Братское слово раненымъ героям

Название публикации: Братское слово раненымъ героям
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 11.03.1915.
Номер выпуска: 68.
Страница(ы): 3
Автор: Игумен Серафим.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Письмо.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: ранение, солдаты, церковь.

Текст публикации

Местная жизнь

Братское слово раненымъ героямъ

Дорогіе хриетоліобивые русскіе воины!
Въ лицѣ васъ, уже исполнившихъ не словомъ, а дѣломъ высшую заповѣдь Христа Жизнодавца, полагать душу свою ва други стоя, я вижу тѣ драгоцѣнные каімнш» и жемчужины въ коронѣ Русскаго Государства, которые отнынѣ еще съ большимъ блескомъ- свѣтятъ не только въ родной Русской землѣ, но и въ другихъ земляхъ всего свѣта. Пріятно и утѣшительно намъ видѣть васъ, доротіе наши братья, совершившіе на бранномъ полѣ велиікій л трудный подвить ратный. Вы . во имя Христа Жизнодавца сознательно шли на явную смерть, пахіятуя, что «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 15, 13) взывая съ Апостоломъ Павломъ: мнѣ еже жити,—Христосъ, а еже умрети,—пріобрѣтеніе. (Филніт. 1, 21). При одномъ взглядѣ на васъ съ видимыми знаками исполненія вами -веллкаго дѣла—ранами умиляешься до слезъ и преклоняешься предъ вами.— чудо-богатыря-мп, ибо и- въ нашихъ сердцахъ бьется то же русское сердце, мы такъ- же, какъ и вы, беззавѣтно любимъ своего Паря и. святую родину, готовы съ быютро- ‘ той птицы улетѣть на бранное поле, гдѣ льется родная намъ русская кіронь. Но не наша воля, а то мы всѣ готовы умереть на ; толѣ чести. Ватъ добрый примѣръ явится могущественнымъ (двигателемъ геройскаго мужества, для вашихъ дѣтей л внуковъ и невольно заразить и воодушевитъ пе толь-ко съ геройскимъ задаткомъ, но и слабыхъ духомъ .людей. Какъ въ. первые вѣка, хрисгіанства не всѣ изъ христіанъ призывались Богомъ на мученическій подвигъ, но особые избранники, такъ и вы призваны г нт -ряды славной русской рати на великое и святое дѣло—’запр-ты -Вѣры, Царя и отече-ства Господомъ Богамъ, какъ особые его избранники. Боевыя высшія награды земноіо Царя отличаютъ воина героя отъ другихъ, какъ цроявитшаго выдающіяся дѣла хра.брости, и е:чу оказывается всѣми особый почетъ и уваженіе. Почетны эти вемныя награды, но они только до гроба, -за I ШІМ’Н слѣдуютъ и другія вѣчныя награды н ордена, которые будутъ сопутствовать Iи послѣ гроба.. Какія, оцросито вы? Это I ваши раны, полученныя при исполнелі-и высшаго дѣла христіанской любви. Бъ I этими )іанам.и, вы какъ съ вьтош-идги боевымя- отличіями предстанете и за гробож-і I ПРН7, Небеснымъ Царемъ, Колюрый отлн- I читъ васъ предъ всѣмъ міромъ. Эти вяппг
*) Произнесенное во время восареснаго I чтенія для раненыхъ въ пермскойі духовминарін 18 января 1915 года.

раны есть ваша ола-ва, ваше отличіе отъ простыхъ смертныхъ нѳ толыдо здѣсь, но и тамъ на небѣ.
Вы, какъ мученики, щли на поле брани дролнвать свою кровь за Христову цер- ‘ ковь и ближнихъ своихъ,—а потому л заслужили себѣ ордена -и отличія нерукотво- решш’е и вѣчные на небѣ. Безчисленное лиюжество примѣровъ этой вьюшей любви мы видимъ въ ветхозавѣтномъ и новозавѣтномъ времени. Прославленные Богомъ храбрые герои, пролившіе свою кровь на бранномъ н-олѣ, какъ святой благавѣр иый князь Мстиславъ 1), св. ѣіеркурій Шоленсікій й другіе, говорятъ яснѣе словъ, что этотъ подвигъ угодный Богу и равенъ мученическому.
Гакъ думалъ и училъ и св. философъ ‘ і»авііоа поотолыі ый ійі-рйллъ, отвѣчая вопрошавшимъ его сара-цшаімъ: «Христосъ
Богъ Наинъ шводѣлъ намъ молиться за -Щадящихъ ласъ и благотворить имъ, но Онъ также сдсазаддъ и это: «больше сен любве никто же «мать, да кто душу ово® положить за друга своя». (Іоан. 16, 13). Мы переносимъ обиды, если они направлены только протиівъ кого лдюо въ отдѣльности, по мы зшцвщаіемся и даже полагаемъ души свои, если онѣ направлены на общество, чтобы напіті братья не попали въ плѣнъ, гдѣ могли бы- быть совращены къ Богоаіротивньгмъ и злымъ дѣламъ». 2).
-Самъ Христосъ, когда нужно было, би- чемъ изгналъ изъ храма беззадтонвшѵовъ. Такъ и мы, изгоняя изъ предѣловъ с»в. Руси коварныхъ враговъ, оскверняющихъ наит св. храмы Божіи, -звѣрски издѣвающихся надъ жепима и дѣтьми яа- пші-хъ братьевъ, тѣмъ самымъ исполняемъ волю Христа. Убивать .мирныхъ жителей, не вооруженныхъ воиновъ, просящихъ пощады—есть дѣло не угодное Богу, а защищать отъ вооруженнаго црага есть дѣло исполненія высшей христіанской любви. Эта брань есть продолженіе той исконной брани, которую ведетъ сатана паротиту царства Божія съ самаго начала міра, въ которой нодвдзалшъ всѣ святые Божіш, отъ -вѣка бы-вшіо, и которой положилъ начало въ рѣшительную минуту -небесный вождь—Михаилъ, воскликнувъ: «Кто яко Боіъ», и Уонрушилъ сатану и его темное полчище. Онъ я нынѣ помогаетъ нашему христолюбивому воинству. Царь Ахавъ осужденъ Богомъ за пощаду измѣнника— «мужа пагубна», а Фанеесъ въ одно мгно веніе совершилъ два-убгоствшдгпочтенъ священнымъ саномъ,—такъ онъ руку
слою -не только не осквернилъ кровію, по еще болѣе сдѣлалъ чистою. Такова »воля Божія и свойство дѣть Его. р Если кому изъ васъ еще будетъ суждено пойти на ратное дѣло, то -идите съ гѣмъ же высокимъ настроеніемъ и мужествомъ, съ каки-мъ уже сражались съ врагомъ. Бы являетесь -преемниками святыхъ и въ земныхъ подвигахъ и небесныхъ вѣнцахъ. Кому же будетъ -суждено сложить житоѴь свой на бранномъ полѣ, то онъ будетъ имѣть великое дерзновеніе предъяыхъ съ тѣми святыми душами, коихъ видѣлъ тайноввдѣцъ Іоаннъ въ откровеніи (Апок, 6, 10). Скажите всѣмъ нашимъ братьямъ героямъ, что мы всѣ,- какъ одинъ, воодушевлены однимъ мужественнымъ духомъ и дружнымъ желаніемъ безпощаднымъ бичемъ изгнать на-шш-хъ безбожныхъ (врр^овъ (изъ (предѣловъ Пашей родной Русской земли.
Наше всеобщее объединеніе отъ малыхъ дѣтей до безпомощныхъ стариковъ принести свою лепту труда, кто чѣмъ можетъ, на общее родное и святое дѣло, явится тѣмъ все сокрушающимъ бичемъ, предъ которымъ безсиленъ будетъ устоять дерзко возставшій на Насъ вра»гъ.
Мнѣ пришлось въ эти. дни видѣть одну изъ многихъ юныхъ дѣвочекъ, с-иролъ, занимавшуюся усердно шитьемъ бѣлья для воиновъ, и съ изумленіемъ удивляться ѳя геройскому духу и мудрому отвѣту на мой вопросъ: не скорбитъ ли она о своемъ отцѣ, п-авшемъ на полѣ брани. Эта юная героиня мнѣ отвѣтила: «Знать такъ Богу
угодно, чтобы онъ былъ убитъ на войнѣ, за то онъ очисцится отъ грѣховъ и будетъ сопричтенъ съ мучениками и за. насъ сиротъ будетъ Бога моливъ. Я же буду себя утѣшать тѣмъ, что я дочь не -простого смертнаго человѣка, а мученика героя». Отъ избытка этого дѣтскаго сердца уста глаголали. Кто не умилится предъ этими дѣтскими геройскими» глаголами и не воодушевится дутомъ отдалъ не только возможное, но и самую- жизнь на алтарь родной отчизны.
Таковъ напіъ духъ, таковы наши настроенія въ сіи дни великихъ испытаній. Да будетъ же этотъ геройскій духъ не ослабѣвающимъ до конца и среди всѣхъ нашихъ чудо-богатьтрей, стоящихъ на ратномъ полѣ бранн. Пусть они помнятъ мужественныя слова великаго ветхозавѣтнаго героя Іуды Маккавея, павшаго на полѣ брани съ мечемъ въ рукахъ: «Нѣтъ! да не будетъ этого со мною, чтобы бѣжать отъ нихъ; а если пришешъ часъ нашъ, то умремъ Мужественно за братьевъ нашихъ’ -и не оставимъ тгнрека’наг на, славу ня- пгу-ѵ. *). іЕтт, еіі! Буди, буди!
Игуменъ Серафимъ.

1) 14 іюля.
2) Житія ев. Май, 11 число.
3) 1 Мак. 9, 10.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003