Надо спѣшить.
Смѣшно,—говоритъ извѣстный дѣятель по народному образованію Звягинцевъ,— сидя ночной порой въ полѣ у горящ аго костра, искать у себя по карманамъ шведскихъ спичекъ. Еще смѣшнѣй, нашедши спички, дожидаться, когда пламя потухнетъ, а потомъ со спичками въ рукахъ разводить новый костеръ, рядомъ съ прежнимъ.
„Недотепа”,— скажемъ мы про такого человѣка.
А, между тѣмъ, именно такъ поступаютъ тѣ, кто въ настоящее горячее время медлитъ съ просвѣщеніемъ народа, откладываетъ въ долгій ящикъ устройство новыхъ школъ, новыхъ библіотекъ, новыхъ свѣточей духовной жизни. Мы переживаемъ исключительное время, особенно благопріятное для подъема культуры. Все теперь толкаетъ народную мысль къ работѣ, къ напряженной работѣ: война и ся огромныя событія, прекращ еніе казенной продажи водки и пива, хозяйственное разстройство и дороговизна жизни, бѣженское движеніе, надвигающіяся заботы о сиротахъ воиновъ, мысли и мечты о томъ, что будетъ послѣ войны. Все это цѣлымъ роемъ глубокихъ думъ приходитъ въ умъ каждаго.
„Что-то будетъ, что-то будетъ?—тревожный вопросъ закрадывается въ душу всякаго крестьянина и рабочаго.
И для того, чтобы рѣш ить такой вопросъ, каждый по своему ищ етъ знаній и свѣта, чувствуя свою темноту и безпомощность, испытывая досаду на свою необразованность. Безъ грамоты, безъ школы, безъ науки и книгъ теперь нельзя прожить никому, ни
старымъ, ни малымъ. Спросъ на школу, на печатное слово, на умную бесѣду съ знающимъ человѣкомъ сильно повысился. Н е только берутъ то, что даютъ; не только слушаютъ то, что говорятъ; но и требуютъ, чтобы дали, говорили, сообщали. Въ народной душѣ, подъ вліяніемъ міровой бури, исканіе истины разгорѣлось въ цѣлый костеръ— пламя, которое
способно освѣтить жизнь, прогрѣть прежнюю тьму, косность и духовную неподвижность. Это благодѣтельное пламя надо не гасить, а поддерживать и раздувать съ тѣмъ, чтобы Россія вышла послѣ войны побѣдительницей надъ всяческимъ невѣжествомъ, наси
ліемъ и неправдой.
Когда-то благородный русскій поэтъ Н. А. Некрасовъ мечталъ о просвѣщеніи и молилъ Бога „разлить въ народѣ жажду знанія”. Теперь мечта поэта исполнилась: въ народѣ загорѣлась „искра сокрытая”, охватила огромное большинство сччтымъ порывомъ къ
свѣту и къ истинѣ.
Школы переполнены дѣтьми. Они и сами съ радостью туда бѣгутъ. И хъ туда же охотно снаряжаютъ и матери. Солдатки получаютъ отъ своихъ мужей и отцовъ съ войны, изъ окоповъ, строгій наказъ учить ребятишекъ грамотѣ, не оставлять ихъ безъ школьнаго обученія… „Непремѣнно учи нынѣ Васятку грамотѣ”, „обязательно отдай Мишутку въ училище”,—вотъ краткій, но значительный, смыслъ многихъ солдатскихъ писемъ съ фронтовъ.
Вотъ что пиш утъ въ газетѣ „Оренбургская Ж изнь” про общую тягу къ школѣ: „Отъ желающихъ учиться отбоя нѣтъ. Село Дѣтово-Исаево, имѣя четыре школы, было не въ силахъ удовлетворить всѣхъ желающихъ учиться: за бортомъ школы осталось не менѣе 1оо человѣкъ. Родители настойчиво требую тъ передъ учащими лицами пріема ихъ дѣтей въ школу, хотятъ кому-то жаловаться*…
Спѣшатъ матери отвести дѣтей къ учителю или къ учительницѣ. Но, кромѣ того, и сами онѣ заявляютъ желаніе научиться, хоть и поздно, грамэтѣ. Одинъ священникъ Томской губ. сообщ аетъ въ газету „Сибирская Жизнь”, что у нихъ въ селѣ, среди солдатокъ, прямо-таки внезапно обнаружилась нужда въ открытіи воскресной школы. „Я въ храмѣ,— пишетъ
священникъ,— объявилъ о производствѣ у учителя пробной записи желающихъ просвѣтиться; за полчаса записалось 25 женщинъ, и потомъ еще шло много женщинъ; однако, мы рѣш или ограничиться на первый разъ (дѣло для насъ новое) тридцатью „ученицами”, а на слѣдующій годъ устроимъ настояшую воскресную школу на любое число желаю щ ихъ”.. И изъ другихъ селъ и деревень приходится слышать, что и у нихъ
имѣются желающія изъ взрослыхъ учиться, но, къ сожалѣнію, „некому тамъ съ ними заниматься”.
Не только простой грамоты желаетъ деревня.
Нѣтъ, она ишеть образованія и просвѣщенія. Вотъ какое замѣчательное прошеніе подали крестьяне двѣнадцати деревень въ Волоколамское земское собраніе въ Московской губ.:
„Никогда такъ не замѣтна была нужда въ народномъ образованіи, какъ въ настоящую тяжелую годину; всюду явилось требованіе на образованныхъ людей, и нигдѣ такъ рѣзко не замѣтно отсутствіе ихъ, какъ въ деревнѣ. Придти на помощь въ столь необходимомъ дѣлѣ, какъ дѣло народного образованія, можетъ никто другой, какъ наши земства. Волоколамское земство за послѣдніе годы сдѣлало прямо гигантскіе шаги въ дѣлѣ народнаго образованія: расширило школьную сѣть, ввело четырехгодичный курсъ обученія и такъ далѣе. Но, господа гласные! Этого уже мало” и вы это отлично понимаете. Необходимо всѣми имѣющимися въ вашемъ распоряженіи способами заботиться о введеніи въ нашемъ уѣздѣ высшихъ начальныхъ училищъ. М ожетъ быть, нѣкоторые изъ