Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края (По поводу 50-летия земских учреждений).

Название публикации: Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края (По поводу 50-летия земских учреждений).
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 06.11.1914.
Номер выпуска: 45.
Страница(ы): 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Автор: Д. Бобылев.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Будрин, Д. Бобылев, К.Д. Ушинский, Корф, Н. И. Пирогов, Стоюнин, Строганов.
Топонимы: Камышловский уезд, Осинский уезд, Оханский уезд, Пермская губерния, Пермский уезд, Чистопереволочная волость.
Ключевые слова: Инородческие школы, Начальные народные училища, Школьная деятельность, народная грамотность, образование, школьная сеть.

Текст публикации

Что сдѣлали земства Пермской губерніи въ ин­тересахъ мѣстнаго края.

(По поводу 50-лѣтія земскихъ учрежденій).

(Продолженіе*).

Учительскій трудъ ставился очень низко. Особаго образо­ванія не требовалось: въ учителя могъ попасть всякій грамотный человѣкъ и сюда, обычно, шли всѣ тѣ, кому невозможно было устро­иться на другую службу. Наблюдались такіе, напримѣръ, факты, что въ Зміевскомъ училищѣ (Охан. у.) въ теченіе 5 лѣтъ состоялъ учите­лемъ унтеръ-офицеръ, которому по испытаніи въ училищномъ со­вѣтѣ было отказало въ званіи учителя, по неспособности къ пре­подаванію; въ Острожскомъ училищѣ графа Строганова состоялъ преподавателемъ въ теченіе также пяти лѣтъ крестьянинъ, наз­наченный на должность учителя «по нездоровью»; въ Чистопереволочной волости въ теченіе двухъ лѣтъ производилось обученіе мальчиковъ лицомъ, занимавшимся торговлей виномъ, и, самое обученіе происходило въ верхнемъ этажѣ питейнаго заведенія.

Въ общемъ же дѣло преподаванія въ дореформенной школѣ въ большинствѣ случаевъ находилось въ рукахъ духовенства. Не имѣя никакой педагогической подготовки, не получая матеріалънаго вознагражденія за свой трудъ и будучи обременено своими прямыми обязанностями и по хозяйству, духовенство лишено было возможности отдавать свое время интересамъ этой школы. Вслѣд­ствіе этого, священники дѣло обученія передавали въ руки дру­гихъ лицъ: дьяконовъ, отставныхъ солдатъ и т.п. Ненормаль­ность такого положенія сознавалась самимъ духовенствомъ, какъ это видно изъ заявленія гласнаго Камышловскаго земства о. Буд­рина, о томъ, что «наставники — священники по прямой ихъ обя­занности часто отвлекаются отъ занятій по училищу и оставля­ютъ учениковъ подъ надзоромъ псаломщиковъ и др. лицъ, отъ чего въ училищахъ бываютъ самые возмутительные безпорядки, весьма вредно вліяющіе на развитіе грамотности въ народѣ».

Что касается постановки преподаванія, то таковая находи­лась въ полномъ соотвѣтствіи съ обстановкой школы и съ соста­вомъ преподавателей. Чтенію и письму ученики обучались по старымъ пріемамъ. Происходило механическое зазубриваніе цер­ковно-славянскихъ буквъ, слоговъ, словъ, изрѣченій; изъ арифме­тики проходили четыре дѣйствія механически и на умственное счисленіе не обращалось должнаго вниманія. Тогдашніе отзывы уѣздныхъ земствъ рисуютъ систему преподаванія и ея результаты въ весьма неприглядномъ видѣ. «Въ училищахъ дѣти сидятъ на азахъ по три зимы, не научась, какъ слѣдуетъ, читать». «Все зазубривалось наизусть и дѣти въ школѣ не развивались, а еще болѣе тупѣли», пишетъ Ирбитская управа. «Вся метода, какъ будто нарочно была придумана съ цѣлью притуплять способности, убивать охоту къ ученію. Нѣкоторые учащіеся сидѣли на псалтири по семи лѣтъ и то не выучивались читать»— заявляла Камышловская управа. Осинская управа писала, что система преподаванія въ дореформенной школѣ сводилась къ безсмысленному зазубриванію по книжкѣ и о развитіи учащихся никто и не думалъ.

Вообще въ занятіяхъ въ дореформенной школѣ обращалось вниманіе только на наружную сторону ученія — механическое за­учиваніе, а новѣйшихъ методовъ и учебниковъ не употреблялось, да они и мало были знакомы наставникамъ. Обученіе письму ве­лось во многихъ школахъ на пескѣ и все написанное разглажи­валось затѣмъ скалкой.

Неудивительно, что такая школа не пользовалась симпатія­ми крестьянскаго населенія; на учебу смотрѣли съ ужасомъ, въ школу приходилось учениковъ тащить насильно и слово «учить» являлось въ глазахъ народа синонимомъ слова «пороть».

Такова была дореформенная школа, которая вполнѣ соотвѣт­ствовала всему укладу народной жизни тяжелой, мрачной эпохи, предшествующей освобожденію крестьянъ. Земству предстояла об­ширная творческая работа надъ тѣмъ, чтобъ создать новую школу, которая являлась бы дѣйствительнымъ разсадникомъ культуры, которая была бы школой земской, народной, понятной и близкой послѣднему по духу и направленію.

И земство серьезно отнеслось къ этой задачѣ.

Для поднятія нравственнаго авторитета школы и ея значе­нія, какъ разсадника просвѣщенія, земству прежде всего приш­лось столкнуться съ необходимостью имѣть подходящій кадръ людей, которому можно бы было ввѣрить великое дѣло обученія. Необходимо было избавить народную школу отъ малограмотныхъ солдатъ и причетниковъ, замѣнить ихъ лицами съ извѣстной пе­дагогической подготовкой. Только при наличности этого возможно было изгнать изъ школы механическую учебу, розги и др. по­зорныя наказанія и ввести тѣ гуманныя начала, которыя нынѣ составляютъ основу преподаванія въ низшей школѣ. Въ виду этого уже на 1-мъ очередномъ губернскомъ земскомъ собраніи было удѣлено не мало времени вопросу о подготовкѣ учительскаго персонала и сдѣланы были первыя ассигнованія на содержаніе сти­пендіатовъ при педагогическихъ курсахъ при Пермскомъ уѣзд­номъ училищѣ.

Этотъ періодъ перестройки народной школы въ смыслѣ вы­работки новыхъ методовъ обученія совпалъ съ широкимъ интере­сомъ русскаго общества къ земской работѣ вообще и, въ частно­сти, съ организаціей народной школы. Въ созданіи новаго типа народной школы останутся вѣчно незабвенными имена Ушинскаго, барона Корфа, Пирогова, Стоюнина и другихъ дѣятелей этой свѣт­лой эпохи русской жизни.

Но подготовка учительскаго персонала, которая и понынѣ еще не является пока сколько нибудь законченнымъ мѣропрія­тіемъ, составляла только одну изъ многихъ другихъ заботъ молодого земства въ дѣлѣ созданія новой школы. Необходимо было приложить не меньше заботы также и къ улучшенію школьныхъ помѣщеніи, снабженію школъ ученическими библіотеками и учеб­ными пособіями, устройству общежитій и т.д. Всѣ подобнаго рода мѣропріятія постепенно возникали въ различныхъ уѣздахъ губерніи, въ той или иной интенсивности, развивались и въ на­стоящее время результаты этой дѣятельности у всѣхъ уже на глазахъ.

Происшедшая на глазахъ населенія перемѣна въ постановкѣ школьнаго дѣла начала постепенно пробивать брешь въ сложив­шемся въ дореформенный періодъ недовѣрчивомъ отношеніи народа къ школѣ. Объ этой эволюціи во взглядахъ населенія свидѣтель­ствуютъ отзывы уѣздныхъ земствъ уже въ первое десятилѣтіе по введеніи земства въ губерніи. «Вообще взглядъ на народную шко­лу, пишетъ въ своемъ докладѣ Екатеринбургская управа, перемѣ­нился. Населеніе, относившееся сперва несочувственно къ земской школѣ, выжидаетъ отъ нея результатовъ: впослѣдствіи, когда ре­зультаты эти обнаружились, отнеслось къ школамъ болѣе сочув­ственно и нашло возможнымъ оказывать имъ матеріальную под­держку, тогда какъ ранѣе всегда отклоняло послѣднюю, ссылаясь на недостатокъ средствъ».

Разъ земская школа обратила на себя вниманіе населенія и сознаніе пользы ученія стало постепенно проникать въ толщу населенія, успѣхъ дѣла являлся уже обезпеченнымъ. Спросъ па грамотность сталъ быстро возрастать и вопросъ о необходимости увеличивать число школъ сообразно этимъ запросамъ сталъ для земства очередной заботой дня. Школьныя помѣщенія оказа­лись переполненными, потребовалось открывать школы все въ новыхъ и новыхъ пунктахъ, что для земства, съ его ограничен­ными средствами, являлось во многихъ случаяхъ задачей не по­сильной.

На необходимость расширенія школьной сѣти оказало влія­ніе еще новое обстоятельство, которое, можетъ быть, цѣликомъ приписано только земской школѣ: это стремленіе учить въ школѣ не только мальчиковъ, но и дѣвочекъ. Этого почти не знала до­реформенная школа.

Вся сумма заботъ земства о развитіи школьнаго дѣла при­вела его къ необходимости разрѣшенія вопроса о введеніи всеоб­щаго обученія. Этотъ вопросъ, поднятый въ Пермской губ. въ 1895 г., по предложенію директора народныхъ училищъ, былъ сочувственно встрѣченъ всѣми уѣздными земствами и подвергнутъ предвари­тельной теоретической разработкѣ, и къ 1909 г. школьныя сѣти уже были разработаны по всемъ уѣздамъ. Для достиженія общедоступ­ности обученія опредѣлено было открыть 1536 новыхъ училищъ. Въ теченіе послѣдняго времени (до осени 1914 г.) открыто 708 училищъ и, такимъ образомъ, для заполненія всей сѣти въ губер­ніи остается открыть еще 828 училищъ.

Насколько интенсивно идетъ ростъ въ губерніи числа на­родныхъ школъ видно изъ слѣдующихъ цифръ: въ 1870 г. было 177 школъ, въ 1880 г. — 457, въ 1890 г. — 630, въ 1900 г. — 926 и въ 1913 г. — 2141, т.е, за 43-лѣтній періодъ земской дѣятельности число земскихъ школъ увеличилось почти въ 19 разъ. Количество учащихся въ губерніи со времени введенія земства увеличилось почти въ 27 разъ, достигнувъ свыше 162 тыс. чел., въ томъ числѣ свыше 55 тыс. — дѣвочекъ. Считая общее количе­ство дѣтей школьнаго возраста въ губерніи въ 328 тыс. чел., получимъ, что за стѣнами школы въ настоящее время остается ещё не менѣе 26 %.

Благодаря неустаннымъ заботамъ уѣздныхъ земствъ и ма­теріальной помощи казны и губернскаго земства, много сдѣлано также для обезпеченія школъ піиспособленными помѣщеніями. Въ настоящее время 58% общаго числа школъ помѣщаются въ собственныхъ зданіяхъ. Квартиры для семейныхъ учащихъ имѣются при 776 училищахъ. Губернское земство ежегодно ассигнуетъ по своей смѣтѣ 200 тыс. руб. въ помощь уѣзднымъ на дѣло школь­наго строительства. Но, въ общемъ, на этомъ поприщѣ земству остается еще сдѣіать много, въ особенности теперь, когда съ раз­витіемъ школьной сѣти приходится открывать школы въ мелкихъ селеніяхъ, гдѣ трудно бываетъ найти квартиру для нея.

Переходя къ составу учительскаго персонала, въ настоящее время слѣдуетъ констатировать, что изъ общей массы учитель­скаго персонала— 44% составляютъ лица съ спеціальнымъ обра­зованіемъ, 20% — съ среднимъ в 36% — съ низшимъ. Вопросъ о сформированіи кадра достаточно подготовленныхъ учителей зани­маетъ усиленное вниманіе земствъ Пермской губ. Параллельно съ открытіемъ учительскихъ семинарій въ различныхъ уѣздахъ губерніи, наше губернское земство приступило къ устройству лѣт­нихъ педагогическихъ и обще-образовательныхъ курсовъ, призна­вая ихъ наиболѣе цѣлесообразной формой въ содѣйствіи земства лучшей постановкѣ начальнаго образованія. Въ тѣхъ же цѣляхъ производится субсидированіе средняго образованія особенно под­держиваются женскія гимназіи, которыя даютъ значительный кон­тингентъ народныхъ учительницъ.

Серьезную заслугу земства составляютъ также заботы его о развитіи образованія среди инородческаго населенія губерніи, на­считывающаго около 300 тыс. чел. Для дѣтей инородцевъ имѣется около 320 школъ. Затѣмъ, значительное число дѣтей инород­цевъ обучается въ русскихъ школахъ. Общее число всѣхъ учащихся изъ инородцевъ насчитывается свыше 12 тыс. челов., иди 40% общаго числа дѣтей школьнаго возраста. По существу же вопросы инородческаго образованія нуждаются въ дальнѣйшей разработкѣ и матеріальныхъ жертвахъ, т. к. постановка инород­ческихъ школъ оставляетъ все еще желать много лучшаго.

Приступая къ работѣ по народному образованію, Пермскія земства твердо вѣрили, что правильно и цѣлесообразно поставлен­ное дѣло народнаго образованія является фундаментомъ, на кото­ромъ покоится прочность зданія духовной и общественной жизни государства. «Только населеніе, пріобщенное къ благамъ культуры, говорится въ одномъ изъ докладовъ губернской управы, про­шедшее черезъ школу и въ дальнѣйшемъ имѣющее возможность пополнить и развить школьныя знанія черезъ посредство куль­турно-просвѣтительныхъ учрежденій — только такое населеніе явится способнымъ создать экономическое благосостояніе и присоединится къ семьѣ культурныхъ народовъ». На 1-мъ губернскомъ собраніи было высказано, что на народномъ образованіи зиждутся лучшія надежды земства. Въ соотвѣтствіи съ такими взглядами, земство не жалѣло денегъ на развитіе народнаго образованія и за­траты его на это за послѣдніе годы, въ общемъ итогѣ по губер­ніи, составляютъ уже 39% всего земскаго бюджета.

И результаты такой неусыпной идейной работы зем­ства въ области чисто школьнаго образованія на лицо. Обширная, удаленная отъ центровъ губернія, представлявшая изъ себя до введенія земской реформы сплошное пятно не­вѣжества, въ настоящее время густо покрыта начальными школами. Само населеніе измѣнило прежній враждебный взглядъ, съ которымъ оно на первыхъ порахъ встрѣтило земскую школу, и теперь земству уже приходится считаться съ ясно вы­раженнымъ требованіемъ населенія на школу, а не насаждать ее, какъ это было ранѣе.

Не слѣдуетъ забывать, что эти результаты земской работы проявились бы въ еще болѣе осязательныхъ формахъ, если бы земство не было ограничено въ объемѣ своихъ правъ по завѣды­ванію дѣломъ народнаго образованія, именно — только хозяйствен­ной его стороной. Вь прошломъ красной нитью проходятъ много­численныя попытки земскихъ учрежденій отвоевать себѣ больше свободы и правъ въ попеченіи о развитіи дѣла народнаго образо­ванія, объ усовершенствованіи школьнаго преподаванія, о на­ибольшей приспособленности школы къ жизни. Эта борьба за рас­ширеніе активности участія общественныхъ учрежденій въ школь­номъ дѣлѣ до сихъ поръ не дала еще реальныхъ результатовъ и до настоящаго времени продолжаются попытки сузить и ограни­чить эти права.

Расширеніе участія обществсннаго элемента въ завѣдываніи народной школы является между тѣмъ чрезвычайно необходимымъ, такъ какъ не слѣдуетъ закрывать глаза на то, что качественная сторона школьнаго дѣла стоитъ нынѣ далею ниже количественной. Программа народной школы нуждается въ коренныхъ измѣненіяхъ. Самые методы и задачи преподаванія требуютъ коренной реформы, въ смыслѣ сближенія работы школы съ запросами жизни. Непоча­тый край работы имѣется въ отношеніи улучшенія правового и матеріальнаго положенія главныхъ работниковъ школьнаго дѣла — нарядяыхъ учителей, въ дѣлѣ обезпеченія школъ надлежащей об­становкой, учебными наглядными пособіями, библіотеками и проч. Наконецъ, школьное строительство требуетъ грандіозныхъ усилій для своего завршенія. И такимъ образомъ вопросъ о расширеніи правъ земскаго самоуправленія въ завѣдываніи дѣломъ, въ кото­ромъ оно много уже лѣтъ работаетъ, является вопросомъ жизнен­ной необходимости.

Д. Бобылевъ.

(Продолженіе слѣдуетъ).

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003