Старая система землевладѣнія, какъ представляющая опасность для государственности, была вырвана съ корнемъ.
Сейчасъ воѣ земли въ Турціи по формамъ владѣнія дѣлятся на четыре категоріи: 1) земли, составляющія церковную собственность, 2) казенныя, 3) жалованныя земли и 4) «мулькъ», т. е. земли, составляющія” частную собственность..
Церковныя и казенныя земли составляютъ наибольшую площадь. Земельное право построено очень оригинально. Земли казны продаются частными лицамъ, какъ бы на правѣ собственности, но въ то же время казна подъ тѣмъ, или
инымъ предлогомъ можетъ отобрать ихъ въ любое время. По праву наслѣдованія. но но по завѣщанію, эти земли могутъ переходить къ наслѣднику Закладывать такую собственность нель эя.
ІІо подсчету нѣкоторыхъ нзелѣдова- толей церковныя земли въ Турціи со.
ставляютъ дві трети всей земельной площади. Оии предназначены для -поддержанія мечетсіі, училищъ при мечо-
тяхъ, учрежденій, завѣдующихъ разда- чей милостыни и проч.
Извѣстно, что одно изъ основныхъ по. ложе-ній мусульманской религіи есть добровольное отдѣленіе нѣкоторой части лучшаго имущества для религіозныхъ ц благотворительныхъ цѣлей. Это правило аккуратно исполняется мусульманами ц значительная часть земельныхъ угодщ переходитъ «жъ Богу». Такое явленіе наблюдается не только въ Турціи, н0 я Персіи.
Духовныя земли находятся въ полномъ запущеніи и пренебреженіи, ловд. .му’ что управленіе ими находится въ ру. кахъ духовныхъ лицъ, которыя мало интересуются самой землей, а желаютъ какъ молено скорѣе и полнѣе обогатить за счетъ такой земли свои карманы.
Жалованныя земли сохранились ” въ отдаленныхъ отъ центра мѣстностяхъ, какъ Курдистанъ, гдѣ власть правительства была проблематичной.
Земель частной еобственнсти въ Тур. цін вообще немного, эта земля составлю етъ полную собственность владѣльца. Земельный вопросъ, касающійся правъ •собственности, сильно запутанъ, въ оса- бешіоети въ турецкой Арменіи. Армяне и курды страшно враждуютъ изъ-за . земли. По пазъ на этой почвѣ происходили схватки, оканчивавшіяся грандіозными -побоищами, гдѣ доставалось той и другой сторонѣ.
Вопросъ обострился послѣ того, калъ много ар-мяиъ, послѣ рѣзни въ Курдп- станѣ и Арменіи, бѣлсало въ Россію, Курды -воспользовались этимъ обстоятельствомъ и, съ помощью насилій а подкуповъ чиновниковъ, что практикуется во -врой Портѣ -въ широкихъ рая-, мѣрахъ, запаслись нужными докумеи. хами на покинутыя земли.
Съ объявленіемъ новаго реяшма ча® ] армянъ возвратилась на родину, но зец ли ихъ находились уже на законномъ основаніи во владѣніи курд-скихъ бековъ, прод-оллс-ающихъ яшть здѣсь на ■правахъ феодаловъ.
Земли раздѣлены на мелкіе участи которые принадлелсатъ крестьянамъ , или арендуются ими. Крупныя помѣстья сдаются почти [всегда въ аренду сельчанамъ.
‘Лучшими земледѣльцами нйляются армяне, но часто повторя.ющіяся рѣзки армянскаго населенія пошатнули см благосостояніе и, конечно, отозвались на продуктивности края, вредно отражаясь въ то же время на .взаимныхъ отношеніяхъ христіанъ и мусульманъ.
Населеніе, -бывшее зажиточнымъ, все1 болѣе и болѣе впадало въ нищету, несмотря на -свое трудолюбіе и новыо порядки въ странѣ, _цри которыхъ турецкимъ правительствомъ какъ будто была проявлены наклонности къ улучшенію матеріальнаго ‘положенія и “сельскаго хозяйства.
При такихъ порядкахъ, могущихъ скорѣе быть названными «безпорядками», положеніе населенія, а армянскаго -въ особенности, весьма и весьма незавидное. Это скверное п-ололсеніо еще усугубляется налогами, которые такъ обременительно лоясатся на -населеніе, что нхъ врядъ ли бы Івъ -состояніи былъ вынести другой народъ.
Прямые налоги въ Турціи дѣлятся’ па четыре -разряда. Прежде всего крестьяне доллшы дать правительству одну восьмую часть всего урозкад. оцѣнки полой, пастбищъ взимаете^ ^о/ со етои. мости усадебъ садовъ, (ИІІк0въ
5%, а съ владѣльцевъ пекарен-ь ц мельницъ Ю%. Съ каждой овцы, сарана козы и т. п. взимается 4)4 піастра, дьій турецкій гражданинъ съ 18 долзкенъ платить 12 піастровъ на постройку дорогъ, которыхъ -въ Арменіи почти нѣтъ. Помимо этого собираются налоги для постройки мечетей, школъ и т. д.
Даже при такихъ налогахъ, которые усиливаются еще мѣстными чиновниками и откупщиками (сборъ налоговъ отдается на откупъ), напримѣръ, Ванекая провинція .не покрываетъ своихъ расходовъ. Расходы .провинціи приходится покрывать за счетъ центральнаго казначейства.
При оборѣ налоговъ для откупщиковъ представляется обширное поле дѣятельности иа почвѣ поднаго безправія населенія и неимѣнія такихъ инстанцій, куда можно было бы зкаловаться. Хорошіе урозкаи, при обработкѣ земли у-мѣлой п любовной рукой, даютъ населенію воз- мозкность сносно существовать и ожидаясь лучшихъ дней, которые теперь уже ис за горами.
Азіатская Турція, дающая не менѣе 60 милліоновъ пудовъ пшеницы ежегодно и болѣе 200 тыс. милліоновъ пудовъ овса, ячменя, маиса н ржи, могла бы при другихъ условіяхъ сдѣлаться житницей Азіи, какою была когда-то, по условія, въ которыхъ прозябало населеніе, яе давали этой возможности.
Населеніе армянскаго плоско гг рья
только теперь можетъ надѣяться га лучшіе дни, скинувъ канавп ѵгііэе иго оттомановъ при помощи русскихъ штыковъ. Надъ проекогорьомъ узко восходитъ солнце свободнаго труда.
И. Р.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003