Внешкольное образование и народный учитель

Название публикации: Внешкольное образование и народный учитель
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 23.01.1914.
Номер выпуска: 4.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6, 7
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Наука, культура и искусство, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Внѣшкольное образованіе и народный учитель.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Пермская губерния, Россия.
Ключевые слова: Внешкольное образование, библиотеки, народное просвещение, общеземский съезд, учителя.

Текст публикации

Внѣшкольное образованіе и народный учитель

 

Дѣятельность земства по народному, школьному и внѣшкольному, образованію пріобрѣтаетъ съ каждымъ го­домъ все болѣе и болѣе широкое къ себѣ вниманіе со стороны всѣхъ культурныхъ общественныхъ дѣятелей. Въ началѣ новаго года въ Петербургѣ при содѣйствіи книгоиздатнльства „Земская Школа” выпущено въ свѣтъ два новыхъ журнала «Земство и народное образованіе» и „Внѣшкольное образованіе”. Послѣдній журналъ отмѣ­чаетъ, что „наши общественные дѣятели, наши съѣзды, по какому бы они поводу не собирались, вынуждены всегда почти единогласно, громко заявлять о томъ, что у насъ обидно мало дѣлается для поднятія культурнаго уровня населенія, что пора подумать о народѣ, о просвѣ­щеніи массъ. Всѣми признано, что существующая у насъ школа, давая элементарную грамотность, не можетъ при современныхъ условіяхъ Дать истинное знаніе народу, вне­ сти свѣтъ въ жизнь, поднять народную нравственность, народное благополучіе”.

Это призналъ и Обшеземскій Съѣздъ по народному образованію въ Москвѣ въ 1911 г., въ сво­ихъ постановленіяхъ рѣшительно заявившій о необходи­мости широкой и планомѣрной работы въ области про­свѣщенія. Прошло почти три года, и вновь пришлось повторить тоже самое. Первому Всероссійскому Съѣзду по вопросамъ народнаго образованія въ наши дни. Въ I секціи съѣзда 30 декабря послѣ продолжительныхъ преній приняты были слѣдующія положенія: „необходима сѣть связанныхъ между собою учрежденій внѣшкольнаго обученія; обученіе должно быть безплатнымъ въ учрежденіяхъ городского и земскаго самоуправленія; сѣть должна быть построена на принципѣ широкой самодѣятельности и на началѣ коллегіальности управленія учрежденіями внѣшкольнаго образованія при участіи лицъ, пользующихся этими учрежденіями; для полнаго осуществленія всѣхъ мѣропріятій внѣшкольнаго образованія необходима реформа земствъ на началахъ демократизаціи (широкаго народнаго представительства въ земствѣ) и оздоровленія земскихъ и городскихъ финансовъ”. Такимъ образомъ сами народные труженники— уча­щіе земскихъ школъ— признали, что новое земское дѣло внѣшкольнаго образования необходимо развивать вширь и вглубь, не останавливаясь предъ крупными расходами. Въ одномъ изъ докладовъ, представленныхъ на этотъ I всероссійскій съѣздъ народнаго образованія, между про­чимъ, напоминается наше прошлое въ области внѣшколь­наго образованія*). Въ прошломъ внѣшкольное образованіе было попрощемъ для всякаго рода случайныхъ частныхъ опытовъ. Для того, чтобы работать на этомъ поприщѣ, достаточно было лишь желанія работать, при полномъ отсутствіи въ большинствѣ случаевъ какой бы то ни было подготовки къ этой работѣ.

Народный учитель, или вообще „интеллигентъ ” съ одинаковымъ „успѣхомъ” велъ народное чтеніе о земле­трясеніи, о борьбѣ съ заразными болѣзнями, о кіевской старинѣ, о пользѣ травосѣянія; онъ же велъ библіотеку, занятія со взрослыми и т. д. Немудрено, что при такихъ условіяхъ вся работа дѣятелей по внѣшкольному образозованію сводилась къ чисто механическимъ дѣйствіямъ — прочтенію брошюры, управленію волшебнымъ фонаремъ, почти механическимъ записямъ по библіотекѣ: „тогда-то, тѣмъ-то книга взята и тогда-то возвращена”. 20.000 на­родныхъ библіотекъ имѣется въ Россіи, около 10 милліо­новъ слушателей ежегодно присутствуетъ на народныхъ чтеніяхъ, и въ то же время у нашихъ библіотекарей и лек­торовъ нѣтъ совершенно никакой подготовки, кромѣ обще­образовательной. Какъ-то само собой напрашивается сра­вненіе между библіотекаремъ, сводящимъ свою роль лишь къ выдачѣ и пріему книгъ, и учителемъ грамоты стараго времени, который, „не мудрствуя лукаво”, училъ буки-аз-ба. Отъ школьнаго учителя теперь требуютъ знанія дѣт­ской психологіи, теоретическаго и практическаго усвоенія методовъ преподаванія извѣстныхъ предметовъ. Для биб­ліотекаря, лектора, завѣдывающаго народнымъ домомъ и т. д. спеціальная подготовка почти не считается необхо­димой, а между тѣмъ библіотекарь по отношенію къ биб­ліотекѣ, лекторъ по отношенію къ народнымъ чтеніямъ и т. д.— то же, что учитель по отношенію къ школѣ. Библіо­текарь долженъ быть знакомъ съ библіографіей, ибо ему приходится пополнять библіотеку новыми книгами, онъ, какъ руководитель читателя, какъ воспитатель читатель­скихъ вкусовъ, долженъ знать психологію читателя, быть знакомымъ съ мѣрами привлеченія населенія въ библіо­теку, долженъ содѣйствовать наилучшему усвоенію чита­телемъ содержанія книгъ и переработкѣ прочитаннаго; онъ долженъ владѣть техническими пріемами веденія биб­ліотеки, долженъ быть знакомъ съ статистикой, съ мето­дами и пріемами статистическихъ работъ, чтобы собирать нужныя свѣдѣнія, матеріалы и дѣлать на основаніи ста­тистическихъ данныхъ тѣ или другіе выводы; онъ долженъ умѣть связать библіотеку съ другими просвѣтительными мѣропріятіями для того, чтобы работа библіотеки входила какъ составная часть въ общую систему просвѣтительной работы, слѣдовательно, библіотекарь долженъ быть зна­комъ съ сущностью и задачами внѣшкольнаго образованія вообще, съ основами организаціи внѣшкольнаго образова­нія и съ другими просвѣтительными мѣропріятіями (на­родными чтеніями, музеемъ, школами для взрослыхъ и т. д.). Согласно пожеланія общеземскаго съѣзда по народ­ному образованію за послѣдніе 2— 3 года вопросамъ внѣшкольнаго образованія удѣляется въ земствахъ сравни­тельно много вниманія; во многихъ земствахъ вырабатываются широкіе планы содѣйствія внѣшкольному образова­нію, разрабатываются библіотечныя сѣти, возрождаются и развиваются старыя формы— библіотеки, народныя чтенія и школы для взрослыхъ, нарождаются сравнительно новыя: народные дома, музеи, экскурсіи. Но всѣ эти мѣро­пріятія по-прежнему ведутся самымъ кустарнымъ спосо­бомъ, далеко не давая тѣхъ плодовъ, какіе было бы воз­можно получить при наличности подготовленныхъ руково­дителей.

Ясно, что въ отсутствіи спеціальной подготовки для руководителей внѣшкольнаго образованія таится громадное препятствіе къ развитію вширь и вглубь этого новаго дѣла, какъ бы широки ни были планы нѣкоторыхъ земствъ (на­шего Пермскаго, Уфимскаго, Нижегородскаго), какія бы громадныя средства ни ассигновывались на внѣшкольное образованіе. Статистика библіотекъ въ Харьковской губерніи по­казала, что даже степень общеобразовательной подготовки сильно вліяетъ на развитіе дѣятельности библіотеки, а именно: библіотеки, руководимыя лицомъ съ низшимъ пе­дагогическимъ образованіемъ, дали среднее число оборотовъ книги въ годъ 1,8 и среднее число выдачъ на чи­тателя 6,8, или, слѣдовательно, натряженность работы, равную, 1 ,8 X 6,8 = 12,2; библіотеки, находящ іяся въ завѣдываніи лицъ съ среднимъ общимъ образованіемъ, пока зали интенсивность*), равную 20,6 и, наконецъ, библіотеки, которыми завѣдываютъ лица съ среднимъ педагогическимъ образованіемъ, дали интенсивность 27,3. Можно утверждать, что если бы имѣлись библіоте­кари со спеціальной подготовкой, интенсивность дѣятель­ности библіотекъ (какъ явленіе внѣшнее) и продуктивность ихъ работы (вліяніе на развитіе населенія) были бы во много разъ выше, что и замѣчается, напримѣръ, въ Аме­рикѣ, гдѣ имѣется рядъ библіотечныхъ школъ для подго­товки библіотечнаго персонала. Курсы для взрослыхъ у насъ, къ сожалѣнію , имѣютъ нерѣдко крайне незначительны й составъ слушателей (напримѣръ, въ Пермскомъ уѣздѣ), такъ какъ при занятіяхъ со взрослыми учитель пользуется тѣми же пріемами пре­подаванія, которые выработаны длія занятія съ дѣтьми, въ руководство беретъ тѣ же дѣтские учебники и читаетѣ то же, что и для школьниковъ. Въ настоящее время однимъ изъ важнѣйш ихъ принциповъ организаціи внѣшкольнагоі образованія считается самостоятельность: признается необходимымъ, чтобы правильно организованныя библіотеки,, раіонные музеи, народные дома и пр. обслуживались особо приглашенными ли­цами, чтобы народныя чтеніе велись спеціальными лекто рами и т. д. Едва ли нужно говорить о необходимости про­фессіональной подготовки для этихъ лицъ, а между тѣмъ таковой нѣтъ. Подавляющее большинство просвѣтитель­ныхъ мѣропріятій обслуживается сейчасъ народными учи­телями; въ будущемъ на народныхъ учителяхъ еще долго будетъ лежать и дѣятельность по вниѣшкольному образо­ванію. Слѣдовательно, и для учителей извѣстная подго­товка по внѣшкольному образованію необходима, такъ какъ учитель является почти единственнымъ дѣятелемъ по внѣшкольному образованію въ деревнѣ сейчасъ, а въ будущемъ, несомнѣнно, даже при наличности особыхъ биб­ліотекарей, лекторовъ и пр., учитель всегда будетъ инте­ресоваться общей просвѣтительной работой. Наступитъ, быть можетъ, время» когда учрежденія по внѣшкольному образованію обособятся, отъ школы, станутъ самостоятельными, но учитель видѣлъ ихъ дѣтство, самъ взростилъ и воспиталъ ихъ и чуждыми для него они стать не могутъ. Такимъ образомъ, учитель, если даже непосредствен­нымъ дѣятелемъ по внѣшкольному образованію не будетъ, долженъ быть знакомъ съ сущностью, задачами, организаціей послѣдняго, ибо онъ подготовляетъ населеніе къ пользованію различными формами содѣйствія внѣшкольному образованію. Наконецъ, библіотекари, лекторы , задѣлывающіе сельскими народными домами, преподаватели школъ для взрослыхъ, даже при наличности особыхъ курсивъ для подготовки этихъ дѣятелей, въ значиоельной степеічи бу­дутъ приходить оттуда же, откуда приходятъ сейчасъ – учи­ т е л я — изъ учительскихъ институтовъ и семинарій. Въ про­грамму послѣднихъ, поэтому, необходимо ввести курсъ, по организаціи внѣшкольнаго образованія. За послѣднее время нѣсколько земствъ высказались за введеніе въ учитель­скихъ семинаріяхъ и институтахъ преподаванія библіоте­ковѣдѣнія. Этого однако далеко недостаточно: подобно тому, какъ преподаваніе русскаго языка, арифметики и т. д. входитъ въ общую систему школьнаго преподаванія,— отдѣльныя формы содѣйствія внѣшкольному образованію составляютъ лишь часть стройной и цѣльной системы ,— поэтому и библіотекарю, и лектору, и преподавателю школъ для взрослыхъ необходимо знакомство съ общими вопросами внѣшкольнаго образованія и со всѣми отдѣль­ными формами содѣйствія послѣднему. Для учителей, уже руководящихъ школами и завѣдывающихъ различными мѣропріятіями по внѣшкольному образованію, необходимо дать подготовку теперь же. Не­обходимо или устройство заботами губернскихъ земствъ спеціальныхъ лътнихъ курсовъ по внѣшкольному образо­ванію (какіе устраиваются, наприм., нынѣ Уфимскимъ зем ­ствомъ) или, по крайней мѣрѣ, включеніе краткаго такого курса въ программу лѣтнихъ общеобразовательныхъ кур­совъ для учителей. Оставлять дѣло громадной важности въ рукахъ самоучекъ дольше нельзя. Нѣкоторыя земства, широко организовавшія содѣйствіе внѣшкольному образованію, раздаютъ завѣдывающимъ библіотеками токція бро­шюрки; указанія въ нихъ слишкомъ бѣглы, касаются они только библіотекъ, какъ бы подчеркивая обособленность от дѣльныхъ формъ содѣйствія внѣшкольному образованію, оставляя безъ вниманія другія формы. Въ виду крайней важности вопроса о лѣтнихъ курсахъ по внѣшкольному образованію, особенно для тѣхъ довольно многочисленныхъ земствъ, которыя приступили къ планомѣрной организаціи библіотекъ и вообще внѣшкольнаго образованія, въ виду возможности (и даже не­обходимости) оргонизовать таковыя лѣтомъ наступившаго года, на съѣздѣ по вопросамъ народнаго образованія намѣчена слѣдующая примѣрная программа ихъ: 1. Общіе вопросы; сущность и значеніе внѣшкольнаго обра­зованія. Школа и внѣшкольное образованіе. Принципы органиваціи внѣшкольнаго образованія: самодѣятельность населенія, обще­ственность, самостоятельность, общедоступность, полнота отдѣль­ныхъ ячеекъ, безплатность, систематичность, планомѣрность, прин­ципъ районной организаціи. Локализаціонный методъ. Частная иниціатива въ дѣлѣ внѣшкольнаго образованія. Просвѣтительныя общества. Дѣятельность земствъ. Формы содѣйствія ввѣшвольвому образованію. Связь ихъ между собой (4 часа). 2. Народныя библіотеки въ Россіи. Исторія, статистика и правовое положеніе ихъ. Помѣщеніе библіотеки. Раэстаиоика книгъ. Регистрація и каталогизація книгъ. Техника записей при выдачѣ книгъ. Отчетность библіотекъ (10 часовъ). 3. Народныя чтенія въ Россіи. Исторія. Законоположвнія. Значеніе народныхъ чтеній— образовательное и воспитательное. Систематичность ихъ. Пользованіе наглядными пособіями. Техника чтеній и управленіе фонаремъ. Кинематографъ. Отчетность (4 ч.). 4. Школы для взрослыхъ. Исторія ихъ въ Россіи. Воскрес­ная школа, повторительно дополнитальныя занятія. Спеціальные курсы. Дополнительныя школы; организація ихъ въ сельскихъ мѣстностяхъ. Методика преподаванія взрослымъ различныхъ пред­метовъ (6 часовъ). 5. Музеи. Ихъ значеніе и организація. Локализаціонный принципъ. Самодѣятельность мѣстнаго населенія. Способы составленія коллекцій и приготовленія препаратовъ. Сохраненіе музей­ наго имущества. Мѣстныя экскурсіи (10 часовъ). 6. Народный домъ. Народный театръ (4 часа). Для подготовки наиболѣе отвѣтственныхъ дѣятелей, завѣдывающихъ самостоятельными мѣропріятіями, каковы завѣдывающіе внѣшкольнымъ образованіемъ, завѣдывающіе районными библіотеками, народными домами и музеями, должны быть организованы особые постоянные курсы, про­ должительностью 4— 5 лѣтъ, которые выполняли бы въ дѣлѣ внѣшкольнаго Образованія тѣ же задачи, какія вы­ полняютъ по отношенію къ школѣ учительскія семинаріи. Въ библіотечномъ дѣлѣ сейчасъ вы ставляется требованіе, чтобы завѣдывающій библіотекой получалъ вознагражденіе не ниже учительскаго (360 руб.); завѣдываю щіе другими формами, напр., народными домами, какъ это намѣчается уже проектами нѣкоторыхъ земствъ, будутъ матеріально обезпечены лучше— рублей 500— 600 въ годъ при готовой квартирѣ. Это обстоятельство,— крайняя нужда въ подготовленныхъ дѣятеляхъ и ростъ учрежденій по внѣшколь­ному образованію,— несомнѣнно, заполнятъ такіе курсы слу­шателями. Наконецъ, у насъ имѣется масса просвѣтитель­ныхъ учрежденій въ городахъ (библіотекъ, воскресныхъ школъ, комиссій по народнымъ чтеніямъ), которыя также нуждаются вь подготовленныхъ работникахъ. Учебное за­веденіе, которое подготовляло бы послѣднихъ, въ первые 2— 3 года должно имѣть общую педагогическую программу, и въ послѣдніе 2 года спеціальную, такимъ образомъ, и лица, обучавшіяся въ учительскихъ сем инаріяхъ или по­ лучившія среднее общее образованіэ, могли бы получать дополнительную подготовку къ завѣдыванію наиболѣе круп­ными учрежденіями по внѣшкольному образованію. Въ заключеніе, въ качествѣ мѣръ по подготовкѣ дѣя­телей по внѣшкольному образованію нужно указать уже на сознанную Пермской губ. земской управой необходи­мость объединенія всѣхъ дѣятелей по народному образо ванію и созыва періодическихъ Всероссійскихъ и мѣстныхъ съѣздовъ по вопросамъ внѣшкольнаго образованія. 1-ый съѣздъ по народчому образованію, заслушавшивсѣ эти предложенія, постановилъ; 1. Планомѣрное содѣйствіе внѣшкольному образова­нію вообщей проведеніе въ жизнь намѣченны хъ уже нѣкоторыми земствами просвѣтительныхъ мѣропріятій мо­жетъ развиться вширь и вглубь лишь при наличности спеціально подготовленныхъ дѣятелей.

2. Заботы о подготовкѣ необходимаго персонала должны взять на себя уѣздныя и, главнымъ образомъ, гу­бернскія земства, какъ учрежденія, обратившія уже серь­езное вниманіе на необходимость и значеніе внѣшкольнаго образованія. 3. Формы этой подготовки сводятся въ настоящее время: а) къ устройству лѣтнихъ курсовъ по внѣшколь­ному образованію или, въ крайнемъ случаѣ, къ включенію вопросовъ внѣшкольнаго образованія въ программу лѣт­нихъ педагогическихъ курсовъ для лицъ, уже работаю­щихъ въ области внѣшкольнаго просвѣщенія; б) къ вве­денію курса внѣшкольнаго образованія въ программу учи­тельскихъ семинарій и институтовъ, в) къ созданію спе­ціальнаго учебнаго заведенія съ 4— 5 годичнымъ курсомъ для лицъ, предполагающихъ занять мѣста завѣдывающихъ наиболѣе крупными (районными) учрежденіями по внѣ ­школьному образованію. 4. Въ цѣляхъ усовершенствованія лицъ, получившихъ соотвѣтствующую подготовку по внѣшкольному обра­ зованію , необходимы: учрежденіе широко организованнаго общества, созывъ періодическихъ и мѣстныхъ съѣздовъ по вопросамъ внѣшкольнаго образованія и изданіе журнала, посвященнаго этимъ вопросамъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003