Название публикации: Волостные попечительства
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.09.1914.
Номер выпуска: 37.
Страница(ы): 2, 3
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Комментарий.
Персоналии: .
Топонимы: Московская губерния, Пермская губерния.
Ключевые слова: военное положение, военные расходы, война, помощь, попечительство.
Текст публикации
Волостныя попечительства.
Мобилизація арміи и война вызвали къ жизни въ сельскихъ мѣстностяхъ „волостныя попечительства”, цѣль которыхъ—„обслѣдованіе на мѣстахъ личнаго состава всѣхъ семействъ призванныхъ”.*) Дѣло это новое для деревни и, повидимому, не вездѣ усвоили себѣ—какое важное значеніе имѣютъ вновь возникшія организаціи, а поэтому является необходимость указать на крайне отвѣтственную работу попечителей, избираемыхъ волостными сходами.
*) Ст. 68 «Поюженія о презрѣніи ипжеихъ воинскихъ чиновъ и ихъ семействъ» въ Собраніи узаконеній ь распоряженій Правительства” Л5 13В отъ 10 ноля 1912 г. Законъ Высочайше утвержденъ 25 іюня 1912 г.
По закону въ число членовъ попечительства сходъ долженъ выбрать не менѣе 3-хъ лицъ, но въ дѣйствительности, какъ видно изъ корреспонденцій, на многихъ сходахъ въ составъ волостныхъ попечи- тельствъ избрано 15, 18, 20 человѣкъ; причемъ, въ члены попечительства входятъ лица обоего пола (не моложе 25 лѣтъ, не опороченныя по суду), имѣющія въ предѣлахъ волости постоянное проживаніе и согласившіяся на безвозмездный трудъ. Въ законѣ нѣтъ прямого указанія, могутъ ли избираться попечители не изъ крестьянскаго званія. Но мысль о всесословности попечительства имѣется въ мотивировкахъ къ закону; на этомъ основаніи многіе сходы выбрали попечителей—врачей, представителей кооперативовъ и, вообще, интеллигентныхъ лицъ не изъ крестьянскаго сословія.
По обслѣдованію въ Московской губерніи выяснено, что въ Японскую войну на каждаго запаснаго, взятаго на службу, приходилось по 2,76 члена семьи; теперь—до 3-хъ человѣкъ. Если считать, что сейчасъ призвано не менѣе 3—4 милл. человѣкъ, то, принимая въ расчетъ, что получка на одного призваннаго составитъ до іо руб., получится солидная сумма въ 30— 40 милл. руб., проходящая ежемѣсячно чрезъ волостныя попечительства. Отсюда ясно, какъ важна ихъ роль и какое значеніе имѣетъ тотъ или другой составъ ихъ членовъ.
Между тѣмъ имѣются извѣстія, что въ нѣкоторыхъ случаяхъ попечителями избраны лица малоразвитыя, неграмотныя и вообще не разбирающіяся въ поставленныхъ передъ ними задачахъ. Въ особомъ, опубликованномъ на-дняхъ, журналѣ совѣта министровъ о порядкѣ примѣненія закона 25 іюня 1912 г. о призрѣніи семействъ нижнихъ чиновъ, находящихся на дѣйствительной службѣ, въ ополченіи и въ военныхъ дружинахъ, отмѣчается, что примѣненіе закона принимаетъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ неправильный характеръ. Волостными попечительствами иногда включаются въ списки лица трудоспособныя и размѣръ пособій исчисляется въ преувеличенномъ размѣрѣ. Напоминая, что составъ установленій, вѣдающихъ призрѣніемъ, пополненъ мѣстными людьми, совѣтъ министровъ выражаетъ надежду, что мѣстныя власти, при помощи общественныхъ дѣятелей, будутъ имѣть возможность поставить надзоръ за выдачей пайка въ условія, устраняющія наблюдаемыя нынѣ уклоненія. Совѣтъ министровъ, далѣе, находитъ, что главнымъ начальникамъ вѣдомствъ надлежало бы преподать на мѣстахъ указанія о необходимости крайней бережливости и осторожности при распредѣленіи пособій въ виду чрезвычайнаго напряженія силъ государства, вызываемаго войной, сокращеніемъ торгово-промышленнаго оборота и уменьшеніемъ поступленій отъ продажи спиртныхъ напитковъ.
Въ особомъ циркулярѣ, разсылаемомъ по волостнымъ попечительствамъ, отмѣчается подробнѣе, въ чемъ именно замѣчены совѣтомъ министровъ уклоненія попечителей отъ закона.
«Согласно ст. 6! пол 25 іюня 1912 г. правомъ на полученіе пособій отъ казны, кремѣ женъ и дѣтей призванныхъ на дѣйствительную службу нижнихъ чиновъ запаса и ратниковъ ополченія и указанныхъ въ ст. 60 того же пол., пользуются отіцъ, мать, дѣдъ, бабка, сестры и братья призваннаго, если указанныя лица содержались трудомъ призваннаго. Ст. 64 пол., между прочимъ, разъяснено, что сестры и братья призванныхъ пользуются пособіемъ лишь въ томъ случаѣ, если они не достигли 17-лѣтняго возраста, или если они хотя и достигли указаннаго В’враота, но признаны, вслѣдствіе болѣвни, увѣчья или иныхъ причинъ, къ труду неспособными».
Казалось бы, что смыслъ указанныхъ статей закона настолько простъ и ясенъ, что не можетъ вызвать никакихъ сомнѣній или недоразумѣній; однако, изъ представленныхъ въ губернскія присутствія журнальныхъ постановленій уѣздныхъ съѣздовъ, по разсмотрѣніи ими данныхъ обслѣдованія по опредѣленію и назпичевію окончательно пособій, пришлось убѣдиться, что указаннымъ статьямъ закона иногда давалось и дается широкое распространительное толкованіе. Такъ въ одномъ случаѣ, напримѣръ, при опредѣленіи права на поссбіе отцовъ, матерей, сестеръ и братьевъ, принятъ порядокъ опредѣленія трудоспособности главы семы по привнакемъ, усыновленнымъ для (предѣлы’я льготъ по воинской повинности, когда во всѣхъ семьяхъ, въ кошъ отцу минуло 55 лѣтъ, послѣдній долженъ считаться къ труду неспособнымъ и семья имѣетъ право на пособіе на всѣхъ указанныхъ выше членовъ. Такое толкованіе явно протвворѣчитъ смыслу ст. 61 пол., которая право на пособіе для отцпвъ, матерей, сестеръ и братьевъ ставитъ въ зависимость не отъ формальныхъ признаковъ неработоспособности главы семьи, отца, а отъ дѣйствительнаго факта содержанія указанныхъ лицъ на средства призваннаго, каковое обстоятельство и подлежало всестороннему обслѣдованію черезъ попечительство или волостного старшину вь селеніяхъ и члена управы въ городѣ. Въ силу указаннаго, домохозяинъ отецъ, если онъ самъ ведетъ хозяйство, долженъ почисться содержателемъ всей семьи, внѣ зависимости отъ возраста, нСо для лицъ, служащихъ въ крестьянскихъ учрежденіяхъ, а равно для лицъ, кои вошли членами въ попечительства, хорошо извѣстно, что лица крестьянскаго сословія, достигшія очень преклоннаго возраста, продолжаютъ зачастую вести и деіжать въ своихъ рукахъ все хозяйство и содержать в ю с^ю Въ такихъ семьяхъ призванные на службу сыновья были лишь пом щчиками домохозяина отца, а иногда и не принимали никакого участія въ содержаніи семьи, ухода на эіработки и не помогая ничѣмъ семьѣ. Ткчно также не рѣдки могутъ быть случаи, когда глава семьи отецъ, въ возраітѣ менѣе 55 лѣгъ, по слабости характера или прирожденной лѣни бродяжничаетъ и не содержитъ семью, а дѣй- ствите. ьнымъ ея кормильцемъ является призванный; въ сихъ случаяхъ, совершенно ясно, что семья имѣ ть право на пособіе кромѣ отца, если, конечно, члены ея удовлетворяютъ прочимъ тре бованіямъ на полученіе пособія отъ кввны, с глашо ст. 64 пол. Нерѣдко встрѣчаются случаи назначенія пособія свойетвев- никамъ (тесть, теща, отчимъ, мачеха) и боковымъ родственникамъ, племянникамъ, племянницамъ, теткамъ и т. п.,а также сожительницамъ и дѣтямъ, прижитымъ внѣ брака и т. п. Опредѣленія эги явно не правильны и, если были дозущены, то подлежатъ исправленію, такъ какъ контингентъ лицъ, пользующихся правомъ на пособіе, ясно установленъ закономъ; если же указанныя лица дѣйствительно содержались призванными и безъ посторонней помощи не могутъ обойтись, нужда ихъ можетъ быть удовлетворена исключительно изъ средствъ общественной и частной благотворительности, но не казной.
Независимо отъ сего, очень возможно, что въ числѣ лицъ, коимъ пособіе отъ казны обязательно, могутъ оказаться лица, завѣдомо состоятельныя или средняго достатка, въ дѣйствительности не нуждающіяся ни въ какомъ пособіи; въ такихъ случаяхъ члены попечи- тельствъ должны, съ своей стороны, предложить ненуждающимся въ пособіи—не пожелаютъ ли они, въ виду трудности переживаемаго страной времени, массы расходовъ, которые потребуетъ война, добровольно отказаться отъ пособій или обратить полученныя ими деньги на нужды раненыхъ, или отправить въ мѣстный земскій комитетъ, въ задачу котораго входитъ оказаніе пособій семьямъ призванныхъ.
Тамъ, гдѣ выбраны дѣятельные чтенія попечительствъ, они не ограничиваютъ свою дѣятельность чисто оффиціальными рамками по распредѣленію казенныхъ пособій, а изыскиваютъ собственныя средства. Такъ, Пашійское попечительство (Пермск уѣзда) устраиваеть спектакли, Калино-Камасинское волостное попечительство (того же уѣзда) рѣшило открыть въ Чусовскомъ заводѣ, на все время войны, дневной дѣтскій пріютъ ясли, въ который женщины изъ семействъ призванныхъ могли бы сдавать на рабочій день своихъ дѣтей и гдѣ дѣти получали бы теплый кровъ, уходъ и пищу.
Такимъ образомъ работа попечителей можетъ быть расширена въ разныя стороны и охватить разнообразныя нужды осиротѣвшихъ семействъ, призванныхъ на войну.
При примѣненіи закона о попечительствахъ выясняется, что въ организацію ихъ вкралось много недостатковъ. На это обстоятельство уже обратили вниманіе члены Московскаго сельско-хозяйственнаго общества, избравшіе особую комиссію и поручившіе ей принять мѣры къ устраненію неясностей какъ въ самомъ законѣ, такъ и особенно въ инструкціи къ нему.
Съ работами этой комиссіи будутъ ознакомлены земскія учрежденія, а черезъ нихъ, слѣдовательно, и населеніе селъ и деревень. Но замѣченныя недостатки, конечно, не мѣшаютъ плодотворной работѣ тамъ, гдѣ есть желаніе работать на благо защитниковъ дорогой родины.
Кромѣ волостныхъ попечительствъ, существуютъ еще земскія участковыя попечительства. Они сохраняютъ свое значеніе и послѣ войны и преслѣдуютъ цѣли общественнаго призрѣнія, т. е. помощи всЬмъ вообще нуждающимся въ матеріальной поддержкѣ. Къ сожалѣнію, такихъ попечительствъ немного, а въ наши дни они были бы очень полезны.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003