Рождественская елка

Название публикации: Рождественская елка
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1914.
Номер выпуска: 51 52.
Страница(ы): 4, 5
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Комментарий.
Персоналии: Николай I.
Топонимы: Англия, Бавария, Германия, Египет, Иерусалим, Италия, Лейпциг, Палестина, Пермская губерния, Петербург, Россия, Силезия, Скандинавия.
Ключевые слова: рождество, традиция.

Текст публикации

 Рождественская елка.

Прекрасный обычай устраивать для дѣтей рожде­ственскую елку и тѣмъ достойно отмѣтить Рождество Божественнаго Младенца—нынѣ подвергается гоненію и уже изъятъ изъ церковко-приходскихъ школъ, какъ обычай, перешедшій къ намъ отъ враждебной Герма­ніи. Поэтому является потребность выяснить, дѣйстви­тельно ли одна Германія празднуетъ рождественскую елку и эта ли страна является колыбелью невиннаго дѣтскаго развлеченія.

Въ Россію рождественская елка занесена нѣмцами, по всей вѣроятности, колонистами и первоначально устраивалась только въ нѣмецкихъ домахъ. Но въ сре­динѣ прошлаго вѣка елку стали устраивать въ бога­тыхъ польскихъ домахъ и вч. домахъ русскихъ куп­цовъ и помѣщиковъ. При императорѣ Николаѣ I елка была устроена за счеть города на екатерингофскомъ вокзалѣ (въ столицѣ) для широкой публики. Съ тѣхъ поръ елку устраивают’ь въ разныхъ общественныхъ собраніяхъ, пріютахъ, богадѣльняхъ, училищахъ и боль­ницахъ. Земства Пермской губерніи для устройства елки въ училищахъ даютъ даже небольшую субсидію.

Для крестьянскихъ дѣтей наша русская елка, въ соединеніи съ русскими елочными украшеніями, рус­скими пѣснями и играми, является долго незабывае­мымъ полезнымъ праздничнымъ развлеченіемъ и про­слѣдить здѣсь нѣмецкое вліяніе уже дозольно трудно, тѣмъ болѣе, что въ Германіи елка появилась не само­стоятельно, а была, въ свою очередь, принесена со Скандинавскаго полуострова въ XVII вѣкѣ.

Въ 1632 г. послѣ битвы подъ Линденау (около Лейпцига) германцами быть подобранъ тяжело ране­ный скандинавскій офицеръ. Благодаря хорошему ухо­ду и заботамъ, онъ выздоровѣлъ. Въ благодарность онъ устроилъ своимъ спасителямъ елку—самое краси­вое и торжественное, чго онь могъ припомнить изъ обычаевъ своей родины. Такъ говоритъ преданіе. II съ тѣхъ поръ вошель въ Германіи и установился обы­чай устраивать рождественскую елку.

Но не во всей Германіи употребляютъ для „елки” хвойное дерево.

Въ Баваріи и Силезіи,—куда, быть можетъ, всту­пятъ наши войска,—вмѣсто елки еще теперь на Рож­дествѣ употребляются яблоневыя или вишневыя вѣточ­ки. Задолго до Рождества эти вѣточки, еще голыми прутиками, ставятъ въ воду, или мокрый песокъ, и тща­тельно ухаживаютъ за ними, чтобы къ Рождеству онѣ распустились. Когда наступаетъ праздникъ, вѣточки эти ставятся посреди стола, или комнаты, на мѣстѣ на­шей елки. Благоговѣйно подходитъ къ нимъ семья, въ сочельникъ, вернувшись изъ церкви. Искусственно взро- щенныя въ зимнюю пору эти вѣточки должны напом­нить о большомъ, по преданію, чудѣ. „Въ ночь, ког­да въ Виѳлеемѣ родился Христосъ, тамъ расцвѣли де­ревья. Прекраснымъ и радоцтнымъ долженъ былъ быть міръ, чтобы встрѣтить Христа”.

Подъ вліяніемъ именно этого преданія, сохранив­шагося во всѣхъ странахъ, лежащихъ около Палестины, рождественскую „елку” устраиваютъ въ Іерусалимѣ, но только вмѣсто нашихъ сѣверныхъ хвойныхъ де­ревьевъ (елки и пихты) тамъ употребляютъ бѣлоснѣж­ныя лиліи, какъ символъ невинности и чистоты.

Въ Италіи наряду съ елкой употребляютъ мирто­выя вѣтви, лавры и розмаринъ.

Большое значеніе получаютъ на югѣ на Рожде­ствѣ розы. Легендарное преданіе разсказываетъ: „въ ночь, когда Марія съ Младенцемъ совершала бѣгство въ Египетъ, подъ стопами Богоматери выростали розы”. II еще говоритъ народное преданіе, что въ Іерихонѣ въ эту ночь отцвѣтшія розы опять расцвѣтали, какъ только ихъ подносили къ водѣ.

Въ воспоминаніе объ этомъ чудѣ, на Рождествѣ срѣзаютъ много розъ и ставятъ около елки. Сама елка во всѣхъ странахъ украшается массою бумажныхъ розъ или просто разныхъ цвѣтовъ.

Въ Англіи вмѣсто елки употребляются вѣтви омелы. Но тамъ этотъ обычай не носитъ того религі­ознаго и вдумчиваго характера, какъ въ Германіи и въ другихъ странахъ. Наоборотъ, тамъ онъ свелся къ веселой и легкой шуткѣ. Эта вѣтка омелы ловушка. Ее прикрѣпляютъ къ потолку, и кто случайно остано­вится подъ ней, долженъ откупиться поцѣлуемъ. Мо­лодые люди всячески стараются поймать дѣвушекъ, неосторожно остановившихся подъ омелой, и требуютъ отъ нихъ выкупа подъ дружный смѣхъ присутствую­щихъ.

Нужно замѣтить, что елка у насъ, въ Россіи до сихъ поръ привилась лишь въ домахъ городскихъ жи­телей да у деревенской интеллигенціи и въ школахъ.

А въ массѣ народа рождественская „елка” до сихъ поръ не вызываетъ подраженія и такимъ образомъ не относится къ числу „народныхъ” обычаевъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003