Поучение епископа Димитрия

Название публикации: Поучение епископа Димитрия
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1914.
Номер выпуска: 51 52.
Страница(ы): 5, 6, 7
Автор: Димитрий, епископ таврический и симферопольский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Воззвания, обращения.
Персоналии: Николай II.
Топонимы: Австро-Венгрия, Лотарингия, Пруссия, Россия, Симферополь, Таврическая губерния, Франция, Эльзас.
Ключевые слова: единство, патриотизм, религия, святой долг.

Текст публикации

ТГоученіе епископа Димитрія.

Какъ сообщаютъ „Одесск. Новости”, епископъ Таврическій и Симферопольскій Димитрій (въ міру Абашидзе) обратился къ духовенству своей епархіи со слѣд., прекрасно задуманнымъ, поученіемъ:

„Во Имя Отца и Сына и Св. Духа.

Достопочтенные о Господѣ отцы.

Бдите и молитеся, да не внидите въ напасть; духъ убо бодръ, плотъ эюе немощна. (Матѳ. 26, 41).

Эту заповѣдь дашр намъ Спаситель нашъ Гос­подь и Богъ Іисусъ Христосъ предъ страшными и спасительными для міра страданіями Своими. Сердце­вѣдецъ Господь зналъ, что ближайшіе ученики Его— апостолы, а въ лицѣ ихъ всѣ будущіе его послѣдова­тели не разъ въ жизни будутъ переживать особенныя тяжелыя испытанія, когда духъ ихъ, всегда готовый стремиться ко всему высшему, небесному, божествен­ному, будетъ преисполненъ благородными порывами къ совершенію самыхъ тяжелыхъ подвиговъ, а плоть, слабая и немощная плоть человѣческая, наоборотъ, будетъ тянуть ихъ къ землѣ, внушать только то, что отводитъ человѣка отъ высшаго міра, отъ Бога и Его заповѣдей.—Зналъ Господь, что въ эти важныя, неиз­бѣжныя для всякаго свободно разумнаго существа мгновенія плоть, другими словами, міръ, противный Богу, міръ не любящій Бога, станетъ дѣлать свои вну­шенія людямъ подъ всевозможными предлогами, искус­но и тонко скрывая отъ искушаемыхъ дѣйствительныя свои побужденія, поэтому и далъ заповѣдь, да не вни­маемъ мы внушеніямъ плоти, а всецѣло слѣдуемъ ве­лѣніямъ и требованіямъ духа.

И горе, великое горе человѣку, когда онъ забы­ваетъ эту Господню заповѣдь и начинаетъ совѣто­ваться съ плотью, тогда все великое, предпринятое че­ловѣкомъ, ускользаетъ отъ него и онъ остается ни съ чѣмъ, горько обманутый внушеніями плоти.

Вотъ и намъ, переживающимъ постигшее насъ ве­ликое испытаніе, борьбу за жизнь и за смерть съ мо­гущественными германскими народами, слѣдуетъ твер­до помнить этотъ завѣтъ Христовъ, крѣпко держаться этой заповѣди и руководиться ею.

Русскій народъ, милостью Божіей, встрѣтилъ войну, какъ и подобало, съ необыкновеннымъ едино­душіемъ, единомысліемъ, всѣ объединились, всѣ, безъ различія пола, возраста, состоянія, оказались на вы­сотѣ подъема патріотическаго духа, словомъ, проявили то, что является безусловной необходимостью для до­стиженія цѣли—побѣды надъ врагомъ, что служитъ отраженіемъ и обеэсиленіемъ его.

Но будетъ проходить время, и, быть можетъ, начнутся у насъ совѣтованія съ плотью, найдутся зло­намѣренные люди, воспользуются слабостью человѣ­ческой плоти, грѣховными похотями нашими и начнуть мутить насъ, начнутъ нашептывать нашимъ братьямъ, что не можетъ быть успѣха у русскаго дѣла, такъ какъ-де среди русскихъ много иноплеменниковъ, род­ственныхъ по крови и языку съ воюющими герман­цами… и, не дай Господи, успѣютъ посѣять среди насъ вражду; тогда, дѣйствительно, разстроится сердце на­рода, разсѣется единодушіе, и силы наши падутъ на радость нашихъ враговъ, на радость ада и его усерд­ныхъ слугъ, злонамѣренныхъ возмутителей, смутья­новъ. Во избѣжаніе этого возможнаго и непоправи­маго несчастья, если только допустимъ, непредупре- димъ его мы, духовные руководители жизни народной, обязаны предъ Богомъ, Царемъ и Отечествомъ зорко, бдительно слѣдить за всѣми движеніями золотого сердца нашего русскаго народа, не давать возможно­сти вползти въ это избранное Христомъ Богомъ для себя жилище, русскому сердцу никакомѵ гаду и не­устанно учить его на основаніи Слова Божія о необ­ходимости храненія любви и совершеннаго единодушія со всѣми соотечественниками и разъяснять, что только при этомъ единодушіи и возможно для насъ одолѣть сильнаго врага и что поэтому всякій сѣющій среди насъ вражду, возбуждающій насъ противъ нашихъ же, какихъ бы то ни было соотечественниковъ, есть на­стоящій измѣнникъ отечества, Іуда Христопродавецъ. Мы должны помнить, что какъ у Отца Небеснаго на землѣ, на планетѣ, нами населяемой, много разныхъ народовъ, и Онъ одинаково любитъ ихъ, одинаково промышляетъ о нихъ, всѣхъ направляетъ ко благу—, такъ и у вѣрнаго Раба Господня, Помазанника Бо­жія, возлюбленнѣйшаго Государя Императора, Само­держца Всероссійскаго, на землѣ Его, Богомъ же ему данной, въ Царствѣ Его Русскомъ живетъ много раз­личныхъ народовъ, и Царь нашъ одинаково любитъ ихъ, одинаково заботится о нихъ и одинаково призы­ваетъ ихъ къ защитѣ отечества.

И, благодареніе Господу, народы, населяющіе Рос­сію, сыновне любятъ Государя и свое отечество, всегда наравнѣ съ природными рзшскими людьми выступали на защиту отечества и мужественно дрались со всѣми врагами русскаго царства, къ какому бы то племени ни принадлежали эти послѣдніе.

Развѣ можно забыть въ этомъ отношеніи боевыя заслуги нашихъ соотечественниковъ, напримѣръ, бли­жайшихъ нашихъ сосѣдей, татаръ и нѣмцевъ? Какой боевой славой не покрыва.ти они себя, сколько слав­ныхъ героевъ и полководцевъ изъ среды своей давали они Россіи!

Въ мирное время честно относясь къ своимъ за­нятіямъ, братья наши—нѣмцы бывали всегда предупре­дительны и не только не отказывались, но охотно при­ходили на помощь разнымъ отечественнымъ учрежде­ніямъ и съ любовью вносили свои большія жертвы на всѣ общественныя русскія нужды, а когда Верховный Вождь Россіи выводилъ ихъ на поля сраженія, они дра­лись всегда, какъ львы, за славу и честь русской земли. Геройскіе подвиги, совершенные воинами, нашими бра- тьями-нѣмцами за спасеніе Россіи, обезсмертили мно­гихъ изъ нихъ, и подвиги ихъ остаются и для насъ, и для будущихъ нашихъ потомковъ примѣрными и до­стопримѣчательными.

Да, это вполнѣ понятно: любовь къ отечеству го­раздо выше, гораздо сильнѣе, чѣмъ единство племени и единство языка. Много кровопролитныхъ и продол жительныхъ войнъ помнитъ исторія среди единопле­менныхъ народовъ, составлявшихъ отдѣльныя государ­ства. Давно ли, нс прошло вѣдь еще и пятидесяти лѣтъ, какъ Пруссія дралась съ Австріей и жестоко побила своихъ же единоплеменниковъ австрійцевъ. Принадлежность къ тому или иному племени не имѣ­етъ рѣшительно никакого значенія въ вопросахъ о любви и преданности къ отечеству. Эльзасъ и Лота­рингія, бывшія провинціи французскія, насильственно 42 года тому назадъ отторгнутыя Пруссіей, несмотря на родственность происхожденія и единство языка съ германцами, тяготѣютъ и любятъ не Пруссію, а Фран­цію, свое бывшее отечество, съ которымъ соединила ихъ исторія.

Убѣжденные во всемъ этомъ, мы и должны упо­треблять всѣ мѣры, чтобы сохранить въ паствѣ нашей неизмѣнными, ничѣмъ неомраченными то единодушіе, то единомысліе, тотъ патріотическій духъ, какіе проя­вили братья наши въ первые дни послѣ объявленія войны [і какіе, по милости Божьей, проявляютъ и нынѣ.

Православный русскій народъ долженъ передъ всѣмъ міромъ засвидѣтельствовать, что онъ не напрас­но носитъ названіе православнаго, что онъ дѣйстви­тельно является хранителемъ вселенской истины, что онъ не словомъ, а дѣломъ исповѣдуетъ заповѣдь Хри­стову о любви къ ближнимъ, что онъ водится Духомъ Божьимъ и вѣрно исполняетъ слово Писанія.

Пусть предъ взоромъ каждаго изъ насъ начерта­ются и крѣпко западутъ въ наши сердца слова Божіи: „будьте братолюбивы другъ лъ другу съ нпжностью; въ по­чтительности другъ друга предупреждайте”. (Рим. 12, іо). Мы должны, мы обязаны предъ Богомъ, Его Помазан­никомъ п нашимъ отечествомъ проявлять особенную нѣжную братскую любовь къ тѣмъ нашимъ соотече­ственникамъ, которые по происхожденію и языку от­личаются отъ насъ, ибо всякая, малѣйшая даже не­брежность съ нашей стороны къ нимъ особенно бо­лѣзненно отзовется въ ихъ, любящемъ русское отече­ство, сердцѣ. Они идутъ умирать за Россію, а мы ста­немъ обижать ихъ какими бы то ни было подозрѣ­ніями или неразумными выходками, за это жестоко насъ накажетъ Отецъ Небесный.

Сохрани, Господи, чтобы кто-нибудь изъ насъ, православныхъ, дерзнулъ въ эти дни, когда совершается судъ Божій, когда на поляхъ брани проливается за насъ мученическая кровь нашихъ братьевъ, самоотвер­женныхъ героевъ-воиновъ, нарушить заповѣдь Хри­стову по отношенію къ кому бы то ни было изъ на­шихъ соотечественниковъ. Грѣхъ даже одного можетъ навлечь на насъ гнѣвъ Божій и Господь, милующій и радующій сердца наши ниспосланіемъ побѣдъ, можетъ отвратить лице Свое отъ насъ. Припомнимъ примѣры изъ вѣчной и живой Божіей книги: пГосподъ любитъ праведники, Господъ хранитъ пришелъцъГ.

Идите и молшпеся, да не внидите въ напасть: духъ убо бодръ, плотъ же немощна“. Аминь.

Димитрій, епископъ таврическій и симферо­польскій.

Просмотр номера, в котором размещена публикация


PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003