Военные заметки

Название публикации: Военные заметки
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 23.08.1916.
Номер выпуска: 183.
Страница(ы): 2
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: Военные заметки.
Тип публикации: Заметка.
Персоналии: .
Топонимы: Черное море, р. Дунай.
Ключевые слова: Румыния, война, сражения на море.

Текст публикации

Военные заметки

Румынскій флотъ и значеніе его.

Румынскій флотъ образуетъ двѣ дивизіи: дунайскую и морскую, Морская дивизія, т. е. силы, дѣйствующія на Черномъ морѣ, состоять изъ одного стараго крейсера «Королева Елисавета». водоизмѣщеніемъ въ 1320 тоннъ, со скоростью хода въ 18 узловъ, во- оруженнагоі четырьмя шестидюймовыми пушками. построеннаго с-выше двадцати лѣтъ тому назадъ и въ общемъ не .имѣющаго серьезнаго боевого значенія. Затѣмъ, въ этой дивизіи имѣется нѣсколько миноносокъ и мип- ныхъ катеровъ. Въ составъ дунайской дивизіи входятъ четыре броненосныхъ канонерки «Иванъ Вратіано», «Александръ Лаговаря». «Михаилъ Когалпп- сону» и «Ласканъ Катаржи», иначе называемыхъ дунайскими мониторами- Строились они австрійцами въ 1907 году, водоизмѣщеніемъ каждая въ 000 тоннъ, вооружены каждая тремя 120-тп миллиметровыми пушками, двумя 120 миллиметровыми гаубицами и четырьмя 47 миллиметровыми орудіями. Скорость каждаго монитора около 13 узловъ. Главная броневая защита по борту состоитъ изъ плитъ .въ 2—3 дюйма толщиною. Хіверхъ этого, какъ морскую, такъ и дунайскую флотиліи предполагалось усилить крейсерами, канонерками, миноносцами и патрульными лодками, но неизвѣстно, .насколько была выполнена судостроительная программа.

‘ Со стороны Чернаго моря’ Румынія, благодаря нашему флоту, гарантирована отъ всякихъ покушеній непріятеля’ который на серьезныя операціи въ Черномъ морѣ неспособенъ; стратегическое значеніе Румынія въ этомъ морѣ заключается главнымъ образомъ ^въ тѣхъ ‘базахъ, которыя она можетъ ”предоставить для нашего флота. Изъ нихъ- важнѣйшей и наиболѣе благоустроенной является Констанца, находящаяся въ разстояніи 180 миль отъ Босфора и 215 миль отъ Севастополя. Гавань этого порта сооружена по южную сторону мыса Кюстенджи, гдѣ устроены набережныя и четыре мола для швартовки судовъ. Общая длина причальной линіи нѣсколько болѣе, 1000 метровъ. По телеграфнымъ свѣдѣніямъ. машъ) черноморскій флотъ прибылъ уже въ Констанцу. Вторымъ по значенію портомъ считается Сулннъ, расположенный у ісулішска.гоі устья Дуная и .имѣющій преимущественно коммерческое значеніе. Затѣмъ изъ другихъ портовъ годнымъ представляется портъ Каварна, близъ болгарской границы и болгарскаго порта Варны. Пользованіе Констанцой. а особенно Коварной, можетъ облегчить блокаду Босфора. Отъ Кавапны до Босфора около 150 миль, что для быстроходныхъ миноносцевъ даетъ- около шести часовъ хода, тогда какъ отъ Севастополя до Босфора разстояніе почти двойное.

Совершенно иное значеніе Имѣетъ дунайская флотилія. Дунай—вторая по величинѣ послѣ Волги рѣка въ Европѣ и течетъ на ‘протяженіи 2670 верстъ. Образуется онъ отъ сліянія двухъ шварцвальдскихъ рѣчекъ—.Бригахъ и Врете, у города Донауеішшгонъ, и .впадаетъ івъ Черное море тремя рукавами Кнлійскимъ, Сулинскимъ и ев. Георгія. До города ІТаетау Дунай течетъ по Германіи, отсюда до. у стья рѣки Савы прорѣзываетъ Австро-Венгрію, отъ Орпговы до Ольтеницы румынамъ принадлежитъ только лѣвый берегъ Дуная, а далѣе до устья имъ принадлежатъ оба берега, за исключеніемъ Индійскаго рукава.1 который принадлежитъ Россіи. Правымъ берегомъ рѣки, отъ Бѣлграда до Гадуеваца. владѣютъ пока австрійцы, а далѣе до города Тутражанъ. что нѣсколько западнѣе Силистріи, онъ принадлежитъ Болгаріи. Протяженіе румынскаго берега Дуная въ пой его части, которая находился Іпротиівъ непріятельскихъ і береговъ, равно приблизительно 400 верстамъ, и въ этомъ районѣ сообщеніе между австрійскими и болгарскими портами находится подъ обстрѣломъ •находящихся на румынскомъ берегу батареи. Что же касается той части Дуная, въ которой оба берега принадлежатъ Румыніи то охрана его возложена на рѣчной флотъ, почему послѣдній пріобрѣтаетъ весьма важное значеніе. Сравнивая рѣчной флотъ Гумы- ніи съ таковымъ же Австріи, видимъ, что ѵ австрійцевъ имѣлось .въ началѣ войны шесть вѣчныхъ канонерокъ и впослѣдствіи! закончено) постройкой еще двѣ. Изъ этихъ судовъ четыре новой постройки, по 440»—450 тоннъ, съ ходомъ 12—13 узловъ и вооруженныхъ двумя 120 миллиметровыми орудіями и два изъ нихъ имѣютъ по одной, а два по три гаубицы того же калибра;” Броня ихъ не превышаетъ ІИ— 2 дюймовъ. Четыре другихъ монитора построены въ 1892 и 1871 году и представляютъ тихоходныя, устарѣвшія суда. Притомъ же изъ этихъ мониторовъ потоплено не менѣе трехъ, одинъ» изъ нихъ «Тсмешъ», взорванный поставленной нашими моряками на рѣкѣ Савѣ миной, былъ однимъ изъ лучшихъ такихъ судовъ, названія же остальныхъ двухъ, потопленныхъ сербами осенью 1915 г. неизвѣстны. Затѣмъ, австрійцы располагаютъ развѣдочными катерами, вооруженными пароходами, подобныя же сѵда имѣются какъ у румынъ, такъ и у болгаръ. У болгаръ» рѣчного Флота нѣть. Такимъ образомъ, вооруженіе дунайской флотиліи у румынъ и качество судовъ этой флотиліи лучше, и надо думать на Дунаѣ будутъ господствовать румыны, а не австрійцы и тѣмъ болѣе болгары. Нѣтъ сомнѣнія въ томъ, что на этой рѣкѣ, являющейся весьма важнымъ воднымъ пѵтем | между воюющими государствами и. нывшей до сихъ поръ въ распоряженіи нѣмцевъ и болгаръ, разовьются весьма важныя событія и ру.чынскні Ручной флотъ долженъ сыграть большую роль въ предстоящихъ операціяхъ, которыя поведутъ къ .лишенію Болгаріи выгоднымъ рѣчнымъ сообщеніемъ съ центральными имперіями.

Главной базой румынскаго рѣчного флота является Галанъ. находящійся въ І Ю верстахъ • отъ впаденія Длая пъ море и въ 225 верстахъ отъ ультс- шщы Здѣсь находится военно-морской арсеналъ и ,производится постройка !! ремонтъ небольшихъ судовъ. При ар- сопалѣ имѣется плавучій докъ для У дов-ь съ водоизмѣщеніемъ не болѣе т тоннъ Ваза австрійскихъ судовъ находится въ Будапештѣ, т. е. приблизительно ВЪ 500 верстахъ отъ ОтшхоШ. Однако такія разстоянія при оѣных – операціяхъ не должны имѣть большого значенія, такъ тыкъ ѵ обоихл» сторонъ имѣется достаточно хорошо развита сѣто желѣзныхъ доросъ. по истовтіъ рѣчнымъ судамъ, въ случаѣ надобности. могутъ доставляться боевые п дрѵгіе припасы.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003