Речь П. А. Кропоткина на митинге инвалидов

Название публикации: Речь П. А. Кропоткина на митинге инвалидов
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 09.07.1917.
Номер выпуска: 24.
Страница(ы): 17, 18
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Первой мировой войны.
Рубрика как указано в источнике: Хроника военных событий.
Тип публикации: Статьи прочие.
Персоналии: М.В. Родзянко, П.А. Кропоткин.
Топонимы: Бельгия, Германия, Литва, Польша, Ревель, Рига, Франция.
Ключевые слова: о войне, речь Кропоткина, союзники.

Текст публикации

Рѣчь П. А. Кропоткина на митингѣ инвалидовдовъ.
Въ П-трегрідт. въ Народномъ докѣ, СОСТОЯЛСЯ болып ;Й MS- твніъ по случаю отправленіи па фронтъ перваго отряда инвалидовъ добровольцевъ. Ва иятвнгѣ предсѣдательствовалъ предсѣдатель Гос. Дума М. В. Родзявко. На митингъ пріѣхалъ авархнстъ П. А. Кропоткинъ, котораго переполненная зала встрѣгнла бурпымж оваціями. П. А. Кропоткинъ заявилъ, что болѣзнь горла нѳ даетъ ему возможности произвести рѣчь, и просилъ ее огласвть.
„Господа! Ваша готовность опять идти въ окопы и тамъ нести тяжелую службу тогда, когда ваша прежнія заслуги в раны даютъ вамъ полной право на отпускъ, пек зывестъ, какъ мало способны вліять на честныхъ людей теперешнія стараній убить чувство взавмеостз, возникающее въ людяхъ, когда ихъ страна переживаетъ ужасъ военнаго нашествія.
Я загю, что противъ участія въ войнѣ выдвинулось за послѣднее время много доводовъ. Но нѣтъ, товарищи, такого довода, который могъ бы опровергнуть прнаывъ честной человѣческой душа. А этотъ пртаызъ въ томъ состоитъ, чго, когда видишь, что сильный душатъ слабаго, что хороша вооруженный давить плохо вооруженнаго, что оввѣрѣлый человѣкъ беретъ за горло болѣе дебродушяаго, нельзя говорвть: это—но мое дѣло, нельзя держаться въ стороаѣ. Вотъ почему чаловѣчество гвкогда на могло слѣдовать «кому ученію, что и я хата еь краю. Ер‘й можетъ битъ въ садѣ, во его нѣтъ въ человѣчествѣ. Все человѣчество тѣсно cbsssso между собей. Всякое преступленіе отдѣльнаго человѣка и цѣлаго народа ведать за собой другія преступленія, тѣмъ болѣе в» такой тѣеной средѣ, которую представляетъ Европа.
Шрвбврнгѳ мысленно ходъ тенерешеей войны съ іюля 1914 г., а вы у а идете, какъ перпс-э преступленіе Германія, т. ». проходъ ея войскъ черезъ Бельгію для Еазадѳнія на Фраацію, повліжъ за собой все новый в новые престуялеш: уенчтожеш шродевъ, массовые разстрѣла илеэленія, едва только офзцеру покажется, что населеніе голове возстать, отъииазіа у пасший послѣдняго куска хлѣба, затѣмъ власть, неслыханная со времени Атиллы, увозъ въ плѣнъ цѣлыхъ тысячъ мужчаяъ, женщинъ а молодыхъ людей, которыхъ заставляютъ рыть траншей противъ своихъ хе едетвчветвен- иисовь, и, наконецъ, жестокая язлбрѣтатвльность въ изкышлевім увѣчваій дія вевіноплѣяныхъ, о которыхъ разсказываютъ наши доктора, вернувшіеся азъ плѣна.
Одно преступленіе пенгбѣанс влекло за собой другое; но нѣтъ, товарищи, выше нрестуцлевія, какъ оотеться безучастнымъ при видѣ «мидія, а тѣмъ болѣе еараздывкть своо равнодушіе прицепами междузародЕЕго бр-стства. Теть же интернаціоналъ при озоеяъ основанія провозгласилъ, что всѣ народы—братья, а поэтому воѣ пароды должны-заступаться за «отъ народъ, который захетять покорять другіе, чтобы обратить его въ политическое и экономическое рабство. Всякое преотуалоніа ведетъ зп еобой другое. Но точно также всякій подвигъ,—будь онъ большой идя малый,—подннмаоть прав ствэниый уровень всего человѣчества. Только такой примѣръ п можетъ помигать въ молодыхъ пѳкелѣпіяіъ высшіе нравственные идеалы. Мы всѣ съ восторгомъ читаемъ о томъ, какъ Парахъ чествовалъ въ 1793 г. добровольцевъ-нявалвдовъ, отправлявшихся на войну защищал Францію сть наивдеаія королей, съ цѣлью уничтожать фраяцузекую рѳепублнку. Такое же чувство охдалтъ и Россію, н будетъ читать грядущее поколѣніе о вшамъ подвигѣ. Сотни молодыхъ людей,—еслж они до онхъ поръ ранодушно относятся къ войнѣ,—вашъ прнмѣръ заставнтъ задуматься. Оаъ вызоветъ въ нйхъ новыя мысла, ояи нодумшп, что нѣтъ правды въ словахъ тѣхъ, кто говорить, что рабочему нѣть дѣла, кому будутъ принадлежать Польша, Літва, Рига и Ревель, или кто будетъ управлять русскимъ народомъ,—русскіе ели нѣмецкіе капиталисты. Овн почувствуютъ, что такъ говорить, значитъ кривить передъ своей совѣстью. Особенно теперь, когда сверженіе стараго правительства н првзваніѳ нашей революціей полктжческихъ „правъ человѣка” открываетъ передъ рувсмиъ народомъ такую широкую свѣтлую будущность, такое строительстве so всѣхъ направленіяхъ.
Теперь, идя на фронтъ, вы вдеѵѳ тѣмъ сачимъ на баррикады защищать свободу, завовваняую русеквмъ народомъ, и мы, собравшіеся здѣсь во емя высшихъ нразстгеаныхъ началъ человѣчества,
велнкніъ лозувговъ свободы, братства и равенства, благословляемъ васъ ва вгшъ подвигъ”.
Рѣчь Кропоткина была пскрыта бурными апплодіемвятамі.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003