Земские общеобразовательные курсы для учащих в Екатеринбурге. (Окончание*)

Название публикации: Земские общеобразовательные курсы для учащих в Екатеринбурге. (Окончание*)
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 07.08.1914.
Номер выпуска: 32.
Страница(ы): 26, 27, 28
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Земские общеобразовательные курсы, По Пермскому краю (Урал и Прикамье).
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: В.М. Шулепов, Дистервег, К.Д. Ушинский, Коменский, Н.П. Белдыцкий, Пестапоцци, Руссо.
Топонимы: Европа, Екатеринбург, Пермь, Россия.
Ключевые слова: Внешкольная деятельность, Курсы для взрослых, Учитель, образование, обучение взрослых.

Текст публикации

Земскіе общеобразовательные курсы для уча­щихъ въ Екатеринбургѣ.

(Окончаніе*).

Искреннюю благодарность шумно выразили курсисты въ день закрытія курсовъ, также и завѣдующему курсами Н.П. Белдыцкому.

Приводимъ его прощальную рѣчь къ курсистамъ.

„Текущій годъ является знаменательной датой въ исторіи русской общественности. 50 лѣтъ тому назадъ, въ разгаръ эпохи великихъ реформъ, было призвано къ жизни земство.

Во главу своей дѣятельности молодое самоуправленіе постановило задачи, связанныя съ вопросами народнаго образованія.

Тяжелое, мрачное наслѣдіе получило оно въ этомъ отношеніи отъ дореформенной эпохи. Въ строгомъ смыслѣ слова народнаго образованія не существовало, лишь кое-гдѣ на необъятномъ пространствѣ великой Россіи были разбросаны жалкія школы, въ которыхъ шла учеба, а не ученье, и гдѣ розга, палка, плеть играли главную роль, какъ воспитательное средство. Въ качествѣ педагоговъ являлсл отставной полуграмотный солдатъ, какой-нибудь спившійся неудачникъ, въ лучшемъ случаѣ дьячокъ, пса­ломщикъ. Народъ съ ужасомъ чурался этой школы, гдѣ слово „ученье” являлось синонимомъ слова битье. И не мудрено, что на картѣ Европы наша родина отмѣчалась, какъ огромное, сплошное и позорное пятно невѣжества.

Земству здѣсь приходилось все строить сначала. Но прежде всего, главнѣе всего, ему требовался контингентъ лицъ которому можно было бы поручить великое дѣло образованія народа на новыхъ началахъ.

И вотъ впервые на историческую сцену выступаетъ земскій народный учитель.

Онъ принесъ въ новую реформированную школу тѣ гуманныя начала, которыя на культурномъ западѣ счита­лись первымъ и необходимымъ условіемъ дѣла обученія. Онъ изгналъ изъ школы позорную розгу. Онъ принесъ но­вые гуманные методы. Онъ сталъ проводить въ жизнь тѣ великія идеи, которыя на западѣ проводили Пестапоцци, Руссо, Дистервегъ, Коменскій, а у насъ незабвенный К.Д. Ушинскій. Въ великое дѣло обученія народа онъ вложилъ всю свою душу, всю свою страстность, всю свою любовь.

Заброшенный въ глухіе углы нашей родины, являясь культурнымъ одиночкой, земскій народный учитель перваго призыва заложилъ прочный фундаментъ для дальнѣйшей работы, поставилъ вѣхи въ этомъ направленіи. Слѣдующія поколѣнія народныхъ учителей уже шли проторенной до­рогой, тихо и скромно дѣлая свое дѣло. Минуло полвѣка.

Тахо и незамѣтно поднялись и зашелестѣли новые народные всходы, уже такъ непохожіе на старые. Кресть­янская Россія въ результатѣ этой работы изъ неграмот­ной превратилась въ грамотную. Позорное пятно невѣже­ства потускнѣло, стерлось, и мы съ гордостью можемъ рисовать діаграмму въ одинаковыхъ краскахъ съ остальной Европой.

И если въ настоящее время вопросъ о всеобщемъ обученіи не вызываетъ призрительную улыбку и не являет­ся утопіей,— то этимъ Россія прежде всего обязана земству и русскому народному учителю.

И если въ настоящее время растущіе съ поразитель­ной быстротой кооперативы изъ среды народа находятъ работниковъ, желающихъ и умѣющихъ активно вести общественную работу, то этимъ мы прежде всего обязаны русскому народному учителю.

И если теперь русскій народъ не только не чурается школы, но требуетъ и жаждетъ ея, то это также резуль­татъ дѣятельности народнаго учителя.

Русское общество оцѣнило такую плодотворную дѣя­тельность, и за послѣдніе годы званіе народной учитель­ницы, народнаго учителя не вызываетъ къ себѣ того полу­презрительнаго отношенія, какое вызывало раньше. Это званіе уже является почетнымъ, ибо русскій народный учитель выполнилъ огромную историческую миссію.

Но жизнь не стоитъ на одномъ мѣстѣ. Она предъяв­ляетъ новыя и новыя требованія. Она становится много­граннѣе и въ своемъ поступательномъ движеніи она отме­таетъ въ сторону не только идущихъ вспять, но и остаю­щихся на мѣстѣ.

И передъ русскимъ народнымъ учителемъ встаетъ новая отвѣтственная задача: изъ грамотной Россіи сдѣлать культурную. Онъ долженъ много поработать надъ собой и уча, онъ долженъ учиться самъ. Если бы вы знали, — говорилъ А.П. Чеховъ, — какъ необходимъ въ русской де­ревнѣ хорошій, умный, образованный учитель. У насъ въ Россіи его необходимо поставить въ какія-то особенныя условія и это нужно сдѣлать скорѣе… Учитель долженъ быть артистъ, художникъ, горяче влюбленный въ свое дѣло. Нужно, чтобы онъ былъ первымъ человѣкомъ въ де­ревнѣ, чтобы онъ могъ отвѣтить мужику на всѣ его во­просы, чтобы мужикъ признавалъ въ немъ силу, достой­ную вниманія и уваженiя”.

За послѣдніе годы необходимость поднятія образова­тельнаго ценза народнаго учителя ясно встала передъ земской Россіей. Передовые земства дѣятельно занялись вопросомъ „подготовки учительскаго персонала”. Общеоб­разовательные курсы для народныхъ учителей были при­знаны однимъ изъ дѣйствительныхъ и лучшихъ средствъ для достиженія этой цѣли.

Пермское губернское земство, занимающее въ вопро­сахъ народнаго образованія одно изъ первыхъ мѣстъ среди другихъ земствъ, конечно, не могло пройти молча мимо этой назрѣвшей потребности, необходимость которой вла­стно продиктована самой жизнью. Вопросъ объ общеобра­зовательныхъ курсахъ за послѣднія 5—6 лѣтъ дѣятельно дебатировался на губернскихъ и уѣздныхъ земскихъ собра­ніяхъ, и въ прошломъ 1913 году губернское земство орга­низовало въ городѣ Перми первые общеобразовательные курсы, привлекшіе въ аудиторію 850 учительницъ и учителей губерніи. Уже этотъ первый опытъ наглядно пока­залъ всю своевременность, всю необходимость этого мѣро­пріятія. Первые общеобразовательные курсы вызвали огромный подъемъ, возбудили жажду знанія и необходи­мость дальнѣйшаго самообразованія.

Настоящіе курсы, организованные въ г. Екатеринбур­гѣ, привлекли въ аудиторію уже свыше 1000 человѣкъ учащихъ.

„Вы есть соль земли, Вы есть свѣточи міра”,— таки ми словами привѣтствовалъ Васъ въ своей прекрасной рѣчи достоуважаемый пастырь при открытіи настоящихъ курсовъ.

Ваши руководители г.г. инспектора народныхъ учи­лищъ также привѣтствовали Васъ, отмѣчая Вашу готов­ность пожертвовать ради науки свободнымъ временемъ, столь необходимымъ Вамъ отдыхомъ и пожелали Вамъ успѣха въ занятіяхъ.

Г.г. теперь, когда вторые общеобразовательные курсы уже закончились, когда Вы готовитесь покинуть эту ауди­торію, гдѣ въ тѣсномъ единеніи провели 33 дня, — теперь им имѣется полное основаніе сказать: Вы, какъ и пермскіе слушатели, вполнѣ оправдали затраты и труды по органи­заціи курсовъ и надежды губернскаго земства.

Не отвлекаясь ничѣмъ постороннимъ, Вы жадно ло­вили каждый звукъ, каждое слово, которое неслось къ Вамъ съ этой трибуны. Вашъ тысячеокій коллективъ здѣсь, въ этой аудиторіи, являлъ единое тѣло, единую душу.

Ваше страстное желаніе получить знанія, Ваше жад­ное вниманіе дѣйствовало возбуждающе и на лекторскій персоналъ. Чувствовалось духовное единеніе лектора съ аудиторіей. Ваши трогательныя прощанія съ каждымъ лек­торомъ, Ваши адреса къ нимъ и отвѣтныя ихъ рѣчи — все свидѣтельствовало, что мѣропріятіе губернскаго земства встрѣтило подготовленную почву и шло на встрѣчу Вашей потребности.

Не здѣсь, не въ настоящую минуту, господа, можно будетъ учесть все значеніе закончившихся курсовъ, для этого необходимо время, необходимо нѣкоторое размышленіе и необходима сводка данныхъ анкеты, но и первыя свѣтлыя впечатлѣнія позволяютъ сказать, что недаромъ провели Вы здѣсь время и представители мысли и науки не на каменистую почву бросили свои сѣмена.

Изъ этой аудиторіи Вы, по образному выраженію Гейне, унесете съ собой солнечные лучи. И, уходя въ сѣ­рые будни трудовой жизни, этими лучами Вы освѣтите и мракъ деревни и согрѣете Ваше культурное одиночество.

И если Пермскіе курсы открыли возможность повто­ренія послѣдующихъ курсовъ, то настоящіе, безъ сомнѣнія, еще болѣе укрѣпили ее.

Позвольте же мнѣ, на долю котораго выпала высокая честь принять близкое участіе въ организаціи первыхъ двухъ общ еобразовательныхъ курсовъ, позвольте мнѣ низко поклониться народной учительницѣ, народному учителю и сказать Вашей милой и чуткой аудиторіи, сказать съ свѣт­лой надеждой „до свиданія, до скораго свиданія!”

Въ отвѣтномъ словѣ на эту рѣчь, курсисты сказали свое „сердечное спасибо” и оттѣнили, что завѣдующій кур­сами взялъ на свои плечи колоссальный трудъ по органи­заціи, такъ давно желанныхъ и крайне необходимыхъ кур­совъ, примѣнивъ въ высшей степени умѣло свой опытъ, какъ бывшій народный учитель и земскій дѣятель, что особенно ярко отразилось въ выборѣ лекторовъ и выработкѣ программы такихъ предметовъ, знаніе которыхъ не только цѣнно для нашего общаго развитія, но и очень важно для поднятія авторитета учителя въ деревнѣ, гдѣ ему прихо­дится работать.

„Мы не можемъ обойти молчаніемъ и Ваш его отечески-товарищескаго отношенія къ намъ, — заключили курсисты, — когда Вы, дорогой Николай Петровичъ, при огромной работѣ по курсамъ сумѣли посвятить такъ много времени разрѣшенію вопросовъ, касающихся и насъ лично”.

Одна изъ учительницъ поднесла отъ аудиторіи г. Белдыцкому цѣнный подарокъ.

Наконецъ, аудиторія привѣтствовала организатора вы­ставки В.М. Шулепова и въ своемъ адресѣ высказала ему „глубокую благодарность за работу въ новомъ начинаніи здѣшняго края”; любезная готовность организатора выставки дать всегда объясненія „много способствовала” ея успѣху.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003