Название публикации: Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края (По поводу 50-летия земских учреждений).
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 06.11.1914.
Номер выпуска: 45.
Страница(ы): 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Автор: Д. Бобылев.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края.
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: Будрин, Д. Бобылев, К.Д. Ушинский, Корф, Н. И. Пирогов, Стоюнин, Строганов.
Топонимы: Камышловский уезд, Осинский уезд, Оханский уезд, Пермская губерния, Пермский уезд, Чистопереволочная волость.
Ключевые слова: Инородческие школы, Начальные народные училища, Школьная деятельность, народная грамотность, образование, школьная сеть.
Текст публикации
Что сдѣлали земства Пермской губерніи въ интересахъ мѣстнаго края.
(По поводу 50-лѣтія земскихъ учрежденій).
(Продолженіе*).
Учительскій трудъ ставился очень низко. Особаго образованія не требовалось: въ учителя могъ попасть всякій грамотный человѣкъ и сюда, обычно, шли всѣ тѣ, кому невозможно было устроиться на другую службу. Наблюдались такіе, напримѣръ, факты, что въ Зміевскомъ училищѣ (Охан. у.) въ теченіе 5 лѣтъ состоялъ учителемъ унтеръ-офицеръ, которому по испытаніи въ училищномъ совѣтѣ было отказало въ званіи учителя, по неспособности къ преподаванію; въ Острожскомъ училищѣ графа Строганова состоялъ преподавателемъ въ теченіе также пяти лѣтъ крестьянинъ, назначенный на должность учителя «по нездоровью»; въ Чистопереволочной волости въ теченіе двухъ лѣтъ производилось обученіе мальчиковъ лицомъ, занимавшимся торговлей виномъ, и, самое обученіе происходило въ верхнемъ этажѣ питейнаго заведенія.
Въ общемъ же дѣло преподаванія въ дореформенной школѣ въ большинствѣ случаевъ находилось въ рукахъ духовенства. Не имѣя никакой педагогической подготовки, не получая матеріалънаго вознагражденія за свой трудъ и будучи обременено своими прямыми обязанностями и по хозяйству, духовенство лишено было возможности отдавать свое время интересамъ этой школы. Вслѣдствіе этого, священники дѣло обученія передавали въ руки другихъ лицъ: дьяконовъ, отставныхъ солдатъ и т.п. Ненормальность такого положенія сознавалась самимъ духовенствомъ, какъ это видно изъ заявленія гласнаго Камышловскаго земства о. Будрина, о томъ, что «наставники — священники по прямой ихъ обязанности часто отвлекаются отъ занятій по училищу и оставляютъ учениковъ подъ надзоромъ псаломщиковъ и др. лицъ, отъ чего въ училищахъ бываютъ самые возмутительные безпорядки, весьма вредно вліяющіе на развитіе грамотности въ народѣ».
Что касается постановки преподаванія, то таковая находилась въ полномъ соотвѣтствіи съ обстановкой школы и съ составомъ преподавателей. Чтенію и письму ученики обучались по старымъ пріемамъ. Происходило механическое зазубриваніе церковно-славянскихъ буквъ, слоговъ, словъ, изрѣченій; изъ арифметики проходили четыре дѣйствія механически и на умственное счисленіе не обращалось должнаго вниманія. Тогдашніе отзывы уѣздныхъ земствъ рисуютъ систему преподаванія и ея результаты въ весьма неприглядномъ видѣ. «Въ училищахъ дѣти сидятъ на азахъ по три зимы, не научась, какъ слѣдуетъ, читать». «Все зазубривалось наизусть и дѣти въ школѣ не развивались, а еще болѣе тупѣли», пишетъ Ирбитская управа. «Вся метода, какъ будто нарочно была придумана съ цѣлью притуплять способности, убивать охоту къ ученію. Нѣкоторые учащіеся сидѣли на псалтири по семи лѣтъ и то не выучивались читать»— заявляла Камышловская управа. Осинская управа писала, что система преподаванія въ дореформенной школѣ сводилась къ безсмысленному зазубриванію по книжкѣ и о развитіи учащихся никто и не думалъ.
Вообще въ занятіяхъ въ дореформенной школѣ обращалось вниманіе только на наружную сторону ученія — механическое заучиваніе, а новѣйшихъ методовъ и учебниковъ не употреблялось, да они и мало были знакомы наставникамъ. Обученіе письму велось во многихъ школахъ на пескѣ и все написанное разглаживалось затѣмъ скалкой.
Неудивительно, что такая школа не пользовалась симпатіями крестьянскаго населенія; на учебу смотрѣли съ ужасомъ, въ школу приходилось учениковъ тащить насильно и слово «учить» являлось въ глазахъ народа синонимомъ слова «пороть».
Такова была дореформенная школа, которая вполнѣ соотвѣтствовала всему укладу народной жизни тяжелой, мрачной эпохи, предшествующей освобожденію крестьянъ. Земству предстояла обширная творческая работа надъ тѣмъ, чтобъ создать новую школу, которая являлась бы дѣйствительнымъ разсадникомъ культуры, которая была бы школой земской, народной, понятной и близкой послѣднему по духу и направленію.
И земство серьезно отнеслось къ этой задачѣ.
Для поднятія нравственнаго авторитета школы и ея значенія, какъ разсадника просвѣщенія, земству прежде всего пришлось столкнуться съ необходимостью имѣть подходящій кадръ людей, которому можно бы было ввѣрить великое дѣло обученія. Необходимо было избавить народную школу отъ малограмотныхъ солдатъ и причетниковъ, замѣнить ихъ лицами съ извѣстной педагогической подготовкой. Только при наличности этого возможно было изгнать изъ школы механическую учебу, розги и др. позорныя наказанія и ввести тѣ гуманныя начала, которыя нынѣ составляютъ основу преподаванія въ низшей школѣ. Въ виду этого уже на 1-мъ очередномъ губернскомъ земскомъ собраніи было удѣлено не мало времени вопросу о подготовкѣ учительскаго персонала и сдѣланы были первыя ассигнованія на содержаніе стипендіатовъ при педагогическихъ курсахъ при Пермскомъ уѣздномъ училищѣ.
Этотъ періодъ перестройки народной школы въ смыслѣ выработки новыхъ методовъ обученія совпалъ съ широкимъ интересомъ русскаго общества къ земской работѣ вообще и, въ частности, съ организаціей народной школы. Въ созданіи новаго типа народной школы останутся вѣчно незабвенными имена Ушинскаго, барона Корфа, Пирогова, Стоюнина и другихъ дѣятелей этой свѣтлой эпохи русской жизни.
Но подготовка учительскаго персонала, которая и понынѣ еще не является пока сколько нибудь законченнымъ мѣропріятіемъ, составляла только одну изъ многихъ другихъ заботъ молодого земства въ дѣлѣ созданія новой школы. Необходимо было приложить не меньше заботы также и къ улучшенію школьныхъ помѣщеніи, снабженію школъ ученическими библіотеками и учебными пособіями, устройству общежитій и т.д. Всѣ подобнаго рода мѣропріятія постепенно возникали въ различныхъ уѣздахъ губерніи, въ той или иной интенсивности, развивались и въ настоящее время результаты этой дѣятельности у всѣхъ уже на глазахъ.
Происшедшая на глазахъ населенія перемѣна въ постановкѣ школьнаго дѣла начала постепенно пробивать брешь въ сложившемся въ дореформенный періодъ недовѣрчивомъ отношеніи народа къ школѣ. Объ этой эволюціи во взглядахъ населенія свидѣтельствуютъ отзывы уѣздныхъ земствъ уже въ первое десятилѣтіе по введеніи земства въ губерніи. «Вообще взглядъ на народную школу, пишетъ въ своемъ докладѣ Екатеринбургская управа, перемѣнился. Населеніе, относившееся сперва несочувственно къ земской школѣ, выжидаетъ отъ нея результатовъ: впослѣдствіи, когда результаты эти обнаружились, отнеслось къ школамъ болѣе сочувственно и нашло возможнымъ оказывать имъ матеріальную поддержку, тогда какъ ранѣе всегда отклоняло послѣднюю, ссылаясь на недостатокъ средствъ».
Разъ земская школа обратила на себя вниманіе населенія и сознаніе пользы ученія стало постепенно проникать въ толщу населенія, успѣхъ дѣла являлся уже обезпеченнымъ. Спросъ па грамотность сталъ быстро возрастать и вопросъ о необходимости увеличивать число школъ сообразно этимъ запросамъ сталъ для земства очередной заботой дня. Школьныя помѣщенія оказались переполненными, потребовалось открывать школы все въ новыхъ и новыхъ пунктахъ, что для земства, съ его ограниченными средствами, являлось во многихъ случаяхъ задачей не посильной.
На необходимость расширенія школьной сѣти оказало вліяніе еще новое обстоятельство, которое, можетъ быть, цѣликомъ приписано только земской школѣ: это стремленіе учить въ школѣ не только мальчиковъ, но и дѣвочекъ. Этого почти не знала дореформенная школа.
Вся сумма заботъ земства о развитіи школьнаго дѣла привела его къ необходимости разрѣшенія вопроса о введеніи всеобщаго обученія. Этотъ вопросъ, поднятый въ Пермской губ. въ 1895 г., по предложенію директора народныхъ училищъ, былъ сочувственно встрѣченъ всѣми уѣздными земствами и подвергнутъ предварительной теоретической разработкѣ, и къ 1909 г. школьныя сѣти уже были разработаны по всемъ уѣздамъ. Для достиженія общедоступности обученія опредѣлено было открыть 1536 новыхъ училищъ. Въ теченіе послѣдняго времени (до осени 1914 г.) открыто 708 училищъ и, такимъ образомъ, для заполненія всей сѣти въ губерніи остается открыть еще 828 училищъ.
Насколько интенсивно идетъ ростъ въ губерніи числа народныхъ школъ видно изъ слѣдующихъ цифръ: въ 1870 г. было 177 школъ, въ 1880 г. — 457, въ 1890 г. — 630, въ 1900 г. — 926 и въ 1913 г. — 2141, т.е, за 43-лѣтній періодъ земской дѣятельности число земскихъ школъ увеличилось почти въ 19 разъ. Количество учащихся въ губерніи со времени введенія земства увеличилось почти въ 27 разъ, достигнувъ свыше 162 тыс. чел., въ томъ числѣ свыше 55 тыс. — дѣвочекъ. Считая общее количество дѣтей школьнаго возраста въ губерніи въ 328 тыс. чел., получимъ, что за стѣнами школы въ настоящее время остается ещё не менѣе 26 %.
Благодаря неустаннымъ заботамъ уѣздныхъ земствъ и матеріальной помощи казны и губернскаго земства, много сдѣлано также для обезпеченія школъ піиспособленными помѣщеніями. Въ настоящее время 58% общаго числа школъ помѣщаются въ собственныхъ зданіяхъ. Квартиры для семейныхъ учащихъ имѣются при 776 училищахъ. Губернское земство ежегодно ассигнуетъ по своей смѣтѣ 200 тыс. руб. въ помощь уѣзднымъ на дѣло школьнаго строительства. Но, въ общемъ, на этомъ поприщѣ земству остается еще сдѣіать много, въ особенности теперь, когда съ развитіемъ школьной сѣти приходится открывать школы въ мелкихъ селеніяхъ, гдѣ трудно бываетъ найти квартиру для нея.
Переходя къ составу учительскаго персонала, въ настоящее время слѣдуетъ констатировать, что изъ общей массы учительскаго персонала— 44% составляютъ лица съ спеціальнымъ образованіемъ, 20% — съ среднимъ в 36% — съ низшимъ. Вопросъ о сформированіи кадра достаточно подготовленныхъ учителей занимаетъ усиленное вниманіе земствъ Пермской губ. Параллельно съ открытіемъ учительскихъ семинарій въ различныхъ уѣздахъ губерніи, наше губернское земство приступило къ устройству лѣтнихъ педагогическихъ и обще-образовательныхъ курсовъ, признавая ихъ наиболѣе цѣлесообразной формой въ содѣйствіи земства лучшей постановкѣ начальнаго образованія. Въ тѣхъ же цѣляхъ производится субсидированіе средняго образованія особенно поддерживаются женскія гимназіи, которыя даютъ значительный контингентъ народныхъ учительницъ.
Серьезную заслугу земства составляютъ также заботы его о развитіи образованія среди инородческаго населенія губерніи, насчитывающаго около 300 тыс. чел. Для дѣтей инородцевъ имѣется около 320 школъ. Затѣмъ, значительное число дѣтей инородцевъ обучается въ русскихъ школахъ. Общее число всѣхъ учащихся изъ инородцевъ насчитывается свыше 12 тыс. челов., иди 40% общаго числа дѣтей школьнаго возраста. По существу же вопросы инородческаго образованія нуждаются въ дальнѣйшей разработкѣ и матеріальныхъ жертвахъ, т. к. постановка инородческихъ школъ оставляетъ все еще желать много лучшаго.
Приступая къ работѣ по народному образованію, Пермскія земства твердо вѣрили, что правильно и цѣлесообразно поставленное дѣло народнаго образованія является фундаментомъ, на которомъ покоится прочность зданія духовной и общественной жизни государства. «Только населеніе, пріобщенное къ благамъ культуры, говорится въ одномъ изъ докладовъ губернской управы, прошедшее черезъ школу и въ дальнѣйшемъ имѣющее возможность пополнить и развить школьныя знанія черезъ посредство культурно-просвѣтительныхъ учрежденій — только такое населеніе явится способнымъ создать экономическое благосостояніе и присоединится къ семьѣ культурныхъ народовъ». На 1-мъ губернскомъ собраніи было высказано, что на народномъ образованіи зиждутся лучшія надежды земства. Въ соотвѣтствіи съ такими взглядами, земство не жалѣло денегъ на развитіе народнаго образованія и затраты его на это за послѣдніе годы, въ общемъ итогѣ по губерніи, составляютъ уже 39% всего земскаго бюджета.
И результаты такой неусыпной идейной работы земства въ области чисто школьнаго образованія на лицо. Обширная, удаленная отъ центровъ губернія, представлявшая изъ себя до введенія земской реформы сплошное пятно невѣжества, въ настоящее время густо покрыта начальными школами. Само населеніе измѣнило прежній враждебный взглядъ, съ которымъ оно на первыхъ порахъ встрѣтило земскую школу, и теперь земству уже приходится считаться съ ясно выраженнымъ требованіемъ населенія на школу, а не насаждать ее, какъ это было ранѣе.
Не слѣдуетъ забывать, что эти результаты земской работы проявились бы въ еще болѣе осязательныхъ формахъ, если бы земство не было ограничено въ объемѣ своихъ правъ по завѣдыванію дѣломъ народнаго образованія, именно — только хозяйственной его стороной. Вь прошломъ красной нитью проходятъ многочисленныя попытки земскихъ учрежденій отвоевать себѣ больше свободы и правъ въ попеченіи о развитіи дѣла народнаго образованія, объ усовершенствованіи школьнаго преподаванія, о наибольшей приспособленности школы къ жизни. Эта борьба за расширеніе активности участія общественныхъ учрежденій въ школьномъ дѣлѣ до сихъ поръ не дала еще реальныхъ результатовъ и до настоящаго времени продолжаются попытки сузить и ограничить эти права.
Расширеніе участія обществсннаго элемента въ завѣдываніи народной школы является между тѣмъ чрезвычайно необходимымъ, такъ какъ не слѣдуетъ закрывать глаза на то, что качественная сторона школьнаго дѣла стоитъ нынѣ далею ниже количественной. Программа народной школы нуждается въ коренныхъ измѣненіяхъ. Самые методы и задачи преподаванія требуютъ коренной реформы, въ смыслѣ сближенія работы школы съ запросами жизни. Непочатый край работы имѣется въ отношеніи улучшенія правового и матеріальнаго положенія главныхъ работниковъ школьнаго дѣла — нарядяыхъ учителей, въ дѣлѣ обезпеченія школъ надлежащей обстановкой, учебными наглядными пособіями, библіотеками и проч. Наконецъ, школьное строительство требуетъ грандіозныхъ усилій для своего завршенія. И такимъ образомъ вопросъ о расширеніи правъ земскаго самоуправленія въ завѣдываніи дѣломъ, въ которомъ оно много уже лѣтъ работаетъ, является вопросомъ жизненной необходимости.
Д. Бобылевъ.
(Продолженіе слѣдуетъ).
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003