Солдат и рабочий

Название публикации: Солдат и рабочий
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 11.06.1917.
Номер выпуска: 21.
Страница(ы): 11, 12
Автор: Лидия Арманд.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: Бельгия, Германия, Россия, Финляндия.
Ключевые слова: буржуазия, советский рабочий, советский солдат.

Текст публикации

Солдатъ и рабочій. Много говорятъ о томъ, что между работам* н солдатами пробѣжала, чю называется, черная кошка. Правда ли это? По къ чему преувеличивать, дѣло видны) улаживается, во нельзя отрицать, чю не все было благополучно. Не мало являлось въ Отвѣты Рабочихъ Деіутатовъ выборныхъ отъ полковъ, немало присылалось отъ другихъ полковъ резолюцій съ оттѣнкомъ увѣще- вавіа и предостереженія. Къ чему сводятся рэаасгласія? Къ тремъ вопросамъ: 8-часо­ вой рабочій дѳеь, война а правительство. Очень ыяогое въ этихъ рш огласіяхъ родилось езъ недэрсзуиѣкій в різсѣетгя, когда сол­ даты вдумаются въ положеніе, но кое въ чімь она безусловно правы и вдуматься слѣдуетъ рабочимъ. На этотъ разъ поговоримъ о 8-ма часовомъ рабочемъ днѣ. Эта мѣра пряно возмѣщаетъ людей, которые проводитъ въ окопахъ по поясъ въ водѣ по нѣскольку сутокъ безсмѣнно, жазаь которыхъ за­ виситъ отъ того, нного-ли выработаютъ въ тылу снарядовъ, противо­ газовъ, сапогъ и вслго прочаго. Игъ иегодчваеіе было бы справедливо, если бы 8-часовсй ра­ бочій дѳвь проводнлся въ жизнь на самокъ дѣлѣ, если бы не было сверхурочныхъ рабоіъ. А разъ онѣ есть, не все ли равно арміи, сколько часовъ считаются нормальными, сколько сверхурочными? Вльго бы работали. Но тогда зачѣмъ сбъявлять торжественно о сокращеніи рабо­ чаго дна? Зічѣмь смущать взмученное войске? Зачѣмъ запугивать буржуазію, создавать недоброжелательство къ новому строю? НчЛЬ8Я бЫЛО ИЕЬЧО. ІЬдо было ковать желѣзо, пока горячо. Какъ обернется дѣло дальше, неизвѣстно. А теперь завоеваніе сдѣлано и, вѣроятно, бу­ детъ аазрѣялсно закономъ. Прейдетъ трудное время, отмѣнятся сверхурочныя работы, в 8-часов’й рабочій день останется. Это за­ воеваніе очень вэжло. Не толью петому, что опо сбережетъ рабо­ чимъ силы и здоровье, но и потому, что откроетъ для вихъ воз­ можность умотаеяЕой жизни и общественной работы. Рабочіе боль- шахъ городовъ сравнительно культурны, но и она отличао попвыа- югъ, что эта культурность еще очень не глубока; иѳ то нужно ува­ жающему себя классу. Второй доводъ: 8-часовой рабочій день былъ нуженъ, чтобы дать широкой рабочей маееѣ, кромѣ журавля свободы въ небѣ, еще и синипу матеріальнаго улучшенія въ руки. Великая французская революція объ этомъ но позаботилась; зато масса пснемаоту охла­ дѣла и довольно охотно промѣняла республику иа императора Напо­ леона. Чѣмъ больше нитей приял жегъ рабочихъ къ свободѣ, тѣмъ она будетъ прочнѣе. Это пасъ подводить къ третьему доводу: 8 часовой рабочій день сводится въ сущносш къ увеличенію заработной платы. Рабо­ тать должны будутъ пока до конца войны столько ж?, какъ прежде, по за часы сверхъ 8-ми будутъ получать какъ за сверхурочные, по повышенной расцѣнкѣ. А увеличить заработную плату очень не мѣшало. Правда, вѣ- которыо спеціальные рабочіе получаютъ до ЗОО руб. въ мѣсяцъ и больше, но ихъ сравнительно немного. Зато кѳ вывелась еще и та­ кая плата, какъ 4 ) руб. въ мѣсяцу по прэжавмь цѣазнъ эго вы­ ходитъ рублей 15 и меаыио. (См. J6 6 „П ера. 3-м. Нѳд.“ ). При такой оплатѣ труда жить почти невозможно. Увеличить ее было необходимо. Эю справедливо. Говорить объ обязательномъ введеніи сверхурочныхъ работъ пожалуй было бы политически неправильно, ибо введеніе татого за ­ кона свело бы на-нѣтъ право иа 8-ми часовую работу, это великое пріобрѣтеніе нашей резолюціи. Но что самимъ работамъ нерѣдко приходятся соглашаться на сверхурочную работу, а часто даже пред­ лагать ее хозяевамъ ззеодовъ, работающихъ на оборону— это несом­ нѣнно фактъ. Рабочіе воодушевленно отдаютъ евмі силы, чтобы обезпечвть братьевъ на фронтѣ всѣмъ необходимымъ. Работаютъ оа?, не покладая ру&ъ, всюду, гдѣ это луказ, часто въ пряздшади п даже безплатно, кокъ эю было въ МсскеѢ въ 1-й день Пасха при раз­ грузкѣ поѣздовъ. Примѣровъ такого воодушевленія не мало. Рабочіе мастерскихъ АлэксзЕдровсксй желѣзной дороги поота- новиде отказаться отъ прадпака въ память жертвъ революція, оз­ наменовавъ его тѣмъ, что весь свой дневной заработокъ отдали въ пользу семействъ этихъ ж ‘ртвъ, а работы ие прекращала. На Русско-Бельгійскомъ патронномъ заводѣ въ селѣ Спасъ- Сітуэь общее собраніе рабочихъ и солдатъ постановило праздновать на Пасху не 5 дьей, какъ предполагала администрація, а только з. Такихъ ф-.ктевь много. Итъ должны быть тысячи. U тогда исчез- петь всякая тѢеь между рабочими и солдатами. Первое слово, конечно, за Совѣтомъ Рабочихъ Депутатовъ. Вь Москвѣ онъ сдѣлалъ очень правильный шагъ, првзвавши всѣхъ рабочихъ Москвы, работающихъ по продовольствію, не отдыхать на Пасху больше одного дня. Исполнительный Комитетъ Совѣта взялъ уже въ руги контроль за тѣмъ, чтобы предпріятія не закрывались хозяевами безъ достаточныхъ основаній н онъ же долженъ въ льдѣ особой комиссіи вмѣстѣ съ представителями Комитета Общественныхъ Организацій входатъ въ разсмотрѣніе всѣхъ спорныхъ случаевъ, когда рабочіе не соглашаются на сверхурочныя работы. Все свое вліяніе долженъ онъ употреблять па то, чтобы рабочій классъ Ее въ чемъ было упрекнуть. Ибо опасны только тѣ упреки, въ которыхъ есть хоть доля правды. Клевета но опасна в самое лучшее для силь­ наго просто иѳ замѣтить ея. Между прочимъ, мнѣ всегда кажутся обидными для рабочаго класса обычные сейчасъ разговоры „о травлѣ рабочихъ бурж уазная газетами”. Что это за травля? Что это ва изображеніе рабочаго класса какамъ то жалкимъ, загяаянымь зчйцемъ? У насъ свобода печати и дѣятельность всѣхъ общественныхъ классовъ, организацій и партій м.ж ть и должна подвергаться кре­ тинѣ. Буржуазныя газеты крьтпеуюгъ дѣйствія Совѣтовъ Рабочихъ Депутатовъ? Эго ихъ прево. Соціалистическія газеты критикуютъ правительство и никто по этому поводу не говоритъ и не долженъ говорить о травлѣ. Рабочій классъ сейчасъ самый вліятельный взъ классовъ и ому неумѣстно принимать топъ казанскаго сироты. Еще болѣе улизнтельна дла рабочихъ усердная пропаганда „не читать буржуазныхъ газетъ”. Нельзя одновременно быть глашатаемъ рабо­ чихъ и обращаться съ нямъ какъ сь дѣтьми: Д а молъ, газета для тебя вредней, ты ее не долженъ читать”.— Позвольте труд-вшу человѣку самому заать, что ему полезно, что ему вреда:! Не тень то легко его сбать съ толку и няаюшкя его могутъ пе безлоковтьса. Это все устарѣлня повадки, безсознательное влеченіе „тащить и не пущать*. У царскихъ чиновниковъ боди дзже изданы каталоги „доз­ воленныхъ и не рйзрѣшзпныхъ кавгь и газетъ для народа”. Неужели и въ дни свободы дѣятели резолюція хотятъ едти этимъ же путемъ. Мало т о п , что „бойкотируютъ” „буржуазныя* га­ зеты, газеты партій „Народной Свободы” даже не допускаются дня чтенія рабочихъ нѣкоторыя соціалистическія газеты, если снѣ рѣзко критикуютъ партійные органы. „Бойкс-тъ”—-это свидѣтель безендья предъ разумнымъ словомъ, СЛОВОМЪ ЕрИТЕКИ… Лидія Армандъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003