Надо спешить.

Название публикации: Надо спешить.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 17.01.1916.
Номер выпуска: 2.
Страница(ы): 3, 4
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Наука, культура и искусство, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Московская губерния, Пермская губерния.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, Образование и война, Школьная деятельность, воскресные школы, женщины, народная грамотность, образование, обучение взрослых, свет и тьма.

Текст публикации

Надо спѣшить.

Смѣшно,—говоритъ извѣстный дѣятель по народ­ному образованію Звягинцевъ,— сидя ночной порой въ полѣ у горящ аго костра, искать у себя по карманамъ шведскихъ спичекъ. Еще смѣшнѣй, нашедши спички, дожидаться, когда пламя потухнетъ, а потомъ со спич­ками въ рукахъ разводить новый костеръ, рядомъ съ прежнимъ.
„Недотепа”,— скажемъ мы про такого человѣка.
А, между тѣмъ, именно такъ поступаютъ тѣ, кто въ настоящее горячее время медлитъ съ просвѣще­ніемъ народа, откладываетъ въ долгій ящикъ устрой­ство новыхъ школъ, новыхъ библіотекъ, новыхъ свѣ­точей духовной жизни. Мы переживаемъ исключительное время, особенно благопріятное для подъема куль­туры. Все теперь толкаетъ народную мысль къ рабо­тѣ, къ напряженной работѣ: война и ся огромныя со­бытія, прекращ еніе казенной продажи водки и пива, хозяйственное разстройство и дороговизна жизни, бѣ­женское движеніе, надвигающіяся заботы о сиротахъ воиновъ, мысли и мечты о томъ, что будетъ послѣ войны. Все это цѣлымъ роемъ глубокихъ думъ прихо­дитъ въ умъ каждаго.
„Что-то будетъ, что-то будетъ?—тревожный во­просъ закрадывается въ душу всякаго крестьянина и рабочаго.
И для того, чтобы рѣш ить такой вопросъ, каждый по своему ищ етъ знаній и свѣта, чувствуя свою темноту и безпомощность, испытывая досаду на свою необразованность. Безъ грамоты, безъ школы, безъ науки и книгъ теперь нельзя прожить никому, ни
старымъ, ни малымъ. Спросъ на школу, на печат­ное слово, на умную бесѣду съ знающимъ человѣ­комъ сильно повысился. Н е только берутъ то, что даютъ; не только слушаютъ то, что говорятъ; но и требуютъ, чтобы дали, говорили, сообщали. Въ народ­ной душѣ, подъ вліяніемъ міровой бури, исканіе истины разгорѣлось въ цѣлый костеръ— пламя, которое
способно освѣтить жизнь, прогрѣть прежнюю тьму, косность и духовную неподвижность. Это благодѣтель­ное пламя надо не гасить, а поддерживать и разду­вать съ тѣмъ, чтобы Россія вышла послѣ войны побѣдительницей надъ всяческимъ невѣжествомъ, наси­
ліемъ и неправдой.
Когда-то благородный русскій поэтъ Н. А. Некра­совъ мечталъ о просвѣщеніи и молилъ Бога „разлить въ народѣ жажду знанія”. Теперь мечта поэта испол­нилась: въ народѣ загорѣлась „искра сокрытая”, охва­тила огромное большинство сччтымъ порывомъ къ
свѣту и къ истинѣ.
Школы переполнены дѣтьми. Они и сами съ ра­достью туда бѣгутъ. И хъ туда же охотно снаряжаютъ и матери. Солдатки получаютъ отъ своихъ мужей и отцовъ съ войны, изъ окоповъ, строгій наказъ учить ребятишекъ грамотѣ, не оставлять ихъ безъ школь­наго обученія… „Непремѣнно учи нынѣ Васятку гра­мотѣ”, „обязательно отдай Мишутку въ училище”,—вотъ краткій, но значительный, смыслъ многихъ сол­датскихъ писемъ съ фронтовъ.
Вотъ что пиш утъ въ газетѣ „Оренбургская Ж изнь” про общую тягу къ школѣ: „Отъ желающихъ учиться отбоя нѣтъ. Село Дѣтово-Исаево, имѣя четыре школы, было не въ силахъ удовлетворить всѣхъ желающихъ учиться: за бортомъ школы осталось не менѣе 1оо че­ловѣкъ. Родители настойчиво требую тъ передъ учащими лицами пріема ихъ дѣтей въ школу, хотятъ ко­му-то жаловаться*…
Спѣшатъ матери отвести дѣтей къ учителю или къ учительницѣ. Но, кромѣ того, и сами онѣ заявляютъ желаніе научиться, хоть и поздно, грамэтѣ. Одинъ священникъ Томской губ. сообщ аетъ въ газету „Си­бирская Жизнь”, что у нихъ въ селѣ, среди солда­токъ, прямо-таки внезапно обнаружилась нужда въ открытіи воскресной школы. „Я въ храмѣ,— пишетъ
священникъ,— объявилъ о производствѣ у учителя про­бной записи желающихъ просвѣтиться; за полчаса за­писалось 25 женщинъ, и потомъ еще шло много жен­щинъ; однако, мы рѣш или ограничиться на первый разъ (дѣло для насъ новое) тридцатью „ученицами”, а на слѣдующій годъ устроимъ настояшую воскрес­ную школу на любое число желаю щ ихъ”.. И изъ дру­гихъ селъ и деревень приходится слышать, что и у нихъ
имѣются желающія изъ взрослыхъ учиться, но, къ со­жалѣнію, „некому тамъ съ ними заниматься”.
Не только простой грамоты желаетъ деревня.
Нѣтъ, она ишеть образованія и просвѣщенія. Вотъ какое замѣчательное прошеніе подали крестьяне двѣ­надцати деревень въ Волоколамское земское собраніе въ Московской губ.:
„Никогда такъ не замѣтна была нужда въ на­родномъ образованіи, какъ въ настоящую тяжелую го­дину; всюду явилось требованіе на образованныхъ людей, и нигдѣ такъ рѣзко не замѣтно отсутствіе ихъ, какъ въ деревнѣ. Придти на помощь въ столь необ­ходимомъ дѣлѣ, какъ дѣло народного образованія, мо­жетъ никто другой, какъ наши земства. Волоколам­ское земство за послѣдніе годы сдѣлало прямо гигант­скіе шаги въ дѣлѣ народнаго образованія: расширило школьную сѣть, ввело четырехгодичный курсъ обуче­нія и такъ далѣе. Но, господа гласные! Этого уже мало” и вы это отлично понимаете. Необходимо всѣми имѣющимися въ вашемъ распоряженіи способами заботиться о введеніи въ нашемъ уѣздѣ высшихъ на­чальныхъ училищъ. М ожетъ быть, нѣкоторые изъ
гласныхъ укаж утъ намъ на военное время, на отсут­ствіе средствъ…, но мы на это возразимъ: на первое —именно война показала убѣдительно, что, на ряду съ снабженіемъ арміи снарядами, необходимо немедлен­ное дѣйствительное просвѣщ еніе народа для одолѣнія врага, какъ на театрѣ войны, такъ и въ экономиче­ской борьбѣ; на второе— народъ никогда и нигдѣ не отказывалъ и не откажетъ въ средствахъ на просвѣ­щеніе”. Въ заключеніе, крестьяне просили земство уч­редить въ Яропольской волости высшее начальное учи­лище.
„Такъ само населеніе въ различныхъ мѣстахъ стучится въ двери школы, само ищ етъ свѣта и куль­туры, само проситъ, требуетъ и добивается образо­ванія. Такъ и должно быть. Теперь— не время отсро­чекъ, оттягиванія и прежней медлительности. Надо слѣ-
шить и завоевывать себѣ знанія, знанія и умѣнія”. (Об.).
Къ счастью для населенія Пермской губерніи наши какъ уѣздныя, такъ и губернское земства не за­бываютъ о своихъ культурныхъ задачахъ.
К акъ минувшія очередныя сессіи уѣздныхъ зем­скихъ собраній, такъ и открывшееся губернское со­браніе свидѣтельствуютъ, что земское дѣло народнаго образованія попрежнему, несмотря на всѣ ^тяжелыя испытанія наш ихъ дней, находится въ надежныхъ ру­кахъ, въ рукахъ представителей самого населенія гу­берніи.
Н аш а губернская управа „глубоко убѣждена, что и настоящее губернское собраніе вопросамъ народнаго образованія отведетъ подобающее мѣсто, какъ это на­стоятельно диктуется требованіями переживаемаго мо­мента огромной исторической важности. И если, про­ зрѣвая туманныя дали грядушаго, земство перваго при­зыва вопросамъ народнаго образованія отвело домини­рующую (главную) роль, то еще болѣе оно должно
держаться этого взгляда теперь.
Мы слишкомъ дорого платимъ за нашу культурную отсталость.
Никогда еще Россія не переживала момента столь исключительной важности. На грани новой эпохи дол­жны быть приложены всѣ соединенныя усилія общественныхъ учрежденій, русскаго общества и правитель­ства, чтобы народъ нашъ, приносящій такія невѣроят­ныя жертвы, поражающій весь міръ своей стойкостью, получилъ бы, наконецъ, вполнѣ заслуженную имъ, ши­рокую возможность просвѣщенія”. (Докладъ по народ,
образ. 46 оч. сессіи).
Великій народъ—страдалецъ, сѣрому герою ко­тораго дивится весь міръ, достоинъ просвѣщенія. Пусть же шире раскроются предъ русскимъ мужикемь-земледѣльцемъ двери высшихъ училищъ, библіотекъ, вос­кресныхъ школъ, народныхъ университетовъ. Пусть
и онъ слуш аетъ лекціи профессоровъ. Тотъ, кто и въ наше время угаш аетъ духовныя силы русскаго народа,— а такихъ людей еще не мало,—является опаснѣйшимъ врагомъ отечества…

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003