Собирание Руси

Название публикации: Собирание Руси
Газета: Свободная Пермь
Дата: 04.01.1919.
Номер выпуска: 9.
Страница(ы): 2
Автор: Б. П..
Тематический блок: Гражданская война.
Тема: Международные отношения.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Буковина, Венгрия, Галичина, Угорская Русь.
Ключевые слова: Россия, объединение земель.

Текст публикации

Собирание Руси.

Две мечты, две великие задачи издавна стояли перед самосознанием русского народа на его исторических днях: инстинктивная, могучая  тяга на юг. […] морю, к Царьграду и проливам к свободному выходув океан – в […] великой задачи собирания Руси, примечательное объединение в государственных границах Великой России всех ветвей русского народа.

Начиная со второй четверти прошлого века, когда русскую […] и живую русскую общественность […]целое столетие глушили и при[…]тяжелая рука старого режима […]

вопрос о проливах. с особенной четкостью поставленный на очередь руководителем государственно-мыслящей оппозиции.

И с неизбежной последовательностью вопрос этот снова вызвал к жизни исконно-русскую проблему, идею о воссоединении под едино державной властью России неискупленной еще Галицко-Угорской Руси, томившейся под чужеземным гнетом.

Когда древний Галич и новая столица Галичины – Львов стали (увы ненадолго!) русскими городами, когда победоносные полки русской армии могучим порывом перелились через Карпаты ивступали уже в границы Венгрии на плодоносные равнины Угорской Руси – таковая задача России казалась близкой к своему окончательномуразрешению.

Но только казалась […]1915 года предательство в тылу, до сих пор еще не раскрытая вовсей своей полноте, в свои конечных причинах, вынужденная необходимость карпатского похода… Потом дальнейшее отступление, приостановленное было светтлыми надеждами первых недель свободы… Разложение армии социалистами всех оттенков…

Большевическое братание и весь конечный позор 1917 года – все эти трагические страницы в русской истории, казалось, надолго закрыли возможность державного возрождения нашей Родины и далеко в века отбросили мечту о необходимом завершении ее исторических путей. Красный кошмар 1918 года поставил во всем его ужасе вопрос о самом существовании России.

С содроганием ужаса и отвращения отвертывались от большевичества «рабоче-крестьянской» России изменнически покинутые ею союзники и бесконечно тяжелые минуты боли и разочарования переживали предательски брошенные ею западные братья.

Но именно они, затерянные в безразличном океане насильников и предателей всюду захлестываемые кровавыми шипами коммунизма, чехословацкие полки в Сибири первыми начали организованную, вооруженную борьбу с мировым кошмаром. пробивая дорогу к грядущему возрождению России, творимому теперь молодой армией сибиряков.

Но все же не верилось еще в возможность грядущего объединения, в возрождение велико-славянской идеи, и, прежде всего, в слияние под единой державной властью России всего русского племени, как раз в это время углублявшего свои внутренние раздоры: явившего миру не только самостийную Украину. но и „независимую” Белоруссию.

Не верилось в то. что и эта мечта не умерла там. на Западе, где снова преданные немцам и варварской свирепости мадьяр задыхались наши карпаторусские братья: в Галичине, в Буковине, В Угорской Руси, по ту сторону Карпат.

Независимая, воссоединенная Польша, самостоятельная в будущем Чехия — эти младшие сестры истерзанной, задыхавшейся под большевическим гнетом России, разумеется, обладали несравненно большей силой центростремительного тяготения, нежели страна мирового кошмара, которой стала Россия под красный террором коммунистов.

Разрешение западно-славянской проблемы, казалось, естественно стало намечаться по линии федеративного или союзного сожительства Червонной, Буковинской и Закарпатской Руси с вновь воскресающими государствами славянского запада от Чехии до Украины.

Россия, как во времена монгольского ига снова отбрасывалась далеко ни восток, изолировалась от остального славянства.

Странно, бессмысленно было бы говорить о том, на что не решалась Россия XIX столетия, бывшая могущественнейшей военной державой континента,- -о воссоединении неискупленной западной Карпатской Руси и дальнейшем объединении славянства в те страшные дни, когда рушились все государственные устои старой России, когда сама она обратилась в рассыпающийся полутруп, отовсюду терзаемый немецкими и большевическими хищниками.

И если задача возрождении самой России казалась нам, обессиленным и отчаявшимся, бесконечно далекой и невероятно трудной, то насколько несбыточнее. насколько дальше и невозможнее была греза о единой России, и которой соединились бы все ветви русского племени.

Но великие цели, поставленные историей перед народами, обладают непобедимой и мощной живучестью. То, что кажется невозможный тупому отчаянию, растерянному бессилию, сегодняшнего дня. завтра претворяется в действенную мечту, незримо вызывающую и сплачивающую скрытые внутренние силы народного самосознании

Едва только повеяло над Россией воздухом живительного освобождения, как только зажегся на востоке рассвет ее возрождающегося единства и мощи, тотчас же отозвался он в душе западных братьев возрождением их вековой грезы:

Домой!

Домой, под сень обновленной великой России, к племенному и культурному единству.

В те самые дни, когда в Пермь вступали покрытые юной славой молодые полки Сибирской армии, неся ей свободу и жизнь.– в Екатеринбурге со страниц только что возникшей там газеты .. Карпаторусское Слово“ раздается этот призыв: „Домой»!

„Карпатские русские земли должны войти в  состав русского государства. Только тогда русский народ сможет смело смотреть в глаза своему будущему… И тогда оправдаются миллионные жертвы русских солдатских жизней, погибших на полях Гатчины, на снежных Карпатских вершинах, и жертва крови десятков тысяч русских галичан, буковннцев и ѵгроруссов, принесенная ими на алтарь бессмертной идеи единства русского народа”.

Такую веру в Россию, эту братскую веру, этот призыв, обращенный к России не в минуту ее наивысшей силы, а лишь на заре ее собственного возрождения, эту уверенность в том, что

„в момент окончательной ликвидации войны русский народ едиными устами скажет свою волю при решении касающихся его вопросов

эту веру возрождающая Россия не может обмануть и не обманет.

Наша молодая Сибирская армия несет на своих знаменах не только освобождение прежней России и в ее старых государственных границах, но и воссоединение всего русского славянства и грядущие судьбы славянства ко всем его великом и мощном целой.

Б. П.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003