Реймский собор

Название публикации: Реймский собор
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.09.1914.
Номер выпуска: 39.
Страница(ы): 6
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: За границей.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Заметка.
Персоналии: Александр Бенуа, Екатерина Медичи, Наполеон, Петр I.
Топонимы: Европа, Константинополь, Реймс, Франция.
Ключевые слова: разрушения.

Текст публикации

Реймскій соборъ.

Храмъ эт^ть представлялъ ссбой одинъ изъ шед°вронъ ранняго готическаго зодчества. Онъ строился около двухсотъ лѣтъ, и кружев­ная архитектура его являла поразительное сочетаніе красоты, вели­чественнаго благородства п легкости. Его пинакли и ктошетоны счи­тались классическими образцами, устанавлав віпима вѣхи въ истеріи стилей.

Внѣшности собора не уступала и внутренняя его отдѣлка. Здѣсь готическая скульптура достигала своего полнаго блеска. Въ статуяхъ, украшавшихъ соборъ, скульптура дѣлала свою первую попытку вы­ражать душеввое настроеніе. Изъ такихъ статуй славились фигуры „Ева* и „Пророкъ*.

Кромѣ архитектурной, реймскій соборъ представлялъ еще и историческую цѣнность. Здѣсь съ 1179 года короновались француз­скіе короли и здѣсь же до Великой революціи хранилось извѣстное реймское евангеліе, написанное хорватской глаголицей. По преданію, славянское происхожденіе евангелія было впервыѳ открыто Петромъ Великимъ въ бытность его въ Реймсѣ въ 1717 году.

Послѣ великой революціи это евангеліе, на которомъ фран­цузскіе короли приносили присягу, было перенесено въ реймскую го­родскую библіотеку, которая нынѣ также не пощажена германцами.

Любопытно отмѣтить, что ровно сто лѣтъ назадъ Реймсъ былъ взятъ соединеннымъ отрядомъ русскихъ и пруссаковъ, преслѣдовав­шихъ Наполеона. Ни городъ, ни соборъ тогда нисколько не пострадали.

Можно напомнить еще одинъ историческій примѣръ: когда ди­кіе турки взяли Константинополь, они пришли въ восхищеніе отъ величія храма святой Софіи; правда, они превратили христіанскій храмъ въ мечеть, но рука ихъ не поднялась противъ памятника греческой архитектуры. Нѣмцы же 20 вѣка ва первое мѣсто поста­вили свою месть непріятелю и топчутъ ногами и разрушаютъ тупою шрапнелью духовное наслѣдіе культурныхъ народовъ.

Александръ Бенуа, нашъ извѣстный художникъ говоритъ (на стр. „Рѣчи”): „Можно ли такіе поступки (нѣмцевъ, какъ разрушеніе Реймскаго собора) клеймить такимъ словомъ, какъ „вандализмъ”, столь оіотно за послѣднее время примѣнявшимся къ разрушеніямъ всякой захолустной „провинціальной” и „скурильной” дребедени? Здѣсь должны бытъ другія слова или, скорѣе, здѣсь никакихъ словъ не надо, но, нужно глубоко затаить въ душѣ память объ этомъ святотатствѣ, объ этой нѳпрощающейся хулѣ противъ Духа Святаго…

В е не вѣрится, чтобы Реймскаго собора не стало; не стало этого чуда, этой кристаллизировавшейся въ каменныхъ узорахъ мо­литвы—и на мѣстѣ его груда дымящихся развалинъ! Французы не трогайте, не убирайте этихъ развалинъ. Вы убрали послѣ разгрома 1871 года остатки Тюильсрискаго дворца—это вполнѣ понятно и извинительно: вамъ нужно было скрыть слѣды собственнаго грѣха. Да и какъ ни красивъ быль дворецъ Екатерины Медичи,—но это было „одно изъ многихъ красивыхъ зданій Европы”, роскошное и изящное, но не святое, памятникъ эгоистическихъ мечтаній о земномъ благополучіи, о власти, а не единственное вь своемъ родѣ свидѣтельство о бли­зости человѣка къ Б)гу. Пусть поэтому развалины Реймскаго собора такъ и стоятъ въ т^мь самомъ видѣ, въ какомъ овѣ сейчасъ нахо­дятся: грозныя взывающія своими обломками къ небесной мести, къ Верховной справедливости. Нужно, чтобы и тогда, когда весь городъ вокругъ оправится и зацвѣтетъ, вся Франція вокругъ снова обра­тится къ ярмаркѣ жизни, чтобы изъ развалинъ этихъ все еще воз­вышался призракъ дивной церкви-мученицы и неслись къ небу мо- л твы раскаянія, напоминанія о грозныхъ дняхъ испытанія. Влолнѣ гозможно реставрировать памятникъ. Всѣ его размѣры извѣстны, ма- лЬйшая его деталь зарисоіана и отформована. Но документы эти д’лжны оставаться въ архивахъ, въ книгахъ, въ музеяхъ слѣпковъ и нельзя ихъ использовать на то, что будетъ поддѣлкой, что лишь внѣшне возсоздастъ прекраснѣйшее изъ растеній зодчества, насквозь пропитанное молитвами вѣковъ.

Просмотр номера, в котором размещена публикация



PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003