Земство и учительские дома

Название публикации: Земство и учительские дома
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 16.08.1915.
Номер выпуска: 32.
Страница(ы): 2, 3
Автор: Л. Будринъ..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: не определен.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния.
Ключевые слова: .

Текст публикации

Земство и учительскіе дома.

Культурный уровень нашихъ народныхъ учителей крайне не высокъ. Такъ, среди учителей нашей Пермской губерніи , со среднимъ, спеціальнымъ и высшимъ образованіемъ около 55 % , а съ образованіемъ ниже средняго около 45 % . Другими словами, около половины учителей обладаютъ только тѣмъ запасомъ знаній, который въ большинствѣ культурныхъ странъ съ семи —восьмигодичнымъ, обязательнымъ для всѣхъ курсомъ народной школы является наименьшимъ для всѣхъ гражданъ.
Въ настоящее время, когда на очереди стоитъ вопросъ о повышеніи курса начальной школы, о широкомъ распространеніи внѣшкольнаго образованія и коопераціи, подготовка учительства пріобрѣтаетъ особо важное значеніе, ибо отъ культурнаго состоянія учительской среды зависитъ всецѣло и степень успѣ­ха школьнаго и внѣшкольнаго народнаго образованія и въ значительной части всѣхъ другихъ земскихъ культурныхъ мѣропріятій въ деревнѣ .
Въ сознаніи этой зависимости земства предпринимаютъ, особенно въ послѣдніе годы, рядъ мѣръ какъ къ увеличенію курса школьной подготовки учи­телей , путемъ открытія особыхъ 2-хъ годичныхъ педагогическихъ курсовъ для окончившихъ женскую гимназію (Ярославское земство), такъ и къ поддержанію уже полученныхъ ими знаній , ихъ расширенію и углубленію путемъ устройства лѣтнихъ курсовъ, педагогическихъ музеевъ и библіотекъ.
Однако, не говоря уже о томъ , что во многихъ уѣздахъ нашей губерніи въ этомъ отношеніи сдѣлано еще очень мало, даже тамъ, гдѣ мѣропріятія по под­нятію образовательнаго уровня учителей носятъ разнообразный характеръ, они страдаютъ неполнотой , отсутствіемъ систематичности и связности: курсы устраиваются не ежегодно  а лишь приудобномъ случаѣ, безъ достаточной планомѣрности и безъ достаточнаго вниманія къ мѣстнымъ требованіямъ и запросамъ учителя и школы; не создано благопріятныхъ условій для работы по самообразованію учащихъ , для собраній и совмѣстнаго обсужденія вопросовъ школы, для ознакомленія учителей съ нововведеніями въ педагогической практикѣ (дѣтскими площадками , классами ручного труда и т. д.).
Важно создать такое постоянное учрежденіе, ко­торое объединяло бы всѣ просвѣтительныя мѣропрія­тія въ отношеніи учителей, устанавливало бы между ними взаимодѣйствіе, полную гармонію и тѣмъ усиливало бы ихъ значеніе, знакомило или по крайней мѣрѣ , способствовало знакомству со всѣми сторонами школьной работы и культурной дѣятельности въ деревнѣ вообще и создавало бы благопріятную обстановку для работы по самообразованію и для коллективной общей разработки школьныхъ вопросовъ.
Такимъ учрежденіемъ можетъ явиться учительскій домъ.
Какъ народный домъ въ области внѣшкольнаго образованія объединяетъ всѣ важнѣйшія культурно-просвѣтительныя учрежденія и удовлетворяетъ разнообразныя духовныя нужды населенія, такъ учительскій домъ долженъ явиться для учителей въ извѣстной степени универсальнымъ образовательнымъ учрежденіемъ, той вольной академіей , гдѣ они могли бы черпать знанія, дѣлиться опытомъ другъ съ другомъ , запасаться силами и энергіей для своей трудной работы.
Въ самомъ дѣлѣ, одно бѣглое перечисленіе того, что могутъ дать учительскіе дома, способно нарисо
Докладъ, предогашенный на совѣщаніе завѣдующихъ народнымъ образованіемъ въ уѣздахъ Пермской губ., бывшее прд Иеркской губернск. земской
управѣ 23 – 2 6 іюня 1 915 г., іо нерззсмотрѣниый совѣщаніемъ.
в ать к а р т и н у и х ъ б о л ь ш о го к у л ь т у р н о -п р о с в ѣ т и т е л ьнаго значенія .
Учительскіе дома могутъ вмѣщать въ себѣ: центральную педагогическую библіотеку съ читальней , педагогическій музей, залъ для устройства лекцій, курсовъ, съѣздовъ , собраній , спектаклей, народныхъ чтеній, постоянную выставку наглядныхъ учебныхъ пособій, учебниковъ и книгъ для дѣтскаго и народнаго чтенія. Въ крупныхъ центрахъ при учительскомъ домѣ могла бы быть устроена образцовая школа для демонстраціи новѣйшихъ пріемовъ обученія и лабораторія для изученія ребенка и для другихъ опытовъ и работъ учителей. При учительскомъ же домѣ могли бы быть устроены въ лѣтнее время образцовая дѣтская площадка или школа для взрослыхъ , показательный огородъ и пчельникъ и классы ручного труда , гдѣ учителя могли бы знакомиться сь методами ручного труда и сь примѣнимыми въ деревнѣ ремеслами.
Наряду съ удовлетвореніемъ духовныхъ нуждъ учительства, учительскій домъ долженъ обслуживать его узко-профессіональные интересы. Съ этой цѣлью при немъ устраивается квартира для пріѣзжающихъ на лѣтнія и рождественскія каникулы учителей , которая въ учебное время будетъ служить общежитіемъ для ихъ дѣтей, обучающихся въ городскихъ учебныхъ заведеніяхъ, пріють для учителей, потерявшихъ тру­доспособность до выслуги пенсіи. Въ учительскомь же домѣ будутъ сосредоточены органы завѣдыванія учительскими о р г а н и з а ц ія м и —п р ав л ен ія у ч и т е л ь с к а го о б ­
щ е с т в а и с с у д о -с б е р е га т е л ь н о й к ассы , с п р а в о ч н о е п е­
д а го ги ч е с к о е б ю р о , в ъ к р у п н ы х ъ ц е н т р а х ъ , к р о м ѣ того,
и р е д а к ц ія п р о ф е с с іо н а л ь н а го о р г а н а .
С а м о со б о ю р а з у м ѣ е т с я , ч то з д ѣ с ь н аб р асы вается
п р и м ѣ р н ы й п л а н ъ у ч и т е л ь с к а г о д о м а, и п р и п р о вед е­
ніи е го в ъ ж и зн ь м о г у г ь б ы ть р а зл и ч н ы я в и д о и зм ѣ ­
н ен ія в ъ зав и си м о сти o n . м ѣ с т н ы х ъ у сл о в ій и ср ед ствъ
в ъ к а ж д о м ъ о т д ѣ л ь н о м ъ с л у ч а ѣ .
Я в л я я сь ц е н т р о м ъ у м ств ен н о й и об щ ествен н о й
ж и зн и у ч и те л е й , с т а л к и в а я н зн а к о м я и х ъ м еж ду с о ­
бою , у ч и те л ь с к ій д о м ъ п р о б у д и т ь и у к р ѣ п и т ь в ъ л и г ъ
д у х ъ с о л и д ар н о сти , с о з н а н іе н ео б х о д и м о сти обш ей
т в о р ч е с к о й р а б о т ы . П р и м ѣ р ь з а п а д ч о е в р о п е й с к и х ъ
у ч и т е л ь с к и х ъ о б щ е с т в ъ п о к а з ы в а е т ъ — к а к о е важ ное
о б щ е с т в е н н о е з н а ч е н іе и м ѣ е т ъ с о р г а н и з о в а н н о с т ь у ч а ­
щ и х ъ н а ч ал ь н о й ш колы .
Р а з р а б а т ы в а т ь и о б с у ж д а т ь с о в м ѣ с т н о вопросы
ш колы и д а в а т ь д ля го с у д а р с т в а и з е м с к и х ъ и го р о д ск и х ъ
у п р а в л е н ій ц ѣ н н ы й м а т е р іа л ъ для п р о в ед ен ія в ъ ж и зн ь
т ѣ х ъ и л и и н ы х ъ м ѣ р о п р ія т ій , в ы д в и гать н о вы е в о п р о ­
сы — о д ѣ т с к и х ъ с а д а х ъ , о ш к о л а х ъ д ля с л а б о о д а р е н ­
н ы х ъ д ѣ т е й , о т р у д о в о м ъ н а ч а л ѣ и т. п., к о то р ы х ъ
т а к ъ м н о го в ъ н аш ей р у с с к о й ш к о л ѣ , о б с у ж д а т ь ме­
то д и ч е с к іе в о п р о сы и о б щ ія те ч е н ія п ед аго ги ч еск о й
м ы сли, п р и и зд ан іи н о в ы х ъ у ч е б н ы х ъ п л а н о в ъ — новы я
у с л о в ія р а б о ты , и зд а в а т ь п р о ф есс іо н ал ьн ы й о р г а н ъ –
в о т ъ о б ш и р н а я п р о гр а м м а для д ѣ я т е л ь н о с т и о р г а н и зо ­
в ан н а го у ч и т е л ь с т в а , б л е с т я щ е о су щ е с тв л я е м а я в ъ З а ­
п ад н о й Е в р о п ѣ .
К о н е ч н о , о д н а н а л и ч н о сть у ч и т е л ь с к и х ъ д ом овъ
ещ е н е о б у с л о в л и в а е т ъ т в о р ч е с к о й д ѣ я т е л ь н о с т и у ч и ­
те л е й , н о н е с о м н ѣ н н о — о д н ою и з ъ г л а в н ы х ъ п р и ч и н ъ
и х ъ р а з ъ е д и н е н н о с т и с л у ж и т ъ о т с у т с т в іе с о б ств ен ­
н ы х ъ ц е н т р а л ь н ы х ъ м ѣ с т ъ о б ъ е д и н е н ія .
В п о л н ѣ ес те с тв е н н о п о это м у стр е м л е н іе у ч и т е ­
лей к ъ у с т р о й с т в у с в о и х ъ у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о въ .
В ъ З а п а д н о й Е в р о п ѣ , гд ѣ у ч и т е л ь с т в о , в ъ с р а в ­
н ен іи с ъ н аш и м ъ и л у ч ш е о б е зп е ч е н о м ате р іа л ь н о , и
н ах о д и тся в ъ л у ч ш и х ъ к у л ь т у р н о -п р а в о в ы х ъ
условіяхъ,
т а к и х ъ д о м о в ъ и м ѣ ется у ж е не м ало.
Д ѣ л а ю т с я п о п ы тк и у с т р о и т ь у ч и т е л ь с к іе дом а и
у н а с ъ в ъ Р о с с іи , но в п о л н ѣ д о с ти ч ь это й ц ѣ л и , т. е.
п о с т р о и т ь д о м ъ с ъ к р у п н ы м и о б р а зо в а т е л ь н ы м и у ч р еж –
ЙЙ’М С Ш ЗЕМСКАЯ НЕДѢЛЯ
X
3
*
6
дсніими у д а л о с ь п о к а то л ь к о о б щ ести у взаи м н ой п о ­
м ощ и п р и М о с к о в ск о м ъ у ч и т е л ь с к о м ъ и н сти ту тѣ . Е сть
д ом а и ещ е у н ѣ с к о л ь к и х ъ у ч и т е л ь с к и х ъ о б щ еств ъ ,
н о они с л у ж а т ъ то л ьк о к в а р т и р о й для п р іѣ зж а ю щ и х ъ
ч л е н о в ъ и о б щ е ж и т іе м ъ для и х ъ д ѣ тей и ш ироким и
к у л ь т у р н о -п р о с в ѣ т и т е л ь н ы м и цѣ лям и не зад аю тся и зъ –
з а с в о и х ъ к р а й н е н е зн а ч и т е л ь н ы х ъ б ю д ж ето въ . О б ы ч ­
но д ѣ л о со зд ан ія у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о в ъ н е й д е тъ п о к а
д а л ѣ е со став л ен ія д о к л ад о в ъ , в ы р аб о тк и п л а н о в ъ и
об и р ан ія малы м и л о зам и с р е д с т в ъ н а п о стр о й к у .
Д в и ж е н іе в ъ д ѣ л ѣ п о стр о й к и у ч и т е л ь с к и х ъ д о ­
м о в ъ к о сн у л о сь и П ер м ско й губ.: П ер м ск о е и О х ан –
ск о е у ч и те л ь с к ія о б щ е с т в а с о б и р а ю т ъ ф он д ъ н а п о ­
с т р о й к у д ом а, а Ч е р д ы н с к о е у ж е п р и сту п и л о к ъ п о ­
с т р о й к ѣ зд ан ія для н его сто и м о стью в ъ
25
ты с. руб .,
при ч ем ъ на р яд у с ъ у ч и тел ьск о й к в а р т и р о й и о б щ е ­
ж и тіем ъ для д ѣ тей ч л ен о в ъ , о б у ч аю щ и х ся в ь у ч е б ­
н ы х ъ з а в е д е н ія х ъ го р . Ч ер д ы н и , в ъ н ем ъ б у д у т ъ : п е­
д аго ги ч еск ій м узей и б и б л іо тек а, з а л ъ для лекц ій , с о ­
б р ан ій , с п ек так л ей , д ѣ тск ая п л о щ ад к а и классы р у ч ­
н о го тр у д а .
Г л а в н ы м ъ п р е п я т с т в іе м ъ к ъ у с т р о й с т в у у ч и т е л ь ­
с к и х ъ д о м о в ъ я в л яется о т с у т с т в іе с р е д с т в ъ и у ч и т е л ь ­
с к и х ъ о б щ е с т в ъ . Д а ж е т а м ъ , гд ѣ у ж е у д ал о с ь п о с т р о ­
и ть д ом а, к а к ъ , н а п р и м ѣ р ъ , в ъ М осквѣ , Я р о с л а в л ѣ ,
д ѣ л о не о б о ш л о с ь б е з ъ к р у п н ы х ъ за й м о в ъ , тя ж е л ы м ъ
б р е м е н е м ъ л е гш и х ъ н а б ю д ж е тъ о б щ е с т в ъ . П р и с т у ­
п и вш ее к ъ п о с тр о й к ѣ дом а Ч е р д ы н с к о е у ч и тел ь ск о е
о б щ е с тв о у п о т р е б л я е т ъ п рям о гер о и ч еск ія уси лія, ч т о ­
бы д о с ти ч ь своей за в ѣ т н о й ц ѣ ли : в ъ
1914
г. член ы о б ­
щ еств а, пом им о о б ы ч н аго і% ч лен скаго взн о са, в н ес­
ли по іо р у б ., в ъ т е к у щ е м ъ го д )- в н о с я т ъ на д о м ъ по
3
% с ъ п о л у ч а е м а го ж ал о в ан ь я , и о б щ ая сум м а и х ъ
в зн о с о в ъ в ъ у ч и т е л ь с к о е о б щ еств о , ссу д о -с б ер ег. и
п ен сіо н н у ю к а с с у и в ъ п о л ь зу р а н е н ы х ъ д о х о д и т ъ до
18
% п о л у ч а е м а го ж ал о в ан ь я . О д н ак о , не б у д ь щ ед р о й
су б си д іи со сто р о н ы у ѣ зд н а г о зем ств а
(5000
р у б .) и
гу б е р н с к а го (іо о о р у б .), и эти к р у п н ы е взн осы не дали
бы в о зм о ж н о сти т а к ъ б ы стр о п р и с ту п и ть к ъ п о с т р о й ­
к ѣ дом а.
Н е в о л ь н о явл яется в о п р о с ъ : р а з ъ у ч и те л ь с к іе д о ­
ма явл яю тся к р у п н ы м и о б р азо в ател ь н ы м и у ч р еж д ен ія ­
ми и д ѣ л о со зд ан ія и х ъ то р м о зи тся и з ъ -з а о тсу тствія
. с р е д с т в ъ , т о н ево л ь н о у ч а щ іе о б р а щ а ю т ъ свой в з о р ъ
на г у б е р н с к о е зем ство , к а к ъ б о л ѣ е ч у тк о е, в ъ с р а в ­
неніи с ъ у ѣ зд н ы м и , к ъ ш и р о к и м ъ к у л ь ту р н ы м ъ н ач и ­
н ан іям ъ и с п р а ш и в а ю т ъ : п о ч ем у бы гу б е р н с к о м у зе м ­
ству не п р ій ти в ъ э то м ъ о тн о ш ен іи н а п ом ощ ь у ч и ­
т е л я м ъ , п о ч ем у бы не д ать о су щ еств и ть ся и х ъ и д ей ­
н ы м ъ стр ем лен іям ъ , н ап р а в л ен н ы м ъ в ъ п о л ьзу ш и р о ­
к и х ъ к р у г о в ъ н аселен ія? М нѣ к а ж е т с я , ч то о т в ѣ т ъ н а
э то м о ж е т ъ б ы ть то л ь к о у тв е р д и те л ь н ы м ъ в ъ виду
т о г о к р у п н а го о б щ е с т в е н н а го зн ач ен ія, к о т о р о е б у д у т ъ
и м ѣ ть у ч и т е л ь с к іе дом а.
П р а к т и ч е с к и со д ѣ й с тв іе гу б е р н с к а го зем ств а д ѣ л у
со зд ан ія у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о в ъ м огло бы о тл и ться в ъ
сл ѣ д у ю щ у ю ф о р м у . П о п р и м ѣ р у с ъ м ѣ р о п р іятіям и по
п о с т р о й к ѣ н а р о д н ы х ъ д о м о в ъ , п о ч и н ъ в ъ у с т р о й с т в ѣ
у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о в ъ , за в ѣ д ы в а н іе им и, и х ъ т в о р ч е ­
ск ая и п р о с в ѣ ти те л ь н а я д ѣ я т е л ь н о с т ь д олж н ы п р и н ад ­
л е ж а т ь у ч и т е л ь с к и м ъ о б щ еств ам ъ , зем ств о ж е д олж н о
о гр ан и ч и ть ся п о с о б іе м ъ н а п о с т р о й к у и х ъ и еж его д ­
ны м ъ а с с и гн о в ан іем ъ н а п о к р ы тіе ч асти р а с х о д о в ъ по
и х ъ со д ер ж ан ію и н а у с т р о й с т в о к у р с о в ъ .
П р и н и м ая во вн и м ан іе т у эн ер ги ч еск у ю д ѣ я т е л ь ­
н о сть, к о то р у ю р а зв и л и у ж е м н огія у ч и тел ьск ія о б щ е ­
ства, н есм о тр я н а н еб л аго п р ія тн ы я для э то го вн ѣ ш н ія
у сл о в ія (в ъ П ер м ско й гу б .— П е р м с к о е , О х ан с к о е, О с и н ­
ское, Ч е р д ы н с к о е ),- ту к р у п н у ю о р га н и за т о р с к у ю роль,
к о то р у ю и г р а ю т ъ у ч и тел я в ъ д ѣ л ѣ со зд ан ія к о о п е р а ­
ти в о в ъ , не м о ж е т ъ б ы ть со м н ѣ н ія в ъ то м ъ , ч то у ч и ­
тел ьск іе д о м а н а й д у т ъ для себ я в ъ с р е д ѣ п ер м скаго
у ч и т е л ь с т в а д о с т а т о ч н о е чи сло д ѣ я тел ей и о р г а н и з а ­
торов’!., и во в сяк о м ъ с л у ч а ѣ у ч и тел ьск ія о б щ еств а
явятся в ъ э т о м ъ о тн о ш ен іи б о л ѣ е н адеж ны м и с о т р у д ­
н икам и зем ств а в ъ е го к у л ь т у р н о -п р о с в ѣ т и т е л ь н о й р а ­
б о т ѣ в ъ ср ав н ен іи с ъ о б щ еств ам и н а р о д н ы х ъ д о м о въ .
О д н ак о , ч то б ы зем ств у не о статься в ъ п о л о ж ен іи
то л ьк о зр и те л я , с л ѣ д у е т ъ о б у с л о в и ть вы д ач у п о со б ія,
м еж ду п р о ч и м ъ , т ѣ м ъ , чтобы в ъ с о с т а в ъ к о м и т е т о в ъ
или с о в ѣ т о в ъ по п о с т р о й к ѣ и зав ѣ д ы в ан ію у ч и т е л ь ­
ск и м ъ д о м о м ъ вход и ло по од н ом у п р ед став и тел ю о т ъ
гу б е р н с к а г о и у ѣ зд н а г о зе м с т в ъ и зав ѣ д ы в аю щ ій о т ­
д ѣ л о м ъ н ар о д н аго о б р а зо в а н ія со о т в ѣ т с т в у ю щ а го у ѣ з д ­
н аго зем ства.
П е р е х о д я д а л ѣ е к ъ в о п р о с у о р а з м ѣ р ѣ п о со б ія
н а п о с т р о й к у у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о въ , не л и ш н е у п о м я ­
н уть, ч то н а п о с т р о й к у н а р о д н ы х ъ д о м о в ъ п о с о б іе
вы д ается в ъ п о л о в и н н о м ъ р а з м ѣ р ѣ н у ж н о й для это го
сум м ы . У ч и тел ь с к іе дом а п о т р е б у ю т ъ го р а зд о б о л ь ­
ш и х ъ р а с х о д о в ъ , в ъ ср ав н ен іи с ъ народ н ы м и , п о и х ъ
п о с т р о й к ѣ и о б о р у д о в ан ію , а т а к ъ к а к ъ н аш и м о л о ­
ды я у ч и тел ь ск ія о б щ е с тв а д ал е к о н е р а с п о л а г а ю т ъ
нуж ны м и для э то го ср ед ствам и и с о б р а т ь п о сл ѣ д н ія
м ож н о т о л ь к о в ъ о ч ен ь п р о д о л ж и тел ь н ы й с р о к ъ , м еж ­
д у т ѣ м ъ и д ей н ы м ъ д о с то я н іем ъ у ч и т е л ь с к и х ъ д о м о в ъ
б у д е т ъ п о л ь зо в а т ь с я в ъ и н т е р е с а х ъ о б щ е с т в а ц ѣ л ы й
р я д ъ п о к о л ѣ н ій и п о с л ѣ и х ъ со зи д ате л ей , то д олю
у ч а с тія гу б е р н с к а го зем ства в ъ п о с т р о й к ѣ з р и т е л ь ­
с к и х ъ д о м о в ъ слѣ дз’е т ъ п о вы си ть до
2
з п о т р е б н о й для
э то го сум м ы . К р о м ѣ то го , н ео б х о д и м о о т п у с к а т ь е ж е ­
го д н о е п о со б іе н а р асх о д ы по со д ер ж ан ію д о м о в ъ и
п о п о л н ен ію и х ъ н а у ч н о -у ч е б н ы х ъ у ч р еж д ен ій в ъ р а з ­
м ѣ р ѣ х о тя бы
1
з го д и ч н аго р а с х о д н а го б ю д ж ета,
и н ач е зр и т е л ь с к ія о б щ е с тв а , по к р ай н ей м ѣ р ѣ , в ъ п е р ­
вое врем я, ед в а л и б у д у т ъ в ъ со сто ян іи п о к р ы в а т ь в сѣ
н у ж н ы е р асход ы , и это м о ж е т ъ н еб л а го п р ія тн о о т р а ­
з и т ь с я н а и д ей н ой с т о р о н ѣ д ѣ л а.
С ам о соб ою р азз’м ѣ ется , ч то з р и т е л ь с к іе дом а
бущ утъ в о з н и к а т ь не с р а зу , а п о м ѣ р ѣ р о с т а п р о ф е с ­
с іо н а л ь н а го д ви ж ен ія сред и у ч и тел ей , и к р у п н а го р а с ­
х о д а н а это не п о тр еб зтется в ъ б л и ж а й ш е е врем я, о н ъ
63
‘д е т ъ р а з с р о ч е н ъ н а ц ѣ л ы й р я д ъ л ѣ т ъ .
П ер м ск о е гу б е р н с к о е зем ств о и д е т ъ п о п у т и к р у п ­
н ы х ъ асси гн о в ан ій н а нуж ды н ар о д н а го о б р а зо в а н ія ,
и н адо н ад ѣ ять ся, что е го не о с т а н о в и т ъ ср ав н и тел ьн о
н еб о л ьш о й р а с х о д ъ н а у ч и тел ь ск іе дом а, являю щ ій ся,
в ъ су щ н о сти , р а с х о д о м ъ н а н арод н з’ю ш колзг и в н ѣ ­
ш к о л ьн о е о б р а зо в а н іе : эти м ъ сам ы м ъ зем ство с о зд а с т ъ
ещ е одно, б е зс п о р н о нучкное гі в аж н о е зв е н о в ъ ц ѣ п и
с в о и х ъ к у л ь т у р н ы х ъ м ѣ р о п р ія тій н а п о л ь зу м ѣ стн аго
к р ая .
Л. Будринъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003