Название публикации: Рождественская елка
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1914.
Номер выпуска: 51 52.
Страница(ы): 4, 5
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Комментарий.
Персоналии: Николай I.
Топонимы: Англия, Бавария, Германия, Египет, Иерусалим, Италия, Лейпциг, Палестина, Пермская губерния, Петербург, Россия, Силезия, Скандинавия.
Ключевые слова: рождество, традиция.
Текст публикации
Рождественская елка.
Прекрасный обычай устраивать для дѣтей рождественскую елку и тѣмъ достойно отмѣтить Рождество Божественнаго Младенца—нынѣ подвергается гоненію и уже изъятъ изъ церковко-приходскихъ школъ, какъ обычай, перешедшій къ намъ отъ враждебной Германіи. Поэтому является потребность выяснить, дѣйствительно ли одна Германія празднуетъ рождественскую елку и эта ли страна является колыбелью невиннаго дѣтскаго развлеченія.
Въ Россію рождественская елка занесена нѣмцами, по всей вѣроятности, колонистами и первоначально устраивалась только въ нѣмецкихъ домахъ. Но въ срединѣ прошлаго вѣка елку стали устраивать въ богатыхъ польскихъ домахъ и вч. домахъ русскихъ купцовъ и помѣщиковъ. При императорѣ Николаѣ I елка была устроена за счеть города на екатерингофскомъ вокзалѣ (въ столицѣ) для широкой публики. Съ тѣхъ поръ елку устраивают’ь въ разныхъ общественныхъ собраніяхъ, пріютахъ, богадѣльняхъ, училищахъ и больницахъ. Земства Пермской губерніи для устройства елки въ училищахъ даютъ даже небольшую субсидію.
Для крестьянскихъ дѣтей наша русская елка, въ соединеніи съ русскими елочными украшеніями, русскими пѣснями и играми, является долго незабываемымъ полезнымъ праздничнымъ развлеченіемъ и прослѣдить здѣсь нѣмецкое вліяніе уже дозольно трудно, тѣмъ болѣе, что въ Германіи елка появилась не самостоятельно, а была, въ свою очередь, принесена со Скандинавскаго полуострова въ XVII вѣкѣ.
Въ 1632 г. послѣ битвы подъ Линденау (около Лейпцига) германцами быть подобранъ тяжело раненый скандинавскій офицеръ. Благодаря хорошему уходу и заботамъ, онъ выздоровѣлъ. Въ благодарность онъ устроилъ своимъ спасителямъ елку—самое красивое и торжественное, чго онь могъ припомнить изъ обычаевъ своей родины. Такъ говоритъ преданіе. II съ тѣхъ поръ вошель въ Германіи и установился обычай устраивать рождественскую елку.
Но не во всей Германіи употребляютъ для „елки” хвойное дерево.
Въ Баваріи и Силезіи,—куда, быть можетъ, вступятъ наши войска,—вмѣсто елки еще теперь на Рождествѣ употребляются яблоневыя или вишневыя вѣточки. Задолго до Рождества эти вѣточки, еще голыми прутиками, ставятъ въ воду, или мокрый песокъ, и тщательно ухаживаютъ за ними, чтобы къ Рождеству онѣ распустились. Когда наступаетъ праздникъ, вѣточки эти ставятся посреди стола, или комнаты, на мѣстѣ нашей елки. Благоговѣйно подходитъ къ нимъ семья, въ сочельникъ, вернувшись изъ церкви. Искусственно взро- щенныя въ зимнюю пору эти вѣточки должны напомнить о большомъ, по преданію, чудѣ. „Въ ночь, когда въ Виѳлеемѣ родился Христосъ, тамъ расцвѣли деревья. Прекраснымъ и радоцтнымъ долженъ былъ быть міръ, чтобы встрѣтить Христа”.
Подъ вліяніемъ именно этого преданія, сохранившагося во всѣхъ странахъ, лежащихъ около Палестины, рождественскую „елку” устраиваютъ въ Іерусалимѣ, но только вмѣсто нашихъ сѣверныхъ хвойныхъ деревьевъ (елки и пихты) тамъ употребляютъ бѣлоснѣжныя лиліи, какъ символъ невинности и чистоты.
Въ Италіи наряду съ елкой употребляютъ миртовыя вѣтви, лавры и розмаринъ.
Большое значеніе получаютъ на югѣ на Рождествѣ розы. Легендарное преданіе разсказываетъ: „въ ночь, когда Марія съ Младенцемъ совершала бѣгство въ Египетъ, подъ стопами Богоматери выростали розы”. II еще говоритъ народное преданіе, что въ Іерихонѣ въ эту ночь отцвѣтшія розы опять расцвѣтали, какъ только ихъ подносили къ водѣ.
Въ воспоминаніе объ этомъ чудѣ, на Рождествѣ срѣзаютъ много розъ и ставятъ около елки. Сама елка во всѣхъ странахъ украшается массою бумажныхъ розъ или просто разныхъ цвѣтовъ.
Въ Англіи вмѣсто елки употребляются вѣтви омелы. Но тамъ этотъ обычай не носитъ того религіознаго и вдумчиваго характера, какъ въ Германіи и въ другихъ странахъ. Наоборотъ, тамъ онъ свелся къ веселой и легкой шуткѣ. Эта вѣтка омелы ловушка. Ее прикрѣпляютъ къ потолку, и кто случайно остановится подъ ней, долженъ откупиться поцѣлуемъ. Молодые люди всячески стараются поймать дѣвушекъ, неосторожно остановившихся подъ омелой, и требуютъ отъ нихъ выкупа подъ дружный смѣхъ присутствующихъ.
Нужно замѣтить, что елка у насъ, въ Россіи до сихъ поръ привилась лишь въ домахъ городскихъ жителей да у деревенской интеллигенціи и въ школахъ.
А въ массѣ народа рождественская „елка” до сихъ поръ не вызываетъ подраженія и такимъ образомъ не относится къ числу „народныхъ” обычаевъ.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003