Война и кооперативная деятельность

Название публикации: Война и кооперативная деятельность
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.12.1914.
Номер выпуска: 50.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6
Автор: А. Земляк.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Пермская губерния.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Вологда, Зауралье, Москва, Пермская губерния, Сибирь, Ярославль.
Ключевые слова: кооперация, кредитование, сельское хозяйство, тыл, экономика.

Текст публикации

Воина и кооперативная дѣятельность.

Когда война стала дѣйствительностью, и на гра- ницѣ раздались пушечные выстрѣлы и стоны ране- ныхъ, мы растеряли?!. Б льшинство изъ насъ было того мнѣнія, что разъ началась война, то кромѣ инте­ресовъ войны теперь ничего не существуетъ. Вся на­ша будничная, повседневная дѣятельность должна отой­ти куда-то вдаль, какъ малозначащее или совершенно незначащее дѣло по сравненію съ войной. Война—въ ней вся сила! Вэйна— въ ней весь интересъі Все остальное должно быть оставлено.

Гакимъ мнѣніемъ было проникнуто не только большинство низовъ общества, но и его верховъ. Такъ, вскорѣ по объявленіи войны появилось извѣстіе, что главное управленіе по дѣламъ мелкаго кредита рѣши­ло пріостановить открытіе новыхъ кредитныхъ учреж­деній и по возможности сокращать кредитъ существую­щимъ кредитнымъ кооперативамъ. Правда, это рѣше­ніе вскорѣ было отмѣнено, но самый фактъ, характе­ризующій состояніе умовъ въ то время, остался фактомъ.

Надо сказать, что и теперь еще не всѣ одинако­ваго мнѣнія относительно особой важности, какую пріобрѣтаетъ наша повседневная, текущая работа, именно въ войну. Многіе еще находятъ возможнымъ отдѣлять войну отъ текз’щей жизни государства и со­средоточивать все свое вниманіе на войнѣ, а на все остальное махать рукой, какъ на второстепенное дѣло. Но люди такого мнѣнія забываютъ ту несомнѣнную истину, что война при современныхъ условіяхъ ведется не только вооруженной арміей на поляхъ сраженій, но и народомъ въ его повседневномъ трудѣ около мир­ныхъ жилищъ. И постольку можно ожидать успѣховъ на войнѣ, поскольку силенъ и крѣпокъ народъ въ своей матеріальной и духовной культурѣ. Хозяйственное, эко номическое благополучіе народа является нынѣ пер­вымъ условіемъ силы націи и государства. Какъ это ни странно, а отъ экономическаго строя зависитъ и духовная культура народа: богатый народъ имѣетъ и много школъ, университетовъ, у него на службѣ и науки и искусства… Вотъ почему наша текущая рабо­та, направленная на поднятіе хозяйственнаго благопо­лучія страны, пріобрѣтаетъ особый смыслъ и значеніе именно теперь, въ „военное время”, которое не кон­чится только кровавой борьбой, а окажетъ свое вліяніе и на всѣ стороны международныхъ сношеній (торговлю, сельское хозяйство, даже политическій строй).

Нельзя отрицать, что въ ряду экономическаго бла­гополучія страны наши кооперативы и кооперативная дѣятельность занимаетъ не послѣднее мѣсто, особен­но въ деревнѣ. Кооперативы прямымъ образомъ от­вѣчаютъ на потребность развитія мелкаго крестьянскаго хозяйства, которое какъ-никакъ—является глав­нымъ сельско-хозяйственнымъ производителемъ стра­ны. Но, являясь главнымъ производителемъ страны, крестьянское хозяйство является въ то же время са­мымъ неустойчивымъ въ своемъ экономическомъ бла­гополучіи. На крестьянскомъ хозяйствѣ, какъ мелкомъ производствѣ, особенно отражаются всѣ невзгоды стра­ны и особенно тяжело отражается такая большая не­взгода изъ всѣхъ невзгодъ, какъ война. Вотъ почему кооперативную дѣятельность въ военное время надо признать заслуживающей особаго вниманія.

Тѣмъ болѣе кооперативная дѣятельность заслу­живаетъ сугубаго къ себѣ вниманія, что война, поста­вивъ въ тяжелое положеніе крестьянское хозяйство, одновременно поставила въ тяжелое положеніе и на­ши кооперативы.

Начнемъ съ кредитныхъ кооперативовъ.

Война не уменьшила нужду въ кредитѣ. Напро­тивъ, съ открытіемъ военныхъ дѣйствій, съ призывомъ запасныхъ, нужда въ деньгахъ увеличилась. Деньги понадобились простѳдля личной надобности тѣхъ мно­гихъ солдатъ, которымъ порой нужны деньги даже для личнаго продовольствія и путевыхъ расходовъ. Тѣмъ болѣе нужны деньги для осиротѣвшаго солдат­ скаго хозяйства, для замѣны труда ушедшихъ на вой­ну. Но въ то время, какъ личныя и хозяйственныя потребности крестьянскаго двора въ деньгахъ отъ войны увеличились, притокъ же денегъ, наоборотъ, уменьшился.

Крестьянское хозяйство, которое за послѣднее время приспособилось къ рынку, къ продажѣ това­ровъ, попало, по случаю войны, въ промышленный кризисъ. Мясо, скотъ, масло, яйца, овесъ, ячмень, рожь и другіе сельско-хозяйственные продукты, которые слу­жили предметомъ вывоза въ воюющія страны, потеря­ли вывозъ и во многихъ мѣстахъ въцентрѣ и на югѣ Россіи цѣна на эти продукты пала. При такихъ условіяхъ, понятно, деревня предъявила большій спросъ на кре­дитъ, а между тѣмъ наши ссудо-сберегательныя и кре­дитныя товарищества оказались въ худшемъ положе­ніи относительно удовлетворенія предъявленнаго спро­са на ссуды. Война заставила вкладчиковъ выбирать свои вклады, по случаю призыва запасныхъ; выданныя ранѣе ссуды, не могли поступать въ срокъ и многія ссуды пришлось отсрочить до времени возвращенія призванныхъ на войну; а тутъ еще государственный банкъ рѣшилъ сокращать кредитъ. Положеніе созда­лось, можно сказать, безвыходное. Понадобилось и по­надобится еще въ будущемъ много труда и энергіи для кредитныхъ учрежденій, чтобы пережить эту по­лосу затрудненій. Если осенью наша деревня вышла изъ этого затрудненія сравнительно легко, то въ зна­чительной степени на такоіі исхода, вліяло запрещеніе винной торговли. Громадная масса денегъ, которая раньше рѣкой лилась подъ зеленую вывѣску винной лавки, осталась въ деревнѣ, что и спасло ее отъ ра­зоренія. Но съ продолженіемъ войны, с ь ростомъ воен­ныхъ налоговъ и вздорожаніемъ спичекъ, сахара, ке­росина и т. п. предметовъ косвеннаго обложенія, по­требность деревни въ деньгахъ будетъ наростать и особенно къ веснѣ, ко времени открытія полевыхъ ра­ботъ, и нашимъ кредитнымъ и ссудо-сберегательнымъ товариществамъ придется проявить большую энергію, чтобы не оставить эту насущную потребность въ день­гахъ неудовлетворенной.

Не »ъ лучшихъ условіяхъ относительно своего положенія находятся іі потребительныя общества.

Война внесла большое разстройство въ товаро­обмѣнъ. Движеніе грузовъ но желѣзнымъ дорогамъ почти прекратилось. Многіе районы оказались отрѣ­занными от ь центральныхъ рынковъ и принуждены жить своею хозяйственною жизнью. Въ то же время торговый кредитъ почти совершенно прекратился. И наши потребительныя общества попали въ очень тя­желое положеніе.

N нась есть центральное объединеніе въ лицѣ Московскаго Союза Потребительныхъ Обществъ, но нѣтъ районныхъ объединеній. О тѣхъ немногихъ район­ныхъ объединеніяхъ, которыя возникли за послѣднее время, можно не говорить. Не будучи объединены по­районно, потребительныя общества не имѣли у себя складовъ товара, не имѣли запасовъ. Отрѣзанныя отъ своего центральнаго объединенія и склада, потреби­тельныя общества принуждены были на мѣстахъ поль­зоваться услугами мѣстныхъ оптовиковъ и попасть въ полную ихъ зависимость. Понятно, при такой зависи­мости жизнь потребительныхъ обществъ не можетъ быть легкой. Но это нелегкое житье потребительныхъ обществъ отягощалось еще безденежьемъ. Извѣстно, сколько не твердили потребительнымъ обществамъ, что кредитъ вреденъ, что онъ погибель дня обществъ, но огромное большинство нашихъ потребительныхъ обществъ допускало и допускаетъ торговлю въ кре­дитъ. Съ прекращеніемъ торговаго кредита наши по­требительныя общества попали прямо въ критическое положеніе. Нѣкоторыя потребительныя общества не выдержали такого испытанія и закрылись. Къ тому же часть такихъ погибшихъ обществъ держалась на при­быльной торговлѣ своихъ ренсковыхъ погребковъ, гдѣ успѣшно шла пропаганда въ деревнѣ Шустовскаго коньяка и малороссійской запеканки. А теперь какъ разъ это дѣло и пришлось закрыть, быть можетъ, на­всегда…

Если не будетъ проявлена особая забота о по- требительных’ь обществахъ, не надо удивляться то м>, что можетъ послѣдовать массовое закрытіе по де­ревнямъ обществъ потребителей.

Не легко живется и нашимъ молочнымъ товари­ществамъ и маслодѣльнымъ артелямъ.

Если на молочныя товарищества, которыя прію- і и л и с ь около столицъ, война мало повліяла, то она обрушилась всей силой на маслодѣльныя артели (осо­бенно у насъ въ Зауральѣ и въ Сибири). Война, за- крывь границы для выхода масла, сразу поставила на­ши артели въ критическое положеніе. Нашъ внутрен­ній рынокъ для масла не такой ёмкій и не такъ мы богаты, чтобы платить за масло столько, какъ намъ платили за границей. Надо было проявить особыя уси­лія, чтобы спасти маслодѣльныя артели отъ смертель­наго удара. Не легко переносятъ удары даже такіе сильные союзы маслодѣльныхъ артелей, какъ Сибир­скій и Вологодскій. Не объединенныя же маслодѣль­ныя артели подъ ударомъ наступившаго кризиса па­даютъ и гибнутъ. Напримѣръ, изъ Ярославской гу­берніи принесены извѣстія, что столь прославившаяся своею молочностью ярославская корова идетъ за без­цѣнокъ подъ ножъ, угрожая деревнѣ остаться совер­шенно безъ молочнаго скота, и сколько надо употре­бить усилій, чтобы удержать наши молочныя артели и скотоводство отъ такихъ роковыхъ послѣдствій.

Наконецъ, война требуетъ усиленной дѣятельно­сти и отъ сельско-хозяйственныхъ обществъ или то­вариществъ.

Хотя эти кооперативы и слабо у насъ развиты, но кто же будетъ отрицать за ними право на суще­ствованіе и на ихъ огромную роль въ развитіи кре­стьянскаго хозяйства? Война, создавая промышленный и сельско-хозяйственный кризисъ, особенно выдвигаетъ значеніе подобныхъ кооперативовъ. Разрѣшеніе сел.- хозяйственнаго кризиса прямымъ образомъ связано съ дѣятельностью сельско-хозяйственныхъ обществъ или товариществъ,—имъ, какъ говорятъ, „ и книги въ ру­ки”. Этимъ кооперативамъ надлежитъ озаботиться о хорошемъ сбытѣ сельско-хозяйственныхъ продуктовъ, которые не находятъ въ настоящее время себѣ куп­цовъ; имъ надлежитъ также обставить деревню такъ, чтобы съ наступленіемъ весны можно было приступить къ работамъ, не испытывая ни въ чемъ большихъ за­трудненій.

Такимъ образомъ, какой бы вы видъ кооперати­ва не затронули, война требуетъ усиленнаго къ нему вниманія. Война требуетъ вообще повышенной дѣя­тельности кооперативовъ. А потому мы не только не можемъ оставить текущую кооперативную работу, но должны повысить ее по сравненію съ прежней дѣя­тельностью.

И есть полная надежда, что намъ удастся повы­сить кооперативную дѣятельность деревни, понятно, если мы того захотимъ сами. Въ деревнѣ далеко не всѣ передовые люди заняты кооперативной дѣятель­ностью. Для нѣкоторой части деревенской интелли­генціи кооперативная работа была нѣчто вродѣ за­претнаго плода съ дерева „познанія добра и зла“. Те­перь условія съ этой стороны облегчились и, надо по­лагать, что вся передовая часть деревни запишется въ дѣйствующіе ряды кооператоровъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ въ деревнѣ замѣчается, подъ вліяніемъ общенароднаго бѣдствія, повышенный интересъ къ коопераціи, кото­рая служитъ дѣйствительнымъ средствомъ облегченія жизни народныхъ массъ. Если наша деревня выкажетъ стремленіе къ повышенной кооперативной дѣятельно­сти, какъ того требуетъ переживаемое время войны, то и земство не останется равнодушнымъ къ подобной дѣятельности, особенно земство нашей Пермской губ., которое такъ чутко прислушивалось къ нуждамъ и потребностямъ своего населенія.

А, когда мы укрѣпимъ хозяйственное благополу­чіе у себя въ странѣ, тѣмъ самымъ мы создадимъ го­сударственную и военную крѣпость и силу Россіи для успѣшнаго окончанія войны и нашихъ будущихъ по­бѣдъ въ великихъ событіяхъ международной жизни за гранью этой войны,

А. Землякъ

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003