Россия – будущая хранительница мира

Название публикации: Россия – будущая хранительница мира
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1914.
Номер выпуска: 51 52.
Страница(ы): 2, 3, 4
Автор: В. Ю..
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статья редакционная/передовая.
Персоналии: .
Топонимы: Австро-Венгрия, Англия, Африка, Бельгия, Восточная Пруссия, Германия, Европа, Польша, Россия, Франция.
Ключевые слова: культурное противостояние, патриотизм, причины.

Текст публикации

Россія—будущая хранительница мира.

(Борьба „культурыи германской сз культурой христіанской).

„Нѣтъ! Нѣтъ! Не можетъ быть! Есть правда въ небесахъ…

Какъ грозный океанъ, волнуясь съ плескомъ мѣрнымъ,
Родъ человѣческій сквозь сумракъ золъ и бѣдъ
Путемъ медлительнымъ, но неуклонно—вѣрнымъ
Идетъ, за шагомъ шагъ, впередъ, гдѣ брезжитъ свѣтъ”. (П. Я.).

Черезъ 19 вѣковъ послѣ рожденія Божественнаго Учителя, давшаго, какъ главнѣйшую, заповѣдь Любви,—въ 20-мъ вѣкѣ господства христіанства, какъ религіи почти всѣхъ передовыхъ, культурныхъ народовъ, мы являемся свидѣтелями кровопролитной европейской войны.

Война ставитъ насъ лицомъ къ лицу со всѣми ужасами взаимнаго озлобленія людей, она рисуетъ предъ нами картины такой жестокости, которая какъ бы рушитъ всѣ накопленныя міромъ сѣмена добра и любви.

Красный путь войны въ нѣсколько дней перетасовываетъ всѣ наши понятія о правилахъ нравственности… Великая заповѣдь Христа: „да любите другъ друга”, какъ бы на время умолкаетъ. Та и другая воюющая сторона считаютъ лишь число враговъ, по­гибшихъ отъ меча.

И не тихіе свѣточи человѣчества, представители его науч­ной мысли, а люди съ наиболѣе сильнымъ и смертоноснымъ орудіемъ въ рукахъ привлекаютъ всеобщее вниманіе и удивленіе, они указываютъ новые пути для дальнѣйшей исторіи человѣче­ства,—они хотятъ рѣшать судьбу всѣхъ слабѣйшихъ.

Современная война идетъ не въ дикихъ дебряхъ Африки, а въ самой культурной части свѣта въ Европѣ. Зачинщики и виновники кроваваго столкновенія, нѣмцы Германіи и Австро- Венгріи, считаютъ себя наиболѣе другихъ умными и развитыми, стоящими на верху научныхъ завоеваній и пріобрѣтеній. Каза­лось, тамъ, гдѣ умъ, научныя знанія и культурность, мы можемъ встрѣтить уваженіе правъ другихъ народностей, людей другого вѣроисповѣданія или хотя бы состраданіе къ беззащитнымъ жен­щинамъ и дѣтямъ.

Но то, что сейчасъ дѣлаютъ германцы и о чемъ го­ворятъ въ домахъ, на площадяхъ и улицахъ,—это во­все даже не жестокость, порой необходимая и неизбѣж­ная на войнѣ, а нѣчто болѣе ужасное и отврати­тельное.

Здѣсь мы видимъ „холодную злобу, бѣшеную и расчетливую, облеченную высокой техникой и велико­лѣпной внѣшней культурой, и въ то же время созна­тельно топчущую въ прахъ и разрушающую до осно­ванія все, чѣмъ гордится истинный человѣческій прог­рессъ, созданный геніями мысли, учителями добра и служителями красоты”*). Слѣдовательно, здѣсь мы ви­димъ не кровожадность первобытныхъ дикарей, а людей гордыхъ своею „культурностью” и во имя этой „куль­турности”, систематически, по указанію своей науки, опустошающихъ до чиста враждебныя страны, не давая пощады ни женщинамъ, ни дѣтямъ, не останавливаясь предъ уничтоженіемъ библіотекъ и драгоцѣнныхъ па­мятниковъ старины.


*) Купринъ. «О жестокости».


И мы, такимъ образомъ, на примѣрѣ Германіи, гдѣ даже передовые умы,—профессора и литераторы,— высказываютъ слова защиты за разрушеніе Бельгіи въ интересахъ германскаго народа, видимъ новый живой примѣръ, свидѣтельствующій, что ни прогрессъ науч­ный, ни успѣхи матеріальной культуры сами по себѣ не облагораживаютъ и не очищають человѣка.

Но въ то же время наша война говоритъ и нѣч­то другое,—она говорить намъ, что мы не должны съ презрѣніемъ относиться къ наукѣ и культурѣ.

Подъ словомъ „культура”, какъ намъ уже при­ходилось говорить на страницахъ „Земской Недѣли” *), нужно разумѣть культуру матеріальную и культуру  духовную… Теперь, если посмотримъ на Германію, на воспитаніе въ ея школахъ, на ея фабрики и заводы, на деревни и села, мы повсюду увидимъ большіе успѣ­хи въ матеріальной культурѣ, но очень мало найдемъ той культуры, которая озарена свѣтомъ евангельскаго ученія, словомъ Христа.


[1] Си. Л» 42 „ІІѳри. Зои. Нед.“ 1913 г. „Земля и кулі.тура“.


Когда наши солдаты, изъ крестьянъ, вошли въ Восточную Пруссію, они удивились богатству нѣмцевъ и говорили: „здѣсь только бы жить да радоваться, а оии убивать пошли”.

Но какъ извѣстно, если у человѣка много, то онъ желаетъ еще большаго. Нѣмцы борются теперь за новое благо Германіи, за новыя богатства. Но одинъ германскій ученый, человѣкъ независимой мыс­ли, еще около 15 лѣтъ тому назадъ сказалъ объ этомъ стремленіи нѣмцевъ къ завоеваніямъ слѣдующее:

„Застрѣльщиками патріотизма у насъ (въ Германіи) являются торговые слои. Нѣмецкіе купцы ушли гораздо дальше всѣхъ осталь­ныхъ (т. е. внссгранныхъ, американскихъ, англійскихъ и т. д.). Да и нѣмецкій купецъ имѣетъ основанія кричать о превосходствахъ и достоинствахъ своій „національности4*. Съ возстановленіемъ герман­ской имперіи онъ сталъ почтенной особей, которій никто не осмѣ­лится подставить ножку,—особой, которая стоить подъ защитой очень выгодныхъ торговыхъ договоровъ. Едва ли гдѣнпбудь какому- либо классу „національное единство” (а слѣдовательно и военное могущество Германіи) принесло такія выгоды, какъ нѣмецкому ку­печеству».

Такіе „торговые” интересы Германіи, конечно, не имѣютъ ничего общаго съ интересами истинной куль­турности и цивилизаціи.

Великая война нашихъ дней говоритъ намъ, что культуру и цивилизацію, основанную не на матеріаль­ныхъ только, но и на духовныхъ благахъ, взяли подъ свою защиту наши союзники и доблестная армія на­шей родины.

Защита угнетенныхъ и слабѣйшихъ, борьба за свободу мелкихъ національностей, уваженіе къ свобо­дѣ вѣроисповѣданія и къ народному самоуправленію— эти понятія составляютъ отличительную черту жизни Франціи и Англіи, эти признаки истинной цивилизаціи характеризуютъ неоднократныя воззванія нашего Глав­нокомандующаго къ народамъ Австро-Венгріи и Польши.

Теперь посмотримъ на поля сраженій. За сто лѣтъ ни одна война не была отмѣчена такимъ героизмомъ, о какомъ сообщаютъ газеты нашихъ союзниковъ. Ан­глійскіе лавочники, французскіе журналисты и адво­каты обнаруживаютъ въ борьбѣ за право и лучшіе идеалы нашего времени героизмъ, ничѣмъ не уступаю­щій отвагѣ павшихъ подъ Мараѳономъ *). У древнихъ писателей Ѳукидида и Плутарха „немного страницъ, которыя могли бы сравниться по трагической красотѣ хотя бы только съ бельгійскимъ эпизодомъ этой войны”.


*) Мараѳона—швтв въ древней Греціи, гдѣ гь 490 г. до Ро*. Хр. аѳиняне одержали побѣду надъ персами.


Мы не говоримъ здѣсь о доблести, самоотверже­ніи, безстрашіи славныхъ воиновъ русской арміи.

Нѣмцы смотрятъ на насъ, какъ на низшую расу, погрязшую въ суевѣріяхъ и въ лѣни; но не такъ смот­рятъ на Россію англичане: они знаютъ, что въ на­шемъ простомъ народѣ крѣпка вѣра въ правду и исти­ну, а наша художественная литература состоитъ изъ произведеній, отражающихъ лучшіе и самые свѣтлые порывы русской молодежи…

Россія—страна будущаго…

Плохо, когда у народа нѣтъ знаній, нѣтъ яснаго представленія о земной жизни и о силахъ и дарахъ природы,—т. е. когда у него нѣтъ науки. Но еще ху­же, когда просвѣщенный народъ, владѣющій всѣми да­рами науки и техники, стоитъ далеко отъ самаго глав­нѣйшаго въ жизни людей—отъ заповѣди Христа, при­несенной въ міръ и для эллина, и для іудея, и для скиѳа, для свободнаго гражданина и для раба.

Германія надѣется на свои цеппелины и бомбы, на мортиры и пулеметы,—но,—говоритъ намъ одинъ изъ нашихъ писателей, взявшій орудіе для защиты родины,—„слѣдуетъ помнить намъ всѣмъ точно и твердо, что никогда еще проявленіе безмѣрной и бе­зумной жестокости не дѣйствовало устрашающимъ об­разомъ на воиновъ, идущихъ сознательно и спокойно въ защиту своей родины, идущихъ не съ тѣмъ, чтобы умереть или побѣдить, а съ тѣмъ, чтобы побѣдить”. Не надо вовсе быть пророкомъ, чтобы предвидѣть, что Германію съ ея „холодной культурой” ждетъ пора­женіе.

„Наступитъ время, когда Россіи придется быть тоже безпощадно жестокой, но жестокой не въ избіе­ніи стариковъ, женщинъ и младенцевъ, а въ неумоли­мости своихъ требованій ради того, чтобы на нѣсколь­ко сотъ лѣтъ, если не навсегда, обезпечить землѣ миръ, одной изъ хранительницъ котораго будетъ воз­величенная Россія”.

„А передъ скорбью тѣхъ отцовъ, женъ, невѣстъ и сестеръ, чьи сыновья, братья и возлюбленные пали первыми святыми жертвами необузданной германской жажды крови, мы тихо, благоговѣйно склонимъ обна­женныя головы. ІІхъ скорбь—наша скорбь. II если Богу угодно будетъ дать намъ побѣду—побѣда будетъ отмщеніемъ за мученическія тѣни”.

В. ю.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003