Школа и изучение местного края

Название публикации: Школа и изучение местного края
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 01.05.1914.
Номер выпуска: 18.
Страница(ы): 3, 4, 5, 6
Автор: В.  Костинекій.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Земское и городское самоуправление в досоветской России, Пермская губерния, Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: Школа и изученіе мѣстнаго края.
Тип публикации: Корреспонденция.
Персоналии: .
Топонимы: Екатеринбург, Пермская губерния.
Ключевые слова: народное просвещение, народные учителя, образование, педагогика, школа.

Текст публикации

Школа  и  изученіе  мѣстнаго  края

Наступили  лѣтніе  каникулы  и  народные  учителя, а  особенно  народныя  учительницы,  если  не  всѣ,  то многіе оставляютъ  и  школу  и  то  село,  гдѣ  они  провели  зиму.  А  тотъ,  кто  остается въ  селѣ  и послѣ  зимняго  тяжелаго  труда,  считаетъ себя обойденнымъ судьбой,  „несчастнымъ”,  и  не знаетъ  иногда, какъ провести время  своего  лѣтняго  отдыха. И жизнь  народнаго  учителя,  а  особенно  молодой народной  учительницы, и мѣстная сельская жизнь идутъ какъ  бы  порознь,  не  сливаясь  тѣсно.  Такихъ  примѣровъ  немало.  Отсюда  жалоба  на  „одиночество”,  на „тоску”  среди  малоподвижной  атмосферы  деревенской жизни  со  стороны  людей,  недавно  лелѣявшихъ  свѣтлую  мечту  о  работѣ  среди  народа  и  для народа,  отсюда,—какъ  ни  странно,—разочарованіе  въ  громадномъ культурномъ  значеніи  работы  народнаго  учителя…Конечно,  есть  много  другихъ, внѣшнихъ причинъ, почему  жизнь  народнаго  учителя  разъединена  съ жизнью  деревни,  но  какъ  бы  то  ни  было  приходится напомнить  истину,  ставшую  теперь  призывомъ  каж­даго  учительскаго  съѣзда,  что школа только тогда  свя­жется  съ  окружающей  жизнью  неразрывными  узами, когда  жизнь  самого  учителя  сольется  съ  окружающей жизнью. Этого  мы пока  не  видимъ.  Но  и въ  данное  время и  при  данныхъ обстоятельствахъ есть не мало  средствъ для  привлеченія  народнаго учителя  къ  широкой  куль­турной  работѣ  на  мѣстахъ,  хотя  бы  по  изученію  мѣстнаго  края,  его  географіи,  природныхъ  богатствъ, сельскаго  хозяйства,  промышленности,  исторіи,  археологіи. Въ  Екатеринбургѣ,  по почину Л. М. Еленева  и  др., нарождается  общество  для  организаціи  экскурсій  по Уралу,  а  слѣдовательно  и для  изученія нашего  дикаго, суроваго,  но  прекраснаго  Прикамскаго  и  Уральскаго края.  Такой  починъ  мы  можемъ  лишь  привѣтствовать и  пожелать  организаторамъ  широкаго  отклика особен­но  среди  учащихъ  народной  школы.Основное  правило  педагогики—идти  отъ  извѣ­стнаго  къ  неизвѣстному,  отъ  реальнаго  къ  отвлеченному.  Всероссійскій  учительскій  съѣздъ  въ  засѣданіи і  января  тек.  года,  между прочимъ,  по  вопросу о тру­довомъ  принципѣ  въ  школѣ,  вынесъ  резолюцію,  въ которой говорится, что преподаваніе должно быть  осно­вано  на  конкретномъ  матеріалѣ, взятомъ  изъ окружаю­щей  жйзни  и  природы,  на  непосредственномъ  опытѣ и  наблюденіи  и  на  активной  переработкѣ  дѣтьми  это­го  матеріала.  Для  этого  въ  школу  вводятся  экскурсіи, природовѣдѣніе,  основанное  на  самостоятельныхъ  на­блюденіяхъ  и  опытахъ дѣтей.  Такимъ  образомъ,  учи­тель  долженъ  знать,  что  окружаетъ  ребенка,  долженъ знать  природу  мѣстнаго  края  и  тѣ  условія,  при  кото­рыхъ  возможно  раціональное,  разумное  хозяйство.

Дѣйствительность  далеко  не соотвѣтствуетъ всему  этому.  Такъ,  учитель  читаетъ  въ  классѣ  о  паровозѣ,  а самъ  видитъ  его  только  издали  и  невимѣетъ  никакого представленія  о  томь,  какъ  зжладываются  и  сливаются рельсы; учитель разсказываетъ о книгопечатаніи, а самъ, можетъ  быть,  никогда не  былъ  въ типографіи;  учитель разсказываетъ  картину  проростанія  растенія,  а  навѣр­ное  ему  не  пришло  въ  голову  продемонстрировать передъ  учениками  проросшую  горошину. Даже  не  выходя  изъ  рамокъ  такъ  называемаго  объяснительнаго чтенія,  приходится  отмѣтить,  что  онъ  многое  могъ  бы изучить  путемъ  внимательнаго  отношенія  къ окружаю­щему.  Если, у  учителя  явится  желаніе  изучать  окружающую  жизнь  съ  тѣмъ,  чтобы  примѣнить  полученныя  знанія  къ  учебному  плану, то на прочтеніе  такой живой  книги  ему  не  хватитъ  всей  его  жизни,  и  чѣмъ больше  будетъ  онъ  изучать  окружающую  природу, тѣмъ  сильнѣе  будетъ  онъ  вооруженъ,  какъ  человѣкъ и  какъ  учитель.  Тогда  учителю  не  бдщетъ  хватать  каникулярнаго  времени  на  экскурсіи,  гербаризаціи,  коллекціонированіе,  препарированіе  и  т.  д.,  и ему  не  зачѣмъ  будетъ,  съ  наступленіемъ  каникулъ,  стремиться поскорѣе  покинуть  деревню.   Теперь  учитель  одинокъ  въ  деревнѣ,  онъ  не  интересуется  крестьянской жизнью.  Когда  же  зтчитель  начнетъ  изучать планомѣрно  и  всесторонне  окружаюідзчо  жизнь,  тогда  онъ  невольно  выйдетъ  на  широкій  просторъ  и  встрѣтится тамъ  съ  крестьянами,  которые  дадутъ  для  учителя  горючій  матеріалъ,  который  разожжетъ  въ  душѣ  его уголекъ  и  превратитъ  книжную  учебу  въ  школу  жизни.  Это  положитъ  начало  сближенію  дшителя  съ  мѣ­стнымъ  населеніемъ,  что,  въ  свою  очередь,  подыметъ авторитетъ  и  самочувствіе  учителя  и  сдѣлаетъ  школу дѣйствительнымъ  культурнымъ  центромъ.Идя  навстрѣчу  запросамъ  времени,  въ  послѣднее время  многія  земства  стали  снабжать  школы  нагляд­ными  пособіями,  устраивать  районные  и  центральные музеи.  Если  же  учитель начнетъ изучать  со всѣхъ сто­ронъ  мѣстный  край,  тогда  онъ окажется обладателемъ собственнаго  богатаго  мз’зея,  состоящаго  изъ  коллекціи  насѣкомыхъ,  чучелъ  и  скелетовъ  птицъ  и  др.  животныхъ,  лягушекъ,  препаратовъ  Есенинъ,  птичьихъ яицъ,  образцовъ  почвъ  и  т. д.Планъ  изученія  мѣстнаго  края  можно  намѣтить приблизительно  въ слѣдующемъ  видѣ,  (какъ  это  дѣ­лаетъ  „Вѣстникъ  Пензенскаго  земства”).Прежде всего  должны  быть организованы  экскур- сіи  для  изученія  огорода,  поля  и  лѣса  какъ  со  стороны  ихъ  культуры,  такъ  и  со  стороны  анатоміи,  физіологіи  и  біологіи  растеній  и  животныхъ.  Для  каждой подобной  экскурсіи  должна  ставиться  опредѣленная цѣлъ;  предположимъ,  экскурсанты  отправляются  для изученія  поля;  въ  такомъ случаѣ имъ могутъ  ставиться задачи:  изученіе  почвы,  характеръ  обработки ея  обык­новенными  и  улучшенными земледѣльческими орудіями; изученіе  злаковъ  и  сорныхъ  травъ  нашихъ  полей  и борьбы  съ  послѣдними;  примѣненіе  удобрительныхъ туковъ;  организація  опытовъ  съ  удобрительными  туками, искусственное орошеніе;  задержаніе  снѣговъ  на поляхъ,  роль  бактерій при  созрѣваніи  и  гніеніи  растеній;  насѣкомыя,  птицы,  грызуны  и  борьба  съ  ними; изученіе  овраговъ,  ихъ происхожденіе, борьба съ ними; изученіе  напластованій,  аммониты,  беллсаниты,  всевоз­можные  остатки  ископаемыхъ;  съемка  плана;  отмѣри­ваніе  участка;  фотографированіе  и  зарисовываніе.  Съ экскурсій  учащіеся  приносятъ  въ  свой  школьный  музей  образцы  почвъ,  остатки  ископаемыхъ,  гербарій злаковъ  и  сорныхъ  травъ,  коллекціи  насѣкомыхъ.  Но самое  важное  такихъ  экскурсій—это  то,  что  экскурсанты  приносятъ  съ  собою  дѣйствительное  значеніе близкаго  и  родного  для  учениковъ  поля.  При  экскур­сіяхъ  для  изученія  лѣса  могутъ  ставиться  слѣдующія задачи:  почему  крона  дерева, выросшаго  на открытомъ мѣстѣ,  разнится  отъ  кроны  дерева,  выросшаго  въ густомъ  лѣсу;  почему  деревья  имѣютъ  различіе  въ  формѣ  и  ростѣ  въ  предѣлахъ одного какого либо  участка; господствующія  и  угнетенныя  деревья;  подростъ;  подстилка или  лѣсной  войлокъ  и  его  значеніе  и  пр. Программу  по  изученію  Уральскаго хребта лучше всего,  конечно,  можетъ  разработать  Уральское  обще­ство  любителей  естествознанія  или  Пермскій  научный музей  (для  Прикамья). Затѣмъ  могутъ  быть  организованы  экскурсіи  для изученія  мѣстной  коопераціи—кредитныхъ   товари­ществъ,  потребительскихъ  лавокъ,  зернохранилищъ и  пр.  Дѣти  воочію  познакомятся съ сущностью взаимо­помощи,  съ  основными  правилами  коопераціи, съ  фор­мами  кооперативнаго  хозяйства,  со  спеціальными  обо­рудованіями  кооперативныхъ  учрежденій  и  пр. Третья   группа  экскурсій—это  экскурсіи  для изученія  кустарныхъ  промысловъ, фабрикъ и  заводовъ. Такія  экскурсіи  дадутъ  для  школьнаго  музея  образцы кустарныхъ  работъ,  нѣкоторыхъ  фабричныхъ и  завод­скихъ  издѣлій.  Учащіеся  познакомятся  съ  техникой производствъ,  посмотрятъ,  какъ  вытачиваютъ  деревян­ныя  издѣлія,  какъ  дѣлаютъ  глиняную и деревянную по­суду,  какъ  приготовляютъ  и  обрабатываютъ  пушки (въ  Мотовилихѣ),  увидятъ,  какъ работаютъ  тысячи лю­дей  среди  шума  и  грохота  заводскихъ машинъ  и  т.  д.Извѣстная  дѣятельница  въ  области народнаго  образованія,  Костромина,  въ  живой  и  убѣдительной статьѣ  о  школахъ  и  курсахъ для взрослыхъ („Практич. шк.  энцик.“)  ставитъ  вопросъ:  „Что же  является  болѣе доступнымъ  и  привлекателянымъ  для  главной  массы этого  населенія? отвлеченныя  знанія,  или  такія,  которыя  непосредственно  связаны  съ  мѣстомъ  его  жительства,  его  ежедневными занятіями, съ его непосредствен­ными  нуждами? А  безъ  этого  интереса  къ  занятіямъ, какимъ  путемъ  привлечь  къ  нимъ  взрослаго человѣка, усталаго  отъ  тяжелой,  продолжительной  работы?”… „Мы  далеки  отъ  мысли  придать школѣ  для  взрослыхъ узкій,  чисто  утилитарный  характеръ,  но  не  считаться съ  требованіями  взрослаго  человѣка  и  насильно  навя­зывать  ему  свои  взгляды,  когда онъ  еще  не доросъ  до нихъ,  было  бы  прежде  всего  безполезно”…

„Что  интереснѣе  и  полезнѣе  знать  населенію:  легенды  о призваніи  варяговъ  и  мщеніи  Ольги,  разсказы  о  распряхъ князей,  самозванцахъ,  войнахъ  и  т.  п.,  или изучить свой  край  въ  его  историческомъ  прошломъ,  свои  памятники,  остатки  старины,  культурное  состояніе  края и  уже  потомъ,  когда  интересъ  пробужденъ,  когда является  необходимость  для  пониманія  всего  этого  познакомиться  съ  общимъ  ходомъ  исторіи,—перейти  къ ея  изученію  въ  связи  и  во  всей  полнотѣ?”

Представимъ  себѣ  такой примѣрь: „учитель  предлагаетъ слушателямъ принять участіе  въ собираніи  матеріаловъ  по  исторіи  мѣстнаго  края:  преданія,  пѣсни, одежда,  ткани,  каменныя  орудія,  ископаемыя  и  т.  д. Онъ  посѣщаетъ  съ  ними  и  осматриваетъ  развалины старинныхъ  зданій  и  стѣнъ,  курганы,  старыя  церкви и  объясняетъ  ихъ  значеніе.  ІІри  этомъ  у  слушателя непремѣнно  возникаютъ  вопросы:  какъ  жили  прежніе люди,  какіе  у  нихъ  были  обычаи  и  порядки,  почему они  перемѣнились  и  что  лучше—старое  или  новое. Мысль  заработала,  и  дѣло  учителя  уже  значительно облегчено,  потому  что  вопросы  заданы  самими  ушащимися”.  То  же  самое  и  съ природовѣдѣніемъ: отчего  не найать  изученіе  природы  съ  мѣстнаго сельскаго  хозяй­ства  и  отъ  частныхъ  примѣровъ  не перейти  къ  теоре­тическому  обоснованію  явленій,  которое  будетъ  вы слущиваться  съ  тѣмъ большимъ вниманіемъ, чѣмъ  бли­же  оно  будетъ  касаться  интересовъ  слушателей.

„Мы не  хотимъ  этимъ  сказать,— говоритъ  г-жа Костромина, чтобы  можно  было  давать  неподготовленнымъ  слуша­телямъ  какіе  то  готовые  рецепты,—нѣтъ  ничего  хуже полузнанія,—но  мы  хотѣли бы  указать отправные  пункты  занятій,  исходя  изъ  которыхъ,  молено уже  перейти и  къ  изложенію  теоретическаго  курса.  Важно  найти точки  соприкосновенія  со  слушателями,  возбудить  ихъ живой  интересъ  къ  знанію,  безъ  чего школы будутъ пустовать”…

Таковъ  авторитетный  голосъ одной изъ  наиболѣе опытныхъ  и  искусныхъ  практическихъ  работниць  въ дѣлѣ  народнаго  обученія  и  образованія,  и  онъ  не оставляетъ  никакого  сомнѣнія  не  только  въ  томъ,  что локализація  учебнаго  матеріала  вполнѣ  примѣнима  и необходима  въ  дѣлѣ  не только школьнаго  и внѣшкольнаго  образованія,  но  и  въ  томъ,  что  это  единственно раціональный  методъ  въ  наше  время.Повторяемъ, нѣтъ  сомнѣнія—путь  народнаго  учи­теля  очень  труденъ  и  тернистъ,  гдѣ  душевныя  и  физическія  силы  увядаютъ  до  поры,  до  времени.  Но  тяжесть  учительскаго  труда  зависитъ  также  и  отъ  того, что  въ  настоящемъ  трудѣ  учителя  нѣтъ  идеи  цѣлесо­образности;  учитель,  особенно  пришедшій  въ  деревню за  послѣдніе  5—6  лѣтъ,  въ  массѣ,  своего дѣла  не  любитъ.  Въ  этомъ,  между  прочимъ,  заключается  та  при­чина, отъ которой хирѣетъ дѣло народнаго образованія. Лучшимъ  лекарствомъ  для хирѣющаго учительства  будетъ  непосредственная  связь  учителя  съ  жизнью,  ког­да учитель  вольетъ  въ  свое  препадаваніе  содержаніе, взятое  непосредственно  изъ  окружающей  среды  и  мѣстныхъ  условій  жизни. В  печали  и  радости  деревни  будутъ  также  и  его печалями  и  радостями…

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003