Ведут ли немцы мистическую войну

Название публикации: Ведут ли немцы мистическую войну
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 28.08.1916.
Номер выпуска: 188.
Страница(ы): 2
Автор: Бобров.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: Лебон.
Топонимы: .
Ключевые слова: Германия, война.

Текст публикации

Ведутъ ли нѣмцы мистическую воину.

-Въ «НоЯбмъ Бремени» резюмированъ взглядъ французскаго психолога Густава Лебона, полагающаго, что настоящая война является первою въ своемъ родѣ, что эта война мистическая, что нѣмцы вообразили еебя избраннымъ Бодомъ народомъ, для выполненія особой миссіи и что въ исторіи міра до -сего времени было только 2 такихъ случая; съ евреями и съ арабами.

Взглядъ этотъ заслулсивастъ большого общественнаго вниманія прежде всего потому, что для уясьепія степени преступности человѣка или народа намъ необходимо выяснить мотивы имъ .руководившіе. Подъ этимъ угломъ зрѣнія взглядъ Лебона въ значительной мѣръ идеаленъ по отношенію къ .нѣмцамъ. Вообразить себѣ избраннымъ народомъ совершенно искрснн-о въ наши дни могутъ только кандидаты въ сумасшедшій домъ, и-менѣе всего это могутъ сдѣлать нѣмцы. Если бы .взглядъ Лсбо- н-а оказался вѣрнымъ, то исторія въ значительной степени вынулсдеиа была бы признать нѣмцевъ дѣйствующими, въ состояніи ненормальности, умоизступленія. Но все это было бы большою ошибкою въ отношеніи къ нравственнымъ побужденіямъ, руководившимъ нѣмцами въ настоящей войнѣ.

Взглядъ Лебона оригиналенъ; онъ, можетъ быть, даже красивъ. Но онъ слишкомъ красивъ для нѣмца, а главное категорически піротнворѣчитъ и исторіи и всѣмъ фактамъ, предшествовавшимъ войнѣ и всей системѣ веденія ея ав- стро-германцами.

Увѣротный въ миссіи избранника., пародъ неминуемо долженъ дѣйствовать честно. Если мы обратимся къ Дѣйствіямъ четырехъ первыхъ мусульманскихъ халифовъ, то увидимъ, что въ чіихъ нс было никакой хитрости. Это было простое завоеваніе въ увѣренности, что ни одна страна пе въ состояніи противиться правовѣрнымъ избранникамъ Аллаха. Видимъ ли мы что либо подобное въ дѣйствіяхъ Германіи? Развѣ пангерманизмъ безхитростенъ? Развѣ система осуществленія политическаго и экономическаго вліянія отъ Гамбурга до Персидскаго залива не соединялась съ утонченнѣйшими интригами и злостнымъ вѣроломствомъ? Развѣ похожи на дѣйствія избранниковъ, даже нѣмецкаго бога, постепенное протптаювепіе германскихъ колонистовъ въ Россію, стра. тегичеикій захватъ ими нужныхъ для наступленія Германіи земель, проведеніе закона о двуподданствѣ и скупка участковъ при помощи германскаго колонизаціоннаго фонда.

А вспомните тѣ бетонныя’платформы, которыя сооружались по всему побережью Англіи для обезпеченія успѣха германской высадки. А онѣмечепіе австрійскихъ славянъ н позпаігакихъ поляковъ, а пропаганда въ нейтральныхъ странахъ, а разнаго рода трюки въ колоніяхъ? Да. развѣ все это похозке на честныя дѣйствія народа, убѣжд-ен- яаго въ с-воей божественной -миссіи? Нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ.

Лебонъ психологъ. а ие историкъ. Онъ построилъ с-вою психологическую теорію, исходя изъ анализа не германскихъ дѣйствій, а однородныхъ съ ними общечеловѣческихъ.

Если мы прослѣдимъ послѣдовательно, весь ходъ -событій, то мы не будемъ въ состояніи придти къ другому выводу, кромѣ призванія, что настоящая война дщдется Германіей иЬъ-за политическихъ и экономическихъ ‘ соображеній, при чемъ и политика и экономика образины германцами на служеніе своимъ самымъ низкимъ, хищническимъ, подлымъ побужденіямъ.

Не для того ведутъ войну германцы, чтобы исполнять божественную -миссію, въ которую бы они, хотя и заблуждаясь, івѣрили, а потому, что, какъ хищники, сдай намѣрены были совершенно сознательно душить, эксплоатиравагь и -обращать въ навозъ для германской культуры всѣ безъ исключенія другія народности.

Вдѣсь нѣтъ ни малѣйшаго мистицизма. не замѣчаст-ря даже и тѣни ого. Здѣсь абсолютно хладнокровный раз- счотъ преступника, который рѣшился на убійство и грабежи съ цѣлью обезпеченія личнаго благосостоянія.

Вотъ почему не можетъ быть -рѣчи о какой бы то ни было безотвѣтственности Германіи, похожей на ту, которую признаютъ за преступниками, дѣйствующими йодъ вліяніемъ религіозныхъ или другихъ увлеченій.

Германія—преступница, убійца н ничего больше.

Бобровъ

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003