Волостные попечительства

Название публикации: Волостные попечительства
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.09.1914.
Номер выпуска: 37.
Страница(ы): 2, 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Комментарий.
Персоналии: .
Топонимы: Московская губерния, Пермская губерния.
Ключевые слова: военное положение, военные расходы, война, помощь, попечительство.

Текст публикации

Волостныя попечительства.

Мобилизація арміи и война вызвали къ жизни въ сельскихъ мѣстностяхъ „волостныя попечительства”, цѣль которыхъ—„обслѣдованіе на мѣстахъ личнаго состава всѣхъ семействъ призванныхъ”.*) Дѣло это новое для деревни и, повидимому, не вездѣ усвоили себѣ—какое важное значеніе имѣютъ вновь возникшія организаціи, а поэтому является необходимость ука­зать на крайне отвѣтственную работу попечителей, избираемыхъ волостными сходами.


*) Ст. 68 «Поюженія о презрѣніи ипжеихъ воинскихъ чиновъ и ихъ се­мействъ» въ Собраніи узаконеній ь распоряженій Правительства” Л5 13В отъ 10 ноля 1912 г. Законъ Высочайше утвержденъ 25 іюня 1912 г.


По закону въ число членовъ попечительства сходъ долженъ выбрать не менѣе 3-хъ лицъ, но въ дѣйствительности, какъ видно изъ корреспонденцій, на многихъ сходахъ въ составъ волостныхъ попечи- тельствъ избрано 15, 18, 20 человѣкъ; причемъ, въ члены попечительства входятъ лица обоего пола (не моложе 25 лѣтъ, не опороченныя по суду), имѣющія въ предѣлахъ волости постоянное проживаніе и согла­сившіяся на безвозмездный трудъ. Въ законѣ нѣтъ прямого указанія, могутъ ли избираться попечители не изъ крестьянскаго званія. Но мысль о всесословности попечительства имѣется въ мотивировкахъ къ закону; на этомъ основаніи многіе сходы выбрали попечите­лей—врачей, представителей кооперативовъ и, вообще, интеллигентныхъ лицъ не изъ крестьянскаго сословія.

По обслѣдованію въ Московской губерніи выяс­нено, что въ Японскую войну на каждаго запаснаго, взятаго на службу, приходилось по 2,76 члена семьи; теперь—до 3-хъ человѣкъ. Если считать, что сейчасъ призвано не менѣе 3—4 милл. человѣкъ, то, принимая въ расчетъ, что получка на одного призваннаго со­ставитъ до іо руб., получится солидная сумма въ 30— 40 милл. руб., проходящая ежемѣсячно чрезъ воло­стныя попечительства. Отсюда ясно, какъ важна ихъ роль и какое значеніе имѣетъ тотъ или другой со­ставъ ихъ членовъ.

Между тѣмъ имѣются извѣстія, что въ нѣкото­рыхъ случаяхъ попечителями избраны лица малораз­витыя, неграмотныя и вообще не разбирающіяся въ поставленныхъ передъ ними задачахъ. Въ особомъ, опубликованномъ на-дняхъ, журналѣ совѣта мини­стровъ о порядкѣ примѣненія закона 25 іюня 1912 г. о призрѣніи семействъ нижнихъ чиновъ, находящихся на дѣйствительной службѣ, въ ополченіи и въ воен­ныхъ дружинахъ, отмѣчается, что примѣненіе закона принимаетъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ неправильный характеръ. Волостными попечительствами иногда вклю­чаются въ списки лица трудоспособныя и размѣръ пособій исчисляется въ преувеличенномъ размѣрѣ. Напоминая, что составъ установленій, вѣдающихъ призрѣніемъ, пополненъ мѣстными людьми, совѣтъ министровъ выражаетъ надежду, что мѣстныя власти, при помощи общественныхъ дѣятелей, будутъ имѣть возможность поставить надзоръ за выдачей пайка въ условія, устраняющія наблюдаемыя нынѣ уклоненія. Совѣтъ министровъ, далѣе, находитъ, что главнымъ начальникамъ вѣдомствъ надлежало бы преподать на мѣстахъ указанія о необходимости крайней бережли­вости и осторожности при распредѣленіи пособій въ виду чрезвычайнаго напряженія силъ государства, вы­зываемаго войной, сокращеніемъ торгово-промышлен­наго оборота и уменьшеніемъ поступленій отъ прода­жи спиртныхъ напитковъ.

Въ особомъ циркулярѣ, разсылаемомъ по воло­стнымъ попечительствамъ, отмѣчается подробнѣе, въ чемъ именно замѣчены совѣтомъ министровъ уклоне­нія попечителей отъ закона.

«Согласно ст. 6! пол 25 іюня 1912 г. правомъ на полученіе пособій отъ казны, кремѣ женъ и дѣтей призванныхъ на дѣйстви­тельную службу нижнихъ чиновъ запаса и ратниковъ ополченія и указанныхъ въ ст. 60 того же пол., пользуются отіцъ, мать, дѣдъ, бабка, сестры и братья призваннаго, если указанныя лица содержались трудомъ призваннаго. Ст. 64 пол., между прочимъ, разъяснено, что сестры и братья призванныхъ пользуются посо­біемъ лишь въ томъ случаѣ, если они не достигли 17-лѣтняго возраста, или если они хотя и достигли указаннаго В’враота, но признаны, вслѣдствіе болѣвни, увѣчья или иныхъ причинъ, къ труду неспособными».

Казалось бы, что смыслъ указанныхъ статей закона настоль­ко простъ и ясенъ, что не можетъ вызвать никакихъ сомнѣній или недоразумѣній; однако, изъ представленныхъ въ губернскія присутствія журнальныхъ постановленій уѣздныхъ съѣздовъ, по разсмотрѣніи ими данныхъ обслѣдованія по опредѣленію и назпичевію окончательно пособій, пришлось убѣдиться, что указаннымъ стать­ямъ закона иногда давалось и дается широкое распространитель­ное толкованіе. Такъ въ одномъ случаѣ, напримѣръ, при опредѣленіи права на поссбіе отцовъ, матерей, сестеръ и брать­евъ, принятъ порядокъ опредѣленія трудоспособности главы семы по привнакемъ, усыновленнымъ для (предѣлы’я льготъ по воинской повинности, когда во всѣхъ семьяхъ, въ кошъ отцу минуло 55 лѣтъ, послѣдній долженъ считаться къ труду неспособнымъ и семья имѣетъ право на пособіе на всѣхъ указан­ныхъ выше членовъ. Такое толкованіе явно протвворѣчитъ смыс­лу ст. 61 пол., которая право на пособіе для отцпвъ, матерей, сестеръ и братьевъ ставитъ въ зависимость не отъ формальныхъ признаковъ неработоспособности главы семьи, отца, а отъ дѣй­ствительнаго факта содержанія указанныхъ лицъ на средства призваннаго, каковое обстоятельство и подлежало всестороннему обслѣдованію черезъ попечительство или волостного старшину вь селеніяхъ и члена управы въ городѣ. Въ силу указаннаго, домохозяинъ отецъ, если онъ самъ ведетъ хозяйство, долженъ почисться содержателемъ всей семьи, внѣ зависимости отъ возраста, нСо для лицъ, служащихъ въ крестьянскихъ учрежденіяхъ, а равно для лицъ, кои вошли членами въ попечительства, хорошо извѣстно, что лица крестьянскаго сословія, достигшія очень преклоннаго возраста, продолжаютъ зачастую вести и деіжать въ своихъ ру­кахъ все хозяйство и содержать в ю с^ю Въ такихъ семьяхъ призванные на службу сыновья были лишь пом щчиками домо­хозяина отца, а иногда и не принимали никакого участія въ со­держаніи семьи, ухода на эіработки и не помогая ничѣмъ семьѣ. Ткчно также не рѣдки могутъ быть случаи, когда глава семьи отецъ, въ возраітѣ менѣе 55 лѣгъ, по слабости характера или прирожденной лѣни бродяжничаетъ и не содержитъ семью, а дѣй- ствите. ьнымъ ея кормильцемъ является призванный; въ сихъ случаяхъ, совершенно ясно, что семья имѣ ть право на пособіе кромѣ отца, если, конечно, члены ея удовлетворяютъ прочимъ тре бованіямъ на полученіе пособія отъ кввны, с глашо ст. 64 пол. Нерѣдко встрѣчаются случаи назначенія пособія свойетвев- никамъ (тесть, теща, отчимъ, мачеха) и боковымъ родственникамъ, племянникамъ, племянницамъ, теткамъ и т. п.,а также сожитель­ницамъ и дѣтямъ, прижитымъ внѣ брака и т. п. Опредѣленія эги явно не правильны и, если были дозущены, то подлежатъ исправ­ленію, такъ какъ контингентъ лицъ, пользующихся правомъ на пособіе, ясно установленъ закономъ; если же указанныя лица дѣйствительно содержались призванными и безъ посторонней по­мощи не могутъ обойтись, нужда ихъ можетъ быть удовлетворена исключительно изъ средствъ общественной и частной благотвори­тельности, но не казной.

Независимо отъ сего, очень возможно, что въ числѣ лицъ, коимъ пособіе отъ казны обязательно, могутъ оказаться лица, завѣдомо состоятельныя или средняго достатка, въ дѣйствительности не нуждающіяся ни въ какомъ пособіи; въ такихъ случаяхъ члены попечи- тельствъ должны, съ своей стороны, предложить не­нуждающимся въ пособіи—не пожелаютъ ли они, въ виду трудности переживаемаго страной времени, мас­сы расходовъ, которые потребуетъ война, добровольно отказаться отъ пособій или обратить полученныя ими деньги на нужды раненыхъ, или отправить въ мѣстный земскій комитетъ, въ задачу котораго входитъ оказаніе пособій семьямъ призванныхъ.

Тамъ, гдѣ выбраны дѣятельные чтенія попечительствъ, они не ограничиваютъ свою дѣятельность чисто оффиціальными рамками по распредѣленію ка­зенныхъ пособій, а изыскиваютъ собственныя сред­ства. Такъ, Пашійское попечительство (Пермск уѣзда) устраиваеть спектакли, Калино-Камасинское волостное попечительство (того же уѣзда) рѣшило открыть въ Чусовскомъ заводѣ, на все время войны, дневной дѣт­скій пріютъ ясли, въ который женщины изъ семействъ призванныхъ могли бы сдавать на рабочій день сво­ихъ дѣтей и гдѣ дѣти получали бы теплый кровъ, уходъ и пищу.

Такимъ образомъ работа попечителей можетъ быть расширена въ разныя стороны и охватить разно­образныя нужды осиротѣвшихъ семействъ, призван­ныхъ на войну.

При примѣненіи закона о попечительствахъ вы­ясняется, что въ организацію ихъ вкралось много не­достатковъ. На это обстоятельство уже обратили вни­маніе члены Московскаго сельско-хозяйственнаго об­щества, избравшіе особую комиссію и поручившіе ей принять мѣры къ устраненію неясностей какъ въ самомъ законѣ, такъ и особенно въ инструкціи къ нему.

Съ работами этой комиссіи будутъ ознакомлены земскія учрежденія, а черезъ нихъ, слѣдовательно, и населеніе селъ и деревень. Но замѣченныя недостатки, конечно, не мѣшаютъ плодотворной работѣ тамъ, гдѣ есть желаніе работать на благо защитниковъ дорогой родины.

Кромѣ волостныхъ попечительствъ, существуютъ еще земскія участковыя попечительства. Они сохра­няютъ свое значеніе и послѣ войны и преслѣдуютъ цѣли общественнаго призрѣнія, т. е. помощи всЬмъ вообще нуждающимся въ матеріальной поддержкѣ. Къ сожалѣнію, такихъ попечительствъ немного, а въ наши дни они были бы очень полезны.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003