Вкус к варварству

Название публикации: Вкус к варварству
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 01.05.1915.
Номер выпуска: 114.
Страница(ы): 2
Автор: Чубин.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, Пленные, война.

Текст публикации

[КРАЙ РАЗОРВАН, ТЕКСТ НЕПОЛНЫЙ, ПЛОХО РАСПОЗНАЕТСЯ]

Вкусъ к варварству

Зарево войны оег/Ьтидс^Ик ‘^гогей—вче- ‘ дну. Въ оргіи чгічіец’кнх —ѵ
ікщаашипи іііюе^’г.уі^^рГ я даиѣ^ даШлхтТт^ щ еще и ігіздѣвадощихся I ц
^пГ»Ьч^ОЮ ЛЮЧ11РОСТЫО съ дакой- в, То ‘оош міадпоп жестокостью при иламоіш | {]
иойГв- моѵкио увіиЬтЬ ИСТ,иі1НЫЯ п,
ччрті иаціоиіалънаго лшца. 1 ерімйіпій. I к Этогь ДИІКІІІ тіштонсжііі плясъ, этотъ, каиѣ» ‘Іуркій туманъ, клубящійся на^Ы нѣ-10 меціФ;імъ вороньемъ, цинизмъ, эта гнусность, I ( оочишцапся изъ вд’ѣхъ ідгоръ тѣѣа герімнн-1 ^ «каго парода, идуспоотд», дая кшррой че-1 .тьѣческій ямгеіь ие шашелъ соотвѣтст-| вующаго шчеймящаіч) слова, суть проявле-1 в’ія, династіей, швабскаго ума іиі сердца. | А ччо такое нхп» стгатика? Что такое нѣ-1 мецкій умч», шѣшщкюіе сердце іш» состоя-1 ніи раипопѣсіяі, ютда опіи ,не ‘выведенр па I ацххпу ш>янаго івйідсхріческяіго разгула, вч» I каншм’ь состопнііи мы ихъ чзъ датагое вре-1 мя нядаямъ? Ясшю же, что для ра сверти-1 вяніія эвѣрииыхь оиічд» нужны івнутрешія I д^чпѳнныя гвозмоядаостп, іддуяаенъ вкусъ I къ Дикостні.
Яашяяіоъ ірезулътапххмъ ірасовьдхъ осо-1 беиностей, культивируясь въ историчй-1 скоіі обстановкѣ, созрѣвая подъ вліяніемъ I опредѣлшіпаго цикла идей и вѣрованій, I эта. стремительность къ бгущѣ ішгетиіпктовъ омортнѣвдшіхь івъ жіиэпи ецрапейсіКйхъ народовпь, порывы жъ эвѣршгой обнажен- .ногти—сквозятъ въ нѣмецкой ігідеалогіи, -*ъ нѣмецкой ({шлософіи Въ ней пах<я(імъ отраженіе оргад1:лчеока- ’ ’^мдоиально-расоваіго тяготѣнія къ стине^^ ікйЗиМиТиівиой неоібуздашно- ны лолгі я задержекъ со стороны
датошотемсЖІ^1111- ^ оправдаціе лозунга «четъ5?^ эгоітій’ 11 четь». ‘г‘я. нога захо-
То, что мы называемъ самоду^ въ крови Дй плоти нѣмца, а- яѣхіедтщі!1^” лософія расшила его тодшимн узораіхй хитрдѣхъ мущретвавадгій. Она создідліа с.ді стемѵ самодурства, ученіе о немъ.
Два какъ будто самостоятетъдгыхъ тече вія тедячнгокой мысли, какъ бы ніе ооідрн касающихся, не ста,лкшЕ:іющігхся. а самомъ дѣлѣ тѣсно сгодзанпыхъ, просквожены духомъ гермцишэмиі. Ухо, съ одной стороны, философская полоса инди- видуаллзміа, у1умшш .щразите^ъяіміиі котораго яшшется’ Шопоитауэрд», Гартманъ, Баннергь и Ііицніе оъ ихъ рдлсщичиньшп нодголошсамШі, а, оь другой, марксиіэмтъ съ его отвѣ’лвліеніяаш. Дь шіидавиідуалисти- . ческахъ доктринахъ такъ называемая воля, т. е. естественная дшшульсиішность жидкой клѣтчатки, жажда широкой пастью проглотить слабаго, івблдаи находящагося, мыслится, какъ законъ яшзни. Біологи»- ческіе принципы здѣсь возведены въ нор-, мы человѣческаго ‘существованія.
Шопенгауэръ и Гартманъ нэобраадли лйірь иищащиімъ акуламіи; они старались .увѣрить своихъ читателей, что всѣ человѣческія ніасрроанія завиваются вокругъ одного осевого хютива—лихорадочнаго трепета раздавитъ слабаго сосѣда для своего благополучія. Лѵиіъ—’Зпачида, по іикъ мнѣнію, безвольно функ.ціонировать, не различая зла отъ добра. (Гама (Ѳоля была .у никъ безвольной. Велѣнія ріазуда’, нрав-1 ственшыя идеи не могутъ, іго мнѣнію эгшъ 1 іпвабскхъ мудрецовъ, поколебать роковою фатальнаго человѣческаго доведенія, опредѣляемаго одними эгоіистачешиащ толчкаімн- илн иис’шнктшпым/й побужденіями. Уди толчка суть сущность человѣческой натуры, но измѣняемой въ вѣках’ь исторіи. РазтяШ—ліашь объект.иішшіі свидѣтель, .рсіястратодъ душевныхъ движеній. Но вліять ш нихъ онъ не въ состояніи!.
Если Шопенгауэръ видѣлъ івъ ниірванѣ едипствошое средство уйти отъ рока жи- тейекаго, то ею посл’ѣідовіатели № животныхъ порывахъ и вульгарной раовязно- зтщ въ нігодержйімомъ анархнчеекойгь эгоизмѣ или, просто говоря, въ самодурствѣ находили самоцѣль, большую красоту, почву для нравственныхъ построеній. Нетронутость порьшовц, ихъ щриміитивная цѣлостность, языческая полнота увлека-’ ши Ватіщра на путь імноолюгичесікихь ле- іхшдъ. Ы сквозь гущу его лейтмотивовъ одинъ покрывалъ воѣ- Это—(мотивъ о гомъ, что личное самоусовершенствованіе заключается въ стихійн’омгь волеизъявленіи того осадка первобытной, донсторнче-: окой дикости, что, якобы, составляетъ пряжъ і1іло.вѣческой души. Это—мораль
0 плаваніи, безъ руля и ібс-зъ вѣтрилъ посредствомъ какого то самуміа жѳлашіій.
оіоть я«е мотивъ еще громіче звучитъ въ воззрѣніяхъ Ницше, который сознательно я верну,нея отъ состраданія, отъ ліюбва, какъ отъ чего то противдрѣчащаго чело- вѣческой натурѣ, есдаствешнымъ законамъ ея развитія, который девизъ—^дави ілабаго—возвелъ въ этическій приннріпъ. Мели мы отъ плеяды нѣмецкихъ ищдцви- ру алленовъ, считвщихъ цапразы души, іавно стертые, давно измолотые ягернова- •ш культуры, какой то ‘вещыо вь сабѣ, .ѣміи крыльяміи, что поднимаютъ и оовер-
шепствують личность; есіап отъ этихъ пѣвцовъ примттивнаго эаіггузіааміа и эгоы- стичеокпхъ восторговъ обратиться къ.кол- лектйшютамь:, какъ Марксъ, то мы и здѣсь шаталкнваомея на признаніе эгоизма въ видѣ отправного пункта всей его теоріи, оть которой научная критика давно ие оставила камня на камнѣ. Только скопленіе въ прослойкахъ нѣмецкаго общества желчи, только отсутствіе солидарности, выковываемой любовью и разрывающейся нѣмецкимъ отношеніемъ кіь личности, какъ къ существу лзослщхшашю-му*. одиноко стоящему, іиштересы котораго обособлены, ШдйЦ..дуальиы, только эге^шетиче-і скоГэ напряженіе нѣмецкой мѣщанской пошлости .могли выростить челювѣкоиша- вистпическую классовую дак.трин,у.
Марксъ и Шопенгауэръ съ сто послѣдо- вателяхдц охвачеиы однимъ настроеніеімь, оно лишь, разно варьируется въ Идеалоши чошщхъ рисушіохь. Но, по существу, въ ихъ взглядахъ на человѣка и на міръ сасазывается та нѣмецкая статика, что теперь дала махровые цвѣты злодѣйства.
Бкусъ къ неудорживаемой іинстинктив!- ности звѣря основнымъ нервомъ проходить чеірезъ всѣ пласты ихъ .мудрости. Основной тонъ ея ошечатлѣваегь нѣмецкія .національныя черты—стремленіе замкнуться) въ іі^ічномъ мірѣ |ія I пасильствшно вцшснуть въ него | Щиізнь окружающихъ. Такова логика ішертрофированиаго эгоизміа, тупой самовлюбленности!, цронизавшей нѣміеціеій быть, заполнившей духовный міръ нѣмца, эхомъ котораго служить всѣ орнаменты тевтонскихъ книжниковъ.
Эта лооіиікйі іврѣэалаоь въ швабскую кишміоеть, испещрила ея страницы своими изгибаміи, ражѣе невидшыміиі, а. теперь осязаѳмшміиі
Война осмысливашьі нѣмецкую философію XIX вѣка .въ ея нанболгѣе вырааатѳлъ- ныхъ теченіяхъ. Оніа помазываетъ намъ, что въ этой философіи сітонцонщрирова- лась ібезудеряшая іретиівость зоологическаго экземпляра. Его вкусы нашли вь ней оправданіе ік чѣмів-то глубоко противнымъ и огвралінтельныімъ теперь намъ кажется фейербаховсюая ^адрмуліа «человѣкъ есть то, что онъ ѣстъ». Нѣмецъ эсть, дѣйствитешыго, то, что (онъ ѣсть^НѢ меціеое мародерство, корни щдаіяіт ” те-1
“Ъ . |
ІГСівЬчивЖИЖі’іГ імыслителяіміи нѣмцами,-1. радотшвляется івстрріокой даложеінініыхъ» I ъ германскимъ на.родѣ звѣриныхъ силъ. 1 [ інгѣмпцкіая мудрость—одинъ жъ источ-1 г іишвь, раскрывающій нгѣмецкій вкус ъ I :ъ ‘ваірварству. Недаромъ швабская про-11 [іесоура Ніаініисіала тотв мерзкій докуанеигь. 13 щравдьТ’Вающій поведеніе нгѣмцеш», кото-1 < иый является лишшіімъ позорящими» клей-11 .гаш. т гортквам*.

ЧУБИН

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003