Название публикации: Собрание учащих начальных училищ г. Перми 8-го и 9-го марта.
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 02.04.1917.
Номер выпуска: 12 13.
Страница(ы): 49, 50
Автор: Н. С. Б..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Внутренняя жизнь России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Вне рубрики.
Тип публикации: Отчет.
Персоналии: Г. Е. Львов, Делянов, Л. А. Кассо, М.В. Родзянко, М.М. Мануйлов, Н.А. Бояршинов, Н.Е. Бочкарев, Толстой.
Топонимы: Мотовилиха, Пермская губерния, Пермь, Россия.
Ключевые слова: Начальные народные училища, Общество вспомоществования, Учитель, Школьная деятельность, всеобщее обучение.
Текст публикации
Собраніе учащихъ начальныхъ училищъ г. Перми 8-го и 9-го марта.
Въ прошломъ номерѣ были уже даны краткія свѣдѣнія о собраніяхъ учителей Пермскихъ народныхъ училищъ. Даемъ теперь болѣе подробный отчетъ.
Первое собраніе, 8 марта, было созвано г. директоромъ народныхъ училищъ Пермской губерніи, который, прежде всего, поздравилъ собравшихся учителей сь новымъ правительствомъ.
Далѣе директоръ огласилъ текстъ телеграммы новаго министра съ призывомъ къ продолженію и усиленію спокойной работы и со своей стороны призвалъ учащихъ къ усиленному труду на нивѣ народнаго просвѣщенія и къ организаціи.
Говоря о послѣдней, директоръ сообщалъ о собраніи педагоговъ средней школы, которые постановили образовать педагогическое общество, включивъ въ него и высшія начальная училища, правда, по настоянію его (директора). Это же собраніе педагоговъ средней школы послало привѣтственную телеграмму новому министру (къ телеграммѣ этой присоединился и директоръ народныхъ училищъ оть имени „своей дирекціи“). Телеграмма эта также была оглашена директоромъ.
Послѣ рѣчи директора, по предложенію одной изъ учительницъ, была почтена вставаніемъ память всѣхъ погибшихъ борцовъ за свободу русскаго народа.
Затѣмъ слово взялъ для отвѣта директору Н.А. Бояршиновъ (инспекторъ Екітеряно-Петровскаго высшаго начальнаго училища). Въ своей рѣчи онъ прежде всего указалъ, что учителей вовсе не надо призывать къ усиленной работѣ: они всегда трудились, не покладая рукъ, и горятъ желаніемъ работать, если же они не дѣлали многаго, то въ этомъ виноваты и общія условія русской жизни, и мѣстное начальство. Цѣлымъ рядомъ примѣровъ ораторъ доказалъ противодѣйствіе мѣстныхъ представителей мин. нар. просв. распространенію народнаго просвѣщенія (рѣшеніе вопроса о сѣти высшихъ начальныхъ училищь въ совѣщаніи при губернской земской управѣ, когда директоръ старался уменьшить число училищъ, намѣченныхъ уѣздными совѣщаніями; вопросъ о воскресной школѣ; подозрительное отношеніе со стороны учебнаго начальства къ Кириллэ-Мифодіевскому просвѣтительному обществу).
Переходя къ вопросу объ организація учительствя, Н.А. отмѣтилъ запуганность учителей и особый подборъ учительскаго персонала черезъ лицъ, угодныхъ начальству, какъ причина разрознености учительства. „Мы уже слышали призывы къ организаціи и труду въ 1905 году — говорилъ Н.А.: въ частности, мнѣ самому тогда директоръ указывалъ на необходимость съѣзда учителей городскихъ училищъ, а потомъ въ годы реакціи упрекалъ меня въ томъ, что я созывалъ съѣзды учителей”.
Въ заключеніе Н.А. призывалъ къ объединенію вокругъ «общества вспомоществованія учащимъ и учившимъ въ народныхъ училищахъ Пермской губ.”, конечно, съ расширеніемъ его устава, и закончилъ свою рѣчь протестомъ противъ употребленнаго директоромъ выраженія „моя дирекція”.
Рѣчь г. Бояршинова сначала вызвала протесты со стороны нѣкоторыхъ участниковъ собранія («зачѣмъ поминать старое»), но закончена была уже подъ общіе аплодисменты и вызвала послѣ собранія горячія изъявленія благодарности со стороны собравшихся за правдивое слово.
Г. директоръ возражалъ противъ обвиненія его въ уменьшеніи числа высшихъ начальныхъ училищъ, говоря, что въ совѣщаніи онъ былъ не одинъ и взялъ назадъ свое „неудачное” выраженіе «моя дирекція».
Далѣе учитель 1-го высшаго начальнаго училища Н. Е. Бочкаревъ, па предложенію директора, познакомилъ собраніе съ происходившимъ на собраніи педагоговъ средней школы и указалъ при этомъ, что для педагоговъ средней школы объединеніе съ учителями начальныхъ училищъ, повидимому, нежелательно. Предложеніе директора включить въ общество учителей высшихъ начальныхъ училищь сначала было отклонено, а потомъ уже послѣ объясненія Н. Е. Бочкарева баллотировкой было принято, но только относительно высшихъ начальныхъ училщъ.
Послѣ рѣчи Н.Е. Бочкарева, собраніе, по предложенію одной изъ учительницъ, избрало огромнымъ большинствомъ голосовъ предсѣдателемъ собранія — Н.А. Бояршинова. Были намѣчены вопросы, подлежавшіе обсужденію, и собраніе быстро закончило ихъ. Г. директоръ ушелъ, не дождавшись конца.
По вопросу объ организаціи учительства рѣшено было созвать новое собраніе, на которомъ и разсмотрѣть уставъ „Общества вспомоществованія”, намѣтивъ улучшенія и дополненія къ нему. При этомъ собравшіеся обѣщали всѣми возможными способами извѣстить отсутствующихъ учителей и особенно учителей Мотовилихи.
Собраніе постановило отправить отъ имени Пермскаго учительства привѣтственныя телеграммы кн. Г.Е. Львову (такъ какъ текстъ телеграммы директора не удовлетворилъ собраніе), А.А. Мануйлову и М.В. Родзянко и поручило выработать къ слѣдующему собранію текстъ этихъ телеграммъ особой комиссіи.
Слѣдующее собраніе 9 марта было значительно многолюднѣе перваго. Было сообщено, что 19 марта будетъ собраніе «Об-ва вспомоществованія», главнымъ вопросомъ котораго и будетъ вопросъ о переработкѣ устава общества въ смыслѣ расширенія его задачъ.
Собраніе постановило признать „Общество вспомоществованія” организаціей всего учительства и постановило избрать особую комиссію для выработки доклада къ собранію 19 марта о желательныхъ измѣненіяхъ въ уставѣ и дѣятельности общества.
Собранію были доложены привѣтственныя телеграммы, составленныя по постановленію предыдущаго собранія. Въ настоящее время телеграммы эти посланы. Текстъ ихъ слѣдующій:
1) Министру народнаго просвѣщенія: „Учащіе всѣхъ низшихъ учебныхъ заведеній Перми и Мотовилихи, собравшись вь первый разъ послѣ освобожденія Россіи, выражаютъ искреннюю радость, что прошли времена Толстыхъ, Деляновыхъ и Кассо и на мѣстѣ ихъ появился общественный дѣятель, облеченный довѣріемъ народа. По некое учительство надѣется, что Вамъ, уважаемый Александръ Апполоновичъ, удастся совершенно уничтожить и въ глубинѣ Россіи противодѣйствіе движенію впередъ со стороны дѣятелей типа Кассо, заявляетъ о своей готовности служатъ новому строю и, свободное теперь отъ всякихъ вліяній стараго режима, будетъ проводить во всей полнотѣ въ делѣ обученія и воспитанія начала новаго свободнаго строя”.
2) Предсѣдателю совѣта министровъ: „Учащіе всѣхъ низшихъ учебныхъ заведеній Перми и Мотовилихи, собравшись въ первый разъ послѣ освобожденія Россіи, горячо привѣтствуютъ въ Вашемъ лицѣ временное правительство, какъ первое правительство достойное русскaгo народа, и надѣются, что оно доведетъ начатую внутреннюю борьбу до полнаго установленія на Руси свободы, равенства и братства. Учащіе твердо увѣрены, что и борьба съ внѣшнимъ врагомъ увѣнчается полной побѣдой, въ чемъ заключаете залогъ прочности новаго строя. Учащіе просятъ Васъ, уважаемый князь Георгій Евгеньевичъ, передать горячій привѣтъ товарищамъ по первому народному кабинету и всѣмъ дѣятелямъ переворота, осуществившимъ самыя савѣтныя желанія народныхъ учителей”.
3) Предсѣдателю Государственной Думы: „Учащіе всѣхъ низшихъ учебныхъ заведеній Перми и Мотовилихи, собравшись въ первый разъ послѣ освобожденія Россіи, горячо привѣтствуютъ предсѣдателя Гос. Думы, всегда тверда охранявшаго права народнаго представительства и в рѣшительную минуту смѣло ставшаго во главѣ народнаго движенія и временной власти”.
Н. С. Б.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003