Название публикации: Корреспонденции
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 28.08.1914.
Номер выпуска: 35.
Страница(ы): 14, 15, 16
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Корреспонденция.
Персоналии: .
Топонимы: Вятская губерния, Екатеринбург, Кунгур, Пермская губерния, Урал, с. Левшино, с. Походиловское.
Ключевые слова: антиалкогольная кампания, военное положение, война, знамение, мобилизация, просвещение, суеверие.
Текст публикации
Корреспонденціи.
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
Кунгуръ. (Явленія природы и народныя суевѣрія). Автору этой корреспонденціи невольно вспоминается солнечное затменіе 1887 года, которое на темныя массы навело тогда страхъ и ужасъ. Тогда многіе изъ крестьянъ предсказывали голодъ, моръ, всемірную войну и кончину всего міра. Если-бы въ то время происходили такія же событія, какъ нынѣшняя европейская война великихъ державъ, то, навѣрное, возбужденіе и суевѣрный ужасъ были бы еще болѣе упорными и увѣренными. Прошла четверть ьѣга, но нардное просвѣщеніе и у насъ въ Пермской губ., при помощи земства, подвинулось впередъ настолько, что теперь законосообразныя явленія природы перестали уже быть пугаломъ и предвѣстникомъ грядущихъ бѣдъ для населенія. Текущій 1914 годъ богатъ необычными явленіями природы: весной было давно небывалое наводненіе, принесшее немалыя бѣдствія населенію, 4-го августа произошло хотя небольшое, но тоже небывалое до сихъ поръ въ здѣшнихъ мѣстахъ, землетрясеніе, а 8-го августа было видно частичное солнечное затменіе.
Населеніе ко всѣмъ этимъ явленіямъ отнеслось въ большинствѣ с:вершенно спокойно, было незамѣтно уже трагическихъ суевѣрныхъ ужасовъ прошлаго и нѣтъ никакихъ выводовъ и предсказаній о связи этихъ явленій съ настоящей великой войной. Конечно, имѣются исключенія,—въ болѣе глухихъ углахъ суевѣрія сохранились*), но они, какъ исключенія, не могучъ характер изовать массоваго настроенія деревни… Деревня уже смотритъ вокругъ себя не такъ, какъ четверть вѣка назадъ… Лучъ свѣта истины проникаетъ и сюда.
*) Ііаир., пъ одной изъ деревень Н.-Муллішекон волости, т. о. недалѲ’ о отъ Перни, крестьянки, побывавши въ городѣ, послѣ 4 авгус а привезли вѣсти, будто нъ Перми не только тряслась земля, но и раскрылось небо и показали’ь между обликами икона и церковь. Ред.
Село Левшино. Пермскаго уѣзда. (Отрезвленіе). Наше село со своими пристанями и до сихъ поръ является орнимъ изъ крупнѣйшихъ пунктовъ, гдѣ сосредоточенъ грузообмінъ камско-волжскихъ товаровъ съ уральскими желѣзно дорожными и обратно.
Достаточно сказать, что стоимость обмѣниваемыхъ здѣсь грузовъ и въ настоящее время достигаетъ свыше трехъ милліоновъ рублей. Поэтому ежегодно по лѣтамъ въ Левшино собираются тысячи пришлыхъ рабочихъ грузчиковъ. На работахъ тутъ можно встрѣтить представителей и Пермской и Вятсксй губерній, и изъ другихъ прикамскихъ и приволжскихъ мѣстъ. Всѣхъ ихъ можно отличить по прирожденному имъ нарѣч;ю. Особенно же рѣзко выдѣляется особая группа грузчиковъ, такъ называемыхъ „зимогоровъ”.
„Зимсгоры* это бродячіе люди, не имѣющіе за собой ни кола, ни двора, ни постоянной осідпссти. Въ большинствѣ безсемейные они бродятъ по разнымъ мѣстамъ, перебиваясь случайными заработками: лѣтсмъ по пристанямъ, зимой часть идетъ на рудники и копи Урала или Юга Россіи, другая же попросту босячитъ по крупнымъ городамъ.
И вотъ при так мъ разнообразіи пришлаго люда на Левшинскихъ пристаняхъ и въ самсмъ селѣ каждое лѣто стояло непрерывное пьянство. Этому много содѣйствовало постоянное обращеніе денегъ среди грузчиковъ, благодаря особымъ условігмъ работы, влекущимъ за собой почти ежедневную выдачу заработной платы то одной, то другей артели. Эго пьянство не проходило безслѣдно и для мѣстныхъ жителей, завлекая ихъ въ ебщ’й разгулъ со всѣми его отличительными чертами: драками, бранью и проч. Но наступила война, запретили продажу водки и пива, и въ теченіе мѣсяца Левшино преобразилось. О пьяномъ разгулѣ нѣтъ и помина, нѣтъ дракъ, не слышно грубой брани. И характернѣе всего, запретъ торговли спиртными напитнами отразился на „зимогорахъ”, составлявшихъ самую разгульную и буйную часть грузчиковъ. Изъ оборванныхъ съ испитыми лицами теперь оки пріодѣлись, на лицахъ исчезаетъ голодное выраженіе, и, по ихъ собственному выраженію, они становятся „людьми”.
Село Походиловское, Маминской волости, Екатеринбургскаго уѣзда. (Осушка болота. Опытъ травосѣянія). Селеніе съ двухъ сторонъ окр.жтно болотомъ, которые населенію не приноситъ никакой пользы, а даетъ лишь ежегодно большіе убытки: въ болотѣ тонетъ скотъ, стравляется ядовитыми болотзыми растеніями и болотныя травы причиняютъ животнымъ мученія, а иногда приносятъ и смерть.
Въ 1900 и 1901 годахъ было постановлено: прорѣзать по болоту канаву дпя стока воды, прорѣзку произвести натурально, т. е. ссботвенными силами, а съ тѣхъ домохозяевъ, которые не выходили на работу, собрали деньги по 50 коп. съ д.ши. Куда ушли эти деньги, населенію ничего неизвѣстно, а болото порыли мѣстами, да такъ и бросили, но мысль объ его осушкѣ все таки запала многимъ въ голову. Вотъ, въ 1913 году вновь постановленъ былъ приговоръ, которымъ просили губернскую земскую управу командировать въ село спеціалиста для обслѣдованія болота и составленія смѣты работъ по его осушкѣ. Земство откликнулось на просьбу общества и осенью 1913 г. сюда былъ командированъ губернской упоавой спеціалистъ по культурѣ болотъ и луговодству г. Штакъ, который составилъ планъ работъ и намѣтилъ вѣхами главную магистраль и боковыя канавы для обсушки болота. Послѣ этого о щество обратилось въ уѣздную земскую кассу мелкаго кредита съ просьбой о выдачѣ ссуды для веденія ріботъ. С туда разрѣшена вь размѣрѣ 1500 руб. срокомъ на 10 лѣтъ да и само общество собрало своихъ средствъ около 500 руб.
Къ началу работъ уѣздной зем кой управой былъ командированъ мастеръ по обсушкѣ болотъ и луговодству г. Ивановъ. Самое начало работъ бы то обставлено довольно торжественно. 8 іюня по вечеру былъ по селенію сдѣланъ нарядъ, чтобы по утру всѣ шли на болото, гдѣ будетъ отслуженъ молебенъ съ водосвятіемъ. 9 іюня 1914 г. съ утра на мѣстной церкви начали звонить къ молебну, народъ густыми толпами повалилъ въ церковь; явилось мѣстное духовенство, подняли иконы, хоругви и знамена и всей массой пошли на болото на мѣсто работъ; отслуженъ былъ молебенъ съ водосвятіемъ, мѣстнымъ священникомъ по этому поводу была сказана небольшая рѣчь; рабочіе а также и мѣсто начала работъ было окроплено святой водой. Немедленно же послѣ молебна, по распоряженію руководителя работъ г. Иванова, крестьяне дружно начали копать болотную почву, т. е. прорывать канаву, утопія мѣстами до поясницы въ болотную грязь.
Работы шли успѣшно, работало ежедневно отъ 20 до 40 человѣкъ; за рабочими слѣдили выбранные отъ общества уполномоченные, за коими, въ свою очередь, слѣдилъ и давалъ техническія указанія руководитель работъ г. Ивановъ. Послѣдній каждый день ходилъ на болото и дѣлалъ соотвѣтствующія распоряженія и прорытіе канавы обществу обходилось около смѣтнаго назначенія (46 — 5о коп. походная сажень). Величина кінавы: сверху ширина 12 четвертей, внизу ширина 1 аршинъ и глубина 6—7 четвертей.
Сь 20 іюля техникъ по культурѣ болотъ и луговодству былъ командированъ уѣздной управой въ Тиминскую и Щелкунскую волости для сссгавленія списковъ и экономическаго обслѣдованія семействъ запасныхъ нижнихъ воинскихъ чиновъ, взятыхъ при мобилизаціи на дѣйствительную военную службу, слѣдовательно и присутствовать при работахъ по обсушкѣ болота не могъ, а въ это самое время при работѣ оказалось: на томъ мѣстѣ, гдѣ копаютъ канаву въ болотѣ, встрѣтились камни большихъ размѣровъ, которые поишлось разрывать при помощи пороха, и, благодаря этому припчтствію копка канавы обществу обошлась около 1 руб. погонная сажень. При техническомъ надзорѣ, быть можетъ, расходы оказались бы ниже.
Въ 1913 году нѣкоторымъ домохозяевамъ нашего селенія агрономическимъ персоналомъ уѣзднаго земства было роздано по небольшему количеству сѣмянъ клевера для пробнаго посѣва Клеверъ былъ посѣянъ и выросъ, и вотъ съ наступленіемъ августа мѣсяца нынѣшняго года у крестьянъ возникаетъ вопросъ: пора или нѣтъ скашивать клеверъ на сѣмена? Агрономъ живетъ въ 12 верстахъ отъ деревни и крестьяне считаютъ такое разстояніе .большимъ” и не ѣдутъ къ нему съ своимъ вопросомъ, а дѣлаютъ .на авось”- Но вѣдь земство не можетъ же имѣть своего агронома въ каждой деревнѣ и преодолѣть разстояніе въ 12 верстъ уже не такъ трудно: можно съѣздить и справиться. Травосѣяніе настолько важная отрасль въ крестьянскомъ хозяйствѣ, что всѣ хлопоты окупятся и будутъ вознаграждены.
Обыватель.
С. Хромцовское, Екатеринбургскаго у. (Нужда въ книт —Занятія жителей). Село наше находится въ глуши степной части Екатеринбургскаго уѣзда и насчитываетъ вмѣстѣ съ окрестными прилегающими къ нему деревнями болѣе полуторыхъ тысячъ душъ обоего пола. Имѣется у насъ уже съ давнихъ поръ земская школа, недавно открылось потребительское общество, среди населенія почти большинство грамотные—между тѣмъ, несмотря на все это, въ с. Хромцовскомъ нѣтъ хотя бы мало-маль- ской библіотеки-читальни, изъ которой населеніе могло бы пользоваться книгами, газетами и журналами и тѣмъ удовлетворять свои духовныя потребности и нужды. Потребность же въ хорошей книгѣ среди грамотнаго населенія чувствуется очень сильно. Многіе крестьяне въ зимнее и осеннее время, к огда у нихъ есть свободные часы, которые они могутъ удѣлять чтенію, часто обращаются къ учительскому персоналу мѣстной школы за книгой, но послѣдній, къ сожалѣнію, не можетъ уд влетворить ихъ потребности, такъ какъ при школѣ нѣтъ библіотеки, изъ которой бы населеніе могло пользоваться книгами. Правда, года два— три тому назадъ по просьбѣ учительскаго персонала Екатеринбургское земство присылало на зимніе мѣсяцы передвижную библіотеку читальню. Крестьяне охотно брали изъ нея книги и число постоянныхъ читателей достигало солидной цифры. Наибольшій спросъ замѣчался на книги беллетристическаго и историческаго содержанія, а также на книги по сельскому хозяйству и др. отраслямъ знанія. Среди крестьянъ были такіе читатели, которые успѣли перечитать всѣ книги передвижной библіотеки и были очень довольны, что хоть эта небольшая библіотека имѣлась въ селѣ. Теперь же земство почему то перестало посылать п рэдвижную библіотеку въ наше село и крестьяне остались совершенно безъ книгъ. Брать же книги изъ библіотекъ другихъ сосѣднихъ селеній не представляется возможнымъ за дальностью разстоянія. Ближайшая земская библіотека находится въ с. Кисловскомъ, расположенномъ отъ нашего села въ разстояніи 10 верстъ. Естественно, что не всякій крестьянинъ можетъ посѣщать эту библіотеку, брать изъ нея кніги и дѣлать каждый разъ взадъ и впередъ 20 верстъ. За неимѣніемъ въ селѣ библіотеки, нѣкоторые крестьяне сами выписываютъ книги, газеты и журналы. Но этимъ все-таки не можетъ быть вполнѣ удовлетворена потребность населенія въ хорошей книгѣ, такъ какъ очень рѣдкіе изъ крестьянъ въ состояніи удѣлять изъ своего скуднаго бюджета тѣ или другія суммы на выписку книгъ и журналовъ. Все это говоритъ самымъ нагляднымъ образомъ за необходимость открытія въ с. Хромцовскомъ библіотеки-читальни.
Какъ слышно, Екатеринбургское земство намѣрено пойти на встрѣчу желанію населенія имѣть въ селѣ библіотеку и предполагаетъ съ осени текущаго года открыть здѣсь библіотеку-читальню.
Дій Богъ, чтобы земство не откладывало осуществленіе своего намѣренія въ долгій ящикъ и поскорѣе открыло библіотеку и тѣмъ удовлетворило растущую потребность населенія въ книгѣ.
— Главнымъ занятіемъ населенія села Хромцовскаго, изъ котораго оно черпаетъ средства для существованія, является хлѣбопашество. Эгимъ трудомъ занимались дѣды и отцы, имъ же занимаются и теперешніе крестьяне. Хлѣбопашество съ каждымъ годомъ замѣтно двигается впередъ. Отъ примитивныхъ и первобытныхъ способовъ обработки полей и уборки хлѣбовъ крестьяне переходятъ постепенно къ болѣе усовершенствованнымъ и культурнымъ способамъ. Сь каждымъ годомъ ручной трудъ въ хлѣбопашествѣ все болѣе и болѣе вытѣсняется трудомъ механическимъ и вѣроятно недалеко уже то время, когда ручной трудъ будетъ совсѣмъ вытѣсненъ изъ этой области. Еще не такъ давно, всего только лѣтъ 10 тому назадъ, въ с. Хромцовскомъ не было ни одной жатвенной машины и ни одной сѣялки. Нынѣ же этихъ машинъ насчитывается уже болѣе десятка и съ каждымъ годомъ число ихъ увеличивается. Первоначально крестьяне съ большимъ предубѣжденіемъ относились къ этимъ новѣйшимъ сельскохозяйственнымъ орудіямъ и нѣкоторые изъ крестьянъ считали даже большимъ грѣхомъ сбирать хлѣбъ съ полей не руками, а машиной. Но постепенно эго недовѣріе крестьянъ къ жатвеннымъ машинамъ и сѣялкамъ смѣнилось восхищеніемъ предъ этими орудіями, которыя даютъ такую громадную экономію, какъ во времени, такъ въ особенности въ средствахъ. Нужно сказать, что мѣстные крестьяне сѣютъ много хлѣба. Рѣдкій изъ нихъ не засѣваетъ десятка — полуторыхъ десятинъ, а есть крестьяне, которые засѣваютъ по нѣсколько десятковъ десятинъ. Сосчитайте же теперь, сколько жнецовъ нужно дпя того, чтобы ручнымъ способомъ, при помощи традиціонныхъ серповъ, убрать и сжать во время тридцать—сорокъ десятинъ хлѣба!..
Нерѣдко случалось прежде, при отсутствіи жатвенныхъ машинъ, что наступитъ жатва, стоятъ жаркіе, солнечные дни, хлѣбъ быстро созрѣваетъ; его надо бы во время выжать и убрать съ полей, пользуясь хорошей погодой, а жнецовъ нѣтъ. И бѣгаетъ крестьянинъ по сосѣднимъ деревнямъ въ поискахъ жнецовъ, а ихъ нѣтъ, какъ нѣтъ!.. У всякаго свои заботы, свои пашни и всякій спѣшитъ во время собрать хлѣба съ полей. Между тѣмъ хлѣбъ поспѣваетъ и спѣлое зерно начинаетъ крошиться. Сколько терялъ крестьянинъ на этомъ—это извѣстно только Богу.
Вотъ этотъ то недостатокъ рабочихъ рукъ и побудилъ крестьянъ выписывать новѣйшія сельско-хозяйственныя орудія. Достаточно было одному крестьянину выписать машину жнейку, какъ кресті яне быстро же оцѣнили всѣ тѣ преимущества и выгоды, которыя даютъ эти орудія предъ ручнымъ трудомъ, и за первымъ выписавшимъ жатвенную машину послѣдовали и другіе. Въ настоящее время въ селѣ имѣется уже десятка полтора жнеекъ и большая часть хлѣба собирается при помощи ихъ. Выписываютъ крестьяне также и сѣялки. Наиболі шими симпатіями у мѣстныхъ крестьянъ, повидимсму, пользуются рядовыя, а не разбр сныя сѣялки, преимущество которыхъ они видятъ въ томъ, что зерно зарывается прямо въ землю, благодаря чему оно не расхищается птицами и такимъ образомъ со-, блюдается извѣстная эконом я. Обмолотка хлѣбовъ уже съ давнихъ поръ по всей Хромцовской волости ведется машинами, почему традиціонные цѣпы и овины отошли уже въ область преданія, а благодаря этому въ зимнее и осеннее время сильно сократилось число пожаровъ. Ранѣе же, при существованіи овиновъ, пожары ихъ были обычнымъ явленіемъ въ жизни деревни.
Помимо хлѣбопашества крестьяне села Хромцовскаго занимаются отхожими промыслами. Отхожіе промыслы съ каждымъ годомъ развиваются Есе болѣе и болѣе и являются большимъ подспорьемь въ хозяйствѣ крестьянъ. Изъ года въ годъ замѣчается отливъ крестьянъ на отхожіе промыслы. Въ окрестностяхъ села имѣются многочисленные фабрики, заводы и пріиски. Здѣсь то крестьяне и находятъ себѣ работу. Покончивъ весной съ полевыми работами, они идутъ на фабрики и заводы и работаютъ до сѣнокоса и жатвы хлѣбовъ. На этотъ періодъ они возвращаются домой, а осенью снова идутъ на заработки. Съ наступленіемъ зимы, когда работы на пріискахъ и рудникахъ прекращаются, крестьяне цѣлыми партіями идутъ на заводы и фабрики, въ большомъ количествѣ разбросанные по всему Екатеринбургскому уѣзду; здѣсь они занимаются доставкой угля, дровъ, руды и др. матеріаловъ, необходимыхъ для заводской дѣятельности. Многіе крестьяне, въ особенности имѣющіе достаточное количество лошадей, въ теченіе зимняго сезона занимаются извознымъ промысломъ и на цѣлую зиму уѣзжаютъ въ ближайшіе сибирскіе города, гдѣ занимаются перевозкой товаровъ.„Съ наступленіемъ же весны они возвращаются домой, чтобы заняться полевыми работами. Эги отливы крестьянъ изъ села наблюдаются ежегодно, съ тѣмъ только различіемъ, что въ годы неурожаевъ они отличаются наибольшей интенсивностью.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003