Название публикации: Земские общеобразовательные курсы для учащих в Екатеринбурге. (Окончание*)
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 07.08.1914.
Номер выпуска: 32.
Страница(ы): 26, 27, 28
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Земские общеобразовательные курсы, По Пермскому краю (Урал и Прикамье).
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: В.М. Шулепов, Дистервег, К.Д. Ушинский, Коменский, Н.П. Белдыцкий, Пестапоцци, Руссо.
Топонимы: Европа, Екатеринбург, Пермь, Россия.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, Курсы для взрослых, Учитель, образование, обучение взрослых.
Текст публикации
Земскіе общеобразовательные курсы для учащихъ въ Екатеринбургѣ.
(Окончаніе*).
Искреннюю благодарность шумно выразили курсисты въ день закрытія курсовъ, также и завѣдующему курсами Н.П. Белдыцкому.
Приводимъ его прощальную рѣчь къ курсистамъ.
„Текущій годъ является знаменательной датой въ исторіи русской общественности. 50 лѣтъ тому назадъ, въ разгаръ эпохи великихъ реформъ, было призвано къ жизни земство.
Во главу своей дѣятельности молодое самоуправленіе постановило задачи, связанныя съ вопросами народнаго образованія.
Тяжелое, мрачное наслѣдіе получило оно въ этомъ отношеніи отъ дореформенной эпохи. Въ строгомъ смыслѣ слова народнаго образованія не существовало, лишь кое-гдѣ на необъятномъ пространствѣ великой Россіи были разбросаны жалкія школы, въ которыхъ шла учеба, а не ученье, и гдѣ розга, палка, плеть играли главную роль, какъ воспитательное средство. Въ качествѣ педагоговъ являлсл отставной полуграмотный солдатъ, какой-нибудь спившійся неудачникъ, въ лучшемъ случаѣ дьячокъ, псаломщикъ. Народъ съ ужасомъ чурался этой школы, гдѣ слово „ученье” являлось синонимомъ слова битье. И не мудрено, что на картѣ Европы наша родина отмѣчалась, какъ огромное, сплошное и позорное пятно невѣжества.
Земству здѣсь приходилось все строить сначала. Но прежде всего, главнѣе всего, ему требовался контингентъ лицъ которому можно было бы поручить великое дѣло образованія народа на новыхъ началахъ.
И вотъ впервые на историческую сцену выступаетъ земскій народный учитель.
Онъ принесъ въ новую реформированную школу тѣ гуманныя начала, которыя на культурномъ западѣ считались первымъ и необходимымъ условіемъ дѣла обученія. Онъ изгналъ изъ школы позорную розгу. Онъ принесъ новые гуманные методы. Онъ сталъ проводить въ жизнь тѣ великія идеи, которыя на западѣ проводили Пестапоцци, Руссо, Дистервегъ, Коменскій, а у насъ незабвенный К.Д. Ушинскій. Въ великое дѣло обученія народа онъ вложилъ всю свою душу, всю свою страстность, всю свою любовь.
Заброшенный въ глухіе углы нашей родины, являясь культурнымъ одиночкой, земскій народный учитель перваго призыва заложилъ прочный фундаментъ для дальнѣйшей работы, поставилъ вѣхи въ этомъ направленіи. Слѣдующія поколѣнія народныхъ учителей уже шли проторенной дорогой, тихо и скромно дѣлая свое дѣло. Минуло полвѣка.
Тахо и незамѣтно поднялись и зашелестѣли новые народные всходы, уже такъ непохожіе на старые. Крестьянская Россія въ результатѣ этой работы изъ неграмотной превратилась въ грамотную. Позорное пятно невѣжества потускнѣло, стерлось, и мы съ гордостью можемъ рисовать діаграмму въ одинаковыхъ краскахъ съ остальной Европой.
И если въ настоящее время вопросъ о всеобщемъ обученіи не вызываетъ призрительную улыбку и не является утопіей,— то этимъ Россія прежде всего обязана земству и русскому народному учителю.
И если въ настоящее время растущіе съ поразительной быстротой кооперативы изъ среды народа находятъ работниковъ, желающихъ и умѣющихъ активно вести общественную работу, то этимъ мы прежде всего обязаны русскому народному учителю.
И если теперь русскій народъ не только не чурается школы, но требуетъ и жаждетъ ея, то это также результатъ дѣятельности народнаго учителя.
Русское общество оцѣнило такую плодотворную дѣятельность, и за послѣдніе годы званіе народной учительницы, народнаго учителя не вызываетъ къ себѣ того полупрезрительнаго отношенія, какое вызывало раньше. Это званіе уже является почетнымъ, ибо русскій народный учитель выполнилъ огромную историческую миссію.
Но жизнь не стоитъ на одномъ мѣстѣ. Она предъявляетъ новыя и новыя требованія. Она становится многограннѣе и въ своемъ поступательномъ движеніи она отметаетъ въ сторону не только идущихъ вспять, но и остающихся на мѣстѣ.
И передъ русскимъ народнымъ учителемъ встаетъ новая отвѣтственная задача: изъ грамотной Россіи сдѣлать культурную. Онъ долженъ много поработать надъ собой и уча, онъ долженъ учиться самъ. Если бы вы знали, — говорилъ А.П. Чеховъ, — какъ необходимъ въ русской деревнѣ хорошій, умный, образованный учитель. У насъ въ Россіи его необходимо поставить въ какія-то особенныя условія и это нужно сдѣлать скорѣе… Учитель долженъ быть артистъ, художникъ, горяче влюбленный въ свое дѣло. Нужно, чтобы онъ былъ первымъ человѣкомъ въ деревнѣ, чтобы онъ могъ отвѣтить мужику на всѣ его вопросы, чтобы мужикъ признавалъ въ немъ силу, достойную вниманія и уваженiя”.
За послѣдніе годы необходимость поднятія образовательнаго ценза народнаго учителя ясно встала передъ земской Россіей. Передовые земства дѣятельно занялись вопросомъ „подготовки учительскаго персонала”. Общеобразовательные курсы для народныхъ учителей были признаны однимъ изъ дѣйствительныхъ и лучшихъ средствъ для достиженія этой цѣли.
Пермское губернское земство, занимающее въ вопросахъ народнаго образованія одно изъ первыхъ мѣстъ среди другихъ земствъ, конечно, не могло пройти молча мимо этой назрѣвшей потребности, необходимость которой властно продиктована самой жизнью. Вопросъ объ общеобразовательныхъ курсахъ за послѣднія 5—6 лѣтъ дѣятельно дебатировался на губернскихъ и уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ, и въ прошломъ 1913 году губернское земство организовало въ городѣ Перми первые общеобразовательные курсы, привлекшіе въ аудиторію 850 учительницъ и учителей губерніи. Уже этотъ первый опытъ наглядно показалъ всю своевременность, всю необходимость этого мѣропріятія. Первые общеобразовательные курсы вызвали огромный подъемъ, возбудили жажду знанія и необходимость дальнѣйшаго самообразованія.
Настоящіе курсы, организованные въ г. Екатеринбургѣ, привлекли въ аудиторію уже свыше 1000 человѣкъ учащихъ.
„Вы есть соль земли, Вы есть свѣточи міра”,— таки ми словами привѣтствовалъ Васъ въ своей прекрасной рѣчи достоуважаемый пастырь при открытіи настоящихъ курсовъ.
Ваши руководители г.г. инспектора народныхъ училищъ также привѣтствовали Васъ, отмѣчая Вашу готовность пожертвовать ради науки свободнымъ временемъ, столь необходимымъ Вамъ отдыхомъ и пожелали Вамъ успѣха въ занятіяхъ.
Г.г. теперь, когда вторые общеобразовательные курсы уже закончились, когда Вы готовитесь покинуть эту аудиторію, гдѣ въ тѣсномъ единеніи провели 33 дня, — теперь им имѣется полное основаніе сказать: Вы, какъ и пермскіе слушатели, вполнѣ оправдали затраты и труды по организаціи курсовъ и надежды губернскаго земства.
Не отвлекаясь ничѣмъ постороннимъ, Вы жадно ловили каждый звукъ, каждое слово, которое неслось къ Вамъ съ этой трибуны. Вашъ тысячеокій коллективъ здѣсь, въ этой аудиторіи, являлъ единое тѣло, единую душу.
Ваше страстное желаніе получить знанія, Ваше жадное вниманіе дѣйствовало возбуждающе и на лекторскій персоналъ. Чувствовалось духовное единеніе лектора съ аудиторіей. Ваши трогательныя прощанія съ каждымъ лекторомъ, Ваши адреса къ нимъ и отвѣтныя ихъ рѣчи — все свидѣтельствовало, что мѣропріятіе губернскаго земства встрѣтило подготовленную почву и шло на встрѣчу Вашей потребности.
Не здѣсь, не въ настоящую минуту, господа, можно будетъ учесть все значеніе закончившихся курсовъ, для этого необходимо время, необходимо нѣкоторое размышленіе и необходима сводка данныхъ анкеты, но и первыя свѣтлыя впечатлѣнія позволяютъ сказать, что недаромъ провели Вы здѣсь время и представители мысли и науки не на каменистую почву бросили свои сѣмена.
Изъ этой аудиторіи Вы, по образному выраженію Гейне, унесете съ собой солнечные лучи. И, уходя въ сѣрые будни трудовой жизни, этими лучами Вы освѣтите и мракъ деревни и согрѣете Ваше культурное одиночество.
И если Пермскіе курсы открыли возможность повторенія послѣдующихъ курсовъ, то настоящіе, безъ сомнѣнія, еще болѣе укрѣпили ее.
Позвольте же мнѣ, на долю котораго выпала высокая честь принять близкое участіе въ организаціи первыхъ двухъ общ еобразовательныхъ курсовъ, позвольте мнѣ низко поклониться народной учительницѣ, народному учителю и сказать Вашей милой и чуткой аудиторіи, сказать съ свѣтлой надеждой „до свиданія, до скораго свиданія!”
Въ отвѣтномъ словѣ на эту рѣчь, курсисты сказали свое „сердечное спасибо” и оттѣнили, что завѣдующій курсами взялъ на свои плечи колоссальный трудъ по организаціи, такъ давно желанныхъ и крайне необходимыхъ курсовъ, примѣнивъ въ высшей степени умѣло свой опытъ, какъ бывшій народный учитель и земскій дѣятель, что особенно ярко отразилось въ выборѣ лекторовъ и выработкѣ программы такихъ предметовъ, знаніе которыхъ не только цѣнно для нашего общаго развитія, но и очень важно для поднятія авторитета учителя въ деревнѣ, гдѣ ему приходится работать.
„Мы не можемъ обойти молчаніемъ и Ваш его отечески-товарищескаго отношенія къ намъ, — заключили курсисты, — когда Вы, дорогой Николай Петровичъ, при огромной работѣ по курсамъ сумѣли посвятить такъ много времени разрѣшенію вопросовъ, касающихся и насъ лично”.
Одна изъ учительницъ поднесла отъ аудиторіи г. Белдыцкому цѣнный подарокъ.
Наконецъ, аудиторія привѣтствовала организатора выставки В.М. Шулепова и въ своемъ адресѣ высказала ему „глубокую благодарность за работу въ новомъ начинаніи здѣшняго края”; любезная готовность организатора выставки дать всегда объясненія „много способствовала” ея успѣху.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003