Предстоящие задачи народного образования

Название публикации: Предстоящие задачи народного образования
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 19.10.1915.
Номер выпуска: 41.
Страница(ы): 18, 19
Автор: не указан.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Народное образование и грамотность.
Рубрика как указано в источнике: По России.
Тип публикации: Хроника.
Персоналии: .
Топонимы: Россия.
Ключевые слова: школа, школьная сеть.

Текст публикации

Предстоящія задачи народнаго образованія.

Объяснительная записка министерства народнаго просвѣщенія къ смѣтѣ на 1916 г. довольно подробно останавливается на предстоящихъ задачахъ въ дѣлѣ развитія низшаго народнаго образованія не только для подрастающаго поколѣнія, но и для взрослыхъ, въ связи съ упраздненіемъ продажа крѣпкихъ напитковъ. Прежде всего, ми­нистерство признаетъ необходимымъ создать достаточное количество народныхъ учителей и съ этой цѣлью, несмотря на ограниченность средствъ, которыя могутъ быть отпущены казной, все-таки проекти­руетъ открыть въ 1916 году 5 новыхъ учительскихъ мужскихъ институтовъ и 26 учительскихъ семинарій. Кромѣ того, въ инте­ресахъ развитія народнаго женскаго образованія, разработанъ и внесенъ въ совѣтъ министровъ проектъ учрежденія женскихъ учи­тельскихъ институтовъ. Далѣе, министерство занято разработкой законопроекта объ учрежденія 93 учительскихъ семинарій въ память 300-лѣтія царствованія дома Романовыхъ.
Главная же задача момента сводится къ введенію въ имперіи всеобщего обученія. Съ этой цѣлію выработаны школьныя сѣти и финансовые планы по соглашенію съ земствами. Такое соглашеніе уже состоялось въ 414 уѣздахъ съ 384 городами, но сѣть обни­маетъ и неземскую Россію. На введеніе всеобщаго обученія уже было ассигновано 25 милл. руб. и, кромѣ того, 46 милл. руб. на связанныя съ нимъ школьно-строітельныя нужды. Въ предѣлахъ этихъ суммъ въ періодъ 1912 — 1915 гг. было открыто уже 20 ты­сячъ школьныхъ комплектовъ и построено школьныхъ зданій на 20.172 комплекта.
Отдѣльную объяснительную записку въ смѣтѣ министерства представилъ отдѣлъ техническихъ учебныхъ заведеній. Вь этой запискѣ отмѣчается, что въ вѣдѣніи министерства просвѣщенія нынѣ состоитъ 6 высшихъ техническихъ заведеній, 34 среднихъ, 29 низшихъ техническихъ, 36 ремесленныхъ училищь, 32 школы для ремесленныхъ учениковъ, 171 низшая ремесленная школа, 68 раз­личныхъ профессіональныхъ школъ и, кромѣ того, 200 профессіо­нальныхъ курсовъ и классовъ и 781 классъ ручного труда. Однако, приведенныя цифры далеко не отвѣчаютъ потребностямъ страны въ профессіональномъ образованіи, особенно въ настоящее время.
„Война,— говорится въ запискѣ,— рѣзко подчеркнула низкій уровень нашей техники, отсутствіе у насъ достаточнаго числа спе­ціалистовъ и нашу зависимость въ этомъ отношеніи отъ иностран­цевъ. Министерство народнаго просвѣщенія, признавая безусловно необходимымъ направить свою дѣятельность къ раскрѣпощенію нашей техники отъ иностранной зависимости, остановилось, между прочимъ, на необходимости коренного пересмотра дѣйствующихъ у насъ по­становленій о профессіональномъ образованіи и возможно скорѣйшаго изданія новыхъ нормъ, долженствующихъ обезпечить массѣ подростающаго поколѣнія возможность пріобрѣсти профессіональныя знанія, развить свои способности и найти приложеніе своимъ силамъ въ области техники и ремесла”. Съ этой цѣлью министерство проекти­руетъ открытіе ряда техническихъ учебныхъ заведеній новаго типа и вмѣстѣ съ тѣмъ призываетъ частную общественную иниціативу въ дѣлѣ развитія профессіональнаго образованія въ странѣ. Главная цѣль новыхъ школъ состоитъ въ томъ, чтобы онѣ отвѣчали требованіямь современной техники и были доступны для широкихъ клас­совъ населенія.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003