Статьи о новом государственном устройстве

Название публикации: Статьи о новом государственном устройстве
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 30.04.1917.
Номер выпуска: 16 17.
Страница(ы): 11, 12
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: .
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Приказы, распоряжения.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: конституция, мирный договор, положение, союзники, учредительное собрание.

Текст публикации

Статьи о новомъ государственномъ устройствѣ.
Учредительное Собраніе и конституція.
II. (С«.Ш5 „Перн. Зен. Нед.“).
Какъ я уже сказалъ, Учредительное Собраніе должно будетъ выработать основныя начала нашего государственнаго устройства, т.-е. установить образъ правленія, опредѣлить какъ личныя права гражданъ, такъ и права народа въ управленіи государствомъ. Подъ образомъ или формою правленія разумѣется организація государственной власти. Государство для своей дѣятельности нуждается въ лицахъ, которыя бы воплощали въ себѣ и осуществляли его волю.
Такія лица или собранія лицъ и будутъ органами государственной власти.
Въ настоящее время во всѣхъ цивилизованныхъ странахъ существуетъ двѣ формы государственнаго устройства: койстатуціонная и республиканская. II въ томъ и въ другомъ случаѣ верховная власть принадлежитъ главѣ государства въ единеніи съ народными представителями. Законодательная власть принадлежитъ народному представительству; во главѣ же исполнительной власти въ конституціонной монархіи стоитъ наслѣдственный монархъ, въ республикѣ—прѳ-
*) Къ свѣдѣнію иашніъ читателей сообщает., что на 15 мая въ Перин созывается крестьянвкіі еъѣідъ нсподн. комитетомъ Уральскаго Совѣта рабочихъ и солдатскихъ депутатовъ. Къ сожалѣнію, мы не видимъ такого же объявленія крестьянскаго союза.
**) Никуда—любимый богатырь русскихъ быляяъ, Ересгьянннъ-земледѣ-
зидентъ, избираемый народнымъ представительствомъ на опредѣленный срокъ.
Учредительное Собраніе и должно будетъ принять ту форму правленія, которую оно найдетъ болѣе отвѣчайщей интересамъ нашей родины.
Принявъ ту или другую форму правленія, Учредительное Собраніе должно будетъ подробно опредѣлить предѣлы власти монарха или президента.
Въ нашихъ основныхъ законахъ, составляющихъ искаженное подобіе конституціи, за монархомъ остались такія прерогативы (права), которыя сводили къ нулю всѣ права и всю работу Государственной Думы. Власть управленія во всемъ ея объемѣ принадлежала императору. Министры назначались верховной властью и были неотвѣтственны передъ народнымъ представительствомъ. Никакого дѣйствительнаго контроля надъ ихъ дѣйствіями почти не могло быть, и событія послѣднихъ лѣтъ показали, что при такомъ положенія министры совершенно не считались съ нуждами государства и съ желаніями народныхъ представителей и, несмотря на всеобщее возмущеніе, оставались у власти.
Государь въ любой моментъ могъ распустить Думу. И Государственная Дума не имѣла никакой возможности измѣнить эти порядки, такъ какъ въ силу ст. 107 о Гос. Думѣ и Гос. Совѣтѣ починъ пересмотра- основныхъ законовъ (а полож. о Гос. Думѣ и Совѣтѣ относились у насъ къ основнымъ законамъ) оставался исключительно за верховной властью.
Чтобы власть монарха или президента не могла уменьшить власти народныхъ представителей, необходимо, чтобы и она сама бшю поставлена въ строго опредѣленныя рамки. По силѣ французской конституціи законъ, принятый народными представителями, президентъ долженъ обнародовать въ теченіе мѣсяца.. За нимъ остается только право потребовать въ формѣ обоснованнаго посланія новаго обсужденія закона. Но если народные представителя обѣихъ палатъ вновь подтвердятъ выработанный законъ, то президентъ уже обязанъ его опубликовать.
Въ Соединенныхъ Штатахъ власть президента уже значительно больше: тамъ йЬждый законопроектъ, прежде чѣмъ сдѣлаться закономъ, долженъ быть представленъ президенту. Если президентъ его подписываетъ, то онъ становится закономъ; если же президентъ его не одобряетъ, то онъ съ своими возраженіями отсылаетъ его въ ту палату, которою онъ былъ предложенъ. Палата должна приступить къ новому его разсмотрѣнію и, если по разсмотрѣніи онъ будетъ одобренъ двумя третями голосовъ, то переносится въ другую палату, которая также разсматриваетъ его вторично п если и второй палатой этотъ законопроектъ будетъ одобренъ двумя третями голосовъ, то онъ дѣлается закономъ.
Почти во всѣхъ парламентарныхъ монархіяхъ (т. е. такихъ, гдѣ министерство является отвѣтственнымъ передъ народными представителями) и республикахъ монархъ или президентъ не могутъ отказать въ обнародованіи закона, принятаго народными представителями.
Такимъ образомъ, въ области законодательной власть монарха или президента обычно весьма ограничена.
Затѣмъ король или президентъ являются главой исполнительной власти. Тотъ или другой командуютъ сухопутными я морскими силами, объявляютъ войну, заключаютъ имирные, союзные и торговые договоры, назначаютъ на должности н т. д., но ня одинъ актъ короля или президента не можетъ имѣть силы, еслп онъ не подписанъ однимъ нзъ министровъ. А всякій министръ и отвѣчаетъ за то рѣшеніе или актъ, который оиъ подписалъ.
Въ нѣкоторыхъ конституціяхъ, какъ, напримѣръ, бельгійской, прямо сказано, что король не имѣетъ никакой другой власти, кромѣ той, которой надѣляетъ его конституція и что устный или письменный приказъ короля ни въ какомъ случаѣ не можетъ освобождать министра отъ отвѣт- СТВѲННОСТИ. JJ# JJ—©ВЪ.
(Продолженіе слѣдуете).
лад.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003