Сумерки богов

Название публикации: Сумерки богов
Газета: Наш Урал
Дата: 21.11.1918.
Номер выпуска: 4.
Страница(ы): 1, 2
Автор: Б.Фрин.
Тематический блок: Революция 1917 года, Гражданская война.
Тема: Революционное движение в России и за границей, Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Воззвания, обращения.
Персоналии: Вудро Вильсон, Габсбурги, Гогенцоллерны.
Топонимы: Россия.
Ключевые слова: монархия, революция.

Текст публикации

Сумерки боговъ.

Крушеніе троновъ н династій стало бытовымъ явленіемъ. Краткій реляціи о судьбѣ Габсбурговъ, Гогенцсллерновъ и многочисленныхъ мелкихъ спутниковъ этихъ звѣздъ первой величины мы про­читываемъ почти какъ обычныя хрони­керскія замѣтки. Мы еще но осознали всю значительность этого событія, не оріен­тировались во всѣхъ возможныхъ послѣд­ствіяхъ его. Большинство воспринимаетъ это, какъ смѣщеніе монарховъ, а не какъ
крахъ монархизма; какъ эпизодъ, а не какъ политическій переворотъ мірового
значенія. Обстановка, на фонѣ которой совершается это событіе, до того гран­діозна, что она затушевываетъ обществен­ныя явленія даже первостепенной важности.
Когда „свяіцсшіыя”, непогрѣшимыя, неприкосновенныя особы императоровъ,

обожаніе къ которымъ вѣками внѣдрялось семьей, школой, духовенствомъ и всѣмъ
жизненнымъ укладомъ— вдругъ становятся обывателями, лишенными правь— зна­читъ произошелъ какой-то сдвигъ какъ въ психологіи народовъ, такъ и во взаимо­отношеніяхъ соціальныхъ силъ.
Монархизмъ— это знамя опредѣленныхъ общественныхъ группъ, и когда знамя въ бою падаетъ,— значитъ знаменосецъ или постыдно дезертируетъ, или опасно раненъ.
Знаменосцемъ монархизма, идеологами его, культивирующими слѣпое поклоненіе передъ этимъ идоломъ— былъ классъ зем­левладѣльцевъ, классъ буржуазіи; по­скольку онъ нуждался во власти обузды­вающей подавляющей, было многочислен­ное чиновничество— порожденіе централи­зованнаго бюрократизма, тайной диплома­тіи и пр.
Война, начатая императорами во имя интересовъ тѣхъ классовъ, на которыхъ они опираются, кончилась побѣдоносной революціей классовъ, находящихся въ рѣзкомъ антагонизмѣ съ ранѣе господство­вавшими.
„Гражданскій миръ”между классами провозглашенный на время войны, искус­ственно подавлялъ нормальную классовую борьбу и этимъ накоплялъ много потенці­альной классовой энергіи, тѣмъ болѣе, что война, которая потребовала такихъ колос­сальныхъ жертвъ отъ народныхъ массъ и давала такія колоссаль­ныя прибыли и выгоды верхамъ, обо­стрила антагонизмъ, способствовала на­копленію недовольства въ массѣ, ея озлоблепію, ожесточенію. Въ процессѣ вой­ны народныя массы, кромѣ того, прониклись сознаніемъ своей силы, мощи, что укрѣпило идею народовластія въ противо­вѣсъ единовластію.
Въ странахъ побѣжденныхъ, самый фактъ пораженія обнаружилъ всю подоплеку фразъ о „несокрушимой мощи”, “непобѣдимости”, о благоденствіи, кото­рое ждетъ всѣхъ въ результатѣ войны.И немудрено, что ударъ направился въ первую голову противъ тѣхъ, кто являл­ся источникомъ этой фразеологіи, вдох­новителями, идеализаторами войны.
Политическимъ выраженіемъ столкнове­нія соціальныхъ силъ явилось низложеніе
монарховъ, которое несомнѣнно являет­ся концомъ монархизма.
Война и вызванная ею соціальная пе­регруппировка смела остатки феодализма.
Имперіализмъ въ международномъ масшта­бѣ толкаетъ буржуазію къ поискамъ но­выхъ формъ государственнаго строитель­ства, и въ проектахъ Вильсона, смутно намѣчающихъ контуры будущаго буржу­азнаго строя, для монархизма мѣста уже нѣтъ. А въ чаяніяхъ пролетаріата мѣста ему давно уже не было.
Лицомъ къ лицу съ этимъ свершившим­ся фактомъ паденія монархизма жалко
звучать благочестивыя воздыханія на­шихъ явныхъ и тайныхъ реставраторовъ
— “боже, создай царя”. Увы, и матеріа­ла подходящаго нѣтъ н почвы благопрі­ятной для культивированія этого злака уже нѣтъ. И если какого нибудь “пре­тендента” и удастся втянуть въ авантю­ру, то остается только пожалѣть объ его горькой судьбѣ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003