Религия и война

Название публикации: Религия и война
Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: 06.01.1915.
Номер выпуска: 6.
Страница(ы): 2
Автор: Чубин.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Наука, культура и искусство.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: .
Топонимы: .
Ключевые слова: война, религия.

Текст публикации

Пермь, 6 Января.
Религія и Война

Вйона повысила религіозное чувство во всех государствах тройственнаго согласія.
Глубокимъ молитвеннымъ настроеніемъ проникнуть русскій народъ, весь житейскій укладъ котораго освящается свътонъ великой правды ‘религіи, шъ умонастроенія русскаго человта-, >всг его душевныя переживанія въ конечномъ очѳтѣ прикрѣплены къ надеждѣ на святую божескую -сггра ведливостъ.
Русскій человѣкъ менѣе всего позитивистъ. Онъ не базируется на морали, имѣющей своимъ источникомъ пользу.
Его моральное долженствованіе проистекаетъ изъ религіозныхъ завътовъ, которые опредѣляютъ пути его жизни. , онъ не ограничивается узкой сферой одного умозрѣнія или опыта, чувствуя всемъ сердцемъ своимъ, что за этой сферой лежитъ непознаваемое, куда можно устремиться лишь хюлштвой. религіозной волей.
И, конечно, въ эти страдные дни, когда изъ яркою отчетливостью всей Русью сознается святость дѣла, на которую исторія призвала родину, .чтобы сломить коварнаго врата, обезоружить его, вынуть изъ ноженъ его оружіе, которымъ онъ угрожаетъ цивилизаціи Европы, русская религіозность еще болѣе возросла. Рели- чавая торжественность разлита по всему необъятному пространству отечества.
Въ ѳтой торжественности глубоко чувствуется внутренняя умиротворенность, Въ сердце вошли лучи святой правды, которая сдѣлала (готовность на жертвы, проявленія (героизма свѣтлой радостью, свѣтлымъ праздникомъ духа.
Религія освѣтила патріотизмъ, -раскрыла всю чистоту привязанностей и любви къ .родному быту. Отсюда нашъ патріотизмъ въ зги дни такъ рельефно отразился въ религіозномъ чувствѣ.
Вѣдь, у насъ вообще, какъ мы уже замѣтили, ‘Общественная и личная жизнь больше, чѣмъ гдѣ бы то ни было, опирается на религіозный долгъ. И, конечно, въ йсключнтелышй періодъ исторіи, какой мьі нынѣ -переживаемъ, ото соотношеніе пріобрѣтаетъ болѣе видимый, болѣе чувствуемый характеръ. Наше .религіозное умонастроеніе помогаетъ намъ расширить (Историческіе .горизонты, ‘открываетъ двери въ вѣчность, даетъ намъ возможность смотрѣть на огромный просторъ рѣки жизни, волны которой немолчно будутъ катиться при будущихъ поколѣніяхъ!
Ѳто чувство вѣчности или жизни поднимаетъ насъ надъ мелкими тревогами будешь. Ока рождаетъ трепетъ идеалвстичешихъ восторговъ,.
Ихъ мы видимъ во всѣхъ усиліяхъ, которыя въ данное время народъ на Руси проявляетъ, чтобы сразить гидру тев- товства, выползшую изъ тьмы ада. Въ этихъ усиліяхъ отражены- стремленія добродѣтели смести грѣхъ лютаго герма1 ннзма. -Нельзя не прочесть такого оттѣнка въ переживаніяхъ Россіи. Въ нашемъ народномъ міросозерцаніи неправда, зло, человѣческая гнусность, прежде всего, мыслится какъ грѣхъ, какъ преступленіе противъ божескаго закона.
Потому и борьба съ этимъ преступленіемъ имѣетъ смыслъ религіозный.
За правду Божію—вотъ лозунгъ, окрыляющій сердца, вызывающій -стремительность, чтобы разить копьемъ змѣя Горыныча.
Вглядитесь въ русскія былины, -въ тіоѳзаю, рожденную народнымъ творчествомъ, и вы увидите, что ‘борьба- русскаго богатыря съ нечестивцами Содержитъ въ себѣ элементъ правоты, санкціонируемый высшей правдой.
‘Но вотъ мы наблюдаемъ въ союзническихъ съ нами странахъ такой же религіозный порывъ. Въ Англіи въ -послѣднее время чаще устраивались религіозные митинги. Открытіе французской палаты депутатовъ -прошло при молитвенной торжественности.
Спеціальные корреспонденты нашихъ газетъ сообщаютъ, что «депутаты встали, какъ только президентъ, завялъ -свое (Мѣсто, и набожно слушали молитвенныя слова его о величіи и -славѣ франціи, о дарованіи ей побѣды, о вѣчной памяти павшимъ на -полѣ брани, -о благословеніи родины, ночіющемъ на -всѣхъ, иролгаваю- іЦяхъ кровь за отечество. Президентъ не предсѣдательствовалъ, а служилъ патріотическую мессу.»
Эти факты -являются свидѣтельствомъ, что и въ Англіи и во Франціи религіозная вѣра охватила народную душу. -Они показываютъ высоту того нравственнаго уровня, на: -которую вошли народы, борющіеся съ германскимъ варварствомъ.
Было бы ошибкой думать, что Англія —страна, чистаго позитивизма, что она пріемлетъ міръ однѣми липгь логическими формулами.
Исторія (религіозныхъ точеній въ Англіи, страницы о религіозномъ -подвижничествѣ, относящіяся, главнымъ «бравомъ, къ XVI вѣку, говорятъ о противоположномъ. Въ англійскомъ народѣ и въ настоящее время, наряду (съ широкимъ размахомъ внѣшняго опыта, связаннаго съ матеріальной культурой, живъ опытъ внутренній—духовно-религіозный.
Бытъ можетъ, Поэтому’, англичанамъ такѣ близка, родственна русская духовная непосредственность и, искренность, ■въ чемъ мы могли убѣдиться изъ впечатлѣній. вынесенныхъ англичанами изъ поѣздки но Россіи, изъ адреса англійскихъ писателей своимъ русскимъ коллегамъ.
И французы нашли трону кт. религіозной правдѣ.
Вѣра въ справедливость, въ туманность одолѣнія тевтонскаго гунна поднимаетъ глаза народовъ, объединившихся для борьбы съ нимъ, къ небу.
Любовь къ -родинѣ приняла религіозный характеръ.
Въ религіозномъ, чувствѣ въКовыветоя -героическая воля, ведущая къ по- бѣцѣ далъ лютымъ гершншгмомъ. На пее ,падаютъ лучи -вселенской сцра.Бвдливостн- объединившей Европу противъ тевтонскаго натиска.
Въ правдѣ Вонь—вотъ мысль, окрыляющая народы, которымъ божеская правда .повелѣваетъ смести -современныхъ гунновъ.
На’ данной мысли сосредоточивается все добро, вся красота человѣческой Души, Накопленная вѣками исторической жизни.
Она свѣтится, сіяетъ, въ паѳеСѢ религіознаго устремленія.
Она претворяетъ всѣ чувства. всѣ мысли человѣческой души въ одну святую 1 жажцу побѣды, потому что такъ новелѣнастъ истина, такъ велитъ долгъ.
Зовъ долга явственно ощущается въ і приближеніи къ божественной правдѣ, къ которой подошли своими молитвами народы тройственнаго согласія.
Чубинъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003