Всероссийский совет крестьянских депутатов. Речь Чернова

Название публикации: Всероссийский совет крестьянских депутатов. Речь Чернова
Газета: Пермский вестник временного правительства
Дата: 16.05.1917.
Номер выпуска: 10.
Страница(ы): 2, 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: Брешко-Брешковская, Вильгельм, Гинденбург, Чернов.
Топонимы: Австро-Венгрия, Германия, Европа, Россия, Турция.
Ключевые слова: Мир, крестьянская война, труд.

Текст публикации

ВСЕРОССIЙСКIЙ СОВЕТЪ КРЕСТЬЯНСКИХЪ ДЕПУТАТОВЪ

[Часть текста не распознана]

Вы можете взять всю волю, всю зем­лю, всо образованіе, котороо вамъ нуж­но, но проливая 1111 капли крови. Вы до­статочно ео проливали за эти трц года достаточно помучились для тою, чтобы жертвовать ообон такимъ образомъ Но тутъ, граждане, потребуется-. отъ васъ другая жертва—большого напряженія силъ и вниманія къ нуждамъ своей ро­дины. Вѣдь, она такъ огромна, какъ нн- Кіъкоо другое государство, она такъ на- солопа, какъ никакое другое государ­ство.

Я вамъ низко кланяюсь,—заканчи­ваетъ Бабушка свою рѣчь,—я прошу васъ, граждане., чтобы вы, какъ рупоръ, черезъ ‘который будетъ слушать васъ вся 1 оссія, ‘Сказали овоо разумноо и свое твердое слово, что пора, наконецъ, освободить руки Для работы въ госу­дарствѣ на пользу всей страны, а нс висѣть намъ въ воздухѣ, какъ внсямъ уже вотъ три года.

Появленіе па трибунѣ В. М. Чернова встрѣчено бурными ашілодноментами перешедшими въ овацію.

Рѣчь В. М. Чернова.

Товарищи! 20 лѣтъ тому назадъ, шіѣ, тогда юношѣ, выпало на Долю сча­стье принять участіе въ первыхъ, въ самыхъ первыхъ, послѣ долгаго переры­ва, попыткахъ создать организацію рос­сійскаго трудового крестьянства для борьбы за его права, за ого завѣтныя думы н ого понятія о настоящей спра­ведливой. равной трудовой жизни. (Аи- нлодисмвнты).

Тогда, товарищи, дѣло начиналось не­большимъ количествомъ людей, и были только первые кружки крестьянъ, кото­рые въ глуши, невѣдомой ни для кого, собирались; и съ самаго начала, изъ ихъ сердецъ вырвалась одна и та же мысль, которая, разъ появившись, нача­ла захватывать дальше и дальше всо новыхъ и новыхъ крестьянъ.

Это была завѣтная мысль о томъ, что, какъ когда то было раскрѣпощено кре­стьянство,—такъ должна быть, нако­нецъ, раскрѣпощена и земля (апл.) Рва­лась мысль о тамъ, что должно быть, наконецъ.. вольное трудовое крестьян­ство на вольной землѣ, на общей землѣ, для всѣхъ трудящихся на этой землѣ!

Товарищи, дѣло было не легкое, дѣло было трудное, его приходилось начинать съ .чалыми силами; его приходилось на­чинать средствами борьбы, которыя тог­да были необходимы, ніо отъ которыхъ теперь мы рады, что избавились; была борьба съ оружіемъ въ рукахъ. Това­рищи, мы слишкомъ хорошо всѣ зна­емъ, что даже тамъ, гдѣ дѣло идетъ съ заклятымъ врагомъ народа,—а такихъ враговъ много было у русскаго трудо­вого крестьянства,—когда даже съ нн- мтт начинаешь борьбу, даже и тогда, освящая оружіе для этой борьбы, ору­жіе, отъ котораго можетъ пролиться кровь, дѣлаешь это не съ легкимъ чув­ствамъ ; дѣлаешь только тогда, когда это необходимо, когда больше выхода никакого нѣтъ, ц только до тѣхъ поръ, пока другого выхода нѣтъ. Вотъ, по­чему,”товарищи, сейчасъ мы всѣ съ гро­маднымъ облегченіемъ можемъ сказать, что возможность, наконецъ, работать открыто, широко, мирнб7~ не проливая своей и чужой крови внутри русской земли, эта возможность явилась. Но эта возможность создана была не сразу^ и намъ, прежде всего, приходится’ вслбм- яить о тѣхъ борцахъ, которые на пер­выхъ порахъ пошли съ оружіемъ въ рукахъ погибать за народное дѣло (шумные апллод.). о тѣхъ борцахъ, ко­торые вышли изъ стараго народническа­го движенія, превратились въ героиче­скую организацію Народной Воли, кото­рые одни въ то время, когда народъ еще спалъ, одни рѣшились вызвать на по­единокъ царское самодержавіе и лучше пасть честно и героически въ этой борь­бѣ, чѣмъ оставить безъ этого зовуща­го примѣра страну. Они считали, что даже давній въ борьбѣ въ то время, ког­да, шансовъ для побѣды еще -нѣтъ, шги останутся своимъ примѣромъ звать всѣхъ, весь русскій народъ на продол­женіе, до побѣднаго окончанія, этой ве­ликой борьбы.

Товарищи, всѣхъ тѣхъ, кто не дожилъ до этого мига, когда мы достигли вс ли­таго счастья дышать на свободной Руси свободнымъ • воздухомъ полной полити­ческой свобода, добытой самимъ наро­домъ,—всѣхъ тѣхъ МЫ ДОЛЖНЫ ВСПОМ­НИТЬ здѣсь со скорбью. (Всѣ встаютъ, голоса: «.вѣчная память». Поютъ вѣчную память).

Товарищи, дѣло было въ особенности трудное, трудное для русской земли, въ которой громадно^. большинство кресть­янства—земледѣльческое рабочее насе­леніе, по существу своему, населеніе мирное, ибо болѣе -мирнаго, большаго символа «мира, большаго воплощенія ми­ра. чѣмъ земледѣльческій народъ, на­родъ труда, поистинѣ быть -не уможотъ. И вотъ, лицомъ къ лицу -съ этимъ, по своей природѣ, мирнымъ, трудовымъ земледѣльческимъ населеніемъ стояла власть. власть, вооруженная ору­жіемъ современной науки, современной ■ техники, ухитрявшаяся «обратить ее въ своего покорнаго слугу для подавленія этого мирнаго населенія. Ц когда пер­вые борцы звали своимъ примѣромъ на борьбу съ оружіемъ въ рукахъ, они чувствовали, они знали, они могли вѣ­рить, и мы «всѣ «вѣрили, что если, на­конецъ. мы увидимъ русскій народъ съ оружіемъ въ рукахъ, онъ скажетъ свою волю. И вотъ, товарищи, русскій народъ оказался -съ оружіемъ въ рукахъ. Онъ этого не хотѣлъ, этого хотѣли чужіе -ко­ронованные владыки, наши коронован­ные владыки. Самъ народъ этого не хо­тѣлъ, но когда судьба вложила въ его руки оружіе, онъ сумѣлъ имъ восполь­зоваться такъ, какъ не ожидали -наши коронованные владыки (апплодисменты).

іВо время -войны, несмотря на войну, несмотря на страшную угрозу, русскій народъ нашелъ «въ себѣ достаточно си­лы. чтобы въ это самое время произве­сти въ самой- Россіи такое громадное преобразованіе, ‘«такое возрожденіе и обновленіе, -которое «по-вергло въ изу­мленіе другіе народы.

Русское крестьянство ужо сказало одинъ разъ свое слово въ -русской «ре­волюціи. -Когда «все русское крестьян­ство организуется «въ Совѣта Крестьян­скихъ Депутатовъ, а мы—только заро­дышъ этого будущаго, -гораздо болѣе великаго, гораздо -болѣе Огромнаго, «всеобъемлющаго, на вою Россію прр- отиіралощагоіея и развѣтвляющагося объединенія, когда это. я говорю, бу­детъ,                русское крестьянство «скажетъ

свое слѣдующее слово. По одно свое ‘ слово оно уже сказало, оно сказало ! его въ лицѣ революціонной арміи,-—ре­волюціонной арміи, безъ которой не могъ бы произойти переворотъ, революціоп-‘ ной арміи, которая, по своему составу, преимущественному составу вся крс- • стьшижал армія, “Но. только потому, что въ Россіи крестьянство составляетъ та- – кое подавляющее большинство «населе­нія. зю и« потому, что, «въ то время, какъ дгѵѵгія -сословія, другіе классы въ зна­чительной степени «мобилизовались въ тылу для снабженія, въ это время ро-ссійское крестьянство, россійская дерев­ни въ большей, чѣмъ ктоктнбо, степешт. несетъ эту повинность людьми. эту пошшщость кровью, и эта русская армія есть поэтому, прежде всего, и больше всего—крестьянская (шуми. апл.). Эта крестьянская армія ужо сказала, свое слово!

Товарищи, вмѣстѣ съ этой арміей, оказалъ свое слово и другой родной брать трудового горѳстъянства—рабо­чій классъ, прблетартть городовъ, ко­торый, вмѣстѣ съ этой арміой, брат­ство города и деревни уже отчасти осу­ществилъ. Это братство закрѣплено кровыо на улицахъ столицы, гдѣ раз­стрѣливали ихъ протопоповскіе и цар­скіе пулеметы, это братство оатсрѣпло­но. дальше, въ сіргашгзаціи совѣта ра­бочихъ и солдатскихъ депутатовъ и это братство вы закрѣпите еще больше, когда вы создадите совѣтъ кр. депута­товъ, и когда три основныхъ вѣтви—. совѣтъ кр. депутатовъ совѣть раб. депу­татовъ н особенно, объединяющею ихъ звено—совѣтъ солд. депутатовъ,—со­единятся въ этомъ тройственномъ со­юзѣ въ одну могучую трудовую, зем­ную троицу (шуми, аппл.), которая бу­детъ обладать такой силой, что, если еще есть на Руси люди, которыо мечта­ютъ о томъ, чтобы, дождавшись какого- нибудь иедоразу.мѣнія, какой нибудь розіпг, какихъ нибудь столкновеній въ этой трудовой арміи, снова выйти    на

сцену ц наложить свою руку на то, что было добыто, сели такіе люди есть и если, съ другой стороны, есть и найдут­ся люди, которые достиженію побѣдна­го движенія трудовой Россіи, ѳя завѣт­ныхъ цѣлей попытаются стать поперекъ дороги, то они увидятъ, что этого сдѣ­лать безнаказанно нельзя! (аппл.).

И какъ только они это увидятъ, такъ достаточно будетъ, быть можетъ, одно­го грознаго вида этихъ трехъ армій— деревни, города и фронта, этихъ трехъ армій, слігвщціся во единую трудовую армію, достаточно будетъ этого грозна­го вида, чтобы отнять у нихъ всякую смѣлость, дерзновеніе на то, чтобы по­сягнуть и рискнуть на” что бы то нн было подобное.

Товарищи, русская революція была для многихъ какимъ то чудомъ, какой то сказкой.

Я пріѣхалъ къ вамъ изъ заграницы. Я видѣлъ, какъ этой сказкѣ тамъ плохо вѣрятъ, но разъ мы сумѣли начать раз­сказывать такую хорошую сказку, то я думаю, что у насъ явится охота и про­должать эту- сказку (аппл.).

II мы “разскажемъ сказку—сказку „ о землѣ, которая сдѣлаются раскрѣпощен­ной, открытой для труда и только Для труда (апплД. А когда мы скажемъ эту сказку, то за ней лепко будетъ послѣдо­вать и всѣмъ Другимъ, ибо земля, това­рищи, есть основаніе всего, всякаго производства, всякой жизни, все оттуда идетъ и все туда возвращается (голоса: «правильно»: аппл.;.

И вотъ, товарищи, когда мы. начавъ дѣло построенія новаго зданія, новаго храма труда въ свѣтлой Россіи, начнемъ но съ крыши,—съ крышъ дома не стро­ятъ, а съ фундамента,—то на этомъ фундаментѣ много легче будетъ возво­дить этажъ за этажомъ, снизу доверху, вплоть до купола того зданіи (апл.). которое будетъ зданіемъ всеоб­щаго труда, освобожденнаго отъ всякой эксплуатаціи чужого труда. Зданіе труда, въ которамъ всѣмъ бу­детъ мѣсто, который не для какого- нибудь одного сословія или класса, ибо всякій человѣкъ, достойный этого вы- окаго званія—званія, выше котораго нѣтъ Да землѣ, можетъ и долженъ тру­диться, ибо ®ея жизнь только и со­стоитъ въ трудѣ, но въ трудѣ, который освобожденъ отъ прежнихъ условій, при которыхъ трудъ, являлся каторгой и проклятіемъ.

Тогда онъ сдѣлается трудомъ сво­боднымъ, творческой работы трудомъ, въ которомъ .человѣкъ оживаетъ, въ которомъ каждый мускулъ, каждая ча­стичка энергіи напрягается, проявляет­ся во внѣ, преображая міръ сообразно человѣческимъ желаніямъ, сообразно человѣческимъ нуждамъ) и потребно­стямъ (апл.).

Вотъ, товарищи, чѣмъ прямѣе, чѣмъ неуклоннѣе мы пойдемъ по этой доро­гѣ, дорогѣ широкой, сметая всѣ препят­ствія; если мы пойдемъ такой прямой дорогой и въ дружномъ, кровью освя­щенномъ, союзѣ трудового -крестьян­ства, революціонной арміи и городско­го пролетаріата, то вліяніе этой рабо­ты возрожденія, обновленія, -совершаю­щагося рядомъ съ этой человѣкоубій- ствоиной войной, будетъ, живымъ конт­растомъ, живымъ противоположеніемъ, живымъ призывамъ къ чему-то Дру­гому, кд, тому, чтобы выбиться ивъ этого кошмара, изъ этого кровопролитія, въ которомъ мы столько времени бьемся.

Достаточно одного зовущаго личнаго примѣра для того, чтобы другіе под­держали, не сразу, конечно. Ничего сра­зу не дается, нетерпѣніе здѣсь не­умѣстно, Мы были терпѣливы, мы на­чали бороться въ Россіи маленькими кучками.

Долгое время народъ не отзывался, долгое время народъ былъ глухъ и слѣпъ, но мЫ не махнули на него ру­кой, не поставили крестъ, какъ иногда намъ предлагалось; мы были тѳрлѣ- ливы.

Будемъ, товарищи, и мы всѣ, научен­ные этимъ опытомъ, также терпѣливы. Мы, товарищи, своимъ примѣромъ зо­вемъ человѣчество, зовемъ народы Ев­ропы къ тому, что толса, можетъ быть, явится сказкой. Прежнія войны конча­лись вотъ чѣмъ; одинъ наступалъ са­погомъ на грудь другому, сжималъ ему горло; одинъ уходилъ униженный, из­битый, разбитый, другой .гордо, •всевласт­ный, самовластный, _

А мы. Россія, трудовая,Россія, я ду­маю, и въ этой областцгобираемся -ска­зать свою сказку. Сказку о замиреніи обновленной внутренними потрясеніями и возрожденіями Европѣ. Сказку о борь­бѣ демократіи всѣхъ странъ за демокра­тическія условія міра.—о борьбѣ, сиг­налъ къ которой подала Россія—ей выпало на долю это счастье.

Вотъ, товарищи, почему, имѣя »то счастье, мы можемъ -продолжать теперь черезъ головы Вильгельмовъ и Гяяден- бурговъ обращаться къ крестьянамъ родственной намъ по крови Болгаріи, крестьянамъ Австро-Венгріи, гдѣ масса славянскихъ племенъ, къ крестьянамъ самой Германіи, къ крестьянамъ мно­гихъ другихъ странъ, даже къ кре­стьянамъ Турціи, КО всѣмъ, ко всѣмъ, кто можетъ услышать ту же самую за­вѣтную, ту Же самую вѣчную сказ­ку, которая долго была _ сказкой, -слиткомъ долго была -сказкой, и пора ей, наконецъ, превратиться въ дѣйстви­тельность, чтобы въ Европѣ воцарился порядокъ и длительный миръ,—длитель­ный миръ, который держится не потому, что такое-то правительство успѣло та­кое-то правительство побѣдить, а пото­му, что народы успѣли обуздать всѣ правительства, успѣли- заставить ихъ считаться со своей волей, волей къ миру, волей къ Труду, волей къ сво­бодѣ, волей къ пріобщенію всѣхъ тру­довыхъ народовъ кд, -свободной, истинно достойной человѣчества, достойной че­ловѣка жизни. (Бурные апплодисменты)..

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003