Название публикации: Поучение епископа Димитрия
Газета: Пермская земская неделя
Дата: 25.12.1914.
Номер выпуска: 51 52.
Страница(ы): 5, 6, 7
Автор: Димитрий, епископ таврический и симферопольский.
Тематический блок: Первая мировая война.
Тема: Причина, военные события, этапы и итоги Гражданской войны.
Рубрика как указано в источнике: .
Тип публикации: Воззвания, обращения.
Персоналии: Николай II.
Топонимы: Австро-Венгрия, Лотарингия, Пруссия, Россия, Симферополь, Таврическая губерния, Франция, Эльзас.
Ключевые слова: единство, патриотизм, религия, святой долг.
Текст публикации
ТГоученіе епископа Димитрія.
Какъ сообщаютъ „Одесск. Новости”, епископъ Таврическій и Симферопольскій Димитрій (въ міру Абашидзе) обратился къ духовенству своей епархіи со слѣд., прекрасно задуманнымъ, поученіемъ:
„Во Имя Отца и Сына и Св. Духа.
Достопочтенные о Господѣ отцы.
Бдите и молитеся, да не внидите въ напасть; духъ убо бодръ, плотъ эюе немощна. (Матѳ. 26, 41).
Эту заповѣдь дашр намъ Спаситель нашъ Господь и Богъ Іисусъ Христосъ предъ страшными и спасительными для міра страданіями Своими. Сердцевѣдецъ Господь зналъ, что ближайшіе ученики Его— апостолы, а въ лицѣ ихъ всѣ будущіе его послѣдователи не разъ въ жизни будутъ переживать особенныя тяжелыя испытанія, когда духъ ихъ, всегда готовый стремиться ко всему высшему, небесному, божественному, будетъ преисполненъ благородными порывами къ совершенію самыхъ тяжелыхъ подвиговъ, а плоть, слабая и немощная плоть человѣческая, наоборотъ, будетъ тянуть ихъ къ землѣ, внушать только то, что отводитъ человѣка отъ высшаго міра, отъ Бога и Его заповѣдей.—Зналъ Господь, что въ эти важныя, неизбѣжныя для всякаго свободно разумнаго существа мгновенія плоть, другими словами, міръ, противный Богу, міръ не любящій Бога, станетъ дѣлать свои внушенія людямъ подъ всевозможными предлогами, искусно и тонко скрывая отъ искушаемыхъ дѣйствительныя свои побужденія, поэтому и далъ заповѣдь, да не внимаемъ мы внушеніямъ плоти, а всецѣло слѣдуемъ велѣніямъ и требованіямъ духа.
И горе, великое горе человѣку, когда онъ забываетъ эту Господню заповѣдь и начинаетъ совѣтоваться съ плотью, тогда все великое, предпринятое человѣкомъ, ускользаетъ отъ него и онъ остается ни съ чѣмъ, горько обманутый внушеніями плоти.
Вотъ и намъ, переживающимъ постигшее насъ великое испытаніе, борьбу за жизнь и за смерть съ могущественными германскими народами, слѣдуетъ твердо помнить этотъ завѣтъ Христовъ, крѣпко держаться этой заповѣди и руководиться ею.
Русскій народъ, милостью Божіей, встрѣтилъ войну, какъ и подобало, съ необыкновеннымъ единодушіемъ, единомысліемъ, всѣ объединились, всѣ, безъ различія пола, возраста, состоянія, оказались на высотѣ подъема патріотическаго духа, словомъ, проявили то, что является безусловной необходимостью для достиженія цѣли—побѣды надъ врагомъ, что служитъ отраженіемъ и обеэсиленіемъ его.
Но будетъ проходить время, и, быть можетъ, начнутся у насъ совѣтованія съ плотью, найдутся злонамѣренные люди, воспользуются слабостью человѣческой плоти, грѣховными похотями нашими и начнуть мутить насъ, начнутъ нашептывать нашимъ братьямъ, что не можетъ быть успѣха у русскаго дѣла, такъ какъ-де среди русскихъ много иноплеменниковъ, родственныхъ по крови и языку съ воюющими германцами… и, не дай Господи, успѣютъ посѣять среди насъ вражду; тогда, дѣйствительно, разстроится сердце народа, разсѣется единодушіе, и силы наши падутъ на радость нашихъ враговъ, на радость ада и его усердныхъ слугъ, злонамѣренныхъ возмутителей, смутьяновъ. Во избѣжаніе этого возможнаго и непоправимаго несчастья, если только допустимъ, непредупре- димъ его мы, духовные руководители жизни народной, обязаны предъ Богомъ, Царемъ и Отечествомъ зорко, бдительно слѣдить за всѣми движеніями золотого сердца нашего русскаго народа, не давать возможности вползти въ это избранное Христомъ Богомъ для себя жилище, русскому сердцу никакомѵ гаду и неустанно учить его на основаніи Слова Божія о необходимости храненія любви и совершеннаго единодушія со всѣми соотечественниками и разъяснять, что только при этомъ единодушіи и возможно для насъ одолѣть сильнаго врага и что поэтому всякій сѣющій среди насъ вражду, возбуждающій насъ противъ нашихъ же, какихъ бы то ни было соотечественниковъ, есть настоящій измѣнникъ отечества, Іуда Христопродавецъ. Мы должны помнить, что какъ у Отца Небеснаго на землѣ, на планетѣ, нами населяемой, много разныхъ народовъ, и Онъ одинаково любитъ ихъ, одинаково промышляетъ о нихъ, всѣхъ направляетъ ко благу—, такъ и у вѣрнаго Раба Господня, Помазанника Божія, возлюбленнѣйшаго Государя Императора, Самодержца Всероссійскаго, на землѣ Его, Богомъ же ему данной, въ Царствѣ Его Русскомъ живетъ много различныхъ народовъ, и Царь нашъ одинаково любитъ ихъ, одинаково заботится о нихъ и одинаково призываетъ ихъ къ защитѣ отечества.
И, благодареніе Господу, народы, населяющіе Россію, сыновне любятъ Государя и свое отечество, всегда наравнѣ съ природными рзшскими людьми выступали на защиту отечества и мужественно дрались со всѣми врагами русскаго царства, къ какому бы то племени ни принадлежали эти послѣдніе.
Развѣ можно забыть въ этомъ отношеніи боевыя заслуги нашихъ соотечественниковъ, напримѣръ, ближайшихъ нашихъ сосѣдей, татаръ и нѣмцевъ? Какой боевой славой не покрыва.ти они себя, сколько славныхъ героевъ и полководцевъ изъ среды своей давали они Россіи!
Въ мирное время честно относясь къ своимъ занятіямъ, братья наши—нѣмцы бывали всегда предупредительны и не только не отказывались, но охотно приходили на помощь разнымъ отечественнымъ учрежденіямъ и съ любовью вносили свои большія жертвы на всѣ общественныя русскія нужды, а когда Верховный Вождь Россіи выводилъ ихъ на поля сраженія, они дрались всегда, какъ львы, за славу и честь русской земли. Геройскіе подвиги, совершенные воинами, нашими бра- тьями-нѣмцами за спасеніе Россіи, обезсмертили многихъ изъ нихъ, и подвиги ихъ остаются и для насъ, и для будущихъ нашихъ потомковъ примѣрными и достопримѣчательными.
Да, это вполнѣ понятно: любовь къ отечеству гораздо выше, гораздо сильнѣе, чѣмъ единство племени и единство языка. Много кровопролитныхъ и продол жительныхъ войнъ помнитъ исторія среди единоплеменныхъ народовъ, составлявшихъ отдѣльныя государства. Давно ли, нс прошло вѣдь еще и пятидесяти лѣтъ, какъ Пруссія дралась съ Австріей и жестоко побила своихъ же единоплеменниковъ австрійцевъ. Принадлежность къ тому или иному племени не имѣетъ рѣшительно никакого значенія въ вопросахъ о любви и преданности къ отечеству. Эльзасъ и Лотарингія, бывшія провинціи французскія, насильственно 42 года тому назадъ отторгнутыя Пруссіей, несмотря на родственность происхожденія и единство языка съ германцами, тяготѣютъ и любятъ не Пруссію, а Францію, свое бывшее отечество, съ которымъ соединила ихъ исторія.
Убѣжденные во всемъ этомъ, мы и должны употреблять всѣ мѣры, чтобы сохранить въ паствѣ нашей неизмѣнными, ничѣмъ неомраченными то единодушіе, то единомысліе, тотъ патріотическій духъ, какіе проявили братья наши въ первые дни послѣ объявленія войны [і какіе, по милости Божьей, проявляютъ и нынѣ.
Православный русскій народъ долженъ передъ всѣмъ міромъ засвидѣтельствовать, что онъ не напрасно носитъ названіе православнаго, что онъ дѣйствительно является хранителемъ вселенской истины, что онъ не словомъ, а дѣломъ исповѣдуетъ заповѣдь Христову о любви къ ближнимъ, что онъ водится Духомъ Божьимъ и вѣрно исполняетъ слово Писанія.
Пусть предъ взоромъ каждаго изъ насъ начертаются и крѣпко западутъ въ наши сердца слова Божіи: „будьте братолюбивы другъ лъ другу съ нпжностью; въ почтительности другъ друга предупреждайте”. (Рим. 12, іо). Мы должны, мы обязаны предъ Богомъ, Его Помазанникомъ п нашимъ отечествомъ проявлять особенную нѣжную братскую любовь къ тѣмъ нашимъ соотечественникамъ, которые по происхожденію и языку отличаются отъ насъ, ибо всякая, малѣйшая даже небрежность съ нашей стороны къ нимъ особенно болѣзненно отзовется въ ихъ, любящемъ русское отечество, сердцѣ. Они идутъ умирать за Россію, а мы станемъ обижать ихъ какими бы то ни было подозрѣніями или неразумными выходками, за это жестоко насъ накажетъ Отецъ Небесный.
Сохрани, Господи, чтобы кто-нибудь изъ насъ, православныхъ, дерзнулъ въ эти дни, когда совершается судъ Божій, когда на поляхъ брани проливается за насъ мученическая кровь нашихъ братьевъ, самоотверженныхъ героевъ-воиновъ, нарушить заповѣдь Христову по отношенію къ кому бы то ни было изъ нашихъ соотечественниковъ. Грѣхъ даже одного можетъ навлечь на насъ гнѣвъ Божій и Господь, милующій и радующій сердца наши ниспосланіемъ побѣдъ, можетъ отвратить лице Свое отъ насъ. Припомнимъ примѣры изъ вѣчной и живой Божіей книги: пГосподъ любитъ праведники, Господъ хранитъ пришелъцъГ.
„ Идите и молшпеся, да не внидите въ напасть: духъ убо бодръ, плотъ же немощна“. Аминь.
Димитрій, епископъ таврическій и симферопольскій.
Просмотр номера, в котором размещена публикация
PDF-версия создана в Лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ на основе оригинала, хранящегося в ГУК “Пермский краевой музей”, в рамках проекта РГНФ № 14-11-59003