Война и культура

Название публикации: Война и культура
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 21.08.1914.
Номер выпуска: 34.
Страница(ы): 2, 3
Автор: В. Ю..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Комментарий.
Персоналии: Суриков.
Топонимы: Англия, Африка, Германия, Новая Зеландия, Россия, Франция, Япония.
Ключевые слова: военное положение, военные расходы, война, враг, единство, культура, культурные мероприятия, развитие, соревнование.

Текст публикации

Война и культура.

Пусть громъ гремитъ надъ головою,
Но тучи черныя пройдутъ…
Все одолѣетъ сила духа,
Все побѣдитъ упорный трудъ’.

(Изв стих. Сурикоѳа).

Съ какой отрадой, съ какимъ глубокимъ чув­ствомъ удовлетворенія приходилось намъ неоднократно отмѣчать культурную работу въ нашей проснувшейся и жаждущей свѣта деревнѣ. Но вотъ пришли дни, когда и земство и правительство принуждены сокра­тить свои культурныя мѣропріятія на благо деревни и направить свои силы и значительныя средства на нуж­ды войны.

Пермское губернское земство пріостановило вы­дачу субсидій на постройку народныхъ домовъ, сокра­щаются агрономическія мѣропріятія и прекращаетъ свои работы отдѣлъ огнг стойкаго строиіельства.

Среди правительственныхъ мѣропріятій въ связи съ войной обращаетъ на себя вниманіе читателя де­ревни распоряженіе не начинать въ текущемъ году никакихъ новыхъ работъ по вѣдомству земледѣлія и землез^стройства, за исключеніемъ тѣхъ случаевъ, ког­да, по всесторонней оцѣнкѣ мѣстныхъ условій, будетъ признано, что отсрочка работы должна нанести очень серьезный з^щербъ экономическому положенію кресть­янскаго населенія; работы, уже начатыя, по возмож­ности, сокращаются, вслѣдствіе уменьшенія числа слу­жащихъ (за призывомъ многихъ въ войска) и въ виду трудности,—а мѣстами и невозможности,—найти рабочихъ. Сокращены всѣ расходы на обслѣдованія, опыты, печатныя изданія, заказы новыхъ инструмен­товъ, наемъ новыхъ помѣщеній. Наконецъ, наиболь­шимъ урѣзкамъ подверглись расходы на личный со­ставъ вѣдомства,—на командировки, приглашеніе но­выхъ спеціалистовъ, замѣщеніе открывающихся вакан­сій и т. п.

Все это такъ печально и вмѣстѣ съ тѣмъ вызы­ваетъ въ насъ чувство ненависти къ врагу, дерзко на­рушившему нашъ мирный культурный трудъ.

Да, мы мирно трудились и намъ было не до вой­ны и не до самолюбія политическихъ дѣятелей герман­ской имперіи, гордой своей внѣшней культурой.

Новыя сотни верстъ желѣзной дороги, шоссейныя дороги, элеваторы (зернохранилища), коопераціи, про­фессіональные союзы, „Народные Дома”, борьба съ пьянствомъ, съ невѣжествомъ и тьмой деревни, борь­ба съ чзтмой, съ чахоткой, съ голодомъ вотъ была работа Россіи.

И отъ этой работы должны были выиграть и мы и западные сосѣди.

Эта работа не только для нашего блага, но и для блага всей Европы, потому что мы, подымая свою культуру, подымали культзфу и Европы.

II вотъ среди этой мирной работы насъ застаетъ болѣе богатый внѣшней культурой сосѣдъ и стремит­ся варварски разрушить все, что мы сдѣлали тяжкими усиліями, невыносимымъ трудомъ.

II хочетъ разрушить потому, что наша культура этому сосѣду невыгодна.

Нѣмецъ привыкъ разсматривать Россію, какъ свой рынокъ, какъ свою „колонію”.

Для него мы только покупатели—потребители, которымъ надобно продать товаръ похуже и подоро­же, а русскіе товары,—плоды тяжелаго труда,—обез­цѣнить…

Наша промышленность, наша торговля и сельское хгзяйство чѣмъ больше станутъ онѣ развиваться, тѣмъ сильнѣе повредятъ нѣмецкой торговлѣ, нѣмецкой про­мышленности и ея крупному землевладѣнію. Германія рѣшила уничтожить нашу молодую культуру.

Ей надо было подготовить почву для новаго тор­говаго договора 1917 года, которымъ она хотѣла окончательно закабалить нашу промышленность и тор­говлю и даже сельское хозяйство. Дѣло дошло до того, что Германія повезла свой хлѣбъ въ нашъ Прибал­тійскій край и въ нашу Финляндію.

Германія замѣтила, что у насъ также проснулась общественная самодѣятельность и мы энергично стали готовиться къ 1917 году. Государственная Дума ассиг­новала 20 милл. руб. на устройство всероссійской вы­ставки въ 1917 году. Земство, какъ защитникъ сель­ской Россіи, съ своей стороны, взялось подготовить и разработать вопросъ объ интересахъ родной дерев­ни въ этомъ близкомъ пересмотрѣ германскаго тор­говаго договора. Появилась масса статей въ печати, предостерегающихъ отъ цѣпкихъ лапъ „культурнаго” сосѣда.

Мы мирно шли своимъ путемъ на почвѣ культур­наго развитія народовъ и ихъ взаимнаго экономиче­скаго соревнованія. II мы привѣтствовали всякій ростъ культуры.

Мы рады ему безкорыстно.

Мы рады, что гдѣ то въ далекой Новой Зеландіи благополучно разрѣшается соціальный вопросъ объ улучшеніи участи трудящихся, мы рады тому, что въ Африкѣ уменьшается смертность, что начинаютъ пе­рерѣзывать ее многочисленныя желѣзныя дороги.

Мы, какъ юноши, какъ молодая нація, радуемся всему живому, растущему и хорошему.

А Германія уже потеряла эту способность радо­ваться, она упивается только своей культурой! Но этого мало, она въ своей странѣ объявила внутреннюю вой­ну мирно трудящемуся населенію, громко заявившему протестъ противъ войны. Газеты уже сообщали, что германскіе рабочіе за свои протесты противъ войны подверглись жестокимъ карамъ и разстрѣлу.

Каждый день война наноситъ тяжелый ударъ воюющимъ народамъ.

Тяжелымъ бременемъ ляжетъ война и на Россію. Но Россія защищаетъ теперь свою культуру, защи­щаетъ всѣ классы своего населенія (крестьянъ, рабо­чихъ, промышленниковъ и торговцевъ).

Правда на ея сторонѣ.

При благопріятномъ для насъ исходѣ войны,—въ- чемъ нельзя сомнѣваться, —мы освободимся не только отъ вѣчныхъ призраковъ кровавой борьбы, но и отъ- тяжелаго давно навязаннаго намъ торговаго договора, который дѣлалъ насъ данниками Германіи.

Германія же, раздавленная могучимъ союзомъ Франціи, Англіи, Японіи и Россіи, потеряетъ не толь­ко свои колоніи, не только большую часть своего тор­говаго флота, но и подорветъ свое крупное землевла­дѣніе и лишится выгоднѣйшихъ торговыхъ рынковъ.-

Но всѣ эти потери ничго въ сравненіи съ глав­ной, съ той именно, что германскій народъ утрачи­ваетъ отнынѣ право быть носителемъ свѣтлой и лу­чезарной культуры. Эго потеря, которую наверстать можно только путемъ отрезвленія, путемъ уничтоже­нія въ себѣ самодовольства и самомнѣнія.

II нынѣшняя война для Германіи это тяжелое испытаніе, болѣе тяжелое, чѣмъ дтя насъ.

Ибо она преступила не только порогъ мира, но и порогъ культуры.

Она показала, что законность для нея не святы­ня, а лишь необходимое удобство.

Нѣмцы будущаго долго еще будутъ краснѣть отъ стыда, вспоминая это преступленіе своего ослѣп­леннаго самодовольствомъ правительства.

Нѣмцы будущаго должны будутъ, какъ болѣзнь, преодолѣть Германію настоящаго.

Мы же, граждане великой страны, дружно объе­динившей въ великомъ подвигѣ всѣ свои племена и на­ціональности (поляковъ, евреевъ, армянъ и татаръ), сольемся еще въ болѣе тѣсную семью для общей культурной работы, которая намъ такъ нужна, кото­рая такъ неотложна…

„Все одолѣет-ь сила духа,
Все побѣдитъ упорный трудъ”.

В Ю.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003