Военные заметки

Название публикации: Военные заметки
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 18.06.1916.
Номер выпуска: 132.
Страница(ы): 2
Автор: К. Славнин.
Тематический блок: Первая мировая война.
Рубрика (поле использовалось в первой версии системы, в дальнейшем будет удалено): Война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: Военные заметки.
Тип публикации: Заметка.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Кавказский фронт, Россия, Турция, война.

Текст публикации

Военные заметки

Жестокій ударъ для Турціи.

Вь то время, какъ русское общественное вниманіе было почти всецѣло поглощено важнѣйшими событіями на австрійскомъ фронтѣ, въ Аравіи, въ священнѣйшемъ центрѣ всего мусульманства Моккѣ, незамѣтно подготовлялось возстаніе противъ Турціи, кончившееся полнѣйшимъ успѣхомъ. Великій шерифъ Мокки, поддержанный арабскими племенами центральной Аравіи, провозгласилъ свою независимость отъ Отто. минской имперіи. Изъ телеграммъ извѣстно, что гойскамн шернфа захвачены такіе важные города н оплоты мусульманства. какъ сама Мекка, Джедда и і анфъ. Турецкіе гарнизоны, за исключеніемъ двухъ небольшихъ фортовъ, взяты въ плѣнѣ. По сообщенію же телеграфа. войска шернфа тѣснымъ кольцомъ обложили другой священнѣйшій дтя мусульманъ городъ Медину н захватили всѣ пути сообщенія къ Год- жасу.
Чтобы отчасти представить себѣ всю важность разразившихся въ Аравіи событій не только съ точки зрѣція ихъ реальныхъ результатовъ, а съ смыслѣ моральнаго только униженія Турціи, достаточно вспомнить слѣдующій историческій фактъ.
Въ концѣ 1914 года, не безъ участія, конечно, нѣмецкихѣ магистровъ, обучавшихъ младотурокъ быть европейскими дипломатами н стратегами. . султанъ объявилъ такъ называемый «джихадъ», т. е. священную войну въ защиту святынь мусульманства—Мекки и Медины отъ иновѣрныхъ. Но готъ прошло полтора года, и Мекка и Медина, съ населяющими нхъ правовѣрными арабами, сами отложились отъ султана. Что это значитъ? Для Турціи и султана, «немногое»: полнѣйшее отсутствіе довѣрія
Аравіи къ Турціи, взявшей на себя, или, вѣрнѣе, узурпировавшей власть шернфа надъ мусульманами.
Титулъ султана, кстати сказать, включающій іеъ себѣ «массу «возвышающаго султана обмана» (нагер., івъ титулѣ султана говорится, что онъ «императоръ сильныхъ императоровъ», «властитель райскаго благовонія, Анатоліи н Р.умеліи, Африки и Аравіи… Іерусалима святого л Эрзерума прекраснаго, -Мі*>я Чернаго и моря Бѣлаго (Архипелагъ), владыка Габожа (Абиссиніи), Татаріи, Крыма и пр. и пр.) заключаетъ въ себѣ еще два подученныхъ отъ арабовъ титула: халифа, наслѣдника
пророка, и хаднма (слуги) двухъ городовъ Мекки и Медины, каковые титулы давали султану особо важное прадэиллегарованноѳ положеніе во всемъ ы усу л ымашжцмѣ мірѣ. Напрасно большая часть сознательныхъ и особенно щепетильныхъ жъ своей религіи арабовъ протестовали противъ захвата турецкими султанами титуловъ халифа и хаднма, султаны крѣпко держались за узурпированную ими власть. Они поняли, что халифатъ, если его правильно использовать, можетъ быть страшной реальной силой, а по одной только идеей о священной власти надъ всѣми правовѣрными халифа—потомка пророка. Въ 1889 г. императоръ Вильгельмъ посѣтилъ султана АбдулъТамщда и съ тѣхъ поръ въ Турціи пользовались всеобщей симпатіей й анисл аміи чесісія
идеи, которыя поражаютъ грандіозностью своихъ задачъ. Вѣдь въ самой Турціи подданныхъ султана насчитывается “”нс’ оолъо десятка ммлэтттлт истинныхъ правовѣрныхъ мусульманъ. Быть духовнымъ вождемъ—халифомъ— этого десятка не особенная честь; а /вотъ, если къ нимъ прибавить всѣхъ вообще мусульманъ, населяющихъ и Великобританію, и Россію, и Китай, и Францію и пр., то турецкій султанъ, халифъ, духовный поладь всѣхъ мусульманъ, будетъ насчитывать вь своемъ распоряженіи болѣе 100 милліоновъ духовныхъ» «рабовъ». правовѣрныхъ мусульманъ, разсѣянныхъ почти по всѣмъ государствамъ…
Конечной цѣлью паниеламичсскихъ домогательствъ было стремленіе укрѣпить власть султана именно въ Аравіи. Но фактически идея султанскаго халифата. хотя и величающаго себя халифомъ въ своемъ титулѣ, осуществлена не была. Не владѣя Медкой и Мединой, невозможно быть халифоміь всего мусульманства. И вотъ у турецкихъ дипломатовъ появилась «блестящая» мысль построить желѣзную дорогу къ священному городу мусульманъ Меккѣ и эволюціоннымъ н у темѣ мирно завоедать всю Аравію, которая, со временъ Іемоп- скаго возстанія, обнаруживала явные признаки къ національному самосознанію
И вотъ тепеірь. когда Турція, быть можетъ, особенно надѣялась на поддержку Апатіи въ борьбѣ съ Россіей, отнявшей у Турціи и изъ титула султана такую крупную жемчужину, какъ «титулъ властителя Эрзерума прекраснаго», арабы, эти истинные правовѣрные мусульмане, во. главѣ съ великимъ шерифомъ Мекки, провозгласили свою независимость отъ Турціи. Для всѣхъ сотней милліоновъ мусульманъ, разбросанныхъ по міру, отложеніе отъ ‘Турціи нхъ священнѣйшихъ Городовѣ Мекки и быть можетъ Медины, произведетъ неизгладимое впечатлѣніе.
Священный оплотъ мусульманства отпалъ отъ Турціи,—какой лсе халифъ— султанъ, .если ему не вѣритъ Мекка съ великимъ ея шерифомъ?..
Турція падаетъ все ниже и ниже, точно также, какъ и хитроумныя интриги и комбинаціи, сплетенныя вокругъ нея «міровой побѣдительницей» Германіей…
К. Славнинъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003