Будущая борьба

Название публикации: Будущая борьба
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 07.04.1915.
Номер выпуска: 90.
Страница(ы): 3
Автор: Д. Бобров.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Георг.
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, Россия, война, победа.

Текст публикации

Будущая борьба.

.«ІікКрешІапсе Коишаше» останавлиівается да вопросѣ, каковы будутъ промышленныя отношенія народовъ между ‘Собой до&лѣ этой длинной и истощающей войны.
Къ этомъ вопросѣ нѣть ничего страннаго или щреягдавременнаго. Всѣ воюющія ® нейтральныя державы появелаютъ воэна- градіить себя за ужасныя испытанія іи тяжелыя лишенія, которымъ онѣ подвергались, іи это создастъ возвратъ асъ безпощаднымъ принципамъ экономическаго протекціонизма.
Послѣ войны начнется оясѳсточенное промышленное соперничество націй между собой. _
іПірактичіныіе англичане, терпя нуясду въ ‘нѣкоторыхъ продуктахъ, которые получили раньше изъ Германіи, съумѣлй тотчасъ ясе понять свое положеніе и нізвлечь изъ него необходимый для себя урокъ.
Подъ -понроштельствомъ ані’ліііекаго правительства образовалось могущественное, солидное общество съ капиталомъ въ -два милліона фунтовъ стерлинговъ. Государство даютъ половину, съ тѣмъ, чічюы с{)абрикація химическихъ продуктовъ, необходимыхъ ‘англійской мануфактурной іпро- мышленности, была немедленно возстановлена. Кромѣ того, государство даетъ средства на устройство лабораторій, и вскорѣ -ангдіичане будутъ имѣть овои химическія1 фабрики).
Изъ этого -слѣдуетъ, что теорія абсолютнаго ‘свободнаго обмѣна, исддаѣдывавшая- ся англійскимъ народомъ болѣе полустолѣтія, пригодна только въ -мирное время.
Она основывается на свободномъ международномъ обмѣнѣ и позволяетъ Наилучше организованной націи ‘заняться развитіемъ такихъ отраслей ‘производства, которыя могутъ принести національному труду наибольшія выгоды.
Но нынѣшняя война учитъ, что могутъ наступить такія эпохи, котда каждая страна’ должна жить собственнымъ производствомъ и рискуетъ поітибнугь, -если ©й -его не хватаетъ.
Изъ этого ясно, что Германія оказалась дальновидной, ‘когда въ мирное время, рискуя вздорожаніемъ хлѣба для своего на- селенія, протеяшровіала овоей агрикультурѣ, повышая пошлину на ‘зерновые про- дувгы, а затѣмъ, благодаря овоей органиіэо- ваніности, старалась сдѣлаться независимой отъ ‘Заграішчн’аго рынка въ предметахъ первой необходимости для овоей промышленности.
Силою вещей Англія создаетъ теперь огромное милліонное предпріятіе для выработки химическіихъ продуктовъ іи порываетъ старыя традиціи, признавая, что ігротекщвдистомаія теорія не означаетъ эгоизма въ ващцтѣ своихъ ‘Интересовъ. Другія страны Европы послѣдуютъ ея примѣру.
Что же будетъ тогда съ Румыніей?
Если блокада продлится еще нѣсколько мѣсяцевъ, то в цѣною золота мы не съумѣ- ■емъ достать стальной иголки для -шитья, а. сквозь крыши нашихъ домовъ будетъ протекать дождь, потому что ихъ нечѣмъ станетъ покрывать, и, кромѣ того, мы останемся безъ сапогъ, ва неимѣніемъ кожи. Многія отрасли промышленности прекратятся іизъ-ѳа отсутствія сырья.
_ По -мнѣнію газеты, старая Европа пріи- ближіается къ безпощадной промышленной фазѣ войны. Стремясь къ экономической независимости, теперь не возможной, каждый народъ будетъ пытаться какъ молено ближе подойти къ ней. И сегодняшняя борьба на поляхъ сраженія превратится ѳавтра въ промышленную войну, безпрерывную и вѣчную, которая является закономъ человѣчес.таа,.
Наша побѣда.
Есть культурныя побѣды, цѣнность которыхъ неизмѣрима, а результаты могутъ быть учтены; только послѣ долговременнаго опыта. Корда два десятка лѣтъ тому назадъ покойный петроградскій митрополитъ Антоній принималъ у оебй въ Петроградѣ англичанъ, іинтересоваівшихся православною церковью, равно какъ когда онъ совершилъ поѣздку въ Англію и былъ съ большимъ почетомъ принятъ англійскими церковными кругами, эти факты считали ‘важными1, главнымъ образомъ, для круговъ церковныхъ и академическихъ. Но шло (время, все болѣе- и болѣе возропталъ интересъ въ средѣ англичанъ къ основамъ русской культуры, іи, со -свойственною англичанамъ дѣловитостью и трезвою практичностью, они иадошли къ той именно сторонѣ нашей жизни, которая такъ мало цѣнилась, а лучше сказать, даже прямо отвергалась тѣми, кто -заявлялъ свое лреиімуще- ствеяноѳ право на руководство культурными проявленіями нашей жизни. Депутація представителей англійской общественности, бывшая въ Петроградѣ, включала въ свой составъ нѣсколько . ‘епископовъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ, въ Петроградѣ организовалось общество сближенія англиканской я православной церквей.
Для православной Россіи, для тѣхъ ея сознательныхъ круговъ, которые понимаютъ всю глубину, силу и значеніе православной церкви и дорожать ея культурною цѣнностью, вниманіе англичанъ къ этому корню нашей жизни было особенно значительно. Но опять могло казаться, что со стороны англичанъ это могъ быть лишь извѣстный дипломатическій шагъ, извѣстная любезность но отношенію къ странѣ и народу, симпатіи котораго Англія хотѣла привлечь на свою сторону. Однако теперь, во время войны, цѣлый рядъ обстоятельствъ указываетъ и закрѣпляетъ все болѣе и болѣе то несомнѣнное уже явленіе, что въ самыхъ широкихъ кругахъ англійскаго общ< ства и весьма глубоко въ его
душѣ проснулось сознательное расположеніе къ православной церкви. Въ началѣ войны послѣ того, какъ появились въ Лондонѣ вевѣстія о погибшихъ на поляхъ сраженія англійскихъ воинахъ, были возобновлены въ англійскихъ церквахъ молитвы за умершихъ, а въ соборѣ Петра и Павла въ Лондонѣ -отслужена православная панихида съ текстомъ молитвословій, переведенныхъ на англійскій языкъ. Что это не было только случайнымъ порывомъ, вызваннымъ первыми тяжелыми извѣстіями о погибшихъ близкихъ, показываютъ свѣдѣнія, идущія теперь изъ Англіи. Несмотря на всю осложненное^ жизни, вслѣдствіе военныхъ событій, н несмотря на то, что теперь ‘ вниманіе, конечно, у всѣхъ приковано къ театру военныхъ дѣйствій, по всей Англіи читались лекціи о православной церкви. Значитъ, были слушатели, была возможность собрать аудиторію п запять ея вниманіе. Этого мало. По приікаізанію короля въ пасхальное воскресеніе въ псторичеокой часовнѣ св. Георга въ Виндзорѣ въ присутствіи’ короля іи королевы была спѣта столь извѣстная у насъ іи ‘столь для насъ привычная молитва I «іСпаои, Господи, люди Твоя» въ англійскомъ переводѣ. Кромѣ того, цѣлый рядъ молитвъ переведенъ на англійскій языкъ изъ нашихъ молитвослововъ и ‘богослужебныхъ КНИГЪ. Эти молитвы поются во время богослуженія, а въ особенности во время молебновъ о дарованіи побѣды англійскому оружію.
‘Сила духа н святость ‘Истины, которыя во всей чистотѣ черезъ вѣка историческихъ переживаній пронесла и сохранила. Россія к для себя, и для Всего міра, совершаютъ величайшія и славнѣйшія завоеванія. Какъ бы ни складывались политическія отношенія, какъ бы ни учитывались политическіе союзы, на какихъ бы расчетахъ ай строи,лисъ взаимоотношенія государствъ и народовъ, единеніе въ молитвѣ, единый ‘голосъ ко Всевышнему всѣхъ собираютъ ‘въ ту великую человѣческую семью, въ которой ‘исчезаютъ различія, забывается рознь, отходить на второй планъ вражда, и остается лишь одно—человѣкъ предъ лицомъ своего Создателя.
Д. Бобровъ

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003